Финансовая грамота для малышей": увлекательный путь к финансовой ответственности
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Финансовая грамотность – важный навык, который необходимо формировать с раннего детства. В нашем детском саду мы разработали и успешно реализовали проект по финансовому просвещению дошкольников, центральным элементом которого стал лепбук "Финансовая грамота для малышей". Этот интерактивный инструмент позволил сделать процесс обучения увлекательным и доступным для детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по формированию экономических представлений качеств и основ финансовой грамотности »
Паспорт проекта
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Тип проекта по целевой установке - информационно – практико - ориентированный
Тип проекта по продолжительности - краткосрочный (3 недели) с 11.01 по 29.01.2022 г
Срок реализации – январь 2022 года
Тип проекта по количеству участников – групповой
Участники проекта: дети группы «Почемучки» , воспитатели, родители.
Место проведения: Детский сад «Теремок»
Возраст: 6-7 лет
Актуальность темы: Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Идея проекта:
Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- 1Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников по средством разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий. Формировать первичные представления о конструировании, ее значении в жизни человека;
творческо-технической и исследовательской деятельности;
Модель реализации проекта:
•презентации, стихи, раскраски
•подборка художественной литературы
•конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
•цикл схем.
Основная цель:
Предполагаемые результаты
- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
- Основные методы и приемы образовательной деятельности: Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
- Решение проблемных ситуаций.
- Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Супермаркет», «Путешествие», «Ярмарка»».
- Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
- Решение арифметических задач, кроссвордов.
- Чтение художественной литературы.
- Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
- Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
- Игровые упражнения для развития математических способностей.
Модель реализации проекта:
•презентации, стихи, раскраски
•подборка художественной литературы
•конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
•цикл схем.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Музей по теме
2. Наглядный материал:
- схемы;
- презентации;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, раскраски. : ИКТ, магнитофон, фотоаппарат видеофильмов и мультфильмов, картотека речевых, пальчиковых , дидактических и дыхательных игр сборник загадок, стихов, сказок и рассказов
3Энциклопедия А.Д Шатова « Деньги.»
«История о Рублике и его друзьях.».Е.Блискавка «Дети и деньги»
Основная цель:
Продукт проекта: Выставка детских поделок и рисунков, коллективных композиций по теме.: участие группы в методической работе ДОУ – создание лепбука,.
Этапы реализации проекта: подготовительный основной заключительный
Перечень базовых финансово-экономических понятий
№ | Понятие | Описание | |
11 | Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга | Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга. | |
22 | Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата | Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Виды денег (бумажные и металлические). | |
33 | Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство | Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства. | |
44 | Сбережения, копилка, кошелек | Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить. | |
55 | Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево | Необходимо разобрать цепочку «продажа-товар- цена – покупка» | |
66 | Долг, должник, займ | Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. | |
71 | План, экономия | Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. | |
82 | Потребность, капризы, желание, возможность | Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | |
93 | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки | Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги. | |
14 | Подарок, реклама | Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него. | |
15 | Богатство, бедность, жадность, щедрость | Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. |
План реализации проекта
Форма работы | книги |
Подготовительный этап | |
Подбор методической литературы. Подбор настольно-печатных игр, иллюстраций, репродукций картин Электронный кейс презентаций и аудио записей Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки, приспособления для рисования нетрадиционными техниками). Специально подобранная литература по теме .Энциклопедии по теме . (стихи, рассказы, сказки, пословицы и поговорки, загадки). Создание картотек и схем Вовлечение родителей в творческий процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. |
