Проект по финансовой грамотности "Я, профессия и финансы"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Хлыстунова Валентина Евгеньевна

Формирование компетентной в своей профессии личности, способной к саморазвитию, является одной из важных задач современного образования. Поэтому процесс ранней профориентации должен начинаться уже в дошкольном возрасте, когда ребенок знакомится с разнообразным миром профессий человека и у него формируются основы развития личностных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_professiya_i_finansy_hlystunova_v.e.docx593.03 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\TEEN\Pictures\img914.jpg

Введение

Формирование компетентной в своей профессии личности, способной к саморазвитию, является одной из важных задач современного образования. Поэтому процесс ранней профориентации должен начинаться уже в дошкольном возрасте, когда ребенок знакомится с разнообразным миром профессий человека и у него формируются основы развития личностных качеств.

Актуальность проекта

В старших классах школы у детей возникает вопрос, какую же выбрать будущую профессию. А ведь скрытые резервы профориентации таятся еще на этапе дошкольного детства. Мы знакомим детей с трудом взрослым и с окружающим миром уже в младшем дошкольном возрасте. Ранняя подготовка ребенка к выбору той или иной профессии заключается не в навязывании ему готового варианта, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить с многообразными видами труда и  в дальнейшем  облегчить его самостоятельный выбор. Организация ранней профориентации дошкольников включает в себя элементарные знания детей о профессиях,  о видах орудий труда, о важности и значимости труда взрослых, о правильности расчетов финансовых затрат и доходов.

Нельзя вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Дошкольник ежедневно слышит такие понятия как деньги, продукты, цены, товары, дорого, дёшево, экономно и т.п. Поэтому воспитание финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, ведь в это время закладываются начальные знания будущего финансового благополучия и зарождаются такие особенности личности как ответственность, бережливость, пунктуальность,  сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного гражданина.

Системный и комплексный подход к созданию условий для развития ранней профориентации у детей дошкольного возраста предполагает дать воспитанникам знания об огромной значимости труда каждого человека, а также сформировать интерес и положительное отношение к труду.

Гипотеза проекта

Целенаправленное ознакомление  с профессиями, привитие  ценностного отношения к своему труду и труду взрослых,  будет реализовываться более эффективно за счет непосредственного  вовлечения детей в трудовую деятельность (выполнения поручений, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, труд по обслуживанию игр и занятий и др.), наблюдений, экскурсий, игровой деятельности.

Педагогическая целесообразность, новизна цель и задачи проекта

Педагогическая целесообразность данного проекта заключается в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, развитию у дошкольников начального представления о мире профессий и основ финансовой грамотности. Новизна данного проекта заключается в комплексном решении социально-педагогических  задач. Внедрение  в педагогическую практику новых форм работы с дошкольниками с целью их разностороннего развития. 

В проекте представлен системный подход по ранней профориентации дошкольников старшего возраста: изучение особенностей разных профессий, посещение рабочих мест, рассматривание иллюстраций, картин о профессиональной деятельности взрослых, встречи с людьми различных профессий. Были созданы определенные условия для развития игровой деятельности, так как она является ведущей в дошкольном возрасте и легла в основу нашей системы по ранней профориентации.

Для реализации поставленных задач, будут привлечены социальные партнеры (Центральная районная больница, почтовое отделение, Сбербанк и др.), ведь использование социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный стимул для духовно-нравственного развития и обогащения личности каждого ребенка, формирует гармоничные взаимоотношения с родителями.

Цель: создание педагогических условий для ранней профессиональной ориентации старших дошкольников через финансовую грамотность

Задачи:

  • расширить представления дошкольников о профессиях;
  • формировать финансовую культуру детей;
  • формировать основы технической грамотности дошкольников;
  • активизировать коммуникативную деятельность детей;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, повысить  уровень компетентности родителей в вопросах профориентации детей дошкольного возраста;
  • обеспечить повышение квалификации педагогических работников дошкольной образовательной организации по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста;

Сроки: октябрь 2023г. – май 2025 г

Участники проекта: 

- воспитанники 5-7 лет,

- педагоги,

- родители,

- социальные партнеры. 

