Методическая разработка конспекта по финансовой грамотности в старшей группе
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Возрастная адресованность: дети, возраста 5 – 6 лет (старшая группа).

Длительность мероприятия: 20 – 25 минут.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности, умения планировать расходы.

Педагогический замысел: 

  1. Познакомить детей с такими понятиями, как «финансы», «заработная плата», «планирование расходов», «бюджет семьи».
  2. Расширять словарный запас детей по теме «деньги».
  3. Развивать интерес к финансовой жизни семьи.
  4. Помочь детям сформировать правильное отношение к потреблению - соотносить возможности с потребностями.
  5. Воспитывать бережное отношение к своей и чужой собственности, семейным ценностям, материальным ресурсам.

Предварительная работа.

Короткие беседы с детьми об общих финансовых вопросах: «Что такое деньги», «Откуда берутся деньги», «Зачем люди работают» и т.д. Рассматривание иллюстраций о разных работах, иллюстраций с торговыми центрами, магазинами. Проведение сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Мы – покупатели», «Работа». Дидактические игры по теме «финансы». Словесные игры. Чтение пословиц и поговорок о труде. 

Материалы.

Демонстрационный материал.

Домовенок Кузя – мягкая игрушка. Карточки с изображением предметов – товаров и не товаров. Деньги для демонстрации. Картины на тему «финансовая грамотность».

 

 

 

Примерный ход образовательной деятельности

Организационный момент

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети сидят на стульчиках

 

 

 

Дети отгадывают загадку

 

Смотрят на домовенка

 

 

Слушают воспитателя и домовенка

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас гость. Он очень стеснительный и хочет, чтобы вы угадали, кто он. А чтобы вам было легче догадаться, я загадаю загадку. Вот что он сам о себе говорит:

Я хозяйственный такой, хоть росток и небольшой.

Сказки сказывать могу, всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой, рад стараться - …

Совершенно верно. Это домовой, вернее домовенок – Кузя. Он очень добрый и любит детей. Вы ведь его не боитесь?

Воспитатель: Кузя совершил долгое путешествие пешком из лесного домика Бабы Яги к нам в детский сад. 

Кузя, тебе нравятся наши дети? 

Да, мне очень нравятся дети. Они добрые  умные. Вот я и пришел попросить у вас помощи. 

А какая помощь тебе нужна, Кузенька?

Понимаете, там, где я жил, в доме у Бабы Яги, ничего не знают о деньгах. Что это такое, откуда берутся и зачем они нужны. А я планирую переехать поближе к вам, в город. Вы можете объяснить, что такое деньги и зачем они нужны?

Ну что дети, поможем Кузе побольше узнать о том, что такое деньки и зачем они нужны?

 

 

 

 

 

 

 

Домовой

 

 

Отвечают

 

 

Воспитатель обращается к домовенку

 

Говорит Кузя

 

Воспитатель

 

Говорит Кузя

 

 

 

 

 

Дети отвечают

Основная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

 

 

 

Встают и выполняют упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Слушают и отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хлопают

Топают

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопрос Кузи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети решают и отвечают доход или расход

А чтобы лучше думать и отвечать немного разомнемся и, заодно, немного посчитаем. Ведь не зря говорят, что «деньги любят счет».

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел Кузя погулять.

Что нам делать? 

Как нам быть?

Будем с Кузенькой дружить!

Снова будем мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Ну вот, взбордрились, теперь давайте и поговорим.

Так откуда в вашей семье берутся деньги?

Если дети затрудняются с ответом, можно помочь им наводящими вопросами. Например: «Твой папа ходит на работу? Чем ему платят за работу? Куда он приносит заработанные деньги?»

Видишь, Кузя, люди ходят на работу. За их труд платят деньги – заработную плату. Или, если говорить короче, зарплату. Заработанные деньги можно тратить. 

Кто знает, как называются деньги, которые зарабатывают наши мамы и папы?

Какие они бывают?

А для чего нужны деньги?

Дети, подскажите, пожалуйста, Кузе, для чего нужны деньги.

Правильно, на деньги можно купить много всего нужного. Одним словом это можно назвать – товар. Деньги можно копить дома на большие покупки или класть в банк для преумножения. 

