Проект по финансовой грамотности "Я, профессия и финансы"
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование компетентной в своей профессии личности, способной к саморазвитию, является одной из важных задач современного образования. Поэтому процесс ранней профориентации должен начинаться уже в дошкольном возрасте, когда ребенок знакомится с разнообразным миром профессий человека и у него формируются основы развития личностных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ya_professiya_i_finansy_hlystunova_v.e.docx | 593.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Формирование компетентной в своей профессии личности, способной к саморазвитию, является одной из важных задач современного образования. Поэтому процесс ранней профориентации должен начинаться уже в дошкольном возрасте, когда ребенок знакомится с разнообразным миром профессий человека и у него формируются основы развития личностных качеств.
Актуальность проекта
В старших классах школы у детей возникает вопрос, какую же выбрать будущую профессию. А ведь скрытые резервы профориентации таятся еще на этапе дошкольного детства. Мы знакомим детей с трудом взрослым и с окружающим миром уже в младшем дошкольном возрасте. Ранняя подготовка ребенка к выбору той или иной профессии заключается не в навязывании ему готового варианта, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить с многообразными видами труда и в дальнейшем облегчить его самостоятельный выбор. Организация ранней профориентации дошкольников включает в себя элементарные знания детей о профессиях, о видах орудий труда, о важности и значимости труда взрослых, о правильности расчетов финансовых затрат и доходов.
Нельзя вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Дошкольник ежедневно слышит такие понятия как деньги, продукты, цены, товары, дорого, дёшево, экономно и т.п. Поэтому воспитание финансовой грамотности становится актуальной уже в дошкольном возрасте, ведь в это время закладываются начальные знания будущего финансового благополучия и зарождаются такие особенности личности как ответственность, бережливость, пунктуальность, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного гражданина.
Системный и комплексный подход к созданию условий для развития ранней профориентации у детей дошкольного возраста предполагает дать воспитанникам знания об огромной значимости труда каждого человека, а также сформировать интерес и положительное отношение к труду.
Гипотеза проекта
Целенаправленное ознакомление с профессиями, привитие ценностного отношения к своему труду и труду взрослых, будет реализовываться более эффективно за счет непосредственного вовлечения детей в трудовую деятельность (выполнения поручений, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, труд по обслуживанию игр и занятий и др.), наблюдений, экскурсий, игровой деятельности.
Педагогическая целесообразность, новизна цель и задачи проекта
Педагогическая целесообразность данного проекта заключается в построении системы работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников, развитию у дошкольников начального представления о мире профессий и основ финансовой грамотности. Новизна данного проекта заключается в комплексном решении социально-педагогических задач. Внедрение в педагогическую практику новых форм работы с дошкольниками с целью их разностороннего развития.
В проекте представлен системный подход по ранней профориентации дошкольников старшего возраста: изучение особенностей разных профессий, посещение рабочих мест, рассматривание иллюстраций, картин о профессиональной деятельности взрослых, встречи с людьми различных профессий. Были созданы определенные условия для развития игровой деятельности, так как она является ведущей в дошкольном возрасте и легла в основу нашей системы по ранней профориентации.
Для реализации поставленных задач, будут привлечены социальные партнеры (Центральная районная больница, почтовое отделение, Сбербанк и др.), ведь использование социальных связей дошкольного образовательного учреждения с организациями дает дополнительный стимул для духовно-нравственного развития и обогащения личности каждого ребенка, формирует гармоничные взаимоотношения с родителями.
Цель: создание педагогических условий для ранней профессиональной ориентации старших дошкольников через финансовую грамотность
Задачи:
- расширить представления дошкольников о профессиях;
- формировать финансовую культуру детей;
- формировать основы технической грамотности дошкольников;
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах профориентации детей дошкольного возраста;
- обеспечить повышение квалификации педагогических работников дошкольной образовательной организации по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста;
Сроки: октябрь 2023г. – май 2025 г
Участники проекта:
- воспитанники 5-7 лет,
- педагоги,
- родители,
- социальные партнеры.