Формы и методы работы с дошкольниками:

-экскурсии;

-целевые прогулки;

-беседы, презентации с приглашением профессионалов;

-организованная образовательная деятельность;

-игры, праздники, досуги;

-самостоятельная художественно – творческая деятельность.

Ожидаемый результат:

  • у ребенка расширены знания и представления о профессиях взрослых, а также о профессиях своих родителей (место работы, значимость  труда родителей; уважение к  их труду) ;
  • ребенок имеет представления о современных технических профессиях Баунтовского района;
  • сформировано умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры, применяя имеющиеся знания о профессиях. 
  • ребенок моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
  • ребенок знает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • ребенок понимает, что разумное отношение к расходам – всё это бережливость и экономия, ценит результаты труда, умеет делиться и отдавать, в случае  необходимости прийти на помощь ближнему.

Нормативные документы

Содержание проекта разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:  

1.        Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);

3.        Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028);

4.        СанПиН         2.4.3648-20         «Санитарно-эпидемиологические         требования         к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5.        СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

6.        Устав МАДОУ д/с «Жемчужинка»;

7.        Образовательная  программа дошкольного образования МАДОУ детский сад «Жемчужинка» 2024 г .

План

реализации проекта

I этап – организационный (июнь 2023г.- сентябрь 2023г.)

1. Определение целей и задач проекта;

2. Сбор методического, научно – популярного материала;

3. Разработка конспектов, бесед по ознакомлению детей с профессиями;

4. Проведение индивидуальных бесед с детьми о том, кем и где работают их родители;
         5. Внесение в группу лэпбуков, книг, открыток, иллюстраций, картин с  изображением профессий, инструментов, предметов-помощников;
         6. Оформление стенда «Какие бывают профессии»;

7. Прогнозирование результата;

8. Мониторинг воспитанников;

9. Анкетирование родителей.

II этап — практический (октябрь 2023г. - апрель 2025г.)

1. Реализация запланированных мероприятий;

2. Обновление содержания организационных форм, методов, мотивации, педагогических технологий;

 3. Вовлечение всех участников образовательных отношений в образовательный процесс;

4. Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;

III этап – заключительный  (май 2025г.)

1. Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для ранней профориентации дошкольников;

2. Проведение мониторинга по оценке влияния созданных методических, организационно-педагогических условий, предметно-игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда.

3. Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности на Педагогическом совете,  методическом объединении.

План взаимодействия с родителями (законными представителями)

по ранней профориентации дошкольников

Тема

Цель

сроки

Анкетирование родителей «Игры моего ребенка»

Привлечь родителей к профориентационной работе с дошкольниками.

Привлечь родителей к изготовлению лэпбуков или презентаций «В мире профессий»

сентябрь 2023

Консультация для родителей «Как профессия родителей влияет на ребенка»

Октябрь 2023

Консультация «Построение развивающей среды с учетом ранней профориентации дошкольников»»

Привлечь родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы

Ноябрь 2023

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»

Познакомить родителей с профориентационными играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими)

Декабрь 2023

Консультация для родителей «Чтение художественной и познавательной литературы как средство ранней профессиональной ориентации дошкольников»

Привлечь родителей к совместному чтению

Февраль 2024

Выставка ИЗО и ДПИ «Мамы разные

нужны, мамы

всякие важны»

Привлечь

родителей к

совместному творчеству, организовать выставку совместных работ.

Март 2024

Экскурсия в ЦРБ

Вовлечение родителей в мероприятия, способствующие  социализации детей,

формирующие у них

отношение к профессии.

