Тема : «Деньги-это…»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Тема : «Деньги-это…»

НОД по формированию

финансово-экономической культуры детей.

 

Цели: Формировать у воспитанников основы экономических знаний о деньгах, истории их появления.

Задачи: познакомить с историей денег, с монетами, денежными единицами: выяснить, что такое деньги; определить функции денег; выявить причины возникновения денег; развивать речь детей, учить вырабатывать свое мнение, аргументированно его выражать и уважать мнение товарищей; учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dengi_eto.odt15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Деньги-это…»

НОД по формированию

финансово-экономической культуры детей.

Цели: Формировать у воспитанников основы экономических знаний о деньгах, истории их появления.

Задачи: познакомить с историей денег, с монетами, денежными единицами: выяснить, что такое деньги; определить функции денег; выявить причины возникновения денег; развивать речь детей, учить вырабатывать свое мнение, аргументированно его выражать и уважать мнение товарищей; учить применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуаций.

Оборудование и материал: Мультимедийная установка для показа слайдов; слайды на тему истории появления денег, Дидактическая игра «В мире денег»(карточки с изображением денежных купюр и монет разных стран)

Ход занятия

1.Вступительная часть

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята!

Прежде чем мы начнем наше занятие, отгадайте загадку:

Бывают купюры, бывают монеты

Любого размера и разного цвета.

Мы ими расплачиваемся на кассе,

Не купишь без них ни печенья,

ни кваса.

Мы с ними идем всегда в магазин,

Папа за них покупает бензин.

Мне - игрушки  маме - серьги

Может он купить за ….

 Ответы детей : - Деньги

Воспитатель:- Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах.

Тема нашего занятия: «Деньги это..»

2.Основная часть.

Воспитатель: - Как вы понимаете ,что такое деньги?(ответы детей)

Деньги - это особый товар, который можно обменять на любые другие товары или услуги. В толковом словаре дается следующее определение:

«Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накоплений»

Воспитатель: - Что означают слова товары, услуги? (ответы детей)

Товары - Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности; услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.

Воспитатель: - А как вы думаете, деньги были всегда? (ответы детей)

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Но если у людей не было денег, как же они покупали?  Они просто обменивались с друг другом различными предметами.

Воспитатель:- А вы знаете, как это называется? (ответы детей)

Это - бартер.

Воспитатель: - Как вы думаете , чем обменивались между собой земледельцы и скотоводы? А кузнецы  и сапожники? (Ответы детей)

Воспитатель: - Как вы думаете, всегда ли легко было обменять один товар на другой? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель:- Верно, обменивать товары оказалось очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.

Воспитатель: - Чтобы упростить обмен, люди придумали что? (деньги)

Воспитатель: ребята посмотрите на экран ;

Слайд №1.

Одними из первых денег были раковины каури – моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали их на веревку, как бусы.

Воспитатель: - Как вы думаете, сколько раковин нужно было отсчитать за одного быка? За одного быка нужно было отсчитать сто раковин.

Слайд №2

Но кроме раковин были и другие, гораздо более удивительные деньги – металлические деньги - кольца, бронзовый топор, собачьи зубы и даже свиные хвостики.

- Не верите? А это правда. А что можно было купить на эти хвостики, вы знаете?

-На свиные хвостики можно было купить настоящих свиней! Как вы думаете, сколько надо было хвостиков, чтобы купить молодого поросенка? (ответы детей)

Воспитатель: -Ребята, вы даже не представляете, но связки таких хвостиков могли достигать несколько метров! Примерно как длина нашей группы. Чтобы отсчитать нужное количество таких денег, требовалось очень много времени и терпения.

Слайд №3

Воспитатель:- Самыми удобными деньгами оказались металлические деньги. Как их назвали? (Монеты). Монеты были разной стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже. А самые дорогие? (Из золота)

Воспитатель:- А как вы думаете, легко ли постоянно носить с собой металлические деньги в большом количестве? Почему? (Ответы детей)

-Верно, у металлических денег все же оказался недостаток - они тяжелые и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с другими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз. Кто на них на подал на море? (Пираты) И люди придумали выход. Какой? (Ответы детей)

Воспитатель:- Правильно, открыли специальные дома, которые назвали Банком.

Слайд №4

Золото передавали в банк на хранение, а взамен  получали бумажную расписку на это золото.