Формы и методы работы с дошкольниками:
-экскурсии;
-целевые прогулки;
-беседы, презентации с приглашением профессионалов;
-организованная образовательная деятельность;
-игры, праздники, досуги;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Ожидаемый результат:
- у ребенка расширены знания и представления о профессиях взрослых, а также о профессиях своих родителей (место работы, значимость труда родителей; уважение к их труду) ;
- ребенок имеет представления о современных технических профессиях Баунтовского района;
- сформировано умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры, применяя имеющиеся знания о профессиях.
- ребенок моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- ребенок знает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- ребенок понимает, что разумное отношение к расходам – всё это бережливость и экономия, ценит результаты труда, умеет делиться и отдавать, в случае необходимости прийти на помощь ближнему.
Нормативные документы
Содержание проекта разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155);
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028);
4. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6. Устав МАДОУ д/с «Жемчужинка»;
7. Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад «Жемчужинка» 2024 г .
План
реализации проекта
I этап – организационный (июнь 2023г.- сентябрь 2023г.)
1. Определение целей и задач проекта;
2. Сбор методического, научно – популярного материала;
3. Разработка конспектов, бесед по ознакомлению детей с профессиями;
4. Проведение индивидуальных бесед с детьми о том, кем и где работают их родители;
5. Внесение в группу лэпбуков, книг, открыток, иллюстраций, картин с изображением профессий, инструментов, предметов-помощников;
6. Оформление стенда «Какие бывают профессии»;
7. Прогнозирование результата;
8. Мониторинг воспитанников;
9. Анкетирование родителей.
II этап — практический (октябрь 2023г. - апрель 2025г.)
1. Реализация запланированных мероприятий;
2. Обновление содержания организационных форм, методов, мотивации, педагогических технологий;
3. Вовлечение всех участников образовательных отношений в образовательный процесс;
4. Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;
III этап – заключительный (май 2025г.)
1. Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для ранней профориентации дошкольников;
2. Проведение мониторинга по оценке влияния созданных методических, организационно-педагогических условий, предметно-игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда.
3. Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности на Педагогическом совете, методическом объединении.
План взаимодействия с родителями (законными представителями)
по ранней профориентации дошкольников
Тема | Цель | сроки |
Анкетирование родителей «Игры моего ребенка» | Привлечь родителей к профориентационной работе с дошкольниками. Привлечь родителей к изготовлению лэпбуков или презентаций «В мире профессий» | сентябрь 2023 |
Консультация для родителей «Как профессия родителей влияет на ребенка» | Октябрь 2023 | |
Консультация «Построение развивающей среды с учетом ранней профориентации дошкольников»» | Привлечь родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы | Ноябрь 2023 |
Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка» | Познакомить родителей с профориентационными играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими) | Декабрь 2023 |
Консультация для родителей «Чтение художественной и познавательной литературы как средство ранней профессиональной ориентации дошкольников» | Привлечь родителей к совместному чтению | Февраль 2024 |
Выставка ИЗО и ДПИ «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» | Привлечь родителей к совместному творчеству, организовать выставку совместных работ. | Март 2024 |
Экскурсия в ЦРБ | Вовлечение родителей в мероприятия, способствующие социализации детей, формирующие у них отношение к профессии. | Апрель 2024 |
Семейный клуб «Как в игровой форме рассказать ребенку о семейном бюджете» | Вовлечение родителей в мероприятия, способствующие формированию финансовой культуры у детей | Май 2024 |
Экскурсия в МАОУ «Багдаринская средняя общеобразовательная школа» | Вовлечение родителей в мероприятия, способствующие социализации детей, формирующие у них отношение к профессии | Сентябрь 2024 |
Экскурсия на хлебозавод | Вовлечение родителей в мероприятия, способствующие социализации детей, формирующие у них отношение к профессии, финансовую культуру | Октябрь 2024 |
Презентации родителей для детей «Все работы хороши – выбирай на вкус» | Привлечь родителей к совместному учебному процессу | Ноябрь 2024 |
Консультация для родителей «Человек труда – звучит гордо» | Привлечь родителей к изготовлению альбомов | Декабрь 2024 |
Круглый стол «Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду и дома» | Привлечь родителей к активному взаимодействию с педагогами ДОУ | Январь 2025 |
Консультация для родителей «Профессии моей семьи» | Расширение представлений детей о профессиях родителей Презентация детских проектов в подготовительной к школе группе «Профессии моей семьи» | Февраль 2025 |
Экскурсия в магазин | Вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии, финансовую культуру | Март 2025 |
Консультация для родителей «Организация детской профориентационной олимпиады для детей 6-7 лет «Фейерверк профессий» | Вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии | Апрель 2025 |
Совместное итоговое мероприятие Олимпиада «Фейерверк профессий» | Вовлечение родителей в мероприятие, которое способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии | Май 2025 |
План работы с социальными партнерами.