Апрель 2024

Семейный клуб «Как в игровой форме рассказать ребенку о семейном бюджете»

Вовлечение родителей в мероприятия, способствующие формированию финансовой культуры у детей

Май 2024

Экскурсия в МАОУ «Багдаринская средняя  общеобразовательная школа»

Вовлечение родителей в мероприятия, способствующие  социализации детей,

формирующие у них

отношение к профессии

Сентябрь 2024

Экскурсия на хлебозавод

Вовлечение родителей в мероприятия, способствующие  социализации детей,

формирующие у них

отношение к профессии, финансовую культуру

Октябрь 2024

Презентации  родителей  для детей «Все работы

хороши –

выбирай на вкус»

Привлечь  родителей к

совместному учебному процессу

Ноябрь 2024

Консультация для родителей «Человек труда – звучит гордо»

Привлечь родителей к изготовлению альбомов

Декабрь 2024

Круглый стол «Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду и дома»

Привлечь родителей к активному взаимодействию с педагогами ДОУ

Январь 2025

Консультация для родителей «Профессии моей семьи»

Расширение представлений детей о профессиях родителей Презентация детских проектов в подготовительной к школе группе «Профессии моей семьи»

Февраль 2025

Экскурсия в магазин

Вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии, финансовую культуру

Март 2025

Консультация для родителей «Организация детской профориентационной олимпиады для детей 6-7 лет  «Фейерверк профессий»

Вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии

Апрель 2025

Совместное итоговое мероприятие Олимпиада «Фейерверк профессий»

Вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии

Май 2025

План работы с социальными партнерами.

Социальный партнер

Мероприятие

Сроки

Детская поликлиника

Экскурсия

Октябрь 2023

Октябрь 2024

Магазин «Уют» (мебельный магазин)

Экскурсия

Октябрь 2023

Полиция

Беседа с презентацией с приглашением сотрудника

Ноябрь 2023

Октябрь 2024

Детская библиотека

Проект «Эвенки. Быт и традиции»

Сентябрь 2023 – май 2024

Сбербанк

Экскурсия

Апрель 2024

Хлебозавод

Экскурсия

Май 2024

Витимское  лесничество

Экскурсия

Сентябрь 2024

Музей народов Севера

Тема «Золотодобывающая промышленность»

Сентябрь  2024

Ателье

Экскурсия

Октябрь 2024

Пожарная часть

Экскурсия

Октябрь 2024

Магазин «Ткани»

Экскурсия

Апрель2025

ЦДО

Районный конкурс рисунков «Мамы разные важны»

Май 2025

Почта

Экскурсия

Май 2025

Багдаринская средняя общеобразовательная школа

Экскурсия

Май 2025

Механизм управления реализацией проекта

Руководителем  и исполнителем проекта является педагог Хлыстунова В.Е.  Она координирует этот проект, вносит необходимые корректировки. Следит за использованием ресурсов  (программного обеспечения, оборудования и т.д.). Валентина Евгеньевна ведет документацию по проекту для дальнейшего обобщения опыта.

Педагог следит за тем, чтобы развивающая среда группы, была оборудована необходимыми пособиями и материалами, контролирует взаимодействие всех участников педагогического процесса, выстраивает систему взаимодействия с родителями.

Условия реализации проекта

В дошкольном учреждении имеются все необходимые условия для реализации проекта.

Кадровое обеспечение

Для реализации цели и задач данного проекта штат МАДОУ детский сад «Жемчужинка»  укомплектован квалифицированными кадрами, в том числе:

- воспитатель первой квалификационной категории;

- подменный воспитатель высшей квалификационной категории;

- младший воспитатель.

Материально – технические условия:

Реализация проекта «Я, профессия и финансы» опирается на материально-техническую базу дошкольного учреждения МАДОУ детский сад «Жемчужинка».

Согласно возрастным особенностям детей, групповое помещение условно

делится на центры активности, где дошкольники могут упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности деятельности.

         Организация развивающей предметно-пространственной  среды  помещения  педагогически  целесообразна,  создает комфорт,  способствуя  эмоциональному  благополучию  детей, предполагает познакомить детей с многообразием профессий нашего региона. Для эффективной профориентации детей дошкольного возраста созданы:

 - «Центр науки и естествознания»;

- «Уголок занимательной математики»;

- «Центр конструктивно-модельной деятельности»;

- «Центр игры» - современные профориентационные игры.

         Для реализации проекта в детском саду имеется:

- мультимедиа проектор и навесной экран;

- музыкальный центр, CD-диски;

- наглядный материал (картины, настольные, дидактические игры, лэпбуки)

- компьютер с доступом в Интернет;

-  цветной принтер;

- ламинатор.  

