Рабочая программа. Экономическое воспитание детей 5-7 лет.
рабочая программа по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Бурлева Оксана Анатольевна

Рабочая программа. Экономическое воспитание детей 5-7 лет. Составлена на основании примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования "Экономическое воспитание дошкольников: формипрвание предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет. Срок реализации 1 год. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение        

 Таборинский детский сад

ПРИНЯТО:

педагогическим советом

Протокол № 2

от «04» октября 2024г.

Утверждено:

Заведующим МКДОУ

Таборинский детский сад

_______Т.Ю.Абляйкина

Приказ № _______

от __________2024г.

                                                                                                         

Рабочая программа

Экономическое воспитание детей 5-7 лет.

Составлена на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5-7 лет.

Срок реализации 1 год.

с. Таборы

2024

СОДЕРЖАНИЕ.

I. Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка…………………………………………………..

3

1.2.

Цели и задачи экономического воспитания дошкольников …………..

4

1.3.

Принципы экономического воспитания дошкольников……………….

6

1.4.

Интеграция экономического воспитания с образовательными областями…………………………………………………………………

11

II.Содержательный раздел.

2.1.

Технологии экономического воспитания дошкольников……………...

14

2.2.

Тематический план и игровые технологии к программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»……………………………….

18

2.3.

Средства обучения при реализации экономического воспитания дошкольников……………………………………………………………

21

2.4.

Целевые ориентиры экономического воспитания дошкольников…………………………………………………………….

22

2.5.

Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников………………………………………………

24

2.6.

Материально-техническое обеспечение для организации изучения основ финансовой грамотности………………………............................

26

2.7.

Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей в части экономического воспитания………………………………………………………………..

27

III. Заключение…………………………………………………………………

28

IV. Информационные ресурсы для педагогических работников и родителей………………………………………………………………………..

29

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.

С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

1.2. Цели и задачи экономического воспитания дошкольников

Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

На уровне ДОО экономическое воспитание позволяет решать следующие задачи, зафиксированные во ФГОС ДО.

1. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Постепенное и дозированное погружение ребенка в современный мир финансово-экономических отношений общества способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром взрослых, где финансовые отношения играют значимую роль. Изучение дошкольниками основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых финансово-экономических понятий. Чтобы помочь детям освоить новые понятия и научиться строить простые предложения, рекомендуется использовать театральные постановки, игры в группе из трех-пяти сверстников, развитие речи с помощью небольших сказок, разбора различных ситуационных задач и т.д.

2. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Мир личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и финансовых средств в семье.

3. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».

Особое место в познании ребенком социального мира занимают наблюдение и общение, которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка.

4. «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней – дошкольного и начального общего образования».

Поскольку в школах Российской Федерации повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с уровня начального общего образования, ДОО следует включить в образовательную деятельность основы экономического воспитания в качестве профилактики, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из детского сада в начальную школу.

5. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители. Следовательно, при включении экономического воспитания в образовательную деятельность каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей, обеспечение их необходимыми материалами, которые родители могут использовать вне ДОО, чтобы поддержать интерес ребенка к темам, которые изучаются в ДОО.

Образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

  • дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
  • обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
  • способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
  • стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • положить начало формированию финансово-экономического мышления;
  • способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;
  • сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
  • содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные задачи.

Основные воспитательные задачи:

  • побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
  • воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
  • воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации;
  • воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам; побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

1.3. Принципы экономического воспитания дошкольников.

Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность должно происходить на основе принципов, сформулированных в пункте 1.4 ФГОС ДО:

1. «Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития».

В основу воспитания и развития ребенка должен быть заложен принцип «не навреди». Интеллектуальные и физические перегрузки детей дошкольного возраста недопустимы. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

По достижении возраста 5 лет действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется в своих действиях прежде всего на поведение взрослых. Дошкольник с любопытством наблюдает за актами купли-продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывать не только свое, но и чужое мнение.

Уровень психологического развития дошкольника позволяет ему осознать понятие выгоды (особенно личной выгоды). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Важно приучать детей 5-7 лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно-нравственной позиции. Взаимосвязь нравственного и финансового воспитания очевидна так же, как и важность формирования основ здорового отношения к деньгам в ранний период взросления дошкольника.

2. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. Поэтому это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Нельзя забывать о том, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем.

Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время.

3. «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений».

После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, является полностью оправданной.

Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечить тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров дошкольников. 

4. «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».

Поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности означает, что воспитатель на протяжении всего периода обучения должен оказывать воспитанникам поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощрять различные виды самоутверждения и самовыражения.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

  • создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности;
  • создания условий для выражения своих чувств и мыслей, принятия детьми решений;
  • поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности.

Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности – применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.

5. Принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей» означает, что при включении основ экономического воспитания в образовательную деятельность воспитатель должен придерживаться очень важного правила: при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи, например, исключается сравнение доходов семьи, уровня и качества жизни. Ряд вопросов может быть предложен для совместного изучения ребенка и его родителей (законных представителей). Этот принцип предполагает максимальное включение родителей в обсуждение с ребенком тех вопросов и тем, о которых он говорