опыт работы
материал по основам финансовой грамотности
опыт работы " Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы по теме
«Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников»
Подготовила Подкорытова О.В.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем.
Экономическая культура дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Возникают вопросы: насколько важна эта «финансовая грамотность» в дошкольном возрасте и стоит ли ее культивировать у детей? Когда следует начать знакомство с экономикой? И кто должен и может учить этому направлению детей?
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».
Таким образом формирование полезных привычек в сфере финансов, незримо начинается с дошкольного возраста, и помогает избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Задача воспитателя — преподнести дошкольникам элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме
Это направление в работе для меня новое, поэтому мы с детьми находимся на первоначальном этапе - опыт работы только накапливается и формируется. Сейчас я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. В это время главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом - огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить детей основам экономической грамотности.
Цель такой работы не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.
Как начала работу………………………………………………………………………… по программе
Программа включает в себя следующие тематичекие блоки:
-«Труд и продукт (товар)», направленный на знакомство с людьми разных профессий, на воспитание уважения к труду человека и результату труда;
- «Деньги и цена (стоимость)», направленный на формирование понятия о денежных знаках, закрепление представлений об их внешнем виде (монеты, купюры) и разном достоинстве. Формируются представления о стоимости товара, бюджете семьи и правильном хранении и трате денег;
- «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», направленный на знакомство с рекламой, рекламными продуктами и на формирование, осознанного отношения детей к рекламе;
- «Полезные экономические навыки и привычки в быту» направленный на формирование навыков правильного поведения в бытовых ситуациях экономического характера.
В каждом блоке имеются свои задачи и ожидаемые результаты.
Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства.
А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Работая по данному направлению, я пришла к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Таким образом, актуальность моего опыта состоит в том, чтобы посредством игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
Итак, первое, что я сделала, это заинтересовала детей. С помощью бесед попыталась донести до детей, что:
- деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
- -объяснила, что сначала зарабатываем, а потом тратим.
- деньги любят счет, поэтому приучаю считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать.
- финансы нужно планировать.
И основное, что я пытаюсь донести до детей, что не все покупается. Главные ценности- жизнь, радость, дружбу, радость близких людей за деньги не купишь.
В нашем дошкольном учреждении работа началась с создания условий для формирования элементарных экономических знаний у детей: предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения.
Возможности РППС обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Опыт показывает, что создание такой среды по экономическому воспитанию приближает дошкольника к реальной жизни, формирует у него правильное представление о финансовом мире, и в то же время помогает сделать процесс познания экономики для детей интересным и доступным!
- Прежде всего, для дошкольников в группе организовала уголок по финансовой грамотности с подобранным наглядным материалом, обучающими карточками, настольными играми, например, («Конфетки и монетки», «Математическое лото, «Супермаркет»).
- Атрибуты для сюжетно -ролевых игр. Разные купюры денег и монеты. Плакаты и наборы дидактических наглядных материалов для финансовой грамотности дошкольников.
- Банковские карты, сберегательные книжки, буклеты, рекламные брошюры, счеты, копилки, калькуляторы, кассовый аппарат.
(Для удобного хранения этих атрибутов и игр изготовила специальный переносной короб)
- Оформила для детей лэпбук «Занимательная экономика» с разделами: Экономические загадки, Карточки «Что такое деньги», Альбом «Азбука денег», Карточки «Семейный бюджет». Пазлы «Профессии». Задание «Считаем монеты». Лото «Магазин».
Словарик с экономическими понятиями, Пословицы и поговорки, Карточки «Где хранить деньги», Раскраски. - Оформила папку «История бумажных денег России». Постепенно с детьми усвоили, что есть деньги бумажные – купюры и металлические – монеты, деньги имеют достоинство, и не всегда одна купюра или монета меньше, чем две или три. Уточняли, какого достоинства деньги имеют хождение на территории нашей страны.
- Для ознакомления дошкольников с валютой оформила папку «Деньги разных стран», т. к. деньги являются важнейшим, а иногда и единственным источником информации о государстве, его истории, экономике, искусстве. На занятиях дошкольники с удовольствием рассказывают о тех странах, где они побывали с родителями на отдыхе, демонстрируют имеющие там хождение деньги.
- Работаем над созданием « Музея денег»
Однако, дети должны не только узнавать и называть денежные знаки, но и правильно распоряжаться ими. С этой целью познакомила дошкольников с такими понятиями, как «заработная плата», «пенсия», «бюджет семьи», объяснили, из чего он складывается, на оплату каких товаров и услуг идут деньги семьи, ведь не секрет, что многие дети воспринимают деньги в кошельке у родителей как деньги на покупку игрушек и сладостей.
- Из дома ребята приносят сделанные совместно с родителями муляжи для игр. Рассматриваем их, беседуем, используем в своей деятельности, проводим обмен.
- Сделать экономику понятной помогают и дидактические игры.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Магазин», « Что можно и что нельзя купить за деньги» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дидактические игры не только помогают раскрыть и закрепить какие-то финансовые понятия или действия, но и помогают объяснить, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
Играя в настольно-печатные и дидактические игры («Кому что нужно для работы», «Супермаркет», «Угадай, где продаётся») дети упражняются в узнавании и назывании профессий взрослых и предметов, необходимых для работы людей. В ходе игр, дети убеждаются, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы, что результат труда людей оплачивается деньгами.
