Мастер – класс для педагогов и родителей "По ступенькам финансовой грамотности "
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Обучение финансовой грамотности – это новый опыт воспитанников. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями в сфере экономики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansy_v_dou.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов и родителей
«По ступенькам финансовой грамотности»
Введение
Экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро.
Обучение финансовой грамотности – это новый опыт воспитанников. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями в сфере экономики.
Успешность прохождения в детстве экономической социализации формирует последующее отношение детей дошкольного возраста к различным экономическим категориям: покупка, деньги, товар, собственность. Наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах использования разнообразных методов и приёмов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основами экономики.
Задачи:
- познакомить родителей с основными методами и приёмами по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с основами экономики; - вызвать интерес к экономическому воспитанию дошкольников и желание применять его в практической деятельности;
- активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса.
«Что такое финансовая грамотность?» – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Как отличить финансово грамотного человека от неграмотного?
Финансово грамотный человек:
1. планирует свои доходы и расходы
2. имеет сбережения
3. тратит меньше, чем зарабатывает
4. умеет выбирать финансовые услуги
5. знает свои права, как потребителя финансовых услуг
Какие азы финансовой грамотности должны знать дети?
- умение ценить деньги
- умение считать деньги
- умение зарабатывать и создавать источники доходов
- умение экономить и сберегать
- умение тратить и жить по средствам
- умение возвращать долг
- умение делиться
Детей дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности. Чтобы ребёнок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, вы, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы:
- Что такое деньги?
- Где их взять?
- Как ими правильно распоряжаться?
Реализация приоритетного муниципального проекта «Финансовая грамотность – вклад в надежное будущее» происходит на всех ступенях образования начиная с детского сада.
Разминка.
Сегодня я приглашаю принять участие в мастер - классе по финансовой грамотности в детском саду, где мы обсудим вопросы финансовой грамотности, касающиеся детского сада. Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.
- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)
- Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)
- Какое животное всегда при деньгах (свинья)
- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)
- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)
- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).
- Назовите, пожалуйста, профессии, в которых встречается финансовая грамотность.
Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)
- С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)
Ведущий тип деятельности у детей – это игра. В процессе ознакомления детей с экономикой мы строим дом. Фундаментом, которого является игра.
Играя в экономику, дети усваивают экономические понятия, их употребление, применение. Знакомство детей с экономическими терминами через разнообразную деятельность, приближает ребёнка к реальной жизни.
Развивает деловые качества личности, что способствует формированию познавательных интересов. А познавательный интерес – это определяющий фактор в процессе овладении новыми знаниями в экономике. Восточная мудрость гласит «Каким бы длинным не был путь, всегда он начинается с первого шага». А где начинается первый шаг? Где первые шаги делают дети, скажите, пожалуйста. Ответ: «В семье».
В: Вот и первые шаги в мир экономики ребёнок делает в семье. Поэтому в своей деятельности, особое внимание уделяю работе с родителями. На всех этапах работы требуется поддержка родителей.
Задание №1
Уважаемые родители, На столах у вас находятся задания под номерами. Откройте задание под №1.
Задание называется «Продолжи предложение». Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.
1-й стол: Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
а) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
в) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
2 стол: Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
а) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
б) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
1 стол: Если на каждую просьбу что-то купить ребенок реагирует раздраженно то …
а) Нужно, объяснить ребенку, что вы не можете себе позволить купить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас.
б) Согласится и купить эту вещь.
в) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например: попросить это в подарок на Новый год.
2 стол: Объясните, почему взрослые с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?
а) Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить родительские деньги.
б) Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.
в) Мы и так знаем, что они могут предложить, и учитываем их пожелания.
Вывод по 1-му заданию:
Правильно, в ваших ответах услышала значимость проблемы финансовой грамотности в семье. Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша задача донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить с данной ситуации.
Задание №2
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Следующие задание - 2 под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.
Я буду задавать вопросы, а вы должны дать ответ и дать краткое пояснение.
1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (Колосок)
3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)
4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? («Как старик корову продавал»)
5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)
6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)
7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)
8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход (Вершки корешки)
9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход (Морозко, Крошечка-ховрошечка, Царевна-лягушка.)