|
Основной этап | |
Понедельник 11.01,18.01.25.01.22 Модуль 1. «Труд» Товар. Результаты труда человека Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде. Задачи:
формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление 11.01.22 Утренний круг игра-соревнование Труд – основа жизни Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. 18.01.22 Утренний круг Игра-соревнование «Мои домашние обязанности Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо 25.01.22 Утренний круг Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). «Расскажи-ка» составлять рассказ о труде взрослых Игры « Все работы хороши, выбирай на вкус» «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» Мини-спектакль по сказке «Колосок» «Презентация семейный бюджет» Д\и «Что быстрее купят?»[см. приложение № 2] Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (с Книга «Азбука Денег Раздел «Труд и профессии» тоимостью) и спросом на него. Игра «Что сколько стоит» Цель: познакомить с понятием «цена». Экономическая игра «Супермаркет» Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности посредствам игры «Супермаркет» Картинки- путаницы с изображением людей разных профессий, цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности.. Чтение худ литературы Д.Родари "Чем пахнут ремесла?" Народная сказка «Мена» К.И. Чуковский «Федорино горе» К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко» А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Народная сказка «Жадная старуха» Народная сказка «Чудесная рубашка» Индив.работа Раскраска «Подбери к каждой профессии орудие труда.» Работа в тетради раздел. «Труд и профессии»-с подгруппой детей П./и ,Метание шишек в дерево развитие глазомера,.с Вероникой,Софией Повторить понятия: звуки, гласные звуки, согласные с Артемом,Ильей . Дид игра «Назови профессию» закреплять знания детей о профессии-с подгруппой детей Мультсериал «Сказка про лень» Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей). Союзмультфильм «Так сойдёт». Союзмультфильм «Пятачок». «Вершки и корешки». Союзмультфильм «Сказка про лень». Мультсериал «Навигатум»: - Профессия «Ветеринар» - «Детский стоматолог» Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог» Просмотр мультфильма Про богатого бобра. фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия), Предметно- развивающая среда Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка- схема с изображением аэропорта, картинки- коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов. 9.00-9.30 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ФЭМП №20 Игра «Вот так заработали» Вводим в активный словарь слово заработать ,формируем умение строить версии .Развивать логическое мышление ( Сборник методических материалов стр 34) 9.00-9.30 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ФЭМП №22 Игры на решение логических задач «Деньги любят счет.» Учить различать и считать денежные купюры ( Сборник методических материалов стр 42) 9.00-9.30 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ «Муха по полю пошла, муха денежку нашла» Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать . 9.40-10.10Худ.эстет.разв(музыка) 10.25-10.55 Художественно-эстетическое развитие (рис) «Кем я хочу быть» закреплять умение детей передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображая фигуры людей в характерной, профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами 10.25-10.55 Художественно-эстетическое развитие (рис) «Народные промыслы. Гжель»Как люди зарабатывали деньги Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
10.25-10.55 Художественно-эстетическое развитие Нарисуй свою мечты» вызвать у детей интерес друг к другу; - развивать воображение, творческие способности; - повышать у детей уверенность в себе, своих силах; развивать у детей способность чувствовать других, поддерживать и сопереживать; | Сборник методических материалов Экономическое воспитание дошкольников 11.01.22 18.01.22 25.01.22 11.01.22 18.01.22 25.01.22 |
Вторник 12.01.22, 19.01.22, 26.01.22 Модуль 2 . «Деньги» Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление 12.01.22. Утренний круг Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» 19.01.22 Утренний круг «Деньги и их роль в жизни». Помочь установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам. 26.01.22 Утренний круг «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?» Задачи: познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран. Помочь установить взаимосвязь; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам. Беседа «Труд — деньги», Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. чтение, разгадываем загадки, рассказ Ра «Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара « ДеДеньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятедеятельности.
