Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Прежде чем знакомить детей с основами финансовой грамотности я прошла курсы повышения квалификации по программе «Актуальность финансовой грамотности в образовательном процессе дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_.docx | 30.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
2
Для того чтобы дети могли, вступив во взрослую жизнь, грамотно распоряжаться своими денежными средствами – необходимо уже в дошкольном возрасте совместными усилиями воспитателей и родителей открыть им мир финансов, воспитать финансово грамотного человека. В своей семье ребенок получает первоначальные экономические представления, знакомится с интересами и потребностями семьи.
3
Прежде чем знакомить детей с основами финансовой грамотности я прошла курсы повышения квалификации по программе «Актуальность финансовой грамотности в образовательном процессе дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
4
Наблюдения в детском саду показали, что интерес детей к основам финансовой грамотности часто носит произвольный характер. В ходе мониторинга, было выявлено, что воспитанники не осознают, что деньги зарабатываются трудом и законными способами. Не все могут разобраться, как неправильное обращение с деньгами приводит к бедности, грамотно управлять деньгами и копить их. Полученные данные привели к выводу о недостаточном уровне экономического развития у детей.
5
Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников, следует с самого начала поставить в известность родителей (законных представителей) о предстоящей работе, и совместными усилиями педагог и родитель, открыть ребенку мир финансов, воспитать финансово грамотного человека.
Вовлечение родителей осуществлялось через различные формы взаимодействия:
6
Анкетирование, с целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры «Мой ребенок и финансовая культура». Проведенное анкетирование среди родителей показало, что большинство 67% считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, 21% считают эту тему не интересной, для детей, 12% не задумывались об этом. Действительно многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к экономике, ведь это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе.
7
Было принято решение провести для родителей консультацию. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании экономических представлений в условиях детского сада, реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.
8
В приемной был организован уголок для родителей «Денежная азбука», в котором расположены:
∙ консультации «Значение трудовой деятельности дошкольника в финансовом просвещении», «Зачем нужны деньги?», «Как научить ребенка трудиться»;
∙ папки-передвижки «Город Финансов», «Как не вырастить жадину?», «Платные поручения», «Как научить ребенка зарабатывать»;
∙ памятки «Куда тратятся деньги», «Зачем вам нужна финансовая грамотность?», «10 советов управления деньгами для ребенка», «Покупай правильно», которые помогли родителям получить дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
9
Убедительным показателем актуальности воспитания финансовой грамотности старших дошкольников является привлечение родителями детей к домашней работе.
Именно в семье, благодаря искусству ведения домашнего хозяйства родителями, их умение сделать своих детей непосредственными участниками семейного хозяйства (хотя бы непосредственными свидетелями забот и повседневных дел семьи), они уже получают первоначальное экономическое образование и первый опыт экономической социализации. Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются детьми особенно прочно.
10
Следующим этапом было родительское собрание, на котором родителей познакомили с программой воспитания финансовой грамотности у детей: цель, задачи, содержание. Педагоги показали необходимость работы по данной проблеме, что вкладывается в понятие «финансы», финансовое воспитание.
Часто сама проблема вызывает у родителей опасение, настороженность, поскольку финансовая грамотность и дети дошкольного возраста, на первый взгляд, просто несовместимы. Родителям было рассказано, почему выбраны для изучения именно эти социальные явления - труд, реклама, деньги; базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность, имеющие жизненно важное значение.
11
Работа ведётся в рамках реализации рабочей программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет». Программа состоит из разделов, связанных между собой задачами и содержанием. Цель работы: раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как духовных и материальных ценностей. Формирование правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости. Вся работа рассчитана на четыре блока с активным взаимодействием родителей, детей, воспитателей.
12
«Труд - продукт (товар)»
Основная цель в рамках работы над темой – заложить основы для формирования у детей навыка жизни по средствам и тратить деньги с умом. В рамках темы воспитанники знакомы с темами «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?», «Профессии», использовали форму работы с родителями такую как «Гость группы» в ходе которой воспитатели приглашают родителей для участия в воспитательно - образовательном процессе (рассказы о профессии, мастер-класс по банковским операциям, презентация рекламных роликов и т.д.)
13
Хорошим методом ознакомления дошкольников с различными профессиями является экскурсия, которую можно организовать также с помощью родителей группы. Посещение рабочих мест взрослых как очно, так и виртуально онлайн, даёт возможность ребятам испытать яркие и новые впечатления и возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий.
14
Для закрепления пройденного материала и для индивидуальной работы по блоку как в группе, так и с родителями дома, было разработано дидактического пособия «Терминал», с картотеками развивающих и дидактических игр, коллекции монет и купюр разных стран, загадки, стихи, ребусы.