Вывод по 2-му заданию:
Отсюда можно сделать вывод, что знакомя детей с художественной литературой мы, таким образом, знакомим детей с финансовой грамотностью.
Задание №3
Переходим к следующей игре. Напомните пожалуйста, какой основной вид деятельности у детей (ответ: Игра).
Давайте вспомним нашу образовательную программу и скажем: Какие игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов (это есть в программе)
Назовите мне два финансовых действия, с которыми мы знакомим в игре, используемых в перечисленных играх - магазин, театр, заправка?
Ответы: (это покупка и продажа)
А с каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).
Открываем задание 3.
(на каждом столе лежат слова:
Стол 1-покупка, стол – 1 продажа,
Стол 2-обмен товаром, стол 2 - покупка картой)
Задание называется «Выполни действие». Подготовка 3 мин. (можно подготовить шапочки для мини-сценок, прилавок подготовить и т. д.)
Вывод по 3-му заданию:
Уважаемые родители, предложенное задание позволило увидеть элементы финансовой грамотности в сюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудование среду, нам легко будет познакомить с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. «Какой же вывод мы с вами можем сделать? что даже через игру мы невольно формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
Задание №4
Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не залежится.
Вы, конечно, догадались «Для чего нужна реклама?» (ответы: она помогает купить самый лучший товар, помогает узнать, где можно купить дешевые товары.)
Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама и т. д.)
Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента. Я предлагаю вам следующее задание «Рекламный агент». Внимание задание.
«Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К масленичной неделе они планируют начать выпуск новых сортов молочного товара. Предлагаем выбрать продукт, который вам необходимо прорекламировать, то есть сделать рекламу»
Обратите внимание у вас на столах лежит чистый лист, карандаши, клей, картинка к рекламе данного продута. Вам дается 5 минут, чтобы придумать текст и нарисовать или наклеить картинку к продукту и презентовать ее.
Вывод по 4-му заданию:
Использование игрового момента с рекламой позволяет детям принять информацию зрительно и отобразить ее наглядно.
Задание №5 «Угадай сказку»
А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся.
1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? «Колобок»
2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»
3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? «Золотая антилопа»
4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? «Курочка Ряба», золото
5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе. «Кот в сапогах»
6. Назовите сказку, в которой героиня обменяла кухонную утварь на живой товар (лисичка со скалочкой).
Вывод по 5-му заданию:
Молодцы. Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
Задание №6
Предлагаю рассмотреть ситуации. Откройте задания.
1 стол - Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
2 стол - Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.
Рефлексия
Сегодня мы познакомились с рядом игр, которые вы легко можете использовать финансовую грамотность в домашних условиях.
Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, что сегодняшние дети – это будущее.
Заключение
Результат опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Практическая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников.
Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. Благодаря данным материалам можно выстроить работу не только с воспитанниками по экономическому воспитанию дошкольников, но и с родителями, а также увлечь педагогов интересной и актуальной темой самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов и родителей по нетрадиционным техникам рисования. Тема: "Колючка Ёж". Фотоотчёт по мастер - классу.
Показ техник и методов нетрадиционного рисования....
Консультация для педагогов «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
Цель консультации состоит в том, что она может широко использоваться педагогами дошкольного образования. Использование консультации в образовательной деятельности позволит не только систем...
Сценарий мастер-класса для педагогов «Открываем кафе-бутербродная» по финансовой грамотности дошкольников
Знакомство педагогов с опытом работы по применению эффективных методов и приёмов для формирования предпосылок экономической грамотности у старших дошкольников....
мастер класс Дидактическая игра для дошкольников на развитие финансовой грамотности судоку "Первые деньги"
Дидактическая игра для дошкольников на развитие финансовой грамотности судоку "Первые деньги"...
Памятка для родителей ПО СТУПЕНЬКАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Предлагаем несколько советов по построению взаимоотношений с Вашим ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами...
Мастер класс «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКО - ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Мастер класс«ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКО - ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....
Памятка для родителей "По ступенькам финансовой грамотности"
Памятка для родителей "По ступенькам финансовой грамотности"...