Мониторинг
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Мониторинг уровня финансовой грамотности
детей старшего дошкольного возраста
Цель: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней финансовой грамотности разработана диагностика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.
С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.
Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.
Таблица 1.
Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Критерии | Показатели |
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) | - знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; - представления об экономических понятиях; - проявление интереса к окружающим явлениям современного общества. |
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) | - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. |
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности) | - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников. |
По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях экономической воспитанности: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий можно судить об уровне знаний по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.
Таблица 2.
Уровни сформированности финансовых представлений старших дошкольников
(начало и конец учебного года)
Имя ребенка | Знания о потребностях | Знания о ресурсах | Знания о деньгах и цене | Знания о рекламе | Всего баллов | Средний балл | Уровень |
1. | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7 | |||||||
8. | |||||||
9. | |||||||
10. | |||||||
Средний балл |
|
Приложение
Задание 1.
1) Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…(Товар)
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы…(Ссуду)
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…(Залог)
2) - У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо)
- Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки)
3) Как ты думаешь, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Что потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).
Задание 2.
1)Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт …(Банкир)
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт …(Бизнесмен)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам …(Продавцы)
2) - Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)
- А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле)
- Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь)
- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь)
3) Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимо и для чего.
Задание 3.
1)На товаре быть должна
Обязательно…(Цена)
Говорят, про меня:
Деревянный я.
Но неправда, я -- железный,
Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)
И врачу, и акробату
Выдают за труд …(Зарплату)
2) - На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)
- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться)
- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)
3) Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят)
Задание 4.
1)Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без…(Рекламы)
Яркой краской привлекает, покупать нас заставляет. (Рекламный плакат)
Прохожу мимо витрины, и стоит там человек, говорит он так красиво, Кто же этот человек? (Рекламный агент)
2) - Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)
- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные)
- Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали)
3) Представь любой товар. Попытайся мне его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие «Сөйләм үсеше гомуми җитлекмәүнең III дәрәҗәсе булган балаларның сөйләм үсеше мониторингы» («Количественный мониторинг речевого развития детей с ОНР»)
В методическом пособии систематизирован практический материал по мониторингу речевого развития детей-билингвов с ОНР и дидактические карты для количественного анализа оцениваемых показателей развития,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-336396-1384137232.jpg)
Мониторинг развития музыкальных способностей по кружковой деятельности "Звук-волшебник" (вопросы и задания к мониторингу, условные обозначения, на 1-ый и на 2-ой год обучения)
Данный материал представлен музыкальным руководителям детских садов для отслеживания результатов усвоения детьми программы по музыкальному воспитанию Т.Н. Девятовой "Звук-волшебник", используемый для ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-233465-1365441525.jpg)
"Роль службы мониторинга в реализации технологий мониторинга качества"
Технология мониторинга - это прорыв в будущее музыкально – педагогического процесса детского сада, ориентированного на успехи каждого ребенка в музыкальном образовании....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-987075-1514884559.jpg)
Презентация "Мониторинг физического развития дошкольников (единая российская система мониторинга)"
Мониторинг физического развития дошкольников (единая российская система мониторинга...
1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)
1.2 Результативность использования здоровьесберегающих технологий (справка от старшего воспитателя по итогам мониторинга. Формы мониторинга: обследование, диагностика, наблюдение)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/10/picture-1203053-1696925516.jpg)
Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга мониторинга 2020-2021 учебный год
Результаты мониторинга...