Дид. игра «Дом, где живут деньги « . накопление представлений о смысле хранения денег в банке, о возможности получения кредита; ввести новые профессии «кассир», «консультант», «инкассатор» Книга «Азбука Денег Раздел «Деньги .Цена» Дид.игра «Третий лишний» Книга «Азбука Денег Игра «Назови монетку» Цель: закрепить знание детей о достоинствах монет. Развивать речь. Дид. игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин Игра «Купи другу подарок»[см. приложение № 2] научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. Дид игра «Сберкасса»: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать. Чтение худ литературы . Ш.Галиева «Три копейки на покупку» Демонстрация презентации «История денег»Два жадных медвежонка (Венгерская сказка) С. Михалков «Как старик корову продавал» Х.-К. Андерсен «Новое платье короля» Х.-К. Андерсен «Огниво» В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» «Как Миша и его семья денежки считали» Романов А. «Чудеса в кошельке» Пословицы и поговорки о лени • Труд кормит, а лень портит • У лодыря что ни день, то лень • Кто не работает, тот не ест • У плохого мастера и пила плохая • Под лежачий камень вода не течет Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать у детей-дошкольников отрицательное отношение к обману, Творческое занятие «Наша мастерская» Социо-игровая технология (работа в малых группах). Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома Разные здания. (настольный конструктор) Учить детей составлять конструкцию по плоскостной схеме с учётом того, Индив.работа Д/и «Найди, о чем расскажу» - научить узнавать предметы по перечислены Игра «Посчитай»: Согласование числительных с существительными. Упражнять Киру,Глеба Мультсериал Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал». «Умный Бобренок»,».»Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»: - Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги? - .Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить. - .-Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги Предметно- развивающая среда: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев. деньги различного достоинства 9.00-9.30 Речевое развитие(обучение грамоте) «Путешествие в страну денег» Буква «Ю» формировать финансовую грамотность, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни. . 9.00-9.30 Речевое развитие(обучение грамоте). «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» Буква «Е» Воспитывать уважительное отношение к людям труда, воспитывать разумное поведение в жизненных ситуациях развивать умение экономить, формировать разумные потребности. познакомить с некоторыми составляющими семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия(.см приложение) 9.00-9.30 Речевое развитие(обучение грамоте) «Юные финансисты» «Буква «Е» Повторить понятие «потребности человека».Закреплять названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Продолжать учить решать проблемные ситуации(см приложение) 10.20-10.50. Физическое развитие№13 Повторить холдьбу и бег по кругу,ходьба и бег врассыпную Л.И.Пензулаева стр 49 10.20-10.50. Физическое развитие№16 Повторить холдьбу и бег по кругу,ходьба и бег врассыпную Л.И.Пензулаева стр 51 10.20-10.50. Физическое развитие№19Упражнять в колонне по одному .бег между предметами Л.И.Пензулаева стр 54 | Маленькая энциклопедия для дошкольников А.Д .Шаталова Деньги «История о Рублике и его Друзьях» Е.Б.Блискавка «Дети и деньги»
Книга «Азбука Денег История о Рублике и его Друзьях» Е.Б.Блискавка «Дети и деньги»
12.01.22 Книга «Азбука Денег 19.01.22 26.01..22 Л.И.Пензулаева |
Среда 13.01.22,20.01.22,27.01.22 Модуль 3. «Семейный бюджет» Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. Задачи:
воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность. 13.01.22 Утренний круг Беседы:«Заветные желания» Раскрыть значимость жизненно важных потребностей человека; развивать воображение, самостоятельность мышления, связную речь. Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы все люди работали портными (строителями, врачами, поварами)?» 20.01.22 Утренний круг «Бережное отношение к вещам» формировать у детей бережное отношение не только к своим предметам, но и к общественным; учить детей приводить в порядок испорченные вещи. Дид.игры. «Как Миша из покупателя превратился в продавца» Чтение художественной литературы «Как Миша из покупателя превратился в продавца» Беседа о прочитанном по вопросам Что случилось с Мишей после прогулки? Где можно купить продукты питания? 27.01.22 Утренний круг «Что сколько стоит» Цель: познакомить с понятием «цена». Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Физминутка: «Будем денежки считать») Игры на решение логических задач «Сказка Колобок на экономический лад» дать знания о семейных доходах, свойствах и функциях денег Игра «Открываем бутербродную, закупаем товар» : поддерживаем уважение и интерес к трудовой деятельности, стимулируем проявление к самостоятельности и фантазии в приготовлении бутербродов, знакомимся с различными видами бутербродов, определяем их стоимость. Дид .игра Раздел «Семейный бюджет»-раскрась свои потребности и обьясни,выбери основные потребности твоей семьи с Книга «Азбука Денег Игра «Размен» Научить считать деньги. Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой» – сформировать представление о расходах семьи. Дид. игра «Что продается в магазине?» – формирование у детей представления о товаре. Познакомить детей с понятием «товар» Дид .Игра «Бюджет моей семьи» Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; Книга «Азбука Денег Игра «Какие бывают доходы?» Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; Книга «Азбука Денег Игры по решению проблемных ситуаций «Тратим разумно, сберегаем и экономим». Формировать у детей рациональный подход к выбору товаров с Книга «Азбука Денег, Сюжетно-дидактическая игра «Монетный двор». Чтение худ литературы Экономика в сказках «Лесной бизнес». Цель: формирование представления о разнообразии природных ресурсов; объяснить, что настойчивость, обязательность помогают добиться успеха в любом деле.;К.И. Чуковский «Муха-цокотуха» 10. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» Сказка С. Михалкова «Как старик корову продавал» формирование понятия и значения рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи. Творческое занятие «Наша мастерская» Дети делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и «Старичок-лесовичок» Учить детей мастерить забавные поделки, используя шишки, плоды и семена различных растений, пластилин. Атрибуты к сюж.рол игре «Супермаркет»«Ремонт испорченных вещей» (Дети находят вещи и пытаются отремонтировать. Воспитатель в течении этого задания оказывает помощь детям. Индив.работа Работа в в тетрадях по финн.грамотности «Отметь расходы твоей семьи.», «Отметь доходы твоей семьи»-работа С Ильей,Богданом ,Алисой,Викой «Придумай и нарисуй вывеску для пекарни Винн-Пуха»с Алисой,Сережей,Викой, Мультсериал «Фиксики» серия «Все про деньги», «Уроки тетушки Совы», серия «Деньги», презентации «Откуда пришли деньги», «Идем в магазин» , «Как правильно делать покупки», Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности. - Азбука денег тётушки Совы -Домашние питомцы. Фиксики - Деньги Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977. Предметно- развивающая среда Материал. Купюры и монеты разного достоинства. Игровые деньги 9.00-9.30 Познавательное развитие ФЭМП № 21 Игры на решение логических задач Игра «Размен» научить детей считать деньги Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей. 9.00-9.30 Познавательное развитие ФЭМП № 23 9.00-9.30 Познавательное развитие ФЭМП №25 9.40-10.10Экология«Монетный двор» Познакомить детей с заводом по изготовлению денег дать сведения и расширять представления детей о производстве денежных знаков (купюр и монет); закрепить знания детей о денежных знаках (монетах, купюрах), их номинале; продолжать знакомить детей с основами экономической культуры, содействовать развитию логического мышления; развивать самостоятельность в высказываниях; .9.40-10.10Экология Формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях. Расширять представление об элементах экономики (деньги их история); формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы);уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации);развитие способностей к моделированию пространственных отношений в виде таблицы; 9.40-10.10Экология Командная игра «Как проверить и посчитать деньги» – научить дошкольников и младших школьников умело распоряжаться деньгами и отличать настоящие деньги от фальшивых 10.25-10.55Физическое развитие (на улице)№14 Закреплять навыки ходьбы и бега между предметами; упражнять в сохранении равновесия на повышенной опоре Л.И.Пензулаева стр 51 ,10.25-10.55Физическое развитие (на улице) №18 Игровое упражнение «Снежная королева» Л.И.Пензулаева стр 54 10.25-10.55Физическое развитие (на улице) №21Упражнять детей в ходьбе между снежками Л.И.Пензулаева стр 56 | |
