Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.
статья по психологии

Филиппова Олеся Сергеевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.

1) Понятие чувства и эмоции

2) Развитие эмоция в раннем детстве (краткая характеристика)

3) Развитие эмоций в дошкольном возрасте:

А) Динамика развития чувств

Б) Чувства и разум

В) Чувства комического

Г) Чувства прекрасного

Д) Проявление чувств

4) Формирование высших чувств у дошкольников.

5) Периодизация эмоционального развития по Г. Дипо (на всякий случай)

1

Чувства или эмоции – своеобразная форма отражения человеком действительности. Переживания и отношения людей проявляются в чувствах. (Люблинская «Детская психология»)

Бесконечное многообразие раздражений, действующих на нервную систему человека, не оставляют его равнодушным. Воспоминания, образы, мысли, возникающие в сознании человека, также возбуждают в нем различные чувства: тревогу, грусть, сомнение, восторг, стыд.

В современной психологии эмоциями называют любые переживания, проходящие на разном уровне и выступающие в разных формах. Чувства высшего порядка: познавательные, моральные, эстетические – присущи только человеку.

2

Динамика развития чувств в раннем детстве.

Специальное изучение эмоциональных состояний детей от рождения до 3 лет (Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Е. Г. Бибанова и др.) показали следующее:

  1. Простые органические чувства ребенок испытывает с первых дней жизни. Раньше всего он переживает отрицательные чувства. Проявляются в виде плача, крика, как реакция на неблагоприятные условия среды. На ранней ступени развития простые чувства имеют безусловнорефлекторную природу и возникают как ответ на действие жизненно важных раздражителей.
  2. Комплекс оживления. Положительные эмоции у ребенка 4-5 месяцев на появление знакомого взрослого. По данным Е. Г. Бибановой, 72% всех зафиксированных эмоциональных проявлений детей на 1 году жизни вызваны общением со взрослым. Среди них 80% положительные эмоции.
  3. Со 2 половины 1 года жизни эмоционально-положительную реакцию у ребенка вызывают игрушки (если служат для игрового общения со взрослым), игры, шутки взрослых с ним.
  4. На 1 году жизни важным является чувство удивления, реакция на новое. Начало развития познавательного отношения к окружающему.
  5. Изменение чувств на 2-3 годах жизни. Они обусловлены 2-мя основными факторами: развитие самостоятельности детей в передвижении и действиях с предметами и вызванным этим расширением общения ребенка с людьми.

Ребенок начинает проявлять собственные чувства к окружающим и интерес. Развивается эмпатия. Появляются чувства радости и гордости за собственные достижения.

  1. Важную роль в развитие у ребенка чувств играет овладение речью. С включением речевых сигналов и реакций изменяется и протекание эмоциональных процессов. Все большую роль начинают играть корковые процессы. Существенную роль играет словесное обозначение взрослыми своего отношения к действиям ребенка. Слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся у детей чувств, а в дальнейшем и моральных понятий и суждений.
  2. К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства или состояния. Изменяются познавательные чувства детей: удивление, характерное для годовалого ребенка, сменяется элементарной любознательностью. Возникают новые чувства: обиды, смущения, стыда, элементарные проявления зависти.

К концу преддошкольного возраста ребенку доступны самые разнообразные человеческие чувства. Особенности нервной деятельности малыша придают чувствам ярко выраженный аффективный характер, однако, поскольку нервные процессы у малыша не отличаются стойкостью, его нетрудно переключить, отвлечь от того предмета или явления, которое вызвало соответствующее переживание.

3.

Динамика развития чувств

На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения как в содержании чувств, так и в форме их протекания. Чувства дошкольника трех – четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативны и неустойчивы. Так, любовь ребенка к матери, вспыхивая время от времени, побуждает его обнимать ее, целовать, произносить нежные слова, но еще не может служить более или менее постоянным источником поступков, которые бы радовали мать, приносили ей удовлетворение. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях. (К.Штерн)

Чувства младших и средних дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимся членами семьи, обычно вообще не бывают особенно длительными. Наблюдения за дружескими проявлениями детей в детском саду показали, что в подавляющем большинстве случаев ребенок дружит попеременно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Такая дружба основана не на стойком отношении к сверстнику, а на том, что ребенок с ним вместе играет или вместе сидит за столом.