№ | Социальный партнер | Мероприятие | Сроки |
Детская поликлиника | Экскурсия | Октябрь 2023 Октябрь 2024 | |
Магазин «Уют» (мебельный магазин) | Экскурсия | Октябрь 2023 | |
Полиция | Беседа с презентацией с приглашением сотрудника | Ноябрь 2023 Октябрь 2024 | |
Детская библиотека | Проект «Эвенки. Быт и традиции» | Сентябрь 2023 – май 2024 | |
Сбербанк | Экскурсия | Апрель 2024 | |
Хлебозавод | Экскурсия | Май 2024 | |
Витимское лесничество | Экскурсия | Сентябрь 2024 | |
Музей народов Севера | Тема «Золотодобывающая промышленность» | Сентябрь 2024 | |
Ателье | Экскурсия | Октябрь 2024 | |
Пожарная часть | Экскурсия | Октябрь 2024 | |
Магазин «Ткани» | Экскурсия | Апрель2025 | |
ЦДО | Районный конкурс рисунков «Мамы разные важны» | Май 2025 | |
Почта | Экскурсия | Май 2025 | |
Багдаринская средняя общеобразовательная школа | Экскурсия | Май 2025 |
Механизм управления реализацией проекта
Руководителем и исполнителем проекта является педагог Хлыстунова В.Е. Она координирует этот проект, вносит необходимые корректировки. Следит за использованием ресурсов (программного обеспечения, оборудования и т.д.). Валентина Евгеньевна ведет документацию по проекту для дальнейшего обобщения опыта.
Педагог следит за тем, чтобы развивающая среда группы, была оборудована необходимыми пособиями и материалами, контролирует взаимодействие всех участников педагогического процесса, выстраивает систему взаимодействия с родителями.
Условия реализации проекта
В дошкольном учреждении имеются все необходимые условия для реализации проекта.
Кадровое обеспечение
Для реализации цели и задач данного проекта штат МАДОУ детский сад «Жемчужинка» укомплектован квалифицированными кадрами, в том числе:
- воспитатель первой квалификационной категории;
- подменный воспитатель высшей квалификационной категории;
- младший воспитатель.
Материально – технические условия:
Реализация проекта «Я, профессия и финансы» опирается на материально-техническую базу дошкольного учреждения МАДОУ детский сад «Жемчужинка».
Согласно возрастным особенностям детей, групповое помещение условно
делится на центры активности, где дошкольники могут упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности деятельности.
Организация развивающей предметно-пространственной среды помещения педагогически целесообразна, создает комфорт, способствуя эмоциональному благополучию детей, предполагает познакомить детей с многообразием профессий нашего региона. Для эффективной профориентации детей дошкольного возраста созданы:
- «Центр науки и естествознания»;
- «Уголок занимательной математики»;
- «Центр конструктивно-модельной деятельности»;
- «Центр игры» - современные профориентационные игры.
Для реализации проекта в детском саду имеется:
- мультимедиа проектор и навесной экран;
- музыкальный центр, CD-диски;
- наглядный материал (картины, настольные, дидактические игры, лэпбуки)
- компьютер с доступом в Интернет;
- цветной принтер;
- ламинатор.
Механизм оценки результативности проекта
Режим развития. Проект будет успешен, если его задачи будут реализовывать команда педагогов — единомышленников, которые не боятся трудностей, стараются развиваться, стремиться к новому.
