РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-7 ЛЕТ НА 2024-2025 учебный год
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Сагайский детский сад «Улыбка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-7 ЛЕТ
НА 2024-2025 учебный год
Оглавление
Цель и задачи реализации Программы 4
Принципы и подходы к формированию программы 5
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Психолого-возрастные особенности развития детей 5
Планируемые результаты освоения программы 9
Система оценки результатов освоения Программы. 10
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 12
Описание форм, способов, методов и средств реализации программы 12
Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника» старшая группа 14
Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника»
подготовительная к школе группа 18
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 23
Перспективный план по взаимодействию с семьей 24
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 26
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды 26
Материально-техническое обеспечение реализации Программы 27
Приложение 2 35
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Сагайский детский сад «Улыбка», разработана на основе программ А.Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников». Учебно – методического пособия. М.: Педагогическое общество России, 2005, Е.А. Курак, Л.А. Михерева «Экономическое воспитание дошкольников» — М., ТЦ СФЕРА, 2002г. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.
Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие». Программа отражает основные положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
Рабочая программа составлена на основе Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5–7 лет, разработанной Банком России, с учетом Методических рекомендаций для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, Москва 2019г.
Срок реализации программы – 1 года обучения.
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым
продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач. В соответствии с ФГОС ДО главной цели и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и
дошкольникам.
Для реализации программы «Финансовая грамотность» в старшей разновозрастной группе создается зона «экономического игрового пространства» с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала. Таким материалом может стать подборка художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок; логические и арифметические задачи, задачи – шутки, проблемные ситуации. Обязательно оборудуются контейнеры или ящики с выносным материалом для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Банк», «Почта», «Автозаправка» и другие. Также в зоне экономического игрового пространства размещаются дидактические игры, наглядные пособия (альбомы, фотографии, тренировочные диаграммы, фотографии).
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Нормативно-правовая база:
· Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
· Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН1.2.3685-21 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2);
· Профессиональным стандартом педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании
(утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544);
· Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
· Письмо Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 07.02.2014 301-52-22/05-382.
· Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеиот 20 ноября 1989 года. ─ ООН 1990.
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015)
«Об образовании в Российской Федерации».
· Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
· Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249.
Цель и задачи реализации Программы
Цель: раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие задачи:
· сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
· дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
· расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос»,
«предложение», «цена», «заработная плата»;
· создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия длярешения практических задач самими детьми;
· познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь,
кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
· заложить основы экономического образа мышления у ребѐнка – дошкольника.
Развивающие задачи:
· развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.
Воспитательные задачи
· воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
· Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
· гармоничного восприятия экономической культуры;
· экономической направленности в воспитании;
· целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; целостности;
· единство воспитания, обучения и развития;
· системность и последовательность;
· сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
· наглядность;
· доступность;
· активность.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Психолого-возрастные особенности развития детей
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
Возрастная характеристика детей 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре
«Больница» таким центром оказывается, кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок
«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию
— до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут
учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление,воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возрастная характеристика детей 6 -7 лет
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, работу взрослых.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок ужеобращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель - шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какойчасти игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует, пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД.
Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могуткомментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более
детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс,балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок.
Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могутодновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнемпознавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой -либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
· применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
· осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
· иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
· понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
· осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
· понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;
· иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
· осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
· следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
Система оценки результатов освоения Программы.
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» автор А.Д. Шатова, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» автор А.А. Смоленцева
Уровни усвоения программы (по А. А. Шатовой) Старшая группа
Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.
Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.
Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.
Подготовительная группа
Высокий: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.
Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.
Низкий: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Общие положения
Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие.
Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.
Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:
· совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
· свободная самостоятельная деятельность детей.
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:
— сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Ярмарка»),
— дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»),
— настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),
— речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).
Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всегоосваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.
Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?»,
«Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме
подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры- путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.
При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.
Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:
1 Уровень предполагает ведущую роль педагога.
На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу.
1. Уровень – это деятельность детей с помощью взрослого.
Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем.
2. Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.
3. Уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, н и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях.
Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы:
- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
- высказывание различных точек зрения на один и то же вопрос;
- предложение рассмотреть явление с различных позиций («две стороны медали»);
- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлениюфактов;
- постановка проблемной задачи (например, с недостаточными или противоречивымиданными, заведомо допущенными ошибками и др.).
Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:
- фронтальная (одновременно со всей подгруппой);
- подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);
- индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).
Содержание программы
Программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:
- материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
- содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.
Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей:
1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.
2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчётливость, практичность и др.) через использование художественной литературы
3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.
Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.
Перспективное планирование по программе
«Финансовая грамотность дошкольника» дети дошкольного возраста 5-7 лет
Таблица 1
Мес яц | Неделя | Тема | Цель | Литература |
Сентябрь | 16.09-20.09.2024г. | «Азбука | Расширить знания детей о | Занятие №1 |
| финансов» | возникновении денег, о том, что | ||
| (вводное | служило деньгами для древних | ||
| занятие) | людей; развивать память, | ||
|
| внимание, речь, стимулировать | ||
|
| активность детей; развивать | ||
|
| умение подбирать предметы и | ||
|
| атрибуты для игры; воспитывать | ||
|
| представления о сущности таких | ||
|
| нравственных категорий, как | ||
|
| экономность, бережливость. |
| 23.09. - 27.09.2024г. | «Что такое семейный бюджет? Планируем вместе» | Повторить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи. | Занятие №2 |
Октябрь | 14.10- 18.10.2024 г. | «Беседа о труде» | Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. | Занятие №3 |
| 21.10. - 25.10.2024г. | Деловая игра «Директор супермаркета» | Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах. | Занятие №4 |
Ноябрь | 11.11. - 15.11.2024г. | Поход в магазин» | Расширение представлений детей о том, как складывается семейный бюджет. Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). | Занятие №5 |
| 18.11- 22.11.2024г. | «История возникновени я денег» | Знакомство детей с историей возникновения денег, их предназначением. Воспитание уважительного отношения к деньгам. Закрепить знания детей о возникновении денег. Развивать логическое мышление, речь детей, расширять кругозор. Развивать творческие способности. Формировать умение работать в команде. | Занятие №6 |
Декабрь | 09.12- 13.12.2024г. | «Какая бывает валюта?» | Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги. Познакомить детей с видами денег. Развивать логическое мышление | Занятие №7 |
| 16.12- 20.12.2024г. | «Финансовая школа» | Познакомить с понятиями «валюта», «бюджет», «банковский счет (депозит)», «доход», «расход», «сальдо»; Содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии; Сформировать навыки командной игры. | Занятие №8 |
Январь | 13.01- 17.01.2025г. | «Поиск сокровищ пирата Финансиста» | Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. | Занятие №9 |
| 20.01- 24.01.2025г. | «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» | Выявление представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Содействовать формированию дружного коллектива. | Занятие № 10 |
Февраль | 10.02- 14.02.2025г. | «Производите ли и ресурсы» | Закрепить представления о разнообразии природных и капитальных ресурсов, способов их использования; Обсудить происхождение продуктов и из чего можно изготовить необходимые товары; Выявить знания о производителях товаров и услуг; Воспитывать умение работать командой, радоваться успехам и сопереживать неудачам товарищей; Воспитывать уважение к людям разных профессий. | Занятие № 11 |
| 17.02- 21.02.2025г. | «Сколько нужно человеку» | Формировать понимание о значении денег в жизни каждого человека, об умении тратить их разумно, учить расходовать заработанные деньги-жетоны, Воспитывать уважение к родителям, обеспечивающим семью деньгами; желание трудиться самим, Развивать мышление, память, умение четко выражать свои мысли. | Занятие № 12 |
Март | 17.03.- 21.03.2025г. | Сюжетно- ролевая игра «Магазин «Детский мир» | Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях; Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; Воспитывать культуру речевого общения; Знакомить с профессиями продавца, кассира. | Занятие № 13 |
| 24.03.- 28.03.2025г. | Игровая ситуация «Ты мне, я – тебе!» | Раскрыть сущность понятия «ты – мне, я – тебе», как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах; Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность. | Занятие № 14 |
Апрель | 14.04- 18.04.2025г. | Беседа «Долг платежом красен» | Дать детям, понятие долга. Учить детей анализировать поведение персонажей. Развивать внимание к сверстникам. | Занятие № 15 |
| 21.04- 25.04.2025г. | В гостях у сказки «Цветик- семицветик»» | Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку; Формировать у детей понятия «хочу», «надо»; Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь. | Занятие № 16 |
Май | 12.05- 16.05.2025г. | Проблемная ситуация «Копейка рубль сбережет» | Формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность). Развивать у детей умение экономить; Выделять слова и действия, относящиеся к экономике; Развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность. | Занятие № 17 |
| 19.05- 23.05.2025г. | «Приключени ия Умника и Торопыжки» | Повторить понятие «потребности человека»; Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет. Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики. | Занятие № 18 |
Основные понятия и термины по экономике:
· Деньги - это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.