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявление подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Например, однажды мама двух детей пришла домой позже обычного. Дети спали. На столе стояли два стакана из-под молока и крошки хлеба, у кроваток стулья с аккуратно сложенной одеждой. Она нагнулась поцеловать детей и заметила, что у сына щеки в зубном порошке. Утром она спросила: «Почему ты не умылся, весь в порошке?» У него хитро заблестели глаза: «Я нарочно. Чтобы ты видела, что я зубы чистил». Он пояснил матери, что и стаканы нарочно не убирал, чтобы мама видела и была спокойна – они выпили оставленное молоко.

Типичной для ребенка старшего дошкольного возраста становится постоянная дружба со сверстником, хотя сохраняется и большое количество случаев попеременной дружбы. При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатия, друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знания и умения. Например, Вова знает много игр, поэтому с ним интересно, играть, весело.

Чувства и разум

Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве –увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок только начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Существует распространенное мнение о том, что маленькие дети часто бесчувственны, даже жестоки по отношению к животным. Действительно, нас болезненно поражает равнодушие, с которым ребенок обращается иногда с животными. Он давит муху, топчет жука, разрывает бабочку, хватает за горло котенка. Это производит впечатление полной противоположности проявляющемуся в других случаях сочувствию, состраданию к животным. Однако, во многих случаях безучастие, иногда кажущаяся жестокость есть не что иное, как отсутствие понимания. Любопытство ребенка, желающего проникнуть внутрь всех вещей, сочетаясь с чисто детской беззаботностью насчет последствий, приводит к проявлениям, которые мы расцениваем как бездушие, жестокость.

Чувство комического

Изменение чувств ребенка в зависимости от понимания им ситуации хорошо видно на примере развития у дошкольников чувства комического. Это чувство возникает у ребенка, когда он сталкивается с чем-либо несуразным, неожиданным, нарушающим привычный ход вещей. У младших дошкольников чувство комического проявляется в веселом смехе, оно возникает, когда дети видят смешные жесты Петрушки, слышат словесные перевертыши, обнаруживают несоответствие во внешности, одежде человека (например, детскую кепку на голове взрослого). Они и сами шутят, давая предметам другие названия, переворачивая слова. Старшие дошкольники обнаруживают чувство комического в гораздо более сложных ситуациях, отмечая несоответствия в поведении людей, недостатки в их знаниях и умениях.

Чувство прекрасного

Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство красивого, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы. Для трех – четырехлетнего дошкольника красивое – это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик и т, п. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодий, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений. Чем лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.

Развитие «разумности» чувств охватывает не только чувства относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с собственным поведением ребенка. Уже ребенку трехлетнего возраста приятна, похвала взрослых, его огорчает порицание. Мы знаем, что у ребенка возникает чувства гордости и стыда, зависящие от оценки, которую дают его поведению взрослые. Но эти переживания относятся еще не к самим поступкам, а к их оценке другими людьми. Происходящее в дошкольном детстве усвоение норм, правил поведения, формирование самооценки приводят к тому, что само выполнение или невыполнение этих норм начинает переживаться, ребенком, вызывать у него радость, гордость или, наоборот, огорчение, стыд даже в том случае, когда, ребенок находится наедине с собой и о его поступке никто не знает.

Проявление чувств

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличии от трехлетнего пяти-, шестилетний дошкольник может сдержать слезы, не проявить страха и т.п. Во-вторых, он усваивает «язык» чувств принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонаций голоса.

Хотя наиболее резкие проявления чувства (плач, смех, крик), связаны с работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же касается всего богатства более тонких выразительных средств, которыми пользуются люди для выражения чувств, то они имеют общественное происхождение, и ребенок овладевает ими путем подражания.

4. Формирование высших чувств у дошкольников.

        Чтобы у ребенка сформировались высшие чувства (моральные, эстетические, познавательные), у него должно быть сформировано понятие о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также – познавательная потребность. Чувства складываются постепенно. Первоначально дети улавливают только определенное значение событий, позднее – их обобщенный смысл.

Для дошкольников характерна слитность высших чувств. Ребенок оценивает как «хорошее» объекты и явления, которые вызывают у него и эстетические переживания (хороший – значит красивый), и этические (хороший – значит добрый), и интеллектуальные (хороший – значит интересный). Один и тот же объект вызывает переживание, в котором слиты эстетические, этические, познавательные чувства. При восприятии «Сказки о царе Салтане» дошкольник (по данным Н. А. Менчинской) проявляет не только любознательность, но и нравственное чувство. «Он наш или не наш, плохой или хороший?» - спрашивает ребенок о героях сказки.