Риски заключаются в том, что дошкольники, переходя в школу, не получают уже такой информации в начальных классах, тем самым, забывается данный материал. Есть трудности в привлечении родителей. Многие родители, ссылаясь на занятость, не активно включаются в процесс.
Эффективность реализации проекта проявляется в большой заинтересованности детей, так как знакомство с профессиями и финансовой грамотностью проводится в новой форме: экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.
В дальнейшем планируется продолжить изучение проблемы
Тематический план
2023-2024 уч.г. (1-й год обучения)
№ | Мероприятие | сроки |
1. Организация профориентационных сюжетно-ролевых игр | ||
1 | 1. «Магазин» (овощной, хлебный) 2. «Поликлиника» 3. «Экскурсия». Экскурсия по селу Багдарин 5. «Зоопарк» | октябрь 2023г |
2 | 1. «Ферма» 2. «Транспорт» 3. «Детский сад» 4. «Аптека» | Ноябрь 2023 |
3 | 1. «Кафе» 2. «Магазин «Детский мир» 3. «Путешествие» 4. «Железнодорожный транспорт» | Декабрь 2023 |
1. «Больница» (с разными отделениями) 2. «Ателье» 3. «Поликлиника» 4. «Космическое путешествие» | январь 2024 | |
1. «Почта» 2. «Аэропорт» 3. «Театр» 4. «Корабль» | февраль 2024 | |
1. «Школа» 2. «Цирк» 3. «Рыболовецкое судно» 4. «Библиотека» 5. «Кафе» | март 2024 | |
1. Банк» 2. «Магазин» (Готовая одежда) 3. «Транспорт» 4. «Автосервис» | апрель 2024 | |
1. «Парикмахерская» (дамский и мужской зал) 2. «Зоопарк» 3. «Театр» 4. «Космос» | май 2025 | |
2. Образовательная деятельность по формированию у детей представлений о мире современных технических профессий | ||
1 | 1.«Строительные конструкции, здания и сооружения. Дома деревянные, каменные, кирпичные» 2.«Градостроительство, планировка сельских населенных Пунктов. Строим село» | октябрь 2023 |
2 | 1. «Приборы измерения: сантиметровая лента, термометр, весы» 2. «Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы. Бинокль» | Ноябрь 2024 |
3 | 1. «Технология швейных изделий . Конструирование головных уборов» 2. «Конструирование аксессуаров» (украшения, сумки, ремни, платки) | Декабрь 2023 |
4 | 1.«Золотодобывающая промышленность» 2. «Организация производства (по отраслям). Хлебозавод» | февраль 2024 |
1. «Системы, сети и устройства телекоммуникаций» «Телефон» | март 2024 | |
1. «Аэродинамика и процессы теплообмена летательных Аппаратов. Бумажный самолет» 2. «Роботы, мехатроника и робототехнические системы. Роботы – помощники» | апрель 2024 | |
3. Образовательная деятельность по воспитанию у детей финансовой культуры | ||
1 | 1. Беседа «История денег»; 2. Экскурсия в банк. 3. НОД «Знакомство с новой современной профессией - банкир»; 4. Дидактическая игра «Что создается трудом?» 5. Дидактическая игра «Угадай профессию по продукту труда» | октябрь 2023 |
2 | 1. Беседа «Зачем придумали деньги?» 2.Сюжетно-ролевая игра «В гостях у семьи Экономистов». 3. Интегрированная беседа «Где живут деньги?» 4. Интегрированная беседа «Как деньги попадают к людям?» 5. Чтение художественной литературы: «Муха- Цокотуха» К.И.Чуковский, «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстой. 6. Дидактическая игра: «Что важнее?» | ноябрь 2023 |
3 | 1.Интегрированная беседа «Где покупают и продают различные товары?» 2.Интегрированное занятие «В продавцы бы я пошел, пусть меня научат» 3. Интегрированная беседа «Выбираем: дорого-дешево» 4. Дидактическая игра «Сколько это стоит?» | Декабрь 2023 |
1. ООД по ознакомлению с профессией «Бухгалтер». 2. Встреча с работником бухгалтерии. 3. Интегрированная беседа «Копим и сберегаем» 4. Творческое занятие «Наша мастерская» 5. Дидактическая игра «Открываем кафе, закупаем товар» | январь 2023 | |