Механизм оценки результативности проекта

Режим развития. Проект будет успешен, если его задачи будут реализовывать команда педагогов — единомышленников, которые не боятся трудностей, стараются развиваться, стремиться к новому.

Риски заключаются в том, что дошкольники, переходя в школу, не получают уже такой информации в начальных классах, тем самым, забывается данный материал. Есть трудности в привлечении родителей. Многие родители, ссылаясь на занятость, не активно включаются в процесс.

Эффективность реализации проекта проявляется в большой заинтересованности детей, так как знакомство с профессиями и финансовой грамотностью проводится в новой форме: экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.

В дальнейшем планируется продолжить изучение проблемы

Тематический план

2023-2024 уч.г. (1-й год обучения)

Мероприятие

сроки

1. Организация профориентационных сюжетно-ролевых игр

1

1. «Магазин» (овощной, хлебный)  

2. «Поликлиника»

3. «Экскурсия». Экскурсия по селу Багдарин

5. «Зоопарк»

октябрь

2023г

2

1. «Ферма»

2. «Транспорт»

3. «Детский сад»

4. «Аптека»

Ноябрь 2023

3

1. «Кафе»

2. «Магазин «Детский мир»

3.  «Путешествие»  

4. «Железнодорожный транспорт»

Декабрь 2023

1. «Больница» (с разными отделениями)  

2. «Ателье»

3. «Поликлиника»  

4. «Космическое путешествие»

январь 2024

1. «Почта»

2. «Аэропорт»

3. «Театр»

4.  «Корабль»

февраль 2024

1. «Школа»

 2. «Цирк»

3. «Рыболовецкое судно»

 4. «Библиотека»

5. «Кафе»

март 2024

1. Банк»

2. «Магазин» (Готовая одежда)

3. «Транспорт»

4. «Автосервис»

апрель 2024

1. «Парикмахерская» (дамский и мужской зал)  

2. «Зоопарк»

3. «Театр»

4. «Космос»

май 2025

2. Образовательная деятельность по формированию у детей представлений о мире современных технических профессий

1

1.«Строительные конструкции, здания и сооружения. Дома деревянные, каменные, кирпичные»

2.«Градостроительство, планировка сельских населенных

Пунктов. Строим село»

октябрь

2023

2

1. «Приборы измерения: сантиметровая лента, термометр,

весы»

2. «Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы. Бинокль»

Ноябрь 2024

3

1. «Технология швейных изделий . Конструирование головных уборов»

2. «Конструирование аксессуаров» (украшения, сумки, ремни, платки)

Декабрь 2023

4

1.«Золотодобывающая промышленность»

2. «Организация производства (по отраслям). Хлебозавод»

февраль 2024

1.  «Системы, сети и устройства телекоммуникаций»

«Телефон»

март 2024

1. «Аэродинамика и процессы теплообмена летательных

Аппаратов. Бумажный самолет»

2. «Роботы, мехатроника и робототехнические системы. Роботы – помощники»

апрель 2024

3. Образовательная деятельность по воспитанию у детей финансовой

культуры

1

1. Беседа «История денег»;

2. Экскурсия в банк.

3.  НОД «Знакомство с новой современной профессией - банкир»;

4. Дидактическая игра «Что создается трудом?»

5. Дидактическая игра «Угадай профессию по продукту труда»

октябрь

2023

2

1. Беседа «Зачем придумали деньги?»

2.Сюжетно-ролевая игра «В гостях у семьи Экономистов».

3. Интегрированная беседа «Где живут деньги?»

4. Интегрированная беседа «Как деньги попадают к людям?»

5. Чтение художественной литературы: «Муха- Цокотуха»  К.И.Чуковский, «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстой.

6. Дидактическая игра: «Что важнее?»

ноябрь

2023

3

1.Интегрированная беседа «Где покупают и продают различные товары?»

2.Интегрированное занятие «В продавцы бы я пошел, пусть меня научат»

3.   Интегрированная беседа «Выбираем: дорого-дешево»

4.   Дидактическая игра «Сколько это стоит?»

