картотека игр по финансовой грамотности
картотека по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Вера Александровна Белозуб

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. В нашу эпоху дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_finansovoy_gramotnosti.docx238.58 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\ADMIN\Downloads\kefim7x2TjVTDWZPnkDhAo-IJ4rDnD_l9bZxUBOnG6SFfqO6bahGcpF9--w97LvO90uVDtdhGEMSe4ih9lKiN1Ez.jpg

2024 г.

Игра «Да-нет».

Игра «Да-нет», в которой ведущий называет слова и участники показывают с помощью сигнальных карточек, можно ли приобрести это за деньги, проводится следующим образом: 

  1. Ведущий называет слова, например: дружба, хлеб, погода, кукла, солнце, машина, мама, любовь, конфета. 
  2. Участники поднимают карточки нужного цвета: если согласны, то зелёного, если нет — красного. 
  3. Ведущий подводит итог: «Молодцы! Значит, на деньги можно купить многое: товар или услугу, но нельзя приобрести такие человеческие ценности, как любовь, дружба, здоровье». 

В игре можно использовать сигнальные флажки зелёного и красного цвета. 

Дидактическая игра «Какой товар лишний?»

 Цель: закреплять у детей понятия «товар».

Задачи: 1. Продолжать формировать у детей представление о товаре. 2. Учить выбирать товары по необходимости. 3. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?

Игра  «Кладоискатели»

Цель: расширять представление об элементах экономики (деньги их история); формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы); 

Задание: Положите на картонку в верхний левый угол монету 10 руб.
в нижний правый угол – монету 50 коп., в левый нижний угол– монету 5 руб.. в верхний правый – монету  10 копеек.

- Поставьте знак <, >. = между деньгами  верхнего ряда и нижнего ряда.

- Какой знак  вы выбрали для верхнего ряда? Для нижнего? И почему?

- Дети, всё ли можно купить на деньги? (Нет)

Дидактическая игра «Что продается в магазине?»

Цель: формировать у детей представления о товаре.

Задачи: 1) Познакомить детей с понятием «товар». 2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.

Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить, и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).

Дидактическая игра «Давай положим в корзинку…»

Цель: закреплять представления у детей о товаре.

Задачи: Продолжать формировать у детей представление о товаре. Учить выбирать товары по необходимости. Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».

 Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине… - продукты для завтрака, - подарок на день рождения другу, - продукты для супа и т.п.

Дидактическая игра «Что забыли положить в корзинку?»

Цель: формировать представления у детей о «категории товара».

Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «категория товара». 2. Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории. Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.

Дидактическая игра «Все по полочкам»

Цель: закреплять понятия «категория товара».

Задачи: 1. Закрепить понятие «категория товара». 2. Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара. Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине, и отбирает нужные карточки.

Дидактическая игра «Путаница»

Цель: закреплять понятия «категория товара».

Задачи: 1. Закрепить понятие «категория товара». 2. Формировать умение определять «категорию товара».

Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.

Дидактическая игра «Что угодно для души»

Цель: формировать у детей понятия «потребность» и «полезность» товара. Задачи: Помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.

Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине: - сам ребенок, когда он голоден; - семья, которая ждет гостей; - мама, выбирающая подарок для дочки; - папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.

Дидактическая игра «Что сколько стоит»

Цель: познакомить с понятием «цена».

 Задачи: Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).

Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр). Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.

Дидактическая игра «Давай поменяемся»

 Цель: познакомить детей с понятием «обмен».

Задачи: 1. Закрепить представление о цене товара. 2. Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность. 3. Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.

 Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.

Дидактическая игра «Деньги»

Цель: познакомить с понятием «деньги».

 Задачи: 1. Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. 2. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег). 3. Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

Дидактическая игра «Нужные покупки»

Цель: закреплять представление детей о деньгах.

Задачи: 1. Закрепить представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар. 2. Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег). 3. Закрепить представления детей о категориях товаров. 4. Закреплять понятие «потребность» и «полезность».

Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.

Дидактическая игра «Много - мало»

Цель: познакомить детей с понятием «спрос».

 Задачи: 1. Дать представление детям о том, что такое «спрос». 2. Закрепить представление о «потребности». 3. Продолжать формировать умение «приобретать» товары по необходимости и полезности. 4. Продолжать формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег.

Ход игры: предложить ребенку отобрать карточки товаров, которые захочет приобрести: - семья, состоящая из мамы, дочки и бабушки; - семья, состоящая из мамы, папы и сына; - семья, состоящая из папы, мамы, дочки и четырех сыновей; - семья, живущая на Крайнем Севере; - семья, живущая на юге и т.п.

Дидактическая игра «Дорого - дешево»

Цель: познакомить с понятиями «дороже/дешевле».

Задачи: 1. Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость. 2. Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно. 3. Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие). 4. Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).

Ход игры: 1. Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже. 2. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами. 3. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.

Дидактическая игра «Потребность - возможность»

 Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях.

