Проект по формированию основ финансовой грамотности "Юный финансист" для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Бобровская Мария Николаевна

Финансовое просвещение и воспитание детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_finansovoy_gramotnosti.doc510.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образование учреждение

«Детский сад № 9 компенсирующего вида»

301840, г. Ефремов Тульской области, улица Карла Маркса, д. 39"а"

Телефон: 8 (48741)6-06-88; E-mail: class="c47">

Проект по формированию основ финансовой грамотности "Юный финансист" для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста

Проект разработан и реализован

учителем-дефектологом:

Бобровской М.Н

2024 г

Аннотация проекта

Финансовое просвещение и воспитание детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Пояснительная записка

Направленность проекта: социальный, творческий.

Создание условий для формирования у детей с ОВЗ знаний финансовой грамотности. Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Новизна: интеграция образовательных областей, позволяющая объединить несколько видов деятельности для успешного усвоения материала. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Актуальность: проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста понятиям по финансовой грамотности, формированию верных представлений об экономике и финансовых отношениях.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДОО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей с ОВЗ в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

Обучающие :формировать основы финансовой грамотности воспитанников; закрепить представления детей об экономических понятиях труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

Развивающие : развивать внимание и быстроту реакции; развивать способность практически применять полученные знания. Развивать мышление, память, способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом; развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно игровой деятельности; воспитывать интерес у детей к профессиональной деятельности взрослых; формировать положительные взаимоотношения детей.

Коррекционные: совершенствование способов зрительного обследования; развитие сенсорно-моторной координации, зрительного восприятия.

Отличительные особенности: проект направлен на решение проблемы – у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности.

Основные принципы:

Принцип доступности – учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала к возрасту.

Принцип индивидуальности – учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при включении его в различные виды деятельности.

Систематичность и последовательность – постепенная подача материала, от простого к сложному – частое повторение усвоенного материала.

Принцип дифференциации – создание благоприятной среды для усвоения правил безопасного поведения каждым ребенком.

Принцип динамичности – интеграция образовательных областей.

Формы работы:

чтение художественной литературы;

беседы;

рассматривание иллюстраций;

раскрашивание картинок;

игры: настольные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные;

пополнение материала по теме;

работа с родителями: консультации, беседы.

интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономика»

Тип проекта: познавательный, .творческий

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники: дети подготовительной группы, родители, педагоги.

Срок реализации: 01 – 30 апреля 2024 года.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.

Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Для родителей:

Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.

Для педагогов:

Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. Повышение уровня педагогического мастерства.

Форма подведения итогов.

Подведение итогов реализации проекта осуществляется в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин», участия воспитанников в различных конкурсах, выставка рисунков «Моя копилка».

Этапы работы над проектом:

1 этап - Подготовительный:

1. Подбор художественной литературы по теме.

2. Подбор наглядно-иллюстративного материала.

3. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

4. Подбор материала для продуктивной деятельности.

5. Создание дидактических игр.

6. Изготовление лэпбука «Юный финансист».

7. Подготовка консультаций для родителей.

2 этап - Основной:

Мероприятия по работе с детьми:

Решение проблемных ситуаций: «Хочу и надо», «Что можно и нельзя купить за деньги».

Беседы: «Что такое деньги?», «История денег», «Хорошо – плохо» на тему «О рекламе товара», «Как раньше считали деньги?» показ счёт и калькулятора.

Чтение художественной литературы А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха–Цокотуха» и рассматривание иллюстраций к ним. Чтение и заучивание поговорок, пословиц о деньгах

Рассматривание иллюстраций «Профессии», «Купюры и монеты», «Банк», «Банкомат»

Работа по художественно-эстетическому развитию: рисование на тему «Профессии».

Продуктивная деятельность: изготовление чеков, кошельков для с/р игры «Магазин».

Дидактические игры: «Кто трудится, кто играет», «Назови профессию», «Купи прродукты», «Кому что нужно?», «Угадай, где продаются», «Угадай по описанию», «Доходы и расходы семьи»

С/р игры: «Магазин», «Банк», «Профессии».

Подвижные игры: игра-эстафета «Продукты питания», «Заработай и купи», «Хорошо-плохо».

Физкультминутки: «Буратино», «Покупка», «Считаем денежки».

Пальчиковые игры: «Замок», «Товары в магазине».