Декабрь 2023

1. ООД по ознакомлению с профессией «Бухгалтер».

2. Встреча с работником бухгалтерии.

 3. Интегрированная беседа «Копим и сберегаем»

4.   Творческое занятие «Наша мастерская»

5.   Дидактическая игра «Открываем кафе, закупаем товар»

январь 2023

1. Интегрированная беседа «Что такое долг?»

2.   Дидактическая игра «Подбери витрину для магазина»

3. Просмотр презентации «Финансовая грамотность в моей семье»;

4. Игра «ДетСберБанк».

5.  Загадывание загадок.

6. Чтение пословиц и поговорок

февраль 2024

1. Интегрированная беседа «Планируем эксперимент»

2.   Дидактическая игра «Что сначала, что затем?»

3.   Интегрированная беседа «Что такое цена, стоимость?»

4.   Инсценировка «Все идет по плану!»

март 2024

1.Интегрированная беседа «Жадность, хорошо или плохо?»

2.   Дидактическая игра «Мастерская»

3.   Интегрированная беседа «Дружба»

4. Просмотр мультфильма «Как Баир друзей нашел»

апрель 2024

1. Интегрированная беседа «Рабочие профессии»

2.   Дидактическая игра «Правильные покупки»

3.   Интегрированное занятие «Туристическое агентство»

4.   Дидактическая игра «Все по закону!»

май 2024

Тематический план

2024-2025 уч.г. (2-й год обучения)

мероприятие

сроки

1. Организация профориентационных сюжетно-ролевых игр

1. «Школа»

2. «Поликлиника»

3. «Транспорт»

4. «Супермаркет»

5. «Парикмахерская»

Октябрь 2024

2

1. «Почта»

2. «Библиотека» (читальный зал)

3. «Автошкола»

4. «Кафе»

5. «Театр»

Ноябрь 2024

3

1. «Телевидение» (конкурс «Голос-дети»)

2. «Строительство» (города)

3. «Ферма»

4. «Цирк»

Декабрь 2024

1. «Телеграф. Почта»

2. «Корабль» (рыболовецкое судно)  

3. «Зоопарк»

4. «Ветеринарная клиника»

5. «Железнодорожный транспорт».

январь 2025

1. «Космический город»

2. «Больница»

3. «Аптека»

4. «Типография»  

5. «Комбинат бытового обслуживания»

февраль 2025

1. «Станция «Скорая помощь»

2. «Кондитерская»

3. «Конструкторское бюро»

4. «Супермаркет»

5. «Театр»

6. «Корабль»

март 2025

1. «Дом моды»

2. «Пожарная часть»

3. «Банк»

4. «Аэропорт»

5. «Фабрика игрушек»

6. «Магазин «Детский мир»

апрель 2025

1. «Магазин «Ткани»

2. «Кулинария. Кафе»

3. «Фермеры»

4. «Школа»

5. «Цирк»

6. «Консервный завод»

7. «Служба спасения»

май 2025

2. Образовательная деятельность по формированию у детей представлений о мире современных технических профессий

1. «Строительные конструкции, здания и сооружения. Город моей мечты»

Октябрь 2024

2

1. «Приборы и методы измерения (по видам измерений). Часы»

2. «Приборы навигации. Компас»

3. «Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы. Телескоп»

Ноябрь 2024

3

1. «Технология швейных изделий. Конструирование одежды из различных материалов»

2.«Вычислительные машины, комплексы и компьютерные

Сети. Наш друг – компьютер»

Декабрь 2023

1. «Эксплуатация автомобильного транспорта»

 «Автосервис»

2.   «Системы, сети и устройства телекоммуникаций»

 «Сотовая связь»

январь 2025

1. «Золотодобывающая промышленность»

2.«Организация производства (по отраслям). Машиностроение»

февраль 2025

 1. «Дорожные, строительные и подъемно-транспортные

Машины. Дорожная техника: каток, асфальтоукладчик»

2. «Аэродинамика и процессы теплообмена летательных

аппаратов. Воздушный змей»

март 2025

1. «Машиноведение, системы приводов и детали машин. Проектирование машин»

2.«Роботы, мехатроника и робототехнические системы. Роботы будущего»

апрель 2025

1. «Проектирование, конструкция и производство

летательных аппаратов. Самолет»

2. «Наземные комплексы, стартовое оборудование,

эксплуатация летательных аппаратов. Космодром»

3.Итоговое занятие Олимпиада «Фейерверк профессий»

май 2025

3. Образовательная деятельность по воспитанию у детей финансовой

культуры

1

1.Интегрированная беседа «Как продукт труда в товар

превращается»

2. Сюжетно ролевая игра «Банкомат - электронный кассир».