· Банк - финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.
· Банкир - управляющий или владелец банка.
· Доход - деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.
· Расход - деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купитьтовары.
· Потребность - то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.
· Предложение - количество и качество предлагаемых товаров и услуг.
· Реклама - информация (обобщение) о товарах, которая помогает продавцу найтипокупателя, а покупателю - сделать нужную покупку
· Семейный бюджет - распределение доходов и расходов в семье.
· Зарплата (заработная плата) - деньги, получаемые за работу.
· Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги.
· Бартер - прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.
· Заработная плата - это цена работы по производству товаров и услуг.
· Цена - некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.
· Рынок - обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.
Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.
Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.
Цель: повышение экономической образованности родителей.
Задачи работы с родителями:
· повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;
· изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
воспитания;
· вооружение родителей основами экономических знаний через консультации,
семинары, рекомендации.
Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:
· совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
· сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием
· родителей;
· педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
· поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
· содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
· опора на положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
· родительские собрания на социально- экономические темы;
· открытые показы воспитательно - образовательного процесса;
· вечера вопросов и ответов;
· проведение совместных учебных мероприятий;
· индивидуальная работа;
· наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки,
· выставки детских работ и дидактических игр;
· экскурсии.
Перспективный план по взаимодействию с семьей
Таблица 2.
Месяц | Формы работы с родителями |
СЕНТЯБРЬ | -Консультация для родителей «Дошкольник и…. экономика» -Анкетирование родителей по теме -Папка – передвижка «Дети и деньги» |
ОКТЯБРЬ | -Консультация для родителей «Из опыта работы по -экономическому воспитанию в детском саду». -Папка – передвижка «Экономическийсловарь» |
|
|
НОЯБРЬ | -Консультация «Формирование элементарных экономических знаний черезсюжетно-ролевые игры с математическимсодержанием» - Папка – передвижка «Советы Гнома Эконома» |
ДЕКАБРЬ | -Консультация для родителей «Сказка – каксредство экономического воспитания дошкольников |
ЯНВАРЬ | -Творческое задание по изготовлению атрибутов |
ФЕВРАЛЬ | -Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию детей в семье. |
МАРТ | -Совместное посещение родителей и детей библиотеки семейного чтения |
АПРЕЛЬ | -Круглый стол для родителей «Экономическое воспитаниедошкольников» |
МАЙ | -Сочинение экономической сказки при помощи моделирования, выставка сказок. |
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.
Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.
Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.
Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.
Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно- дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно- игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольникамисложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство»,
«Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно- ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).
В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?»,
«Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономическихявлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их вразных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселыйбизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен»,
«Деньги», «Супермаркет».
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий
Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:
1. Преобладает игровой метод обучения.
2. Использование специализированной литературы в обучении.
3. Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.
4. Создание ситуации успеха.
5. Организация различных видов стимулирования.
Сроки реализации программы: 2 года.