1. Интегрированная беседа «Что такое долг?» 2. Дидактическая игра «Подбери витрину для магазина» 3. Просмотр презентации «Финансовая грамотность в моей семье»; 4. Игра «ДетСберБанк». 5. Загадывание загадок. 6. Чтение пословиц и поговорок | февраль 2024 | |
1. Интегрированная беседа «Планируем эксперимент» 2. Дидактическая игра «Что сначала, что затем?» 3. Интегрированная беседа «Что такое цена, стоимость?» 4. Инсценировка «Все идет по плану!» | март 2024 | |
1.Интегрированная беседа «Жадность, хорошо или плохо?» 2. Дидактическая игра «Мастерская» 3. Интегрированная беседа «Дружба» 4. Просмотр мультфильма «Как Баир друзей нашел» | апрель 2024 | |
1. Интегрированная беседа «Рабочие профессии» 2. Дидактическая игра «Правильные покупки» 3. Интегрированное занятие «Туристическое агентство» 4. Дидактическая игра «Все по закону!» | май 2024 |
Тематический план
2024-2025 уч.г. (2-й год обучения)
№ | мероприятие | сроки |
1. Организация профориентационных сюжетно-ролевых игр | ||
1. «Школа» 2. «Поликлиника» 3. «Транспорт» 4. «Супермаркет» 5. «Парикмахерская» | Октябрь 2024 | |
2 | 1. «Почта» 2. «Библиотека» (читальный зал) 3. «Автошкола» 4. «Кафе» 5. «Театр» | Ноябрь 2024 |
3 | 1. «Телевидение» (конкурс «Голос-дети») 2. «Строительство» (города) 3. «Ферма» 4. «Цирк» | Декабрь 2024 |
1. «Телеграф. Почта» 2. «Корабль» (рыболовецкое судно) 3. «Зоопарк» 4. «Ветеринарная клиника» 5. «Железнодорожный транспорт». | январь 2025 | |
1. «Космический город» 2. «Больница» 3. «Аптека» 4. «Типография» 5. «Комбинат бытового обслуживания» | февраль 2025 | |
1. «Станция «Скорая помощь» 2. «Кондитерская» 3. «Конструкторское бюро» 4. «Супермаркет» 5. «Театр» 6. «Корабль» | март 2025 | |
1. «Дом моды» 2. «Пожарная часть» 3. «Банк» 4. «Аэропорт» 5. «Фабрика игрушек» 6. «Магазин «Детский мир» | апрель 2025 | |
1. «Магазин «Ткани» 2. «Кулинария. Кафе» 3. «Фермеры» 4. «Школа» 5. «Цирк» 6. «Консервный завод» 7. «Служба спасения» | май 2025 | |
2. Образовательная деятельность по формированию у детей представлений о мире современных технических профессий | ||
1. «Строительные конструкции, здания и сооружения. Город моей мечты» | Октябрь 2024 | |
2 | 1. «Приборы и методы измерения (по видам измерений). Часы» 2. «Приборы навигации. Компас» 3. «Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы. Телескоп» | Ноябрь 2024 |
3 | 1. «Технология швейных изделий. Конструирование одежды из различных материалов» 2.«Вычислительные машины, комплексы и компьютерные Сети. Наш друг – компьютер» | Декабрь 2023 |
1. «Эксплуатация автомобильного транспорта» «Автосервис» 2. «Системы, сети и устройства телекоммуникаций» «Сотовая связь» | январь 2025 | |
1. «Золотодобывающая промышленность» 2.«Организация производства (по отраслям). Машиностроение» | февраль 2025 | |
1. «Дорожные, строительные и подъемно-транспортные Машины. Дорожная техника: каток, асфальтоукладчик» 2. «Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов. Воздушный змей» | март 2025 | |
1. «Машиноведение, системы приводов и детали машин. Проектирование машин» 2.«Роботы, мехатроника и робототехнические системы. Роботы будущего» | апрель 2025 | |
1. «Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов. Самолет» 2. «Наземные комплексы, стартовое оборудование, эксплуатация летательных аппаратов. Космодром» 3.Итоговое занятие Олимпиада «Фейерверк профессий» | май 2025 | |
3. Образовательная деятельность по воспитанию у детей финансовой культуры | ||
1 | 1.Интегрированная беседа «Как продукт труда в товар превращается» 2. Сюжетно ролевая игра «Банкомат - электронный кассир». 3. ООД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта» 4.Интеллектуальная викторина «Услуга - товар?» 5.Интегрированная беседа «Что будет, если люди перестанут работать и трудится?» 6.Инсценировка «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» | октябрь 2024 |