А как вы думаете, можно тратить сразу все заработанные деньги за один день, или их надо распределять на все время до следующей зарплаты?

Правильно. Если потратить сразу все деньги, то может не хватить на очень нужные вещи. 

А на что обычно люди тратят деньги?

Воспитатель может подсказывать, задавая наводящие вопросы. 

Видишь, Кузя, сколько всего нужно людям. Поэтому деньги ни в коем случае нельзя тратить за один раз. Их нужно распределять на весь месяц до следующей зарплаты. А то можно остаться голодным.

Я все понял, я никогда не буду тратить все деньги сразу. Я буду совершать покупки обдуманно.

Вот и молодец, Кузя, ты быстро учишься!

Предлагаю поиграть в одну интересную игру, хотите?

Игра называется «Можно купить или нет»

Я сейчас буду называть разные предметы. Часть из них – товары, их можно купить за деньги. Другую часть за деньги купить нельзя. Если это товар, то вы будете хлопать – вот так! А если предмет купить нельзя, то топать – вот так.

Воспитатель показывает картинки с различными предметами (мяч, облако, конфета, игрушка, дом, радуга…).

А кто управляет финансами в семье?

Воспитатель может подсказывать, задавая наводящие вопросы. 

Обычно, финансами распоряжаются старшие члены семьи или тот, кто деньги зарабатывает. Бывает, что за все покупки отвечает мама. В разных семьях бывают разные традиции. Но в семье лучше  обсуждать, что планируется купить, на какие крупные расходы откладываются деньги. Тогда все понимают, какую помощь они могут оказать семье.

Все деньги, которые зарабатывают члены семьи – это доход. А все деньги, которые они тратят – расход.

Кто запомнил, что такое доход?

Что такое расход?

Боюсь, я запутаюсь, не запомню…

Сейчас мы и поиграем, и поможем Кузе запомнить, что является доходом, а что расходом.

Игра «Доход и расход»

Я сейчас буду вам говорить фразу, а вы закончите ее, решив доход это или расход. Начнем.

- Маме выдали зарплату

- Бабушка купила пирожок

- Мальчик порвал рубашку

- Выиграл приз

- Купили мороженое

Количество фраз зависит от заинтересованности и утомления детей.

Все доходы и расходы вместе – это бюджет семьи. Его надо вести правильно. Иначе расходы могут превысить доходы, и денег не хватит на очень нужные вещи – например, еду и одежду. Дети тоже могут помочь взрослым членам семьи правильно вести бюджет.

А разве дети тоже могут помочь взрослым зарабатывать деньги?

Дети могут помочь семье экономить и излишними требованиями не подрывать семейный бюджет.

А как дети могут помочь?

Дети, давайте расскажем Кузе, как вы можете помочь семье экономить!

Видишь, Кузя, как много всего могут даже дети, а ты, мудрый домовенок, наверняка, сможешь еще больше.

 

 

 

 

 

Шагают под счет

Приподнимают

Руки, пожимают плечами

 

Обнимаются

Шагают под счет

Хлопки под счет

 

Мама и папа работают. За работу им платят деньги.

 

 

 

 

 

 

Рубли

 

Бумажные и железные

Кузя

 

Ответы детей

 

Воспитатель подводит итог

 

 

Ответы детей:

тратить все деньги сразу нельзя.

Воспитатель

 

Кузя

 

Ответы детей

 

 

Воспитатель подводит итог

 

 

Кузя

 

 

 

Да!

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют правильное действие.

Кузя

 

Ответы детей

 

 

Воспитатель подводит итог

 

 

 

 

 

Воспитатель

 

 

Ответы детей

 

 

Кузя

 

Воспитатель

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кузя

 

 

 

 

 

Кузя

 

Ответы детей

Заключительная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Общаются с Кузей и воспитателем

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют за воспитателем каждую фразу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают 

Много нового ты сегодня узнал, Кузя? 

Ой, я столько всего узнал, что даже боюсь запутаться. Помогите мне пожалуйста вспомнить, чем мы сегодня занимались, о чем говорили. 

Дети вспоминают, что делали сегодня на занятии, что нового для себя узнали, что больше всего понравилось. 