Мероприятия по работе с родителями:

Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта.

Консультации: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?»

Экскурсия родителей совместно с детьми в магазин и банк.

Совместная деятельность детей и родителей – рисование «Моя копилка».

Беседы с родителями о необходимости обучения детей финансовой грамотности

Рекомендации родителям: Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками, возьмите ребенка в банк, подарите ребенку копилку, помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги, покажите ребенку, как пользоваться банковской карточкой. Будьте для ребенка примером.

3 этап - Заключительный

Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Предполагаемые результаты:

Для детей:

- развит познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развиты способности развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развита речь, внимание, мыслительные операции, воспитана любознательность в процессе познавательно игровой деятельности детей
- Воспитаны нравственные качества разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Для родителей:

- Повышена экономическая образованность родителей в проблеме взаимодействия с детьми по финансовым вопросам;

Для педагогов:

-Созданы условия для финансового образования детей старшего дошкольного возраста;

- Повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах финансовой грамотности.

- Получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Перспективный план работы с детьми.

Образовательные области

Содержание работы

Физическое развитие

Физкультминутки: «Буратино», «Покупка», «Считаем денежки».

Подвижные игры: игра-эстафета «Продукты питания», «Заработай и купи», «Хорошо-плохо».

Пальчиковые игры: «Замок», «Товары в магазине».

Познавательное развитие

Беседы: «Что такое деньги?», «История денег», «Хорошо – плохо» на тему «О рекламе товара»,«Как раньше считали деньги?» показ счёт и калькулятора Решение проблемных ситуаций: «Хочу и надо», «Как я коплю деньги»

НОД «Откуда деньги к нам пришли», презентация «Путешествие денежки».

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Мпгпзин», «Банк», «Профессии».

Дидактические игры: «Кто трудится, кто играет», «Назови профессию», «Угадай, где продаются», «Купи продукты», «Что можно и нельзя купить за деньги»

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет», изготовление кошельков.

Рассматривание иллюстраций «Профессии», «Купюры и монеты», «Банк», «Банкомат»

Речевое развитие

Чтение художественной литературы А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха–Цокотуха»и рассматривание иллюстраций к ним. Чтение и заучивание поговорок, пословиц о деньгах

«Кому что нужно?»,«Купи другу подарок», «Угадай по описанию».

Перспективный план работы с родителями.

Формы работы с родителями

Содержание работы

Консультации

«Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?»

Беседа

о необходимости обучения детей финансовой грамотности

Рекомендации

Рекомендации по формированию у детей начальных представлений о финансовой грамотности

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольников.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие;

- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки общения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Используемая литература:

Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я.

Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я.

Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика.

Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель,

Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.;

Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс»,

Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ

Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.

А. Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ.

Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.

Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылокфинансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Интернет-ресурсы:

)

Приложение 1

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.

Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так

как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;

•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей.

  • Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
  • Возьмите ребенка в банк.
  • Поговорите с детьми о вложении денег.
  • Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
  • Научите детей зарабатывать деньги.
  • Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
  • Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
  • Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
  • Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
  • Будьте для ребенка примером.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!

Приложение №2


Игры с экономическим содержанием

Игра «Хочу - надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Игра «Купи продукты»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену продуктов.

Правила: выбрать продукты, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

ТСО: карточка с «продуктами» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

«Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Лото по финансовой грамотности «Доходы-расходы»

Цель: формирование представления о доходах и расходах семьи.

Правила игры: предложите ребенку к игровому полю подобрать 8 карточек-лото с предметами соответствующей тематики. Выигрывает тот, кто быстро и правильно соберет свои карточки.

ТСО: макет куба, на противоположных гранях которого расположены 2 игровых поля /доходы, расходы семьи/, 16 карточек-лото.

Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги»

Возрастная адресность: для детей 4-6 лет

Цель: формирование умения различать, что можно и что нельзя купить за деньги.

Игровые правила: Предложите ребенку рассмотреть игровое поле, подобрать значки /можно, нельзя/.

Дидактический материал: макет куба, на противоположных гранях которого расположены 2 игровых поля /Что можно купить за деньги?; Что нельзя купить за деньги?/, 24 значка.

Приложение № 3

Рекомендации для родителей

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Поговорите с детьми о вложении денег.

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».

Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

5. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.

Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.

8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

10. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

Приложение 4

Конспект НОД в подготовительной группе

по финансовой грамотности

на тему:

Цель: формировать финансовую грамотность, навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни. Создать условия для знакомства с деньгами, их историей.

