Картотека кейса игр по финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
картотека по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Сокольникова Анна Васильевна

Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни; - сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_po_finansovoy_gramotnosti.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс игр по финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Игра: «Размен»

Цель: научить детей считать деньги.

Необходимые материалы: Монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5 детей.

Ход игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра- соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достанется.

Игра: «Груша- яблоко»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, ножницы, карандаши.

Ход игры:

Предложите ребёнку нарисовать яблоко на одной стороне бумаги. Когда рисунок закончен, предложите на оборотной стороне бумаги нарисовать грушу.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребёнку ножницы и попросите вырезать для вас и яблоко и грушу. Увидев замешательство, объясните, что, конечно это невозможно. Потому что лист бумаги один и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо нужно было спланировать место на бумаге.

Игра «Кто что делает»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действия; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир).

Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Ход игры:

Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

Игра: «Кто кем работает»

Цель: На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал: Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.

Ход игры:

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий.

Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Игра: «Назови профессии»

Цель: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

Материал: Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Ход игры:

Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

Игра: «Кто трудиться, кто играет?»

Цель: Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

Материал: Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Ход игры:

У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность).

Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

Игра: «Какие бывают доходы?»

Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал:

Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Ход игры:

Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

Игра: «Товарный поезд»

Цель: Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Ход игры:

Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.

Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.

Игра: «Разложи монетки по кошелькам»

 Цель: закрепление знаний основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный), формирование элементарных представлений о финансовой грамотности.

 Оборудование для игры: карточки кошельки четырёх цветов, фишки-монеты четырёх цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий).

Ход игры: ребёнок берёт монетку -фишку понравившегося цвета, он должен положить её в кошелечек, такого же цвета что и монетка-фишка.

Игра: «Цветная копилка»

Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, закрепление знаний основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный)

 Оборудование для игры: четыре ведёрка с отверстиями основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый-это копилки), монеты-фишки четырёх цветов.

Ход игры: ребенок достает из мешочка монетку-фишку, он должен её отправить в копилку нужного цвета. Все монетки соответствует цвету копилок.

Игра: «Копилка»

Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, развитие умений различать монеты от бумажных

купюр.

Оборудование для игры: две копилки в виде ведерка с отверстиями сверху. Сбоку каждого ведёрко-картинка с монетой, бумажной купюрой. Монеты и купюры по 10 штук. Мешочек -кошелек.

Ход игры: ребенок достает из мешочка Терек кошелька денежки, монеты или бумажные купюры, и отправляет их в нужную копилку, тем самым сортирует деньги.

Лото - финансовая грамотность. 

Оборудование для игры: большое поле лото на четыре и шесть фишек. Фишке с картинками.

Ход игры: у ребёнка перед собой в поле из четырёх или шести ячеек. Он берёт фишку и должен поставить её на нужное поле в карточке, пока не соберёт всё.

Практика «Мини-банк»

 Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

Суть практики: Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы. Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки. Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

Практика «Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики: Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей. На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет. На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

 Практика «Самостоятельная покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Суть практики: Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите ему первый самостоятельный поход в магазин. Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения; по какой цене. Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

– Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

– Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.

– Сначала зарабатываем – потом тратим.

– Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

– Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.

– Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.

– Деньги любят счет.

– Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.

– Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.

– Твои деньги бывают объектом чужого интереса.– Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.

– Не все покупается.

– Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

Финансы – это интересно и увлекательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых р...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста  ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...

"ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ: КЕЙС РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Постановка проблемы изучения финансовой грамотности в дошкольном возрасте связана с нормами морали, этикой нравственно-трудового воспитания и элементами социально-экономического мышления, раскрывающим...