Вот и пришло время прощаться с Кузей. Давайте еще раз сформулируем правила обращения с деньгами, чтобы домовенок их точно запомнил и всегда соблюдал. 

- Нужно экономно распоряжаться деньгами.

- Если деньги потратил, их уже не вернешь.

- Невозможно получить все, что хочешь.

- Нужно распределять бюджет так, чтобы в первую очередь хватило на необходимые вещи.

- Нужно уважать старших и прислушиваться к их мнению, планируя покупки.

- Хорошо с детства научиться копить деньги, чтобы это вошло в привычку, и доход всегда превышал расход. 

А что, уже в детском саду можно начинать копить деньги?

Конечно. Ведь в любом возрасте можно завести копилку и складывать туда часть дохода. Про запас. 

Дети, когда вернутся домой, попросят родителей найти или сделать им копилку (можно даже из банки или коробочки) и попробуют начать копить. Правда, дети?

Спасибо большое, дети. Я сегодня очень много нового и интересного узнал про деньги и финансовую грамотность. Пойду своим друзьям расскажу! 

Воспитатель

 

Кузя

 

 

 

 

Воспитатель подводит итоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кузя

 

 

 

 

Воспитатель

 

Да!

 

Кузя прощается и уходит

 

 

Предполагаемый результат: приобщение детей к финансовой грамотности в дальнейшем поможет им:

- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет и др.). 

- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

- Понимать, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

- Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

- Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.

- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Дальнейшая работа: я планирую и в дельнейшем продолжать работать в данном направлении, так как вижу в этом насущную необходимость. В современном мире дети уже в старшем школьном возрасте вполне могут знать основы финансовой грамотности, что пригодится им в дальнейшей жизни. Ведь все привычки закладываются именно в детстве!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pro_finansy.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №92 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ НОД

по финансовой грамотности

для детей старшей группы

«Финансовая грамотность для Кузи»

        

Автор-разработчик:         

Воспитатель  первой категории

Карпова Екатерина Евгеньевна

        

Возрастная адресованность: дети, возраста 5 – 6 лет (старшая группа).

        Длительность мероприятия: 20 – 25 минут.

        Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности, умения планировать расходы.

        Педагогический замысел:

  1. Познакомить детей с такими понятиями, как «финансы», «заработная плата», «планирование расходов», «бюджет семьи».
  2. Расширять словарный запас детей по теме «деньги».
  3. Развивать интерес к финансовой жизни семьи.
  4. Помочь детям сформировать правильное отношение к потреблению - соотносить возможности с потребностями.
  5. Воспитывать бережное отношение к своей и чужой собственности, семейным ценностям, материальным ресурсам.

Предварительная работа.

Короткие беседы с детьми об общих финансовых вопросах: «Что такое деньги», «Откуда берутся деньги», «Зачем люди работают» и т.д. Рассматривание иллюстраций о разных работах, иллюстраций с торговыми центрами, магазинами. Проведение сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Мы – покупатели», «Работа». Дидактические игры по теме «финансы». Словесные игры. Чтение пословиц и поговорок о труде.

        Материалы.

        Демонстрационный материал.

Домовенок Кузя – мягкая игрушка. Карточки с изображением предметов – товаров и не товаров. Деньги для демонстрации. Картины на тему «финансовая грамотность».

Примерный ход образовательной деятельности

Организационный момент

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети сидят на стульчиках

Дети отгадывают загадку

Смотрят на домовенка

Слушают воспитателя и домовенка

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас гость. Он очень стеснительный и хочет, чтобы вы угадали, кто он. А чтобы вам было легче догадаться, я загадаю загадку. Вот что он сам о себе говорит:

Я хозяйственный такой, хоть росток и небольшой.

Сказки сказывать могу, всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой, рад стараться - …

Совершенно верно. Это домовой, вернее домовенок – Кузя. Он очень добрый и любит детей. Вы ведь его не боитесь?

Воспитатель: Кузя совершил долгое путешествие пешком из лесного домика Бабы Яги к нам в детский сад.

Кузя, тебе нравятся наши дети?

Да, мне очень нравятся дети. Они добрые  умные. Вот я и пришел попросить у вас помощи.

А какая помощь тебе нужна, Кузенька?