Задачи: 1. Дать представление детям о понятии «ресурсы». 2. Сформировать представления детей о понятии «возможности». 3. Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.

Ход игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.

Дидактическая игра «Запланированная покупка»

Цель: сформировать у детей понятие «список покупок».

Задачи: 1. Учить детей следовать запланированному «списку покупок». 2. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

Ход игры: каждому ребенку дается карточка «Список покупок» и предлагается собрать по нему товары в корзинку. Со временем, когда дети научатся действовать в соответствии «списка покупок», для поддержания интереса можно ограничивать время сбора или собирать на скорость (кто быстрее).

Дидактическая игра «Запланированная покупка - 2»

Цель: формировать умение у детей составлять «список покупок».

Задачи: 1. Учить детей составлять «Список покупок». 2. Закреплять умение детей следовать составленному «списку покупок». 3. Продолжать формировать умение приобретать товары на заданную сумму денег.

 Ход игры: предлагаем детям составить «список покупок» для определенного события и собрать в корзинку: - день рождения; - поездка на пикник; - приготовление завтрака (обеда, ужина); - отправляемся в путешествие; - ждем гостей и т.п.

Дидактическая игра «Что откуда берется?»

 Цель: дать детям представление о производстве товаров.

Задачи: 1. Сформировать представление у детей о том, что такое «производство» товаров. 2. Закрепить представление о ресурсах.

Ход игры: предложить ребенку карточки с изображением различных продуктов и фруктов. Что можно съесть сразу, а что нужно приготовить? Предложить карточки с изображением вещей. Из чего сделаны? Можно ли самим сделать такое? И т.д.

Дидактическая игра «Бюджет»

Цель: познакомить с понятием «бюджет».

Задачи: 1. Сформировать представление о том, что такое «бюджет». 2. Сформировать представление о том, что такое «доход». 3. Сформировать представление о том, что такое «расход». 4. Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему. 5. Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.

Ход игры: выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные - продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.

Дидактическая игра «Сдача»

Цель: формировать умения делать первичные экономические расчеты. Задачи: 1. Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму покупки. 2. Формировать умение давать сдачу. 3. Закреплять умение классифицировать товар по категориям. 4. Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.

 Ход игры: у каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее. Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами, купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.

Дидактическая игра «Надо» и «хочу»

Цель: формировать умения у детей разделять реальные потребности и свои желания.

Задачи: 1. Закрепить умение определять реальные потребности в приобретении определенных товаров. 2. Сформировать представление о том,¸ что желание и реальная потребность не совпадают. 3. Дать детям представление о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».

 Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).

Дидактическая игра «Осознанный выбор»

Цель: формировать умения приобретать товар согласно желанию, потребностям и возможностям.

Задачи: Учить детей подходить к выбору покупок осознанно - взвешивая все «за» и «против», верно определяя товар в категорию «надо» или «хочу», а также учитывая ограничения бюджета (возможности).

 Ход игры: каждый ребенок выбирает 3 - 4 карточки товаров, которые он хотел бы купить. Затем вытаскивает наугад одну карточку денег. На какую покупку их хватит? Усложнение 1: дать ребенку деньги, придумать свой список покупок (обязательно рассказав, почему надо купить именно эти товары) и предложить на оставшуюся сумму купить то, что ему хочется. Усложнение 2: придумать ситуацию по образцу ниже и обсудить с детьми, как правильно поступить. «У мамы есть 15 рублей. Ей нужно купить продукты (картофель, рыбу, огурцы, помидоры, хлеб). Ее маленькая дочка просит купить мишку. А еще ее дочка идет завтра на день рождения и ей нужно купить подарок. Какой подарок им купить на оставшуюся сумму? Какой подарок они смогут купить, если дочка откажется от покупки своей игрушки или выберет что-то другое?»

Дидактическая игра «Домино»

Цель: закреплять знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.

 Материал: карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.

Содержание: Правила игры - общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки. Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

Цель: развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.

Материал: картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д.

Содержание: Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут» эко слова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым: - Мне понравилась игрушка в магазине…. - Муха-цокотуха покупала на рынке самовар….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста В связи с нестабильной экономической ситуацией в нашей стране, актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учре...

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Игры подобраны с помощью программы: «Формирование финансовой грамотности детей и подростков. Сценарии игр и мероприятий по финансовой грамотности»Необходимо с помощью игр и практик донести...

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деяте...

Картотека игр по финансовой грамотности

Игры подобраны с помощью программы: «Формирование финансовой грамотности детей . Сценарии игр и мероприятий по финансовой грамотности»...

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет

Картотека игрпо финансовой грамотностидля детей 5-7 лет...

Картотека игр по финансовой грамотности

картотека Д/И, С/Р игр по финансовой грамотности для детей 5 - 7 лет...

Картотека игр по финансовой грамотностью для детей 5-7 лет

Игры для ознакомления детей с финансовой грамотностью...