Адаптация к детскому саду. Психолог советует.
консультация по психологии
Детский сад – важный этап в жизни практически каждого ребенка. Этот новый период сопряжен с многочисленными изменениями в его жизни:
- он остается без мамы;
- вокруг огромное количество новых для него детей;
- появляется строгий режим, который необходимо соблюдать;
- непривычная еда;
- новое помещение, в котором ему приходится находиться и т.д.
Важно понимать, что даже для взрослого человека смена привычного уклада жизни вызывает стресс. Ребенок подобные изменения воспринимает точно так же. Вне зависимости от возраста человеку нужно время, чтобы адаптироваться к переменам. Только в отличии от взрослого ребенок находится в глубочайшем непонимании. Он не знает, что это с ним происходит, он не умеет избавляться от плохого настроения, снимать психоэмоциональное напряжение, расслабляться и помогать себе сам.
Именно поэтому то, как пройдет адаптация: насколько легко и быстро, - во многом зависит от взрослых… От их поддержки, реакций, адекватности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley_po_adaptatsii.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация к детскому саду. Психолог советует.
Детский сад – важный этап в жизни практически каждого ребенка. Этот новый период сопряжен с многочисленными изменениями в его жизни:
- он остается без мамы;
- вокруг огромное количество новых для него детей;
- появляется строгий режим, который необходимо соблюдать;
- непривычная еда;
- новое помещение, в котором ему приходится находиться и т.д.
Важно понимать, что даже для взрослого человека смена привычного уклада жизни вызывает стресс. Ребенок подобные изменения воспринимает точно так же. Вне зависимости от возраста человеку нужно время, чтобы адаптироваться к переменам. Только в отличии от взрослого ребенок находится в глубочайшем непонимании. Он не знает, что это с ним происходит, он не умеет избавляться от плохого настроения, снимать психоэмоциональное напряжение, расслабляться и помогать себе сам.
Именно поэтому то, как пройдет адаптация: насколько легко и быстро, - во многом зависит от взрослых… От их поддержки, реакций, адекватности.
Признаки готовности ребенка трех лет к саду:
- интерес к игре со сверстниками;
- развитые навыки коммуникации (умение знакомиться, вливаться в игру, привлекать в свою игру);
- высокая самооценка;
- умение следовать инструкции (имеется в виду в совместной со взрослыми деятельности: как правило учебной);
- развитая связная речь;
- навыки сомообслуживания (мыть руки, проситься на горшок, самостоятельно есть).
- навык САМОСТОЯТЕЛЬНОГО засыпания.
Для ребенка детский сад – это СТРЕСС… но стресс, посильный при правильном подходе родителей. Очень важно на этапе адаптации к саду помочь ребенку для того, чтобы:
- Сформировались адекватные стратегии действия в стрессовых ситуациях, которые в дальнейшем ребенок будет использовать во взрослой жизни,
- Не допустить истощения организма в моменте (стресс «съедает изнутри» не только взрослых, для детей это тоже частый исход непрекращающихся негативных переживаний; отсюда – опять болезни, недомогания, истерики).
Период адаптации у детей может проходить от трех недель до трех месяцем, иногда и больше. В это время здоровье ребенка может ухудшаться, так как стресс снижает работу иммунной системы. Привыкание к условиям детского сада у каждого ребенка проходит индивидуально.
Задача взрослых на этапе адаптации: родителям и воспитателям быть внимательными к любым отклонениям в поведении ребенка.
Ребенок способен адаптироваться к этому стрессу и пережить его. Но процесс этот во многом зависит от того, присутствовали ли до этого в жизни ребенка тренировки нервной системы. Дети, которые до поступления в детское учреждение общались со многими взрослыми и детьми, получали разнообразные впечатления, жили в разных условиях (на даче, в деревне у бабушки и др.), легче адаптируются.
По степени тяжести выделяют три степени адаптации. Легкая адаптация длится 20-21 дня. Средняя по тяжести адаптация длится 20-60 дней. Тяжелая адаптация длится более двух месяцев, может затянутся и на полгода.