Категория: старший дошкольный возраст 5 - 7 лет
Режим занятий – 2 раза в месяц
Время проведения: вторая половина дня
Формы проведения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная.
Количество занятий - 18
Методы: игровой практический, наглядный, словесный.
Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования.
Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:
- упражнения на мелкую моторику;
- экспериментальная деятельность;
- игровые ситуации;
- мозговой штурм;
- чтение произведений детской литературы;
- рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»;
- поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».
3.2 Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:
· осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;
· организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей),
педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;
· использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
· обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
· обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентностии мастерства мотивирования детей;
· обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмовфинансирования.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие:
1. возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
2. выполнение организацией требований:
- санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
- пожарной безопасности и электробезопасности;
-по охране здоровья воспитанников и охране труда работников;
3. возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.
Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Список литературы
1. Поварницина Г.П. , Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.
2. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128
Интернет-ресурсы:
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» Минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
Электронные ресурсы для педагогов:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.
2. Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.
3. Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
4. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/ , свободный. - Загл. с экрана.
5. Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
Приложение 1.
Методика проведения мониторинга по экономическому воспитанию старших дошкольников
С целью разработки перспективы работы с дошкольниками по экономическому развитию, и определения уровня сформированности экономической культуры у детей два раза в год проводится мониторинг составленный на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой
«Дошкольник и… экономика» и Е.А. Курак
«Экономическое воспитание дошкольников».
Мониторинг разделен на четыре группы заданий, каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация. С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.
Старшая группа
Потребности | Владеет понятием «потребности» |
Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные) | |
Труд | Имеет представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний т.д.) |
Умеет выделять последовательность трудовых действий | |
Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека. | |
Товар | Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров |
Может объяснить зависимость цены от его качества и количества | |
Имеет представление о формах сбыта продукции | |
Деньги | Различает достоинство купюр, умеет считать в пределах 10 |
Может объяснить понимание слов «бюджет» и его составляющие (зарплата, пенсия, стипендия) | |
Имеет представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии. |
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагогаНизкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется
Старшая группа (задания)
1. Потребности
Цель: выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи. Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!» Материал: таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных, человека,
потребностей в свете, воде, пищи.
Цель: выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях
Дидактические игры «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребностимоей семьи», «Заветное желание»
Материал: карточки с изображением материальных потребностей (игрушки, духовных(книги, муз. инструменты и т. д., социальных.
2. Труд
Цель: выявить знания детей о труде и его видах.
Дидактические игры «Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гномаЭконома»,
«Кто лучше знает инструменты», «Чудесный мешочек»
Материал: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различныхпрофессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда.
Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий
Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.
Цель: выявить знания детей о роли труда в жизни людей
Беседа: «Труд в жизни людей»
Материал: иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда, изделия,товары, вещи.
3. Товар
Цель: выявить знания детей о производственном цикле товаров
Дидактическая игра «Путешествие в страну товаров», «угадай товар».
Материал: народные игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровыеигрушки.
Цель: выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количестваДидактическая игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее»
Материал для изготовления книжек – малюток разными способами
Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в зависимости отего качества.
Цель: выявить знания детей о сбыте товара
Дидактические игры «Где продается товар», «Путешествие товара», «Где продают и покупают?»
Материал: карточки – картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и схемы его доставки до покупателей, план района, где продают и покупают (рынок, супермаркет, магазин)
4. Деньги
Цель: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать.
Дидактические игры «Магазин», «Сберкасса»
Материал: деньги различного достоинства.
Цель: выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих (зарплата, пенсия,стипендия)
Модель «Семейный бюджет»
Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги.
Цель: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии
Дидактические игры «Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из
Простоквашино»
Материал: модель семейного бюджета, картинки с изображением сказочных героев и их деятельности, карточки-схемы с изображением доходов и расходов.