Понимаете, там, где я жил, в доме у Бабы Яги, ничего не знают о деньгах. Что это такое, откуда берутся и зачем они нужны. А я планирую переехать поближе к вам, в город. Вы можете объяснить, что такое деньги и зачем они нужны?

Ну что дети, поможем Кузе побольше узнать о том, что такое деньки и зачем они нужны?

Домовой

Отвечают

Воспитатель обращается к домовенку

Говорит Кузя

Воспитатель

Говорит Кузя

Дети отвечают

Основная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Встают и выполняют упражнения

Садятся

Отвечают на вопросы

Слушают и отвечают на вопросы

Хлопают

Топают

Дети отвечают на вопрос Кузи

Дети решают и отвечают доход или расход

А чтобы лучше думать и отвечать немного разомнемся и, заодно, немного посчитаем. Ведь не зря говорят, что «деньги любят счет».

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел Кузя погулять.

Что нам делать?

Как нам быть?

Будем с Кузенькой дружить!

Снова будем мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Ну вот, взбордрились, теперь давайте и поговорим.

Так откуда в вашей семье берутся деньги?

Если дети затрудняются с ответом, можно помочь им наводящими вопросами. Например: «Твой папа ходит на работу? Чем ему платят за работу? Куда он приносит заработанные деньги?»

Видишь, Кузя, люди ходят на работу. За их труд платят деньги – заработную плату. Или, если говорить короче, зарплату. Заработанные деньги можно тратить.

Кто знает, как называются деньги, которые зарабатывают наши мамы и папы?

Какие они бывают?

А для чего нужны деньги?

Дети, подскажите, пожалуйста, Кузе, для чего нужны деньги.

Правильно, на деньги можно купить много всего нужного. Одним словом это можно назвать – товар. Деньги можно копить дома на большие покупки или класть в банк для преумножения.

А как вы думаете, можно тратить сразу все заработанные деньги за один день, или их надо распределять на все время до следующей зарплаты?

Правильно. Если потратить сразу все деньги, то может не хватить на очень нужные вещи.

А на что обычно люди тратят деньги?

Воспитатель может подсказывать, задавая наводящие вопросы.

Видишь, Кузя, сколько всего нужно людям. Поэтому деньги ни в коем случае нельзя тратить за один раз. Их нужно распределять на весь месяц до следующей зарплаты. А то можно остаться голодным.

Я все понял, я никогда не буду тратить все деньги сразу. Я буду совершать покупки обдуманно.

Вот и молодец, Кузя, ты быстро учишься!

Предлагаю поиграть в одну интересную игру, хотите?

Игра называется «Можно купить или нет»

Я сейчас буду называть разные предметы. Часть из них – товары, их можно купить за деньги. Другую часть за деньги купить нельзя. Если это товар, то вы будете хлопать – вот так! А если предмет купить нельзя, то топать – вот так.

Воспитатель показывает картинки с различными предметами (мяч, облако, конфета, игрушка, дом, радуга…).

А кто управляет финансами в семье?

Воспитатель может подсказывать, задавая наводящие вопросы.

Обычно, финансами распоряжаются старшие члены семьи или тот, кто деньги зарабатывает. Бывает, что за все покупки отвечает мама. В разных семьях бывают разные традиции. Но в семье лучше  обсуждать, что планируется купить, на какие крупные расходы откладываются деньги. Тогда все понимают, какую помощь они могут оказать семье.

Все деньги, которые зарабатывают члены семьи – это доход. А все деньги, которые они тратят – расход.

Кто запомнил, что такое доход?

Что такое расход?

Боюсь, я запутаюсь, не запомню…

Сейчас мы и поиграем, и поможем Кузе запомнить, что является доходом, а что расходом.

Игра «Доход и расход»

Я сейчас буду вам говорить фразу, а вы закончите ее, решив доход это или расход. Начнем.

- Маме выдали зарплату

- Бабушка купила пирожок

- Мальчик порвал рубашку

- Выиграл приз

- Купили мороженое

Количество фраз зависит от заинтересованности и утомления детей.

Все доходы и расходы вместе – это бюджет семьи. Его надо вести правильно. Иначе расходы могут превысить доходы, и денег не хватит на очень нужные вещи – например, еду и одежду. Дети тоже могут помочь взрослым членам семьи правильно вести бюджет.