Книга «Азбука Денег Е.Б.Блискавка «Дети и деньги» 13.01.22 20.01.22 27.01.22 13.01.22 20.01.22 27.01.22 | |
Четверг 14.01.22 .21.01.22 ,28.01.22 Модуль 4 «Покупаем, продаем и обмениваем» «Магазины бывают разные» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Задачи:
воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание 14.01.22 Утренний круг Беседы«В каком магазине будет больше покупателей? «Беседа о Гринписе, рассматривание эмблемы данной организации Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; пополнять активный словарный запас, развивать Обсуждение смысла пословицы: «Отгадай загадку, нарисуй отгадку» «Что продается, а что – нет?» Игра «Товары нашего города» (рассматривание с детьми промышленных товаров и товаров народного потребления, производимых предприятиями нашего города) «Угадай товар» Игра «Трик – трак, это не так» (закрепить связь между названием производителя и продукцией, которую он выпускает) Рассматривание рекламных газет, журналов «Мир рекламы» Игра «Придумай рекламу» Дид.игры. Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр» Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама Русская ярмарка Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. Игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно». Практика «Совместные покупки»: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности. Дид игра «Супермаркет». познакомить воспитанников с понятием «цена»; показать детям, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену на товар самостоятельность Игра «Чья реклама лучше»: учить детей создавать рекламу для любого продукта; подводить детей к правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера. Сюжетно ролевая игра Создаем рекламу (работа в подгруппах). Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность Дид игра «Хорошо или плохо?» Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе , Дид игра: «Что на витрине магазина» Дид игра: «В супермаркете» Дид игра: «Что в каком магазине куплено» « Ввести в речь слова (работать, зарабатывать, получать за работу, Мини-спектакль «Копилка» Интерактивный мини-спектакль Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами Чтение худ литературы: Н.Кнушевицкая «Продавец» ,Чтение В. Маяковский «Кем быть» «Кем быть и кем не быть?» По Я. Пинясову. П. Дудочкин «Почему хорошо на свете» . В. Сухомлинский «Жадный мальчик» 5. Сказка «Хранители бюджета» Цель: Совершенствовать умение выразительно читать по ролям Творческое занятие Тема: "Кондитерские изделия" Учить детей самостоятельно задумывать содержание поделки Раздел «Реклама»-книга «Азбука денег» Лепка из соленого теста Учить детей самостоятельно задумывать содержание поделки Индив.работа Игра «Груша-яблоко». Цель: научить считать деньги и ресурсы.с Машей ,Викой, Богданом Д. игра «Так бывает или нет?» - развиватьу Алисы ,Сережы наблюдательность Мультсериал». «Умный Бобренок»,».»Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»: - Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги? - .Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить. - .-Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги Предметно- развивающая среда 9.00-9.30 Художественно- эстетическое развитие (Музыка.) 9.40-10.10 Речевое развитие «Как мышата Круть и Верть хотели научится трудится» Знакомство с экономическими категориями :труд,качество ,продукт.Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях (Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Стр 46) . 9.40-10.10 Речевое развитии Дидактическая игра по сказке «Бобовое зернышко»Ввести в речь новые слова –бартер,доход,расход,Развивать мыслительные операции внимание,речь,творческие способности(Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Стр 77) 9.40-10.10 Речевое развитие «Рекламное Агентство» Игра «Что быстрее купят», ,»Чья реклама лучше» Расширять знания об окружающей действительности. Дать знания о своеобразии труда людей, работающих в рекламных агентствах. Познакомить с разнообразными видами рекламы, что такое реклама, назначение рекламы, виды рекламы, кто производит рекламу.(Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Стр 4,.см приложение , Раб.тетрадь «Азбука денег .раздел «Реклама») 10.25-10.55 Художественно- эстетическое развитие (ап/леп.)«Нужные профессии» закрепить и расширить представления о профессиях, труде людей; воспитывать уважение к людям труда;закреплять умение составлять небольшой рассказ о вещи, сделанной руками человека; побуждать лепить предметы, используя знакомые 10.25-10.55 Художественно- эстетическое развитие (ап/леп.) Реклама твоего любимого товара «Витрина магазина игрушек». Закреплять умение вырезывать и наклеивать изображения знакомых предметов, Совершенствовать координацию движений рук. Развивать воображение, творчествоВоспитывать вкус при подборе хорошо сочетающихся цветов бумаги для составления изображения.(см приложение) | , Книга «Азбука Денег Е.Б.Блискавка «Дети и деньги» Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет» Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет» |
Пятница 15.01.22,22.01.22 ,29.01.22 Модуль 5. Страна «Экономград» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; Задачи:
воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи. Воспитывать уважение к любой работе 15.01.22. Утренний круг Решение проблемной ситуации «Почему предметы бытовой техники называют волшебными помощниками?» «Какие чудо – машины могут жить в доме Золушки?» 22.01.22 Утренний круг Решение проблемной ситуации «Что может попросить старик у золотой рыбки, чтобы облегчить труд старухе?» 29.01 .22. Утренний круг ситуационные задачи, «Что нельзя купить?» ,» Бережливость»- Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - В долг брать легко, а отдавать тяжело.- Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Дид.игры «Сколько это стоит?», «Как складывается стоимость товара», обсуждение Дид.игра «Планируем свои расходы» Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», Викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр» Игра «Путаница» Цель: закрепление понятия «категория товара». Закрепить понятие «категория товара». Формировать умение определять «категорию товара». Игра «Я хочу»: развивать умения группировать потребности в соответствии со своими желаниями; раскрыть разнообразие потребностей каждого человека. Игра «Отгадай сказку» Цель: закреплять умение узнавать по картинкам и правильно называть сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.) Игра «Какие бывают доходы?» Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; упражнять в самостоятельном определении видов доходов (основные, дополнительные) Игра «Аукцион»: Закреплять знания детей о таких формах продажи товара, как магазин, рынок, ярмарка. Продолжать знакомить с особенностями продажи товара на аукционе. . Чтение худ литературы Книга «Азбука Денег -Читаем рассуждаем читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала» Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка), «Жадина» Аким Яков, «Жадина» Татьяна Казырина, «Жадина» Эмма Мошковская. «Сами виноваты» По С. Михалкову Мини-спектакль «Бережливые друзья» Осознаём, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовлетворение от того, Творческое занятие Лепка из соленого теста Учить детей самостоятельно задумывать содержание поделки Изготовление, детьми кошелечка используя схему. Индив.работа Книга «Азбука Денег»Раздел «Полезные экономические навыки»-сказочная экономика с Викой,Алисой,Сережей ,Игра«Неоконченный рисунок». развитие творческого воображения. С Алисой ,Ильей,Имамом Конструирование из бумаги. Цель: закреплять умения складывать бумагу и делать простые поделки из бумаги Коля,Маша Ц,Аня,Артем«Пройди лабиринт» «Впиши пропущенные цифры» Игра «Изобретатели» (построить из разного материала (строительный материал, игрушки, бросовый материал) свою чудо - машину) С Данилом,Вероникой,Машей,Ильей 9.00-9.30Познавательное развитие «Азбука денег « Расширить знания детей о возникновение денег,о том служило деньгами для древних людей,развивать память .внимание,речь ,стимулировать активность детей(Сборник методических разработ стр 22 , книга «История ру блика» стр 6 Энциклопедия стр 3) 9.00-9.30Познавательное развитие)Экономическая игра «Супермаркет»Расширить представление детей о том ,что такое «супермаркет» дать новое понятие «товар»( Сборник методических разработ стр 15) 9.00-9.30Познавательное развитие «Юные финансисты» Повторить понятие «потребности человека»; Закреплять названия основных потребностей и что к ним относится; (см.приложение) 9.40-10.10 Художественно- эстетическое развитие (рис) Рисование иллюстраций к сказке «Колосок» формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности Знакомство с экономическими категориями ,труд,качество,продукт 9.40-10.10 Художественно- эстетическое развитие (рис) 9.40-10.Художественно-эстетическоеразвитие(рис). Создаем рекламу Развивать у детей творчество ,фантазию ,воображение