Программные задачи:

- расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

- дать определение понятиям «деньги», для чего они нужны. Какого достоинства бывают деньги и какие (бумажные купюры, железные монеты);

- учить обращаться с деньгами; как их тратить.

- формировать умения к исследовательской деятельности (делать выводы);

- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами,

картами.

- воспитывать желание заниматься, получать новые знания;

Обогащение словаря:

Зарплата – деньги, получаемые за работу;

Купюра – бумажные деньги;

Монета – железные деньги;

Рубль - название монеты;

Товар – это продукт, произведение труда, которое выставляется на продажу.

Материалы и оборудование:

Шкатулка, монета достоинством 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей, купюра 50, 100 рублей, 500 рублей, 1000 рублей, иллюстрации по тематике, мультфильм, мультимедийное оборудование, схема товарооборота, настольная игра «Супермаркет», атрибуты для игры «Магазин».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие «Здравствуй».

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок, (присели)

Здравствуй, Утро! (жест вправо)

Здравствуй, День! (жест влево)

Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)

Педагог: Ребята отгадайте загадку:

Я иду совсем один

За печеньем в магазин.

Взял пакет, надел ботинки,

Захвачу ещё машинки.

Куплю сладкие печеньки!

Ой, забыл я дома …

Дети: деньги, монеты.

2. Основная часть.

Педагог: Совершенно верно. А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).

Педагог: Ребята послушайте стихотворение.

Муха, Муха - Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

Как называется это произведение, и кто его написал?

ДЕТИ: Муха-Цокотуха. Корней Чуковский!

Педагог : А сейчас мы все превратимся в мух и полетим на ковер.

Физминутка: «Муха»

Муха лапки подними, Муха лапки опусти.

Муха, Муха покружись, а потом земли коснись.

И животик свой потри. Раз, два, три- раз, два, три.

Педагог: Давайте посмотрим с вами, какую же денежку нашла муха.

ДЕТИ: 1 рубль.

Педагог: Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла вам вот такую шкатулку.

- Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (дети трясут шкатулку, высказывают свои предположения).

- Давайте откроем и посмотрим, что находится внутри.

- Ой, в ней много разных денег.

- Ребята, а что такое деньги? (дети размышляют, отвечают).

- Деньги – это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы. Деньги – это такой предмет, за который можно все купить.

- Давайте рассмотрим, какие же деньги бывают? (дети рассматривают купюры и монеты разного достоинства).

- Деньги бумажные, они называются «купюра» и железные деньги, это «монеты». Всем вам приходилось иметь дело с деньгами. Например, мебель, можно приобрести за несколько купюр, а хлеб, сахар можно купить за несколько монет. Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно. Вот наша Муха купила самовар. И сейчас мы с вами выполним задание «Что можно купить за деньги?». Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то потопайте.

ДЕТИ: Выполняют задание.

Педагог: Мы выяснили, что за деньги можно купить товар. А как вы думаете были-ли деньги у древнего человека?

Дети: Нет.

Педагог: Вот сейчас я хочу с вами поделиться одной историей, внимательно послушайте ее.

- «Давным-давно, миллионы лет назад, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого - наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе - зайца, а ты мне - большой горшок для варки супа. Так появился бартер - предшественник современных денег».

Воспитатель: Делаем вывод, что деньги у древних людей были, но в виде предметов обмена.

- Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм об истории возникновения денег.

Просмотр мультфильма: «Профессор Почемушкин» ( обучающий мультфильм).

Педагог: Ребята, давайте проверим, хорошо ли вы умеете считать деньги.

Физминутка: «Считай и делай».

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять руками помахать.

Педагог : А вообще, откуда берутся деньги у родителей? Деньги печатаются на монетном дворе, потом они поступают в банк, из банка на работу, где работают ваши родители, там им платят зарплату, а потом ее тратят в магазине, а из магазина деньги снова поступают в банк.

Педагог : Ребята назовите какие бывают магазины?

Дети: Продуктовый, книжный, мебельный и т.д.

Педагог : Как называется магазин, в котором будут продаваться разные товары?

Дети: Супермаркет.

Педагог : Давайте поиграем.

Проводится настольная игра «Супермаркет».

