Консультация – практикум для воспитателей
консультация по основам финансовой грамотности

«Формирование основ экономической и финансовой грамотности дошкольников как компонента позитивной социализации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_osnovam_finansovoy_gramotnosti.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация – практикум для воспитателей

СЛ.1.Тема  «Формирование основ экономической и финансовой грамотности дошкольников как компонента позитивной социализации»

Сл. 2. План консультации

  1. «Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования».
  2. Деловая игра «Финансовый ринг»
  3. Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность (демонстрация педагогами дидактических игр и проектов из опыта работы)

Сл. 3. Экономика и ребенок дошкольник на первый взгляд кажутся абсолютно не совместимыми между собой понятиями. Но современный ребенок уже с самого начала своей жизни попадает в экономическую среду, в которой встречаются экономические слова и определения, выполняются различные экономические процессы. В современном мире тема актуальна, так как ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия.

Таким образом, сторона экономического воспитания в сегодняшнее время доверена именно семье. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.  И первоначальные экономические представления они приобретают самопроизвольно, на жизненном пути. Это происходит в играх, беседах с друзьями, в разговорах со взрослыми, при просмотре телевидения.

Дети не знают цену деньгам, не ценят  и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение  в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Сл. 4. В дошкольном возрасте под экономическим воспитанием понимается финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов, воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения  в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Сл. 5. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов экономического воспитания, основ финансовой грамотности.

 Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Сл. 6 На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные обучающие задачи изучения основ финансовой грамотности:  дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;   обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

 способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;  

стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

положить начало формированию финансово-экономического мышления;  способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;

 сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;

содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Сл. 7. В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи.  

Среди основных воспитательных задач можно выделить:   воспитывать интерес к изучению мира экономики и финансов;   воспитывать уважение к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями; воспитывать нравственно-экономические качества личности: трудолюбие, деловитость, предприимчивость, добросовестность, ответственность и самоконтроль, уверенность в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации; воспитывать бережное отношение ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам; побуждать к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален  и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время.

Сл. 8 2. В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать разнообразные формы работы и интегрировать в разные виды детской деятельности.

Сл. 9. Дети должны понять, что деньги …

Сл. 10. 3.Игра «Финансовый ринг»

Основной вид деятельности у дошкольников это – игра. Сегодня мы обсудим вопросы финансовой грамотности, используя игровой подход. Современные технологии экономического воспитания, с которыми я вас познакомлю можно использовать как в организации с детьми, так и в работе с родителями.

Предлагаю провести жеребьёвку, для этого педагогам необходимо выбрать изображения купюр 10 рублей, 50 рублей,  100 рублей. Таким образом, определятся команды по столам: 1-ый стол, 2-ой стол, 3-ий стол.

На столах находятся конверты с заданиями. После каждого выполненного задания педагоги совместно делают выводы.

Разминка:

- Назовите профессии, в которых встречается финансовая грамотность. Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д.)

- Какие сюжетно - ролевые игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов и т. д.)

-Назовите два финансовых действия, с которыми мы знакомим детей в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх  «Магазин»«Театр»«Заправка»? Ответы: (это покупка и продажа).

С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»(обмен).

В какой игре с детьми можем еще использовать понятие обмена? «Ярмарка»«Рынок»).

Вывод по разминке: Эту разминку вы можете использовать в совместной образовательной деятельности с детьми, только вместо слов использовать картинки с изображением профессий. С использованием предложенной схемы, более ярко запоминаются и усваиваются образы профессий.

Сейчас мы перейдем к основной части, где я познакомлю вас с игровыми технологиями, позволяющими расширить понятие финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе родителями.

ЗАДАНИЕ №1

Откройте задание под номером №1. Задание называется «Продолжи предложение». На каждом столе задание разное. Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.

1-й стол

Если родители вовремя не объяснят ребенку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то…

a) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.

б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.

с)это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности.

2-й стол

Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…

a) говорить ребенку твёрдое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.

б) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи

c) предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.

3-ий стол

Если на каждую просьбу что-то купить ребенок реагирует раздраженно то …

а) Нужно, объяснить ребёнку. что вы не можете себе позволить купить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас

б) согласится и купить эту вещь.

с) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например: попросить это в подарок на Новый год

Вывод: многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, в котором можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить из данной ситуации.

ЗАДАНИЕ №2

Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т.д. 