15
Итогом работы по первому блоку стал совместный конкурс макетов «Денежная единица группы», где каждый ребенок совместно с родителями придумывал, рисовал, экспериментировал.
16
«Деньги, цена (стоимость)».
Цель – обучения детей элементарным навыкам планирования, начиная с планирования дня и на простом примере, учить детей понимать, что такое «Бюджет семьи» из чего он складывается. В рамках работы по направлению рассматриваются темы: «Семейный бюджет», «Магазин», «Цена», «Товары и услуги»
17
Для совместной работы с родителями в группе создана передвижная мини-библиотека «Читайка» с подборкой экономических сказок, рассказов, подобрала видеотеку с познавательными мультфильмами.
18
Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, на эту покупку выделена определенная сумма денег, если во время покупок ребенок будет терпеливым, сможет сэкономить, купив только то что есть в списке, сэкономленные деньги пойдут ему в копилку» и т.д.
19
Как контролировать детские расходы и как премировать за детские успехи и достижения?
Эти вопросы решались в условиях семьи, для чего выбрали основным средством обучения – копилку. Она приучает ребенка откладывать «копеечку», показывает, что можно, сэкономив, из мелочи сделать целое «состояние», учит распоряжаться финансами и развить чувство ответственности. Это хорошая подготовка к взрослой жизни, где даже небольшие накопления - это уверенность в завтрашнем дне.
20
Итогом данного блока стал творческий конкурс рисунков «Бюджет семьи». Дети смогли теоретические знания проверить на практике вместе с родителями.
21
«Реклама: желания и возможности».
Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку: воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.
22
Одним из ярких явлений современной социально-экономической жизни является реклама. Воспитатели вместе с родителями уточняют знания детей о том, что такое реклама, зачем она нужна людям, кто рекламу делает, зачем нужен закон о рекламе, всегда ли можно верить рекламе. Детям также даётся понимание, почему люди, не смотря на рекламу, не спешат сразу покупать товар: одни думают, надо ли это делать, а может быть, товар некачественный, надо на него посмотреть, а у других пока просто нет на покупку товара денег. Иногда реклама бывает обманной. Через жизненные ситуации родители у детей формируют представления о рекламе, способность правильно воспринимать рекламу.
23
Дети попробовали себя в роли рекламных агентов. Дома с родителями выбрав товар, придумали для него рекламу. В группе совместно с родителями, которые помогли разобраться в сложной теме, презентовали свои товары.
24
«Полезные навыки и привычки в быту».
Цель – формирования навыков экономить, сберегать. Здоровое отношение к деньгам, происхождение богатства в сознании ребенка должно связываться с трудом. В рамках работы по направлению рассматриваются темы: «Необходимые и желаемые траты», «Где хранят деньги?», «Банк», «Сбережения и накопления», «Азбука финансов».
25
Были приглашены родители и в процессе игровой деятельности дети в игровых ситуациях показали, что деньги, заработанные трудом, следует тратить с пользой, а при покупке надо быть уравновешенным и собранным. Здоровое отношение к деньгам, происхождение богатства в сознании ребенка должно связываться с трудом.
Совместно с родителями для обогащения предметно-развивающего пространства, были созданы различные атрибуты к сюжетно-ролевым играм, которые непосредственно готовились в присутствии детей.
26
Ответить на часто задаваемые вопросы детей «За чем? На что? Чья? Как пополнить?» Помог, краткосрочный проект «Учимся экономить». Совместно с детьми и родителями были созданы условия при которых формируется осознание – принятие концепции отложенного вознаграждения, понимание того, что надо потерпеть, сэкономить, не тратить сейчас, сегодня, чтобы получить не сиюминутное удовольствие, а отложенное во времени пользу.
27
Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники.
Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе театральных представлений, обеспечивает особую действенность. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, придуманных родителями вместе с детьми.
Свою помощь родители оказали и для пополнения центра ряженья, кукольного уголка, а именно, для обвязывания, обшивания кукол.
28
Подведя итоги, сделаем следующий вывод:
- только совместная работа педагогов и родителей дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношение взрослых к воспитанию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. -у детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и предметам окружения;
- задают вопросы экономического содержания и отвечают на них;
- используют в речи экономические термины;
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- дети научились соотносить доход с ценой на товары.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны действовать «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
29
спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...
«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников».
консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
В данной публикации опубликованы рекомендации для педагогов по взаимодействию с родителями на тему финансовой грамотности...
«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному б...
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
В данной публикации опубликованы рекомендации для педагогов по взаимодействию с родителями на тему финансовой грамотности....
Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...
Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников, следует с самого начала поставить в известность родителей о предстоящей работе, и совместными усилиями педагог и родитель, открыть реб...