2 | 1.Беседа «Дети и деньги». 2. ООД по ознакомлению с профессией «Экономист»; Просмотр мультфильмов. 3.Интегрированная беседа «Какими деньги были и какими стали?» 4. Интегрированная беседа «Трудовые деньги» 5. Дидактическая игра «Мы идем в банк» | Ноябрь 2024 |
3 | 1.Викторина « День финансовой грамотности» 2. Чтение художественной литературы: «Волшебный банкомат» Т.Л. Попова; «Пес по имени Мани, или Азбука денег» Бодо Шефер. 3.Интегрированная беседа «Потребности человека» 4.Интегрированное занятие «Волшебный город» 5. Дидактическая игра «Мы идем за покупками» | Декабрь 2024 |
1. Интегрированная беседа «Разумные траты» 2. Инсценировка «Мишкина копилка» 3.Викторина «Разумные траты сказочных героев» 4.Сюжетно-ролевая игра «День рождения» | январь 2025 | |
1. Дидактические игры: «Размен», «Услуги и товары», «Что быстрее купят?» 2. ООД по финансовой грамотности «Приключения Мухи-Цокотухи». 3.Интегрированная беседа «Умей взять, умей и отдать» 4. Дидактическая игра «Открываем кафе» 5. Инсценировка «Долг платежом красен» | февраль 2025 | |
1. Интегрированная беседа ««Планируем день в детском саду» 2. Интегрированное занятие «Творим добро!» 3.Беседа «Профессии работников банка» 4. ООД по финансовой грамотности "Азбука денег". 5. Дидактическая игра «Монополия»; | март 2025 | |
1. Интегрированная беседа «Умей обращаться с вещами» 2. Дидактическая игра «Профессии будущего» 3. Инсценировка «Бережливые друзья» 4. ООД по финансовой грамотности «Путешествие в страну денег» 5. Дидактическая игра «Из какого магазина товар?» | апрель 2025 | |
1. Дидактическая игра «Что нужно исследователям?» 2.Интегрированная беседа «Путешествие по миру. Деньги мира» 3. Дидактическая игра «Профессии мира искусства» 4. Оформление выставки «Путешествие монеты по миру» | май 2025 |
Список литературы
- Афоризмы по теме «Работа, труд». URL: http://www.aforizm.info/theme/rabota-trud/
- Баранова, Н. А., Гугуман, Т. В., Попова, В. Ф., Романенко, О. Г.
Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых /
Н. А. Баранова, Т. В. Гугуман, В. Ф. Попова, О. Г. Романенко // Молодой
ученый. – 2015 – № 7 – С. 731-734.
- Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: МозаикаСинтез, 2011. – 136 с.
- Гусева Т. Кем быть? // Поѐм, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С. 73-82.
- Залялилева Д. Р. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе / Д. Р. Залялилева, Л. И. Шафикова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2015 – № 5.
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Э.М. Дорофеевой – М.: Мозаика - Синтез, 2019.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.
- Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.М.:Айрис-пресс, 2008
- Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 128 с.
- Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с.
- Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной
- организации: Методическое пособие – Самара: Изд-во ЦПО, 2013
- Ранняя профориентация дошкольников: Пособие по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста / Авт.-сост.: Сальникова Т. Г.– Николаевск-на-Амуре, 2015.
- Стахович, Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020.
- Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 207 с.
- Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014 18. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с
.
Приложение 1
Диагностика Представления о труде взрослых
С детьми проводится индивидуальная беседа.