3. ООД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

4.Интеллектуальная викторина «Услуга - товар?»

5.Интегрированная беседа «Что будет, если люди перестанут работать и трудится?»

6.Инсценировка «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

октябрь

2024

2

1.Беседа «Дети и деньги».

2. ООД по ознакомлению с профессией «Экономист»;

Просмотр мультфильмов.

3.Интегрированная беседа «Какими деньги были и какими стали?»

4.   Интегрированная беседа «Трудовые деньги»

5.   Дидактическая игра «Мы идем в банк»

Ноябрь 2024

3

1.Викторина « День финансовой грамотности»

2. Чтение художественной литературы: «Волшебный банкомат» Т.Л. Попова; «Пес по имени Мани, или Азбука денег» Бодо Шефер.

3.Интегрированная беседа «Потребности человека»

4.Интегрированное занятие «Волшебный город»

5. Дидактическая игра «Мы идем за покупками»

Декабрь 2024

1. Интегрированная беседа «Разумные траты»

2. Инсценировка «Мишкина копилка»

3.Викторина «Разумные траты сказочных героев»

4.Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

январь 2025

1. Дидактические игры: «Размен», «Услуги и товары», «Что быстрее купят?»

2. ООД по финансовой грамотности «Приключения Мухи-Цокотухи».

3.Интегрированная беседа «Умей взять, умей и отдать»

4. Дидактическая игра «Открываем кафе»

5. Инсценировка «Долг платежом красен»

февраль 2025

1. Интегрированная беседа ««Планируем день в детском саду»

2. Интегрированное занятие «Творим добро!»

3.Беседа «Профессии работников банка»

4. ООД по финансовой грамотности "Азбука денег".

5. Дидактическая игра «Монополия»;

март 2025

1. Интегрированная беседа «Умей обращаться с вещами»

2. Дидактическая игра «Профессии будущего»

3. Инсценировка  «Бережливые друзья»

4. ООД по финансовой грамотности «Путешествие в страну денег»

5. Дидактическая игра «Из какого магазина товар?»

апрель 2025

1. Дидактическая игра «Что нужно исследователям?»

2.Интегрированная беседа «Путешествие по миру. Деньги мира»

3. Дидактическая игра «Профессии мира искусства»

4. Оформление выставки «Путешествие монеты по миру»

май 2025

Список литературы

  1. Афоризмы по теме «Работа, труд». URL: http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/
  2. Баранова,  Н.  А.,  Гугуман,  Т.  В.,  Попова,  В.  Ф.,  Романенко,  О.  Г.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых /

Н. А. Баранова, Т. В. Гугуман, В. Ф. Попова, О. Г. Романенко // Молодой

ученый. – 2015 – № 7 – С. 731-734.

  1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: МозаикаСинтез, 2011. – 136 с.
  2. Гусева Т. Кем быть? // Поѐм, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82.
  3. Залялилева  Д.  Р.  Реализация  профориентационной  программы  в  детском саду  как  первая  ступень  к  определению  своего  места  в  современном обществе  /  Д.  Р.  Залялилева,  Л.  И.  Шафикова  //  Воспитание  и  обучение детей младшего возраста. – 2015 – № 5.  
  4. Инновационная  программа  дошкольного  образования  «От  рождения  до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Э.М. Дорофеевой – М.: Мозаика - Синтез, 2019.
  5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
  6. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
  7. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.М.:Айрис-пресс, 2008
  8. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 128 с.
  9. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с.
  10. Профориентационная  работа  в  условиях  дошкольной  образовательной
  11. организации: Методическое пособие – Самара: Изд-во ЦПО, 2013
  12. Ранняя  профориентация  дошкольников:  Пособие  по  ранней профориентации  детей  старшего  дошкольного  возраста  /  Авт.-сост.: Сальникова Т. Г.– Николаевск-на-Амуре, 2015.
  13. Стахович,  Л.В.  Образовательная  программа  «Азы  финансовой  культуры для  дошкольников»:  пособие  для  воспитателей,  методистов  и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
  14. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 207 с.
  15. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014 18. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с

.