10.25-10.55Физическое развитие №21 Упражнять детей в ходьбе между снежками Л.И.Пензулаева стр 56 10.25-10.55Физическое развитие №18 Л.И.Пензулаева стр 54 | Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей в ДОО. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет» 15.01.22 22.01.22 29.01.22 15.01.22 22.01.22 29.01.22 15.01.22 22.01.22 29.01.22 |
Заключительный этап | |
Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)
Направления | Формы работы |
Информационное | Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки Кто и как зарабатывает деньги в семье. Как формируется семейный бюджет. Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое. Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок. Как научиться экономить деньги. . |
Познавательное | Создание предметно-пространственной среды, семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки. |
Досуговое | Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, |
Аналитическое | Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей. |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по формированию экономических представлений качеств и основ финансовой грамотности»
Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема занятия | Игра «Что, Где, Когда!» |
Цель: Задачи: | Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. Доставить детям радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний экономического содержания. Воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера. |
Методические рекомендации организаторам игры | Участники делятся на3 команды по 5 –6 человек. Игра предполагает общение детей дошкольного возраста со сверстниками. Этапы движения по сюжету Цель для команд – за определённый промежуток времени набрать, как можно больше игровых баллов и пройти все этапы игрового сюжета.
II. «Сказки» III. «Реклама» IV. «Бюджет» (Потрать с умом!) |
Форма игры: | Интеллектуальная Игра «Что, Где, Когда» |
Время игры: Возраст: | 30 -40 мин. 6-7 лет |
Используемые ресурсы: | Игровые деньги: монеты «25 рубль», «5 рубля», «10 рублей»; 4 конвертов с заданиями; модели «Состав семейного бюджета» в виде кругов с секторами; Ноутбук Раздаточный материал 3 конверта (Торт, профессии необходимые для создания ,дом, детский сад ) Картинки 3 поросенка, Золотой Ключик, Колосок. Рекламные картинки, конструктор лего, пластилин Игровые деньги,3 контейнера для денег ,конверты с картинками для строительства, кондитерской, детского сада) Бюджет семьи -3.Презентация Сценарий игры, атрибуты, оформление игрового места, подготовить раздаточный материал, подготовить 3 совы. |
Предварительная работа | 3х недельный проект по финансовой грамотности |
Ожидаемый результат | В результате викторины дети закрепляют полученные ранее знания мира финансов. Приобретают навыки командной игры в условиях соревнования. И умения рационального распределения доходов семьи. |
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
1.Организация группы (1 мин.) | Для игры заранее разбились на три команды: «Умники». «Знайки»,»Знатоки» Игровая мотивация. слайд 1-Заставка игры «Что, Где, Когда» Ведущий. Я предлагаю вам поиграть интеллектуальную игру - «Что? Где? Когда?». В этой игре вопросы вам будут задавать герои мультфильмов. Каждый правильный ответ вы будите получать игровые деньги. Кто заработает больше денег, тот считается победителям. У нас три команды: Умники, Знайки, Знатоки. В каждой команде есть капитаны. Хоровые ответы не принимаются. Свой ответ вы говорите капитану своей команды. Капитан назначает, кто отвечает. Та команда, которая будет соблюдать правила игры, получит от ведущего бонус. | Приветствуют воспитателя. Осознают важность и интерес выполнения задания и активно включаются в процесс. |