-Чем же они отличались от монет? (ответы детей). (Их можно было хорошо спрятать, они были легкими)

Слайд №5

Воспитатель:- Так впервые  появились на свет бумажные деньги, на которых написано, кокому количеству хранящегося в банке золота они равны.

-Сегодня этими деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги-это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. В наше время существует два способа обмена товарами, один вы уже знаете, это…(бартер).

А второй способ это купля- продажа .

Воспитатель: -Ребята, я хочу вас познакомить еще с такими понятиями ,как Сбережения  и Зарплата.

-А вот что  означают эти слова, попробуйте разобраться сами, а я буду вам помогать.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко»

  • Когда меняют товар на товар - это …(бартер)
  • Когда товар покупают или продают - это..(купля- продажа)
  • На работе платят ..(зарплату)
  • Деньги которые откладывают на будующее,-это…(сбережения)

Физкультминутка

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим руки в стороны)

Где же обувь нам купить? (обнять щеки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать!  (топаем ногами в ритм на слова)

Станем денежки считать! (потереть большим пальцем маленькие одновременно)

Один рубль (два рубля ,три рубля, четыре рубля) с размахом вскользь хлопаем правой ладонью о ладонь и на оборот)

Вот мы туфельки купили! ( показываем руками на обувь, выставляя вперед на пятку правую и левую ноги)

3. заключительная часть

Дидактическая игра «В мире денег»

Цель: Развитие у детей представления о деньгах; развитие зрительной памяти.

- каким странам принадлежит  Рубль - Россия, Доллар - США, Евро – Европа, Юань - Китай.

-Где на монетах лицевая и оборотная стороны?

Сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство,- оборотная, называется реверс или решка. Сторона, на которой изображен герб ( может быть другой рисунок),-лицевая орел или аверс. Ребро монеты называют гурт, надпись на монете называют легенда.

Воспитатель: -Что такое деньги, что они собой представляют, вы уже знаете.

А знаете ли вы, как нужно тратить деньги? Надо ли покупать что попало или нужно подумать, пригодится ли тебе эта вещь?(ответы детей)

Воспитатель: - Верно, деньги надо тратить с умом. Давайте вспомним пословицы и поговорки:

  • Кто копейки не бережет, сам рубля не стоит.
  • Копеечка к копеечке - рубль набегает.
  • Копейка рубль бережет.

Воспитатель: - Как вы понимаете смысл этих пословиц и поговорок? (ответы детей)

Воспитатель: - Верно к деньгам нужно относиться бережливо.

И в заключении нашего занятия я предлагаю вам заглянуть в копилку интересных фактов, но не просто а через игру «Верю- не Верю»

Игра «Верю- не Верю»

Цели: Обобщение и расширение знаний воспитанников об окружающем мире и предметах. Развитие логического мышления, умений работать в коллективе. Воспитание познавательного интереса, толерантного отношения к сверстникам.

  • Верите ли вы, что существовали съедобные деньги? (Да. Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи).
  • Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц).
  • Верите ли вы, что в старину некоторые монеты можно было резать на части – чтобы дать сдачу или заплатить за товар? (Да. Рубль это отрубленный кусочек гривны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме «Деньги» Вид деятельности «Познание предметного и социального мира» согласно примерной ООП ДО «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева

Конспект составлен в помощь воспитателю реализовать на практике содержание работы в соответствии с ФГОС ДО.Настоящий конспект занятия по теме «Деньги» разработан и проведен в подготовительной к школе ...

Конспект занятия по экономическому воспитанию на тему "Деньги"

Материал поможет познакомить дошкольников с понятием деньги, их видом, назначением....

Конспект НОД в старшей группе Тема : «Деньги. Монета. Банкнота.

Цель : раскрыть сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о...

Конспект открытого занятия на тему"Деньги"

Конспект комплексного занятия на тему "Деньги"....

ООД по финансовой грамотности. Тема : "Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта"

Задачи:Обучающая: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ;Развивающая: развивать...

Конспект НОД в старшей группе по финансовой грамотности Тема : «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Цель : раскрыть сущность понятия «деньги» , «монета» , «банкнота» , «пластиковая карта» ; наличные и безналичные деньги ; закрепить знания детей о внешн...

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «ДЕНЬГИ»

Не надо быть вундеркиндом, чтобы уловить связь, какая существует между деньгами и удовлетворением наших желаний. Дети делают это открытие прежде, чем дорастают до школьного возраста, раньше даже, чем ...