В дальнейшем с формированием умения анализировать и давать оценку в соответствии со специфическими нравственными или эстетическими критериями синкретическое (слитное) чувство дифференцируется на эстетическое, этическое, интеллектуальное.

Чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, называются интеллектуальными. К ним относят любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора.

Интеллектуальные чувства играют важную роль в развитии умственной деятельности дошкольников. Для ребенка характерна глубокая любовь к истине, страстное стремление к познанию действительности. Само решение вопроса, нахождение истины может сопровождаться чувствами уверенности, удовлетворения.

У дошкольников появляются переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением их стремлений соблюдать требования общественной жизни, т.е. моральные чувства. Первые проявления чувства долга наблюдаются в 4-5 лет, когда на основе имеющихся знаний, умений, навыков начинает зарождаться моральное сознание, когда ребенок начинает понимать предъявляемые к нему требования, относить их к своим действиям и  поступкам, к поведению других людей (взрослых и сверстников).

У дошкольников возникают и такие этические переживания, как чувство гордости и  стыда. Внутренним условием зарождения чувства гордости, направленного на конкретные достоинства, является формирование в сознании ребенка связи между представлением об этих достоинствах и положительной оценкой со стороны окружающих.

В дошкольном возрасте при условии хорошо организованного детского коллектива, возникают начальные формы истинно товарищеских и дружеских чувств. По данным М.И. Тимошенко и А.В. Булатовой, между многими детьми старшей группы устанавливаются отношения дружбы. Ребенок скучает без друга, помогает ему, делится с ним игрушками и сладостями, заступается за друга, если его обидели. Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать людям помощь, формирует у шести-, семилетних детей чуткость и заботливость как черту характера.

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Знакомство детей-дошкольников с жизнью родной страны, с ее героями, изобретателями, полководцами, писателями формируем у ребенка чувство гордости и любви к своей стране. Дети не сразу разбираются в том, какое понятие шире - страна или город, является ли Москва столицей нашей страны или просто городом, но у них формируется бережное отношение ко всему нашему, которое всегда и самое лучшее, и самое благородное.

Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы и цвета, составлять красивые орнаменты, коврики, бордюры, и т.д. (Е.А.Флерина, Е.Г.Ковальская, И.Л.Гусарова, Н.П.Сакулина).

На протяжении дошкольного периода детства расширяется область тех факторов и явлений, которые вызывают у ребенка эмоциональную реакцию. У малыша чувства вызывали те воздействия, которые его непосредственно касались, т.е. имели для него личную значимость. Чувства дошкольника возникают и при восприятии таких факторов, которые к самому ребенку не имеют прямого отношения. Он живо откликается на события, описанные в книге, на просмотренный спектакль или фильм.

Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка все больше опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об окружающем, усвоенными моральными оценками и собственным опытом нравственного поведения.

5.

Основа психического развития – эмоциональное развитие ребенка.

  1. стадия. Эгоцентрично-внеличностная. Хар-ся нерасчлененностью детского самоощущения, связано с телесным переживанием: удовольствие, неудовольствие, боль. Дети даже 3-4 лет не могут дать субъективную причину настроения.

  1. стадия. Личностных отношений. Ребенок начинает выделять собственные настроения, причины, отдельные от внешнего мира. Легко считывает базисные эмоции. Не способен особнать субъективные характер собственных чувств.

  1. Стадия. Межличностная. Появляются способности к эмоциональной децентрации. Ведущий фактор – отношения со сверстниками (подростковый возр). Ребенок не критически принимает правила.

  1. Стадия. Психологическая. Развитие эмоций в связи с новым фокусом интересов, благодаря поиску интересов, своего отличия. Формирование новых форм досуга.

  1. Стадия. Атономия. Столкновение ценностей подростка и социального окружения. Эмоциональные состояния определяются давлением внешних обстоятельств.

  1. Стадия Интегративная. Конец юношеского возраста. Эмоциональные состояния определяются гармоничностью мира, чувство гармонии.

Литература: лекция по психологии развития, Мухина «Детская психология», Люблинская «Детская психология».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

      Эмоции ребёнка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности. Эмоциональные процессы явля...

Консультация для родителей ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.Сопровождая практи...

Статья "Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста"

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста- одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего...

Статья "Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста"

В этой чстатье раскрываются особенности эмоционального мира ребенка дошкольного возраста...

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Статья Боевой Ирины НиколаевныЭмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Именно эмоции являются первым звеном в обще...