 

Приложение 1

Диагностика Представления о труде взрослых

С детьми проводится  индивидуальная беседа.

Задаются  вопросы:

- Какие ты знаешь профессии?

По каждой названной профессии ребенку предлагается  рассказать:

  -Какими орудиями труда пользуется?.

Детям предлагается объяснить процесс работы данной профессии:

-Что делает человек данной профессии?

Ответы детей заносятся в таблицу

Таблица  Диагностика представлений о труде взрослых

Фамилия, имя ребёнка

Профессия

Орудия Труда

Процесс труда (что делает человек?)

Диагностика

Диагностическая карта сформированности знаний у детей дошкольного возраста  по профессиям

Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

Вопросы

                              Код ребенка

Перечисли, какие профессии ты знаешь?

Какая профессия у твоей мамы? Твоего  папы?

Какую пользу для общества приносят  полицейские?

Какими качествами должен обладать полицейский?

Кто такой банковский служащий?

Какие инструменты нужны банковскому служащему для работы?

Какую пользу для общества приносят  пожарные?

Какими качествами должен обладать пожарный?

Какие инструменты нужны пожарному для работы?

Как называют врача лечащего детей?

Кто помогает врачу лечить больных?

Какие инструменты нужны врачу для работы?

Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем.

Кем бы ты хотел стать? Почему?

Инструкция к тесту:

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка, а также его эмоциональные реакции.

  0 баллов – ребенок  дает неправильный ответ.

1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ
В карте выставляются отметки по итогам опроса.


Приложение 2

Анкетирование родителей МАДОУ детский сад «Жемчужинка»

по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на предложенные вопросы, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми!

1. Как вы считаете, стоит ли при организации образовательного процесса учитывать интересы ребенка, ориентировать его на подготовку к жизни в современном обществе?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

2. Считаете ли вы необходимым проводить в дошкольном учреждении работу по ранней профориентации дошкольников?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

3. Имеет ли Ваш ребенок представление о сельских профессиях?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

4. Хотите ли вы, чтобы воспитатели в детском саду расширяли представление ребенка о профессиях нашего региона?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

5. Разговариваете ли вы дома с ребенком о том, кем вы работаете и где вы работаете?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

5. Готовы ли вы, чтобы Ваш ребенок принял участие в экскурсиях в Баунтовскую ЦРБ, Сбербанк, Хлебозавод?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

6. Как вы считаете, ранняя профориентация поможет ребенку в выборе профессии?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

7. Будите ли вы сотрудничать с детским садом по профориентации детей дошкольного возраста?

• Да

• нет

• затрудняюсь ответить

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук по финансовой грамотности дошкольников "Мир финансов".

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магази...

Презентация для детей 5-7 лет по финансовой грамотности "Детям о финансах"

Данное мультимедийное пособие предназначено для детей в помощь педагогам для оптимизации педагогического процесса, индивидуализации обучения детей 5-7 лет с разным уровнем познавательного развития, и ...

Проект по формированию финансовой грамотности «Знакомство с финансами»

Проект по формировани финансовой грамотности "Знакоство с финансами" в старшей группе...

Проект по финансовой грамотности "Все профессии нужны-все профессии важны"

Проект по финансовой грамотности "Все профессии нужны-все профессии важны"...

Проект по формированию финансовой грамотности "Сказки читаем-финансы изучаем".

Проект разработан с целью формирования основ финансовой грамотности у детей второй младшей группы....

Проект по финансовой грамотности «Профессии»

Проект по финансовой грамотности «Профессии»...