Консультация – практикум для воспитателей
консультация по основам финансовой грамотности
«Формирование основ экономической и финансовой грамотности дошкольников как компонента позитивной социализации»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_osnovam_finansovoy_gramotnosti.docx | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация – практикум для воспитателей
СЛ.1.Тема «Формирование основ экономической и финансовой грамотности дошкольников как компонента позитивной социализации»
Сл. 2. План консультации
- «Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования».
- Деловая игра «Финансовый ринг»
- Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность (демонстрация педагогами дидактических игр и проектов из опыта работы)
Сл. 3. Экономика и ребенок дошкольник на первый взгляд кажутся абсолютно не совместимыми между собой понятиями. Но современный ребенок уже с самого начала своей жизни попадает в экономическую среду, в которой встречаются экономические слова и определения, выполняются различные экономические процессы. В современном мире тема актуальна, так как ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия.
Таким образом, сторона экономического воспитания в сегодняшнее время доверена именно семье. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. И первоначальные экономические представления они приобретают самопроизвольно, на жизненном пути. Это происходит в играх, беседах с друзьями, в разговорах со взрослыми, при просмотре телевидения.
Дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Сл. 4. В дошкольном возрасте под экономическим воспитанием понимается финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов, воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Сл. 5. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов экономического воспитания, основ финансовой грамотности.
Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Сл. 6 На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие основные обучающие задачи изучения основ финансовой грамотности: дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
положить начало формированию финансово-экономического мышления; способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;
сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.
Сл. 7. В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи.
Среди основных воспитательных задач можно выделить: воспитывать интерес к изучению мира экономики и финансов; воспитывать уважение к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями; воспитывать нравственно-экономические качества личности: трудолюбие, деловитость, предприимчивость, добросовестность, ответственность и самоконтроль, уверенность в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации; воспитывать бережное отношение ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам; побуждать к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время.
Сл. 8 2. В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать разнообразные формы работы и интегрировать в разные виды детской деятельности.
Сл. 9. Дети должны понять, что деньги …
Сл. 10. 3.Игра «Финансовый ринг»
Основной вид деятельности у дошкольников это – игра. Сегодня мы обсудим вопросы финансовой грамотности, используя игровой подход. Современные технологии экономического воспитания, с которыми я вас познакомлю можно использовать как в организации с детьми, так и в работе с родителями.
Предлагаю провести жеребьёвку, для этого педагогам необходимо выбрать изображения купюр 10 рублей, 50 рублей, 100 рублей. Таким образом, определятся команды по столам: 1-ый стол, 2-ой стол, 3-ий стол.
На столах находятся конверты с заданиями. После каждого выполненного задания педагоги совместно делают выводы.
Разминка:
- Назовите профессии, в которых встречается финансовая грамотность. Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д.)
- Какие сюжетно - ролевые игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов и т. д.)
-Назовите два финансовых действия, с которыми мы знакомим детей в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх «Магазин». «Театр», «Заправка»? Ответы: (это покупка и продажа).
С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).
В какой игре с детьми можем еще использовать понятие обмена? ( «Ярмарка», «Рынок»).
Вывод по разминке: Эту разминку вы можете использовать в совместной образовательной деятельности с детьми, только вместо слов использовать картинки с изображением профессий. С использованием предложенной схемы, более ярко запоминаются и усваиваются образы профессий.
Сейчас мы перейдем к основной части, где я познакомлю вас с игровыми технологиями, позволяющими расширить понятие финансовой грамотности в детском саду, которые можно использовать как в организованной деятельности с детьми, так и в работе родителями.
ЗАДАНИЕ №1
Откройте задание под номером №1. Задание называется «Продолжи предложение». На каждом столе задание разное. Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.
1-й стол
Если родители вовремя не объяснят ребенку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то…
a) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
с)это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности.
2-й стол
Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
a) говорить ребенку твёрдое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
б) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
c) предложите ему что-либо взамен, поддержите ласковым словом, телесным контактом.
3-ий стол
Если на каждую просьбу что-то купить ребенок реагирует раздраженно то …
а) Нужно, объяснить ребёнку. что вы не можете себе позволить купить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас
б) согласится и купить эту вещь.
с) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например: попросить это в подарок на Новый год
Вывод: многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, в котором можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить из данной ситуации.
ЗАДАНИЕ №2
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т.д.