Протокол уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитаниедетей» (старшая группа)
Высокий уровень – 3 балла Средний уровень – 2 баллаНизкий уровень – 1 балл
Таблица
№ п/п | Фамилия, имя ребѐнка | Потребность | Труд | Товар | Деньги | ||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего детей с высоким уровнем |
| ||||||||||||
Всего детей со средним уровнем |
| ||||||||||||
Всего детей с низким уровнем |
|
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагогаНизкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется
Подготовительная к школе группа
Экономика | Владеет понятием «экономика» |
Умеет выделять экономическое понятие из художественных произведений | |
Потребности | Умеет устанавливать взаимосвязь потребности и возможности |
Труд Профессии | Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров |
Умеет выделять цепочку трудовых действий трудовых действий | |
Осознаѐт взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» | |
Бартер | Владеет понятием «бартер» |
Умеет определять выгодность «бартера» | |
Самостоятельно совершает обменные операции | |
Выгода и убыток | Умеет владеть понятием «выгода», «убыток» |
Определяет выгодность сделки | |
Деньги | Владеет понятием «купюра». «банк» |
Умеет совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу | |
Реклама | Владеет понятием «Реклама». Осознаѐт взаимосвязь «Реклама-продажа» |
Бизнес и капитал | Владеет понятием «капитал», «бизнес», «купля», «продажа» умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений.
|
Методика оценивания:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагогаНизкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется
Подготовительная группа (задания)
1. Экономика
Цель: выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена,деньги). Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»
Материал: рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разныепредметы, игрушки.
Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»
2. Потребности
Цель: выявить знания детей о потребностях и возможностях человека
Дидактические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин» Материал: схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки свозможностями.
3. Труд, профессии
Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда». Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.
Беседа по произведению «Петушок и бобовое зернышко»
Цель: выявить знания детей о взаимосвязи «Труд-продукт-деньги» Дидактическая игра «Необычайное путешествие».
Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий, продуктов, товаров,денег различного достоинства.
4. Бартер
Цель: выявить знания детей о бартереИгра – ситуация «Бартер»
Материал: схема, раскрывающая сущность данной экономической категории.Цель: выявить знания детей о выгодности бартера
Дидактическая игра «Интересный обмен»
Материал: комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов.Цель: выявить знания детей о выгодности бартера
Дидактическая игра «В стране «Обмении» Материал:
карточки, фломастеры, карандаши.
5. Выгода и убыток
Цель: выявить знания детей о выгоде и убытке Дидактические игры «Удачная покупка», «Рынок» Материал: товары, деньги
Беседа по художественному произведению «Как мужик гусей делил»
6. Деньги
Цель: выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке. Дидактические игры «Путешествие рубля», «Банк»
Материал: купюры, монеты разного достоинства, игровые деньгиДидактические игры «Магазин «Катюша»
Материал: разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т. п.
7. Реклама
Цель: выявить знания детей о рекламе
Дидактическая игра «Мир рекламы»
Материал: различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики,ручки, футболки, рекламные проспекты и т. п.
Цель: выявить знания детей о взаимосвязи рекламы и продажи
Дидактические игры «Реклама для енота», «Как можно прорекламировать товар» Материал: письмо от енота, рисунок кафе и его оборудование.
8. Бизнес и капитал
Цель: выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже
Дидактические игры «Маленький бизнесмен», «Монополия»
Материал: различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания. Беседа по сказкам с экономическим содержанием («Как барин овцу купил», «Как звери решили открыть свой бизнес»)
Протокол уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (подготовительная группа)
Высокий уровень – 3 балла Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
Таблица 2.
№ п/п | Фамилия, имя ребѐнка | эконо мика | Потреб ности | Труд профес сии | Бартер | Выг ода убыт ок | Деньг и | Рекла ма | Бизне с капит ал | ||||||||||||||
1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
| ||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Всего детей с высоким уровнем |
| ||||||||||||||||||||||
Всего детей со средним уровнем |
| ||||||||||||||||||||||
Всего детей с низким уровнем |
|
Приложение №2
Вопросы для родителей!
1. Как Вы думаете, имеет ли ваш ребенок представление об экономике?
А) да
Б) нет
В) не знаю
2. Как Вы думаете, стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?
