Конспект занятия "Школа финансовой грамотности"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Татьяна Ивановна Попова

конспект НОД с детьми стершего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_shkola_finansovoy_gramotnosti.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20»                                                                                               ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОЬЛАСТИ

Конспект занятия

«Школа финансовой грамоты»

Попова Т. И.

воспитатель первой категории

МБДОУ «д/с № 20»

г. Еманжелинск, 2025г.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с понятиями «купюра», «банкнота», «потребность», «бюджет», «банк», «банкомат», «пластиковая карта».
  • Формировать представления о содержании деятельности представителей банковских профессий.
  • Развивать познавательные способности, словарный запас детей.
  • Воспитывать способность делать осознанный выбор между удовлетворением «обязательных» и «необязательных» потребностей.

Ход занятия

В группу входит грустный Буратино.

Воспитатель

Это что за очень странный?

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

                                    (Буратино)

Воспитатель: Здравствуй Буратино, мы рады тебя видеть! Буратино, ты почему грустишь, что с тобой случилось? Мы с ребятами постараемся тебе помочь.

Буратино: Здравствуйте. Папа Карло записал меня в школу финансовой грамотности. И сегодня я был на занятии. Там услышал много новых слов: купюра, банкнота, потребность, банк, бюджет, банкомат, пластиковая карта….Я ничего не понял….Что обозначают эти новы слова?

Воспитатель. Ребята, поможем Буратино? Он задал нам интересную задачу. Но, думаю, мы вместе сможем рахзобраться и помочь нашему другу. Буратино, присаживайся вместе с нами и будь внимательным. Прслушайте загадку. Быват они медные, блестящие, бумажные, но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?

Дети: Деньги.

Воспитатель: А, для чего людям нужны деньги?

(Ответы детей)

Воспитатель. Да, деньги нужны людям, без них прожить невозможно. А где же люди берут деньги?

(Ответы детей)

Воспитатель. Да, правильно. Люди их зарабатывают. Они работают, их труд оплачивается, и они получают заработную плату денежными купюрами. Денежные купюры еще называются банкнотами. Купюры или банкноты – это бумажные деньги. А как называются металлические деньги?

Дети. Монеты.

Игра «Какие бывают купюры и монеты»

(Дети составляют целое изображение купюр и монет из частей, повторяют название денег: монета, купюра, банкнота)

Воспитатель. Буратино, теперь ты запомнил, как называются денежные купюры и чем отдичаются купюры и монеты между собой?

Буратино. Да, купюра, банкнота – бумажная, а монет – металлическая.

Динамическая пауза «Будем деньги мы считать»

Раз, два, тир, четыре, пять,

(дети шагают на месте)

Будем денежки считать

(сжимают и разжимают пальцы на обеих руках)

Один и два – оплатим дом,

(Пальцы в кулак, отгибают мизинец и безымянный палец)

Дом, в котором мы живем,

Третья монетка – одежду купить,

(Отгибают средний палец)

На четвертую монету купим есть и пить,

(Отгибают указательный палец).

Ну, а пятую пока

(Шевелят большим пальцем)

Спрячем на дне кошелька!

(Прячут большой палец в кулак, согнув все пальцы)

Буратино.   Слова «купюра» и «банкнота» мне теперь понятны – это деньги. А вот что такое «потребность»?

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что означает слово «потребность»?

(ответы детей)

Воспитатель. Слово «потребность» происходит от слова «требуется». Потребность – это то, без чего человек не может жить, и все то, что он хочет иметь. Внимание на экран!

(На экран выводятся слайды, дети вместе с Буратино определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье) и объясняют, почему без них человек не может прожить)

Воспитатель. А ты, Буратино, без чего не можешь прожить

(Ответ Буратино)

Воспитатель. Теперь ты понял, что есть потребности, которые надо удовлетворять в первую очередь? Ребята, а у вас есть какие-либо потребности?

(Ответы детей)

Воспитатель. Итак, потребности бывают обязательные- это те, без чего ты не можешь прожить, и необязательные – то, что хочется..

Игра «Хочу – надо»

Дети делятся на две команды. Первая размещает на мольберте со словом «надо» изображения обязательных потребностей, вторая на мольберте со совом «хочу» - изображение необязательных потребностей.

