Дидактические игры по финансовой грамотности
картотека по основам финансовой грамотности

Верещагина Светлана Васильевна

картотека дидактических игр по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartot.didak_.igr_.po_fin_gram.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию финансовой грамотности.

Дидактическая игра «Чей труд важнее?»

Цель: Закрепление знаний детей об источниках денежных доходов; учить дифференцировать виды трудовой деятельности человека в соответствии с их целевой направленностью.

Оборудование: набор картинок с изображением различных действий взрослых людей (домашние дела и профессии).

Ход игры

Ребенку предлагается несколько картинок с изображением различных действий взрослых людей: муж пылесосит; врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; женщина стирает белье; мужчина копает яму для посадки дерева.

Задание 1:

Сгруппировать те картинки, на которых изображены действия, которые объясняются как общественно полезный труд и оплачиваются (врач слушает пациента, продавец отпускает товар покупателю).

Задание 2:

Сгруппировать те картинки, на которых изображены домашние дела. (стирка домашнего белья, уборка дома, прополка огорода и др.)

Результат: дети дифференцируют виды трудовой деятельности человека, понимают, что есть труд общественно полезный, за который получают деньги (зарплату), а есть домашний труд, за который получают похвалу. И тот и другой важны для человека.

Дидактическая игра «Кто как работает?»

Цель. Расширение представлений о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги.

Оборудование: сказочные герои: Золушка, Буратино, Крот, Дюймовочка, Кот в сапогах, Емеля, Золотая Рыбка, Наф - Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др. Изображения солнышка и тучки.

Ход игры:

Покажите волшебный сундучок, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

 С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана), лесенка, предложите каждому ребенку достать из сундучка рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям:

 «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

Дидактическая игра «Построй по алгоритму»

Цель: Закрепление знаний детей о профессиях, научить выстраивать логическую цепочку действий, необходимых для получения результата.

Оборудование: карточки с изображением алгоритма.

Ход игры: Дети делятся на команды по профессиям. В соответствии с профессией они получают задания (например, если повар, то приготовить какое-либо блюдо).

  Предлагаются карточки с изображением определенного алгоритма, дети должны в правильном порядке эти карточки разложить, выстроить свой алгоритм и получить нужный результат, продукт деятельности. Только при правильном последовательном выполнении действий, получают зарплату по результату.

Дидактическая игра: «Назови профессии по результату труда»

Цель: Расширение представлений детей о профессиях и их результате, учить детей правильно называть профессии людей по ассоциациям.

Оборудование: два набора карточек - с изображением разных профессий и с изображением результата труда этих профессий.

Ход игры:

Дети получают разные карточки – у одних изображены профессии, у других результат труда этих профессий. По команде детям нужно собраться в пары - профессия и результат труда этой профессии (торт-кондитер, дом – строитель …)

Результат: дети знают разные профессии и то, что получается в результате труда этих профессий.

Дидактическая игра: Домино «Русские деньги»

Цель: Закрепление знаний детей о денежных средствах, о названии и достоинстве русских денег, их особенностях.

Оборудование: костяшки в виде карточек домино – 28 шт., на которых изображены русские купюры и монеты разного достоинства и в разном наборе.

Ход игры:

Игровые правила: выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: 1руб. к 1руб.; 2руб. к 2 руб.и т.д.

Игровые действия: Правила игры – общие для домино.

1) Все участвующие в игре получают по шесть фишек, остальные фишки находятся в «банке», лицевой стороной вниз. Если участников игры 5 или 4, то можно, увеличить количество раздаваемых фишек до семи.

2) Игрок, у которого есть фишка с парными картинками, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои фишки со схожими картинками.

3) Если у кого-то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берет фишки из банка. Если фишки закончились и в банке этот игрок пропускает ход.

4) Игрок, у которого раньше все закончатся фишки, становится победителем.

Дидактическая игра «Поезд монет и купюр»

Цель: Обучение детей выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.
Оборудование: Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности.

Ход  игры:
К нам в гости приехал «поезд монет и купюр». Как вы думаете, что за груз он везет? (монеты)
- Правильно, но монеты в этом поезде расположены в определенном порядке. В первом вагоне едет монета самого большого достоинства. Посмотрите на свои монеты, какая монета может ехать в первом вагоне?
- Давайте поместим в первый вагон монету в 5 рублей, в следующем вагоне какая поедет монета?
Далее дети распределяют монеты по вагонам в порядке убывания достоинства.
- Какая монета едет в последнем вагоне? Значит, эта монета самого меньшего достоинства (1 копейка).
Можно задать детям вопросы по данному заданию: Какая монета находится в вагоне между 1 копейкой и 10 копейками?
- Ребята, а можно расселить по вагонам купюры таким же образом (дети расселяют купюры по вагонам).

ДИ «Волшебные превращения денежки»

Цель: Ознакомление с валютой как денежной единицей страны (деньгами других стран).

Оборудование: Волшебная палочка, деньги разных стран.