Проводиться сюжетно ролевая игра «Магазин овощей и фруктов»

Педагог: -Ребята, а что такое доход и расход вы знаете? (ответы детей)

Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

А вот то на что мы их тратим - это РАСХОД. Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Все вы знаете, что ваши родители платят каждый месяц за свет, воду и другие коммунальные услуги. Как вы думаете, можно на этом сэкономить? (ответы детей)

Конечно, можно. Нужно не оставлять включенными зря электроприборы, вовремя выключать воду, следить за состоянием труб и кранов, чтобы вода не тратилась в пустую - тогда удастся сэкономить на оплате. А если в хорошую погоду вы с мамой пройдете до сада пешком, а не на машине, сэкономить на бензине.

Педагог:

- А хотите, я вам расскажу рассказ?

В деревне Простоквашино жили мама, папа, д. Федор, кот Матроскин и собака Шарик. Мама работала в магазине и за это получала зарплату, папа работал на стройке, и тоже получал зарплату. Д. Федор учился в летней школе и очень хотел стать летчиком и за хорошую учебу ему платили стипендию, кот Матроскин продавал молоко, которая давала его любимая корова, а Шарик ходил на охоту и продавал дичь. Это всё приносило доход.

- Ребята, из чего состоял доход семьи Д. Федора? (ответы детей)

Я вам предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Доход – расход»:

Я начну читать сейчас, а вы кончайте

Хором мне вы отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграла приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

- А хотите узнать, что было дальше в Простоквашино? ( ответы детей)

Д. Фёдор захотел велосипед, и родители сказали ему, если ты что-то хочешь купить, нужно сначала накопить деньги, а поможет тебе в этом копилка.

- Чтобы исполнить свое желание, Д. Фёдор старался не тратить деньги, которые ему давали родные на всякие мелочи и безделушки, Он бережно хранил и копил деньги, и так он насобирал на новенький велосипед.

- Ребята, у вас есть мечта? (ответы детей)

Думаю, что каждый из вас мечтает купить игрушку, которую родители вам еще не купили из-за того, что она стоит очень дорого. Я вам предлагаю изготовить копилку, если наберешься терпения, будешь опускать монетку за монетой в прорезь копилки, заветная покупка становится ближе. Некоторые называют содержимое копилки богатством, ведь это деньги, которые удалось не истратить, а сберечь.

Рефлексия:

Педагог : И так, ребята, что вы сегодня узнали нового о деньгах? (ответы детей).

- Для чего они нужны? (ответы детей).

- Какие бывают деньги?

- Чем отличается монета от банкноты?

- Как можно назвать монеты и банкноты, одним словом? (Наличные деньги). - За что люди получают деньги? (ответы детей).

- Как называют деньги заработанные своим трудом? (ответы детей). Молодцы! Вы все хорошо работали!

Вывод: Нужно хорошо заниматься, так как от хорошей учебы зависит будущая зарплата.

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье,

Мы подарим пожелание.

Знания ищи всегда,

Умным станешь ты тогда!

Приложение 5

Конспект НОД

по формированию основ финансовой грамотности сюжетно ролевая игра «Магазин» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обогащение сюжетно – ролевой игры экономическим содержанием.

Задачи игры:

Образовательные:

-Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.

- Сформировать представления детей о понятии «возможности покупок».

- Формировать умение выбирать товар на заданную сумму денег. — Способствовать формированию у детей умений распределять роли, вести ролевое взаимодействие, ролевые диалоги, подготавливать необходимые условия для игры.

- Формировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний о финансовой грамотности,

- Поощрять стремление передавать в игре трудовые действия людей разных профессий.

Развивающие:

- Создавать условия для развития новых экономических игр и детского творческого игрового потенциала.

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.

- Развивать детскую инициативу, творческие способности, фантазию, воображение.

Воспитательные:

- Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре.

- Воспитывать самостоятельность в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры.

- Воспитывать культуру речевого общения и поведения.

- Воспитывать уважение к труду взрослых.

Образовательная область «Финансовая грамотность» (интеграция с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие ФЭМП»)

Предварительная работа: Беседа «Зачем нужно экономить денежные средства?».Показ мультимедийной презентации « Что такое деньги». Этическая беседа «Поведение в общественных местах». Блиц-опрос «Что такое касса?», «Что такое кафе? Что там делают? Что едят?» Изготовление атрибутов для сюжетной игры «Банкомат».