А) да
Б) не
В) не знаю
3.Спрашивает ли Ваш ребенок, откуда у Вас деньги? А) да
Б) нет
В) иногда
4.Покупаете ли Вы вашему ребенку, что он хочет?
А)да
Б) нет
В) иногда
5.Понимает ли Ваш ребенок отказ, при покупке чего – либо, в целях экономить семейный бюджет?
А) да Б) нет
В) иногда
6.Ведете ли Вы беседу на темы деньги? А) да
Б) нет
В) иногда
7.Поощряете ли Вы труд вашего ребенка? А) да
Б) нет
В) иногда
8.У Вашего ребенка есть копилка? А) да
Б) нет
9.Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике?
А) да Б) нет
В) не знаю
Для оценки результатов анкетирования определены следующие уровни отношения
родителей по критериям ответов на вопросы:
высокий уровень – да; средний уровень – иногда, не знаю;
Приложение 3.
Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников
1. Рассказывайте детям о своей работе.
Дети не осознают связь между трудом и деньгами, пока не знают, кем работают их родители, каким трудом зарабатывают деньги. Расскажите ребенку о своей работе, обязанностях, которые вам необходимо выполнять. Он с детства должен знать, что такое
«зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна обеспечивать достойный уровень жизни.
2. Не скрывайте от детей свое материальное положение.
Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так ненавязчиво объясните ребенку, куда тратятся деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «Можем ли мы себе это позволить?», «Не очень ли это дорого?».
З. Не приучайте детей к излишествам.
Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.
4. Формируйте у детей разумные потребности.
Как научить ребенка разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «Я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Не пугайтесь, что ребенок иногда расстроится из-за невозможности осуществить желание. Получая все по первому требованию, они перестают ценить и беречь ваши подарки.
5. Учите детей бережливости.
Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.
6. Помогите детям осознать стоимость вещей.
С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на
заработанные деньги.
7. Привлекайте детей к работе по дому.
Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И,
может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.
8. Дети должны знать цену деньгам.
Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и уважали труд других людей, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньга, которые родители зарабатывают своим трудом.
Приобщая дошкольника к экономике, мы помогаем ему стать самостоятельным, успешным, учим ценить свой труд и труд других людей, отличать истинные ценности от мнимых!
Приложение №4
Электронные ресурсы:
Игры, дополнительный раздаточный материал Картинки «Профессии»
- онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/ kartinki-professii-dlya-detej.html Раскраски
«Деньги»- онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/ detskieraskraski/raskraska- dengi
1. по финансовой грамотности для дошкольников Министерства финансов Калининградской области [Электронный ресурс]. - https://www.fingram39.ru/materials/ma:er;aly- dly...
2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.festival.lseptember.ru
Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml
Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. worldofchildren.ru
Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net
Подготовка к школе [Электронный ресурс].-Режим доступа: http:// vscolu.ru Игры и занятия Картотеки: дидактические игры, беседы, конспекты игр- занятий
Первые уроки финансовой грамотности для самых маленьких «Явыбираю», издательство «МИФ»
Настольная игра «Финансовая экспедиция», издательство «МИФ» Комикс
«История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов
Калининградской области - электронный ресурс: https://www.fLngram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d8a466a 78. pdf Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области - электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/44e/44e1e34705398d818ca04628236bef 1b
Методические рекомендации к книжке- раскраске для старших дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс:
https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54cb43a0e6dc2253329144b 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация парциальной программы по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
В данном материале представлены цель, задачи и целевые ориентиры парциальной программы по формированию основ финансовой грамотности....
План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...
Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...
Презентация Дидактические игры к программе по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста «Маленький финансист»
Презентация Дидактические игры к программе по финансовой грамотности у детей дошкольного возраста «Маленький финансист» ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА 2022 учебный год
Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама ...
Рабочая тетрадь по основам финансовой грамотности для детей дошкольного возраста
АннотацияРабочая тетрадь предназначена для введения дошкольников в мирфинансовой грамотности. В процессе развивающих занятий педагоги- воспитатели могут использовать эту тетрадь для закрепления у дете...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...