Воспитатель. Когда деньги, полученные за работу, ваши родители приносят в семью и складывают вместе, то образуется семейный бюджет. Он состоит из доходов – это когда родители получили зарплату и расходов семьи – это когда совершили платежи, покупки. Первоочередные траты семьи – это то, без чего не обойтись (платежи за жилье, за свет, за воду, питание, лечение), то, что «надо». А вот то, что вы хотите, но без чего можно спокойно обойтись – это просто приятные дополнения, это то, что «хочу». Буратино, ты понял, откуда берутся деньги на потребности?

Буратино. Конечн, мне их Папа Карло дает.

Воспитатель. Ребята, расскажите Буратино, откуда в семье берутся деньги.

Дети. Мама и папа ходят на работу, и им платят заработную плату. Бабушка и дедушка получают пенсию. Старшие сестра и брат учатся в институте и получают стипендию.

Буратино. А у меня деньги хранятся в потайном месте – на Поле Чудес в Стране Дураков! Я закопал в землю пять золотых монет, и скоро из них вырастет дерево с целой кучей денег!

Воспитатель. Разве в земле хранят деньги? Где их можно хранить?

(ответы детей)

Правильно, ребята. Деньги можно хранить в копилке, в кошельке, можно положить их на банковскую карту.

Буратино. Что такое банковская карта?

Воспитатель. Банковская карта – пластиковая карта. Используется для оплаты товаров и услуг. Карты бывают разные по оформлению, но предназначение у всех одно – хранение денег (показывает различные банковские карты). Вы видели такие карты у родителей. Как ими пользоваться, знаете?

(ответы детей)

Воспитатель. Накопленные деньги нужно хранить в надежном месте. Поэтому взрослые люди относят свои накопления в банк. Банк – это место для хранения денег, и он гарантирует их безопасность.

В банке трудится много банковских работников. Трудятся отни на благо клиентов, которые приходят в банк, чтобы взять деньги в кредит, то есть, можно сказать, в долг, или наоборот, кладут деньги на депозит, на сохранность. Также здесь могут заплатить за квартиру, машину или сделать денежные переводы родственникам в другой город.

Для того, чтобы банк начал работу, подумайте и ответьте, какие сотрудники нужны для работы в банке?

Составление макета «Банк» в виде пирамиды.

Воспитатель. Администратор организует работу банка, следит за соблюдением режима его работы. Менеджер (кредитный) оформляет кредиты, дае консультации по получению кредитов. Коесультает выдает талоны на совершение багковских операций, помогает клиентам пользоваться банковским терминалом. Кассир выслушивает клиента, общается, совершает необходимые операции: принимает деньги от клиентов, принимает переводы, производит оплату по квитанциям. Охранник следит за порядком в банке, обеспечивает безопасность клиентов, сотрудников банка и денежных средств. Когда мы приходим в банк, мы становимся клиентами банка.

Игра «Доход – расход» (в кругу с мячом)

Папа получил зарплату – это доход. Мама выиграла приз – доход. Бабушка потеряла кошелек – расход. Заплатили за квартиру – расход. Брат получил стипендию – это доход. Купили телевизор - расход. Купили путевку на море – расход. И т.п.

Воспитатель. Ребята, сейчас у вас появится возможность заработать монеты за активную работу и правильные ответы.

Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему?

Как нужно относиться к деньгам?

Что делают люди с заработанными деньгами?

Все ли деньги нужно тратить? Почему?

(Дети отвечают и поучают монеты)

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, а покупка сладостей является потребностью? Какая это потребность – обязательная или необязательная? «Хочу» или «Надо»?

(Ответы детей)

Воспитатель. Значит ли это, что мы совсем не должны выделять деньги на сладости?

(Ответы детей)

Воспитатель. Мы покупаем сладости на праздники или в качестве поощрения за хорошую работу, поведение. Сегодня у вас есть возможность га заработанную монету приобрести конфеты в автомате сладостей.

(Дети опускают монету в автомат (макет) и вынимают конфету).

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключения Умника и Торопыжки»

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

Конспект по финансовой грамотности "Путешествие в сказку"

Ход занятияВоспитатель. Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказочный лес  и помочь нашим героям. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные с...

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД финансовая грамотность "Какая она, страна "Экономика"?

Будущее поколение должно быть финансово грамотными для успешной жизни......

План-конспект по финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Приключения Фунтика и Чуни»

План-конспект по финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Приключения Фунтика и Чуни»...