Задаются вопросы:
- Какие ты знаешь профессии?
По каждой названной профессии ребенку предлагается рассказать:
-Какими орудиями труда пользуется?.
Детям предлагается объяснить процесс работы данной профессии:
-Что делает человек данной профессии?
Ответы детей заносятся в таблицу
Таблица Диагностика представлений о труде взрослых
Фамилия, имя ребёнка | Профессия | Орудия Труда | Процесс труда (что делает человек?) |
Диагностика
Диагностическая карта сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка
Вопросы Код ребенка | |||||||||||||||
Перечисли, какие профессии ты знаешь? | |||||||||||||||
Какая профессия у твоей мамы? Твоего папы? | |||||||||||||||
Какую пользу для общества приносят полицейские? | |||||||||||||||
Какими качествами должен обладать полицейский? | |||||||||||||||
Кто такой банковский служащий? | |||||||||||||||
Какие инструменты нужны банковскому служащему для работы? | |||||||||||||||
Какую пользу для общества приносят пожарные? | |||||||||||||||
Какими качествами должен обладать пожарный? | |||||||||||||||
Какие инструменты нужны пожарному для работы? | |||||||||||||||
Как называют врача лечащего детей? | |||||||||||||||
Кто помогает врачу лечить больных? | |||||||||||||||
Какие инструменты нужны врачу для работы? | |||||||||||||||
Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем. | |||||||||||||||
Кем бы ты хотел стать? Почему? |
Инструкция к тесту:
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка, а также его эмоциональные реакции.
0 баллов – ребенок дает неправильный ответ.
1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ
В карте выставляются отметки по итогам опроса.
Приложение 2
Анкетирование родителей МАДОУ детский сад «Жемчужинка»
по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на предложенные вопросы, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми!
1. Как вы считаете, стоит ли при организации образовательного процесса учитывать интересы ребенка, ориентировать его на подготовку к жизни в современном обществе?
• Да
• нет
• затрудняюсь ответить
2. Считаете ли вы необходимым проводить в дошкольном учреждении работу по ранней профориентации дошкольников?
• Да
• нет
• затрудняюсь ответить
3. Имеет ли Ваш ребенок представление о сельских профессиях?
• Да
• нет
• затрудняюсь ответить
4. Хотите ли вы, чтобы воспитатели в детском саду расширяли представление ребенка о профессиях нашего региона?
• Да
• нет
• затрудняюсь ответить
5. Разговариваете ли вы дома с ребенком о том, кем вы работаете и где вы работаете?
• Да
• нет
• затрудняюсь ответить
5. Готовы ли вы, чтобы Ваш ребенок принял участие в экскурсиях в Баунтовскую ЦРБ, Сбербанк, Хлебозавод?
• Да
• нет
• затрудняюсь ответить
6. Как вы считаете, ранняя профориентация поможет ребенку в выборе профессии?
• Да
• нет
• затрудняюсь ответить
7. Будите ли вы сотрудничать с детским садом по профориентации детей дошкольного возраста?
• Да
• нет
• затрудняюсь ответить
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лэпбук по финансовой грамотности дошкольников "Мир финансов".
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магази...
Сценарий викторины по финансовой грамотности «Знакомимся с финансами» для детей подготовительной группы
Формирование финансовой грамотности дошкольников...
Презентация для детей 5-7 лет по финансовой грамотности "Детям о финансах"
Данное мультимедийное пособие предназначено для детей в помощь педагогам для оптимизации педагогического процесса, индивидуализации обучения детей 5-7 лет с разным уровнем познавательного развития, и ...
Проект по формированию финансовой грамотности «Знакомство с финансами»
Проект по формировани финансовой грамотности "Знакоство с финансами" в старшей группе...
Проект по финансовой грамотности "Все профессии нужны-все профессии важны"
Проект по финансовой грамотности "Все профессии нужны-все профессии важны"...
Проект по формированию финансовой грамотности "Сказки читаем-финансы изучаем".
Проект разработан с целью формирования основ финансовой грамотности у детей второй младшей группы....
Проект по финансовой грамотности «Профессии»
Проект по финансовой грамотности «Профессии»...