Что же мешает адаптации:
- отсутствие подготовки ребенка к саду;
- излишняя привязанность к маме;
- стремительная смена образа жизни (когда родители преждевременно и без плавного вхождения оставляют ребенка сразу на сон или даже на весь день);
- повышенный уровень тревожности родителей (особенно мамы);
- ограничение самостоятельности малыша;
- воспитание ребенка в духе вседозволенности;
- детские травмы у родителей при воспоминании о саде;
- неврологическая симптоматика: астеничность, гиперактивность и т.д.;
- болезненность малыша (природный слабый иммунитет);
- отсутствие в доме адекватного режима дня, подходящего малышу по возрасту;
- мамино резкое «исчезновение»;
- несформированность навыков самообслуживания;
- запугивание детским садом (сознательное или случайное)
- дополнительные стрессовые факторы: переезд, рождение второго ребенка, развод и т.д.;
- отсутствие у мамы твердого решения о необходимости детского сада;
- скрытые выгоды у взрослых от того, что ребенок не ходит в д/с;
- непоследовательность взрослых:
- сегодня проспал – в сад не идем;
- на выходных спим до обеда и ложимся за полночь и т.д.;
- неумение родителей выдерживать негативные детские эмоции;
- отсутствие родительской помощи в проживании данного этапа.
С каждым из вышеперечисленных пунктов НУЖНО и ВАЖНО работать.
К примеру, чтобы снять чрезмерную привязанность к маме, рекомендуется оставлять деток с папами, бабушками, тетями…
На этапе адаптации, а иногда и после нее мамы могут услышать: «Мама, а можно сегодня не пойдем?» При этом ребенок может не истерить, но периодически начинает канючить. Почему так происходит?
- Ребенок еще не адаптировался.
- Ребенок еще не обзавелся друзьями в саду.
- Идет простая проверка границ.
Как реагировать?
- сохраняйте спокойствие, Не взрывайтесь, пожалуйста. В такие моменты очень нужна поддержка;
- успокаивать и настраивать на позитивный лад. Всегда говорите: «Я вечеров за тобой вернусь, и мы поиграем дома». При этом обязательно нужно сделать вечером то, о чем вы говорили. Если забирает ребенка бабушка – сообщите ему об этом, Иначе малыш будет ждать именно вас – и расстроится, когда будут обмануты его надежды.
Что можно сделать уже в процессе, когда ребенок НАЧАЛ ходить в д/с? Во-первых, УТРОМ:
- поиграть дома – обязательно – минут !%;
- дать выбрать игрушку;
- придумать интересную игру по дороге;
- не торопиться
- в первое время соблюдать ритуалы прощания
Во-вторых, облегчить подъем.
Для многих родителей процедура утреннего подъема детей в сад – ежедневная ПРОБЛЕМА, о которой даже думать не хочется…
Правила, которые ЗНАЧИТЕЛЬНО облегчают пробуждение и отлично работают:
- РЕЖИМ, отход ко сну (до 21-00) и пробуждение в одно и то же время значительно облегчат ситуацию.
- Подъем должен быть плавным, спокойным, Заложите на пробуждение хотя бы 20 минут. Не ждите, что ребенок вскочет по щелчку.
- не дергайте ребенка сразу, пытаясь его поднять;
- не трясите;
- не включайте резко свет; не издавайте резких звуком;
- прежде чем дотрагиваться до него , тихонько позовите его по имени, обозначив свое присутствие. Затем повторите его имя чуть громче;
- тактильный контакт начните с поглаживания руки и ноги, Движения должны быть очень мягкими, нежными;
- здорово, если есть возможность поваляться и пообниматься, Это даст выброс гормона окситоцина, что приводит к росту доверия, снижению раздражительности как у вас, так и у ребенка;
- здорово ели есть ритуал пробуждения – приятная музыка, обнимашки, щекоташки, беседа «Что тебе снилось?» и т.д.
И в-третьих, после детского сада важно ограничить просмотр телевизора и использование гаджетов (поскольку они дают дополнительную эмоциональную нагрузку), то же самое сделать с посещением шумных мероприятий, магазинов с огромным количеством людей и т.д.
Кроме того, облегчить принятие садика как данности позволят следующие простые действия в течении дня:
- Приводить ребенка как минимум за полчаса до завтрака. В это время у воспитателя есть время, чтобы уделить его малышам.
- Планировать заранее вечер, чтобы уделить время сыну или дочке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы психолога. Адаптация в детском саду.
Советы психолога. Адаптация в детском саду....
Адаптация к детскому саду. Советы педагога- психолога.
ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ. "Удивительно, но мой сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома так стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, че...
Советы психолога: «АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ»
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и...
Адаптация к детскому саду. Советы педагога-психолога.
Консультация для родителей детей, начинающих посещать ДОУ....
Адаптация в детском саду. Советы психолога
Адаптация в детском саду. Советы психолога...
Адаптация в детском саду. Советы психолога
Адаптация в детском саду. Советы психолога...
3 степени адаптации к детскому саду и 8 важнейших советов психолога по ее улучшению
Памятка для родителей....