Сл. 11. Я буду задавать вопросы, а вы должны найти иллюстрацию с изображением сказки, которая соответствует описанию и дать краткое пояснение.
- В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? ( «Кот в сапогах»)
- В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? ( «Как старик корову продавал»)
- В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов, купился на лесть? ( «Колобок»)
- В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)
- Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? ( «Теремок»)
- В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? ( «Вершки корешки»)
- В какой сказке сказочный персонаж потерял свой капитал из-за мошенничества и своей глупости? ( «Приключения Буратино»)
- В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? ( «Морозко», «Крошечка-хаврошечка», «Царевна-лягушка».)
- В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка)
Вывод: знакомя детей с художественной литературой, формируем у детей представление о финансовой грамотности.
ЗАДАНИЕ №3
Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будет так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Вы, догадались, что речь идет о рекламе.
Скажите «Для чего нужна реклама?» (ответы: она помогает купить самый лучший товар, помогает узнать, где можно купить дешевые товары.)
Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и т. д.)
Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента.
Следующее задание «Рекламный агент».
- Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск новых сортов молочного товара. Вам необходимо открыть задание под №3 и увидеть товар, который вам необходимо прорекламировать, то есть сделать рекламу и презентовать её.
Обратите внимание, у вас на столах лежит чистый лист, карандаши. Вам дается 5 минут, чтобы придумать текст и нарисовать картинку к продукту и презентовать ее. (мороженое, вкус, цвет, форма, необычное сочетание, можно использовать прилагательные, дерзкий, наглый…)
Вывод:
использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и отобразить ее наглядно.
ЗАДАНИЕ № 4
Уважаемые коллеги! Следующее наше задание под №4 «Угадай пословицу или поговорку».
На экране будут появляться цепочки картинок. Вам необходимо прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.
Сл.12- 17 «Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережет», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Вывод: через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, их ценности и экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.
ИГРА «Груша и яблоко»:
Необходимые материалы: Бумага, карандаши, ножницы.
Нарисуйте, пожалуйста, на одной стороне бумаги грушу. А на оборотной стороне листа - яблоко (когда первый рисунок закончен). Вырежьте сейчас и грушу, и яблоко (когда завершены оба рисунка).
Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. И учить этому ребенка бесспорно нужно.
Слово педагогам. Презентация пособий из опыта работы.
Притча про богатство и бедность
Пришли как-то Бедность и Богатство к одному человеку и спрашивают:
- Кто из нас красивее?
Испугался человек, думает: «Скажу, что Бедность красивее, так Богатство рассердится и уйдёт, а скажу, что Богатство прекрасно, так Бедность обидится и меня замучает».
Поразмыслил немного, а потом говорит:
- Пока вы так на месте стоите, я не могу решить. Вы пройдитесь.
Стали Бедность и Богатство прохаживаться перед ним туда-сюда.
Поглядел на них человек и говорит:
- Ты, Бедность, очень хороша со спины, когда уходишь, а ты, Богатство, просто прекрасно в момент прихода.
Желаю всем вам созерцать бедность со спины, а богатством любоваться от момента встречи и на протяжении всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации. Консультация-практикум для воспитателей
Консультация-практикум для начинающих воспитателей групп раннего возраста. Включает в себя описание типов семейного воспитания, проблемных ситуаций из практики, игр с детьми в период адаптации к новым...
Консультация-практикум для воспитателей "Таинственные картинки"
В художественно - творческой деятельности существует много приемов и техник работы на бумаге.С одним из приемов подготовки бумаги к живописной работе хочу вас познакомить. Прием называется « Рис...
"Театральные игры" консультация - практикум для воспитателей
Цель:Развивать интерес педагогов к театральной деятельности, помочь овладеть приёмами организации;Познакомить с видами театров, и приёмами актёрского мастерства....
консультация-практикум для воспитателей"Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна"
в зале...
Консультация-практикум для воспитателей "Развитие связной речи в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста"
В предложенном консультации-практикуме раскрыта актуальность данной темы, затем представлены особенности возрастной речи детей младшего дошкольного возраста. Были предложены методы работы для ра...
Консультация – практикум для воспитателей на тему: "Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков»
Повысить компетентность молодых педагогов в вопросах организации режимных моментов дошкольников...
Консультация-практикум для воспитателей "Профилактика плоскостопия"
Консультация-практикум для воспитателей "Профилактика плоскостопия"...