Чтение детской художественной литературы о профессиях, загадки о товарах и продуктах. Обыгрывание ролевых взаимодействий директора магазина, продавца-консультанта, кассира, покупателя, рекламного агента, охранника.

Работа с родителями: Семейная экскурсия в магазин и банк.

Консультации: «Как привить ребенку правила поведения в общественных

местах».

Папка – передвижка «Финансовая грамотность для дошкольника».

Игровой материал: денежные купюры, монеты, товарные чеки, ценники, банкомат, кредитные карточки, кошельки; муляжи продуктов питания,

Оборудование: прилавки, кассовые аппараты, упаковочный материал, корзинки для продуктов; для сотрудников торгового центра — спецодежда, бейджики, галстуки; сумочки.

Словарная работы: реклама, продавец-консультант, бейджик, торговый центр, кассир, стоимость, цена, сдача, чек, денежные средства, экономия, витрина.

Ход игры:

  1. Организационный момент

Педагог: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

Дети: Здравствуйте!

Педагог: Я очень рада видеть всех в хорошем настроении. А для того, чтобы настроение всегда оставалось хорошим, произнесем волшебные слова.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Педагог: Теперь я вижу – у всех улыбку на лице. Очень здорово.

  1. Основная часть

Педагог: Ребята, как выдумаете, откуда к вам домой попадают продукты, одежда, мебель, бытовая техника?

Дети: из магазина.

Педагог: А какие магазины вы знаете?

Дети: Магазин игрушек, бытовой техники, книжный, мебельный, овощной, продуктовый.

Педагог: Молодцы! Много назвали магазинов! А скажите, ребята, если такой магазин, в котором можно купить все сразу: молоко и хлеб, мыло и стиральный порошок, посуду, игрушки. А ведь такой магазин существует на самом деле! Называется он «Супермаркет». Кто-нибудь слышал про такой магазин?

Дети: да!

Педагог: Какие профессии есть в магазине?

Дети: продавец-консультант, кассир, охранник.

Педагог: итак, в супермаркете работают продавцы, которые помогают найти тот или иной товар, взвешивают, упаковывают»; кассиры, которые считают общую стоимость покупки, принимают деньги, за товар, выдают сдачу, чек и пакеты (по желанию покупателя). Есть еще человек, который следит за состоянием товара, его сроком годности, раскладывает товар на прилавке, развешивает ценники. Это товаровед. Также ни один супермаркет не обходится без охранников. Они следят за порядком, смотрят, чтобы люди не прятали товар в кармане или не съели его по пути к кассе, а также предлагает покупателям воспользоваться камерой хранения, если у них с собой много тяжелых пакетов.

Еще раз обратите внимание на камеру хранения (педпгог показывает фотографию, как ею пользуются. Открываем шкафчик, кладем пакет, закрываем шкафчик ключом. На каждом ключе есть свой номер.)

Педагог: А чем посетители будут расплачиваться в кассе или когда покупают товар?

Дети: деньгами.

Педагог: какие есть деньги?

Дети: монеты, купюры, копейки, рубли.

Педагог: откуда они берутся?

Дети: ответы.

Педагог: а если нет денег наличных в кошельке, чем можно расплатиться?

Педагог: а если к нам приехал турист с Америки, он сможет сразу купить что-нибудь в магазине на свои деньги?

Дети: нет.

Педагог: почему?

Дети: в Америке доллары, а у нас рубли.

Педагог: и что же он сделает?

Дети: пойти в банк обменять валюту.

Педагог: хорошо, я вижу вы готовы к игре, готовьте свои места.

Я вам предлагаю поиграть в «Магазин».

Педагог: Продавцы будут говорить сколько стоит товар, взвешивают его; кассир пробивает чеки, дает сдачу; консультант рассказывает про товар и помогает выбрать его.

Педагог: - А кто еще бывает в магазине? Как называемся мы, когда приходим в магазин?

Дети: - Покупатели.

Педагог: - Без покупателей наш магазин не сможет работать. Что входит в обязанности покупателей?

Дети: - Покупатели с сумочками идут в магазин, внимательно осматривают товар в отделах, культурно встают в очередь, вежливо разговаривают с продавцом, оплачивают товар в кассе и не забывают благодарить за покупку.

Педагог: - Прежде чем начать играть в игру, давайте выберем продавца, который будет консультировать, и кассира.

Дети: - Давайте.