2.Основная часть ( 30 мин.) 3 Рефлексия. | 2.1.Слайд № 1 (6 минут) Ведущий: Первый вопрос задает Дим Димыч .Стоимость вопроса 50 рублей Люди каких профессий участвуют в приготовление торта, строительстве дома и воспитании и обучении детей. Будьте внимательны ,вам надо убрать лишние профессии (конверты раздаю заранее( конверт №1) Воспитатель проверяет выполнение. Просит назвать несколько профессий. Кладет деньги в контейнер каждой команде. Ведущий: Вы заработали свои первые деньги и игра продолжается. 2.2.Слайд №2 ( 5 мин) Вопрос от Даши Путешественницы, стоимость вопроса 25 рублей (Раздаю конверт №2) Ведущий: Как называется сказка и кто ее автор? Кем могли бы работать герои ваших сказок? Воспитатель кладет деньги в контейнер каждой команде 2.3Слайд 3 Скрипичный ключ ( Релаксация) (1 минута) Ведущий: Означает музыкальная пауза 2.4: Слайд №4 (15 минут) Стоимость вопроса 50 рублей Ведущий: Вопрос от Алисы ,она сейчас находится на планете Капитанов . -Она предлагает вам открыть фирму по строительству. -Кафе – кондитерскую. -Детский сад и создать рекламу. 2.4 Слайд №4 (2 минут) Я и наши герои поздравляют вас. Вы заработали деньги. 2.5 Зачитываю смс сообщение: «В семье Никитиных случилась беда, заболел их ребенок ,помогите собрать деньги на операцию» . Ведущий: Очень часто, люди которые попали в тяжелую жизненную ситуацию (заболел ребенок, нужная дорогая операция ,пожар ,просят помощи .Та команда, которая не откажет в помощи, должны отдать часть денег которые заработали Бонус за хорошую игру получает команда 3 Потрать с умом (семейный бюджет) Ведущий: Вы смогли заработать деньги ,своим умом и смекалкой. Но надо их с умом и потратить . Сейчас при помощи этого цветка вы должны распределить свои денежные средства. Ведущий: У вас остались деньги ,подумайте на что вы потратите их | Практическая работа «Исключение лишнего» конверт №1 Дети называют несколько профессий Дети отвечают на вопросы: «Три Поросенка» Михалков-с троители «Золотой ключик» Толстой Мальвина воспитатель «Колосок»-украинская народная сказка –пекарь ,хлебороб Игра: « У оленя дом большой» Практическая работа 2 детей строят дом-конструктор лего 1 создает рекламу. Остальные на базе выбирает товар для нужной фирмы 2 детей Лепят кондитерские изделия из пластилина1 создает рекламу. остальные на базе выбирает товар для нужной фирмы 2 детей делают плакат –детский сад 1 создает рекламу .остальные на базе выбирает товар для нужной фирмы Команда, которая согласна оказать помощь, отдает деньги. Практическая работа Дети на цветке распределяют доходы семьи Ответы детей , Делается вывод о важности уметь правильно распределять свои денежные средства. 1. Экономно распоряжаться деньгами. Потраченные средства уже не вернешь. Невозможно иметь все, что хочешь. . Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Бережно относиться к деньгам. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Финансовая грамотность с пелёнок»: 10 советов в помощь ответственным родителям.
В данной публикации представлены 10 советов в помощь ответственным родителям по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников....
Финансовая грамотность с пеленок: 10 советов в помощь ответственным родителям
Все родители хотят дать своему ребенку максимум полезных знаний, чтобы подготовить его ко взрослой жизни. Мамы и папы не могут прийти к единому мнению во многих вопросах, например, с какого возраста н...
Консультация для родителей "Финансовая грамотность с пеленок: 10 советов в помощь ответственным родителям"
Консультация для родителей "Финансовая грамотность с пеленок: 10 советов в помощь ответственным родителям"...
Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних...
Презентация к педсовету "Пути формирования финансовой грамотности дошкольников"
В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями. Услышав громкое название «Экономическое воспитан...
Увлекательная игра о финансовой грамотности
Цель – повысить интерес и любознательность детей к основам финансовой грамотности , способствовать формированию финансовой грамотности в детском саду, представить в нем разнообразные ...
Финансовая грамотность с пеленок: 10 подсказок в помощь ответственным родителям
Все родители хотят дать своему ребенку максимум полезных знаний, чтобы подготовить его ко взрослой жизни. Родителям кажется, что дети смогут грамотно распоряжаться финансами без особого их участи...