Ход игры: Дети заочно путешествуют с денежкой-рублем в другие страны. Волшебная палочка все время меняет «имя» денежки, удивляет путешественников. В каждой стране денежка имеет свое «имя»: в России – рубль, в Германии – марка, на Украине – гривна, в Белоруссии – зайчики и т. д.

Итог: валютой называют денежную единицу (деньги) любой страны.

Дидактическая игра: «Какие бывают доходы»

Цель: Уточнение знаний детей об основных и дополнительных доходах.

Оборудование: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбора ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Ход игры:

Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

Дидактическая игра «Сложи денежку»

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста элементарные знания и представления о монетах и купюрах, представление о целостных образах предметов.

Оборудование: Разрезанные карточки монет и купюр.

Ход игры:

Разрезанные карточки раскладывают на столе хаотически и предъявляют ребенку. Количество частей и способ разрезания от более простого к сложному (разрез по прямой или по косой линиям). Картинку предлагают собрать после того, как найдены все части купюры или монеты.

В качестве усложнения задания можно предложить детям собрать картинку «в паре» или на скорость.

Дидактическая игра «Денежкины домики»

Цель: знакомство с понятиями связанными с хранением накоплением денежных средств.

Оборудование: «копилка», «банк», «кошелек» и монеты разного достоинства, набор цифр от 1 до 20.

Ход игры:

Играют 2-3 ребенка. Детям раздается одинаковое количество монет номиналом: 1руб., 2 руб, 5 руб., 10 руб.

Задание: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для копилки – 5 рублей, для кошелька – 10 рублей, для банка – 20 руб. и т.д. Приветствуется наличие разных вариантов.

Дидактическая игра «Размен»

Цель: Обучение детей считать деньги.

Оборудование: монеты и купюры разных номиналов.

Ход игры:

Выдайте детям мелкие монеты по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

Дидактическая игра «Сдача»

Цель: Формирование умения делать первичные экономические расчеты.

Оборудование: банкноты разным номиналом, лист бумаги, карандаш

Ход игры:

У каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее.

Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.

Дидактическая игра: «Что дешевле?»

Цель: Формирование умения ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене, чтобы при покупке товара сэкономить деньги.

Оборудование: карточки с изображениями разных предметов, ценники, деньги.

Ход игры: сначала дети подбирают предметы контрастные по цене, а затем устанавливают ассортименты товаров (сериационные ряды) – от предмета самого дешёвого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы. Так же просим сделать какую-то покупку, так чтобы сэкономить, например, на билет в кино.

Дидактическая игра: «Учимся экономить»

Цель: Формирование умения у детей представления о том, как экономить деньги.

Оборудование: ноутбук с картинками, проектор.

Ход игры:

Детям необходимо выбрать и назвать то, от чего можно отказаться и сэкономить бюджет семьи. Кто лучше сэкономит, получит фишку.

На слайде появляются изображения еды, одежды, машины, игрушек, овощей и фруктов, оплата коммунальных услуг, кафе и дома, транспорта. 

Педагог задает детям вопрос: от чего можно отказаться, чтобы сэкономить деньги?

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Цель: Закрепление представлений у детей о том, что надо беречь энергию, воду.

Оборудование: картинки с экономическим ситуациями (горит свет, бежит вода из под крана, грязная вода, помятый лист бумаги, отрез ткани и вырезанный на ней небольшой кусочек и т.п.).

Ход игры:

Воспитатель называет экономические ситуации, а ребенок отвечает, хорошо это или плохо (например, днем горит свет – это хорошо или плохо?; течет кран – это хорошо или плохо и т.п.

Дидактическая игра « Занять и одолжить»

Цель: Формирование у детей понимания, что такое занимать и одалживать.

Оборудование: листы бумаги, карандаши красные и синие.

Ход игры:

Дети делятся на две группы, берут листы бумаги, одна группа берет красные карандаши, другая синие. Группам дается задание: нарисовать синий квадрат с красным кругом внутри. Чтобы выполнить задание, им придется занимать друг у друга и одалживать карандаши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по финансовой грамотности старших дошкольников

некотрые игры по финансовой грамотности старших дошкольников...

Дидактические игры по финансовой грамотности

Картотека дидактических игр по финансовой  грамотности для детей 5-6 лет...

Дидактическая игра по финансовой грамотности детей 5-7 лет "Магазин Мороженого"

Дидактическая игра по финансовой грамотности детей 5-7 лет...

Авторская дидактическая игра по финансовой грамотности «Дешевле — дороже»

Данная игра была создана для детей старшего и подготовительного возрастов, для того, чтобы расширить представление о видах товаров, об их классификации, закрепить знания о приблизительной це...

Дидактическая игра по финансовой грамотности для детей 5-7 лет Игра «Школа банкиров»

Цель:-Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.- Формирование умения получения выгодного использования имеющихся ресурсов.-Закрепление  знания о цифрах, умение со...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...