Педагог: - Для этого мы используем «Чудесный мешочек», в нем лежат фрукты и овощи. Если вы выбрали овощ, то вы покупатель, а если фрукт, то сотрудник магазина.

Распределение ролей при помощи жеребьевки: в мешочке 2 фрукта, остальные овощи, по количеству детей.

Педагог- Ребята, не забываем про вежливые слова. Это одно из условий нашей игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «здравствуйте», «спасибо», «до свидания», товар отпускаться не будет.

Педагог: - Сотрудники магазина займите места. Ребята, обратите внимание, что рядом с кассой стоят корзинки и тележки. Для чего они нужны?

Дети: - В них мы складываем выбранные товары.

Педагог: - А что нужно, чтоб вам продали товар в магазине?

Дети: - Деньги.

Педагог: - Давайте возьмем деньги, которые у нас в кошельках (которые мы сделали своими руками) и отправимся за подарками.

Ждем открытия магазина. Продавец вывешивает табло «Открыто».

Педагог:

Открываем магазин

Заходите, заходите

Покупайте, что хотите

Встаньте в очередь скорей

Не толкай своих друзей.

Педагог напоминает, как встать в очередь, что нужно описать товар который они хотят купить, и что за купленный товар нужно заплатить деньги. Дети заходят в магазин, ходят по магазину, выбирают продукты.

Педагог: - Мне нужно купить 1 кг огурцов. А как узнать, что здесь 1 кг огурцов? Как в таких ситуациях поступают в магазинах?

Дети: - Нужно взвесить на весах.

Во время игры, педагог интересуется «Во что играете?». Напоминает, что должен в данный момент «Кассир», «Продавец», «Покупатель».

Педагог: - Уважаемые покупатели! Магазин закрывается на обед, а мы отправляемся обратно в детский сад.

Итог

Педагог: - Ребята, где сейчас были?

Дети: - В магазине.

Педагог: - Что продают в магазине?

Дети: - Различные товары.

Педагог: Ребята, вам понравилось играть сюжетно – ролевую игру «Магазин»

-А что больше всего понравилось?

А мне понравилось, как вежливо общались, говорили вежливые слова. Уступали друг другу.

Спасибо всем!

Приложение 6

Пословицы и поговорки об отношении к деньгам

  • Живётся, у кого денежка ведётся.
  • Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.
  • Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.
  • Денег наживёшь - без нужды проживёшь.
  • Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.
  • За свой грош везде хорош.
  • С деньгами мил, без денег постыл.
  • Деньги счет любят, а хлеб меру.
  • Считай деньги в своем кармане!
  • Добр Мартын, коли есть алтын.
  • Богатый бедному не брат.
  • На деньги ума не купишь.
  • После Бога - деньги первые.
  • Родню считай, денег не поминай; деньги считай, родни не поминай!
  • При беде за деньгу не стой.
  • Чужие деньги считать — не разбогатеть.
  • Береги денежку про черный день!
  • Не кланяюсь богачу, свои денежки плачу.
  • Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдет.
  • Деньги — гости: то нет, то горсти.
  • Была бы догадка, а на Москве денег кадка.
  • Денежки — что голуби: где обживутся, там и поведутся.
  • Трудно деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
  • Добр Мартын, коли есть алтын; худ Роман, коли пуст карман.
  • Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
  • Без копейки рубля нет.
  • Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
  • Гроша ломаного не стоит.
  • Не пожалеть за рубль алтына; не придет рубль, так придет полтина.
  • Долг платежом красен.
  • Охал дядя, на чужие деньги глядя.
  • Площадная речь, что надо деньги беречь.
  • Уговор дороже денег.
  • Монета карман не тянет.
  • Мужик богатый гребет деньги лопатой.
  • Здоров буду — и денег добуду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Мастер-класс для родителей «Использование игровых упражнений по развитию речи для формирования основ финансовой грамотности в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:     Способствовать  повышению уровня развития  компетентности родителей в вопросах формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольн...

проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Дошкольник - финансист"

Финансовая грамотность является важным аспектом в становлении успешной личности. Получив представление о деньгах, способах ими грамотно распоряжаться, дошкольники смогут осознаннее относиться к финанс...

проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Дошкольник - финансист"

Финансовая грамотность является важным аспектом в становлении успешной личности. Получив представление о деньгах, способах ими грамотно распоряжаться, дошкольники смогут осознаннее относиться к финанс...