Сл. 11. Я буду задавать вопросы, а вы должны найти иллюстрацию с изображением сказки, которая соответствует описанию и дать краткое пояснение.

  1. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? «Кот в сапогах»)
  2. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? «Как старик корову продавал»)
  3. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов, купился на лесть? «Колобок»)
  4. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)
  5. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? «Теремок»)
  6. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? «Вершки корешки»)
  7. В какой сказке сказочный персонаж потерял свой капитал из-за мошенничества и своей глупости? «Приключения Буратино») 
  8. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? «Морозко»«Крошечка-хаврошечка»«Царевна-лягушка».)
  9. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка)

Вывод: знакомя детей с художественной литературой, формируем у детей представление о финансовой грамотности.

ЗАДАНИЕ №3

Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будет так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

Вы, догадались, что речь идет о рекламе.

Скажите «Для чего нужна реклама?» (ответы: она помогает купить самый лучший товар, помогает узнать, где можно купить дешевые товары.)

Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и т. д.)

Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента.

Следующее задание «Рекламный агент».

- Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск новых сортов молочного товара. Вам необходимо открыть задание под №3 и увидеть товар, который вам необходимо прорекламировать, то есть сделать рекламу и презентовать её.

Обратите внимание, у вас на столах лежит чистый лист, карандаши. Вам дается 5 минут, чтобы придумать текст и нарисовать картинку к продукту и презентовать ее. (мороженое, вкус, цвет, форма, необычное сочетание, можно использовать прилагательные, дерзкий, наглый…)

Вывод:

использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и отобразить ее наглядно.

ЗАДАНИЕ № 4

Уважаемые коллеги! Следующее наше задание под №4 «Угадай пословицу или поговорку».

На экране будут появляться цепочки картинок. Вам необходимо прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.

Сл.12- 17  «Деньги куры не клюют»«Деньги лопатой гребут»«Деньги на ветер бросать»«Копейка рубль бережет»«Деньги любят счет»«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Вывод: через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, их ценности и экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.

ИГРА «Груша и яблоко»:

Необходимые материалы: Бумага, карандаши, ножницы. 
Нарисуйте, пожалуйста, на одной стороне бумаги грушу. А на оборотной стороне листа - яблоко (когда первый рисунок закончен). Вырежьте сейчас и грушу, и яблоко (когда завершены оба рисунка). 
Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. И учить этому ребенка бесспорно нужно.

Слово педагогам. Презентация пособий из опыта работы.

Притча про богатство и бедность

Пришли как-то Бедность и Богатство к одному человеку и спрашивают:

- Кто из нас красивее?

Испугался человек, думает: «Скажу, что Бедность красивее, так Богатство рассердится и уйдёт, а скажу, что Богатство прекрасно, так Бедность обидится и меня замучает».

Поразмыслил немного, а потом говорит:

- Пока вы так на месте стоите, я не могу решить. Вы пройдитесь.

Стали Бедность и Богатство прохаживаться перед ним туда-сюда.

Поглядел на них человек и говорит:

- Ты, Бедность, очень хороша со спины, когда уходишь, а ты, Богатство, просто прекрасно в момент прихода.

Желаю всем вам созерцать бедность со спины, а богатством любоваться от момента встречи и на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации. Консультация-практикум для воспитателей

Консультация-практикум для начинающих воспитателей групп раннего возраста. Включает в себя описание типов семейного воспитания, проблемных ситуаций из практики, игр с детьми в период адаптации к новым...

Консультация-практикум для воспитателей "Таинственные картинки"

В художественно - творческой деятельности существует много приемов и техник работы на бумаге.С одним из приемов подготовки бумаги к живописной работе хочу вас познакомить. Прием называется « Рис...

"Театральные игры" консультация - практикум для воспитателей

Цель:Развивать интерес педагогов к театральной деятельности, помочь овладеть приёмами организации;Познакомить с видами театров,  и приёмами актёрского мастерства....

Консультация-практикум для воспитателей "Развитие связной речи в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста"

В предложенном консультации-практикуме раскрыта актуальность данной темы, затем представлены особенности возрастной речи детей младшего дошкольного возраста. Были предложены  методы работы для ра...

Консультация – практикум для воспитателей на тему: "Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков»

Повысить компетентность молодых педагогов в вопросах организации режимных моментов дошкольников...

Консультация-практикум для воспитателей "Профилактика плоскостопия"

Консультация-практикум для воспитателей "Профилактика плоскостопия"...