А разве дети тоже могут помочь взрослым зарабатывать деньги?

Дети могут помочь семье экономить и излишними требованиями не подрывать семейный бюджет.

А как дети могут помочь?

Дети, давайте расскажем Кузе, как вы можете помочь семье экономить!

Видишь, Кузя, как много всего могут даже дети, а ты, мудрый домовенок, наверняка, сможешь еще больше.

Шагают под счет

Приподнимают

Руки, пожимают плечами

Обнимаются

Шагают под счет

Хлопки под счет

Мама и папа работают. За работу им платят деньги.

Рубли

Бумажные и железные

Кузя

Ответы детей

Воспитатель подводит итог

Ответы детей:

тратить все деньги сразу нельзя.

Воспитатель

Кузя

Ответы детей

Воспитатель подводит итог

Кузя

Да!

Дети выполняют правильное действие.

Кузя

Ответы детей

Воспитатель подводит итог

Воспитатель

Ответы детей

Кузя

Воспитатель

Ответы детей

Кузя

Кузя

Ответы детей

Заключительная часть

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Общаются с Кузей и воспитателем

Повторяют за воспитателем каждую фразу

Отвечают

Много нового ты сегодня узнал, Кузя?

Ой, я столько всего узнал, что даже боюсь запутаться. Помогите мне пожалуйста вспомнить, чем мы сегодня занимались, о чем говорили.

Дети вспоминают, что делали сегодня на занятии, что нового для себя узнали, что больше всего понравилось.

Вот и пришло время прощаться с Кузей. Давайте еще раз сформулируем правила обращения с деньгами, чтобы домовенок их точно запомнил и всегда соблюдал.

- Нужно экономно распоряжаться деньгами.

- Если деньги потратил, их уже не вернешь.

- Невозможно получить все, что хочешь.

- Нужно распределять бюджет так, чтобы в первую очередь хватило на необходимые вещи.

- Нужно уважать старших и прислушиваться к их мнению, планируя покупки.

- Хорошо с детства научиться копить деньги, чтобы это вошло в привычку, и доход всегда превышал расход.

А что, уже в детском саду можно начинать копить деньги?

Конечно. Ведь в любом возрасте можно завести копилку и складывать туда часть дохода. Про запас.

Дети, когда вернутся домой, попросят родителей найти или сделать им копилку (можно даже из банки или коробочки) и попробуют начать копить. Правда, дети?

Спасибо большое, дети. Я сегодня очень много нового и интересного узнал про деньги и финансовую грамотность. Пойду своим друзьям расскажу!

Воспитатель

Кузя

Воспитатель подводит итоги

Кузя

Воспитатель

Да!

Кузя прощается и уходит

        Предполагаемый результат: приобщение детей к финансовой грамотности в дальнейшем поможет им:

- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет и др.).

- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

- Понимать, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

- Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

- Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.

- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

        Дальнейшая работа: я планирую и в дельнейшем продолжать работать в данном направлении, так как вижу в этом насущную необходимость. В современном мире дети уже в старшем школьном возрасте вполне могут знать основы финансовой грамотности, что пригодится им в дальнейшей жизни. Ведь все привычки закладываются именно в детстве!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по финансовой грамотности в старшей группе

Цель: формировать представление детей о свойствах и функциях денег.Задачи:Развивающие:- развивать способность видеть, наблюдать и размышлять над увиденным;Обучающие:- дать представление детям о музеях...

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Проект «Юные финансисты»

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.Проект«Юные финансисты»Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об эк...

Методическая разработка развлечения по финансовой грамотности для старших дошкольников «Путешествие с деньгами»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка развлечения по финансовой грамотности для старших дошкольников «Путешествие с деньгами»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:закрепить с детьми понятие «деньги»;дать понятие: «купюра», «м...

Конспект занятия "Финансовая грамотность" в старшей группе

Конспект  занятия«Финансовая грамотность»в старшей группе Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для пов...

Конспект по финансовой грамотности в старшей группе. "Семейный бюджет".

Материал в конспекте обеспечивает прочную основу для финансовой грамотности у маленьких детей, оснащая их ценными знаниями и навыками, необходимыми для принятия обоснованных финансовых решений в будущ...