- «Прожить», «прочувствовать» экономические взаимоотношения детям помогают сюжетно -ролевые игры. Ролевые игры дают детям возможность правильного погружения в мир финансов. Экономические представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров взрослых и носят ритуальный характер. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.). На мой взгляд, именно через ролевую игру эффективнее, ненавязчиво приходит опыт понимания общественной жизни.
В играх «Кафе», «Салон красоты», «Аптека», «Супермаркет», «Банк» и др., создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуации общения. А такие, не совсем привычные игры, как «Конкурс на лучший товар или услугу», «Ярмарка изделий, изготовленных детьми» не только поддерживают интерес детей к игровой деятельности, но и формируют определенные финансовые представления.
Мне нравится во время ролевых игр ставить перед детьми нестандартные задачи, которые направленны на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов. Например, во время игры «Супермаркет», зайдя в магазин я попыталась рассчитаться долларами. Разбирая сложившуюся ситуацию, мы выяснили, что в разных странах бывают разные деньги; что в России рассчитаться долларами в обычном магазине нельзя; что, если у тебя нет российских денег нужно идти в обменный пункт или банк. Так одна проблемная ситуация вытянула за собой целый ряд финансовых проблем и знаний и помогла родиться еще одной игре «Обменный пункт».
Решая проблемную ситуацию, дети приобщаются к экономической действительности, учатся думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется их творческий потенциал. Решение различных проблемных ситуаций повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, людей.
В ходе сюжетно-ролевой игр с детьми учимся распределять роли, обогащаем содержание коллективной игры, воспитываем культуру общения, совершенствуем навыки счета и умение бережно обращаться с деньгами. Традиционная игра усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. В ходе игры периодически создаю для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку?
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В играх моделируем реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции.
- Просмотр и обсуждение мультфильмов 1. Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности» 2. Серии мультфильма «Фиксики»: o Деньги; o Копилка; o Как делают деньги. 3. «Богатый бобрёнок» 4. «Азбука денег. Уроки тётушки Совы». 5. «Незнайка на Луне»
- Чтение художественной литературы помогает существенно расширить кругозор детей. Для этого в группе организовала библиотечку, где поместила прочитанные сказки с содержанием на экономические темы. Книги: «Федорино горе», «Муха-цокотуха» К. Чуковского, русские народные сказки «Хаврошечка», «Морозко», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаев, « Буратино» и др. В прочитанных сказках, мы вместе с детьми обсуждаем создавшиеся проблемные ситуации,, разрешаем их, ищем выход. «Сказка для ребёнка такое же серьёзное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари). Ребята, принимая на себя роль сказочных персонажей, хорошо усваивают, что труд лучше, чем лень, он важен в нашей жизни, потому что он оплачивается и тем самым мы удовлетворяем свои потребности.
- Кроме того, учимся с детьми беречь ресурсы: воду и электричество. Совместно с детьми рассмотрели откуда берутся в доме вода и электричество, зачем они нужны, почему дорого стоят. Играем в лото. Таким образом, формируем элементарные представления о рациональном использовании природных ресурсов, необходимых человеку для жизнедеятельности, закрепляем навыки экономного и бережного использования воды, электроэнергии, тепла, вещей в семье.
- Особое внимание уделяю работе с родителями. Ведь семья – реальная экономика. «В ней не учатся жить, в ней живут».
В приемной для родителей оформила информационный стенд с постоянно меняющейся информацией. Папки – предвижки: «Дети и деньги», «Город Финансов», «Как не вырастить жадину?», «Платные поручения»; памятки «Куда тратятся деньги», «Зачем вам нужна финансовая грамотность?», «10 советов управления деньгами для ребенка», «Покупай правильно». « Альманах для родителей». Все это помогает родителям получить дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
Для того, чтобы заинтересовать родителей, была организована поисковая деятельность. Родители с детьми готовили коллекцию современных денег и коллекцию денег других стран.
Совместно изготовили пособие -макет банкомата сбербанка, который удобен в использовании. С одной стороны макета прикреплены деньги различного номинала, с другой стороны -расположены кармашки с купюрами, сберегательными книжками, пластиковыми банковскими картами. Пособие подходит для сюжетно –ролевой игры «Банк», «Супермаркет». Дети с удовольствием играют с макетом банкомата, оплачивая покупки, услуги, учатся правильно пользоваться пластиковой картой, закрепляют знания о денежных купюрах.
- Также распространяю свой опыт по организации экономического воспитания старших дошкольников на конкурсе « Педагог года 2022», а также на сайте ДОУ.
Таким образом, можно говорить о том, что это был наш первый опыт работы по данной теме, но тем не менее, поставленные ранее цели нами достигнуты. И продолжать работу по приобщению дошкольников к финансовой грамотности не только интересно, но и всегда продуктивно!!
На протяжении данной работы у детей были сформированы такие понятия основ финансовой грамотности выступило следующее:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Таким образом, за счет применения разных видов деятельности финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и разнообразные методы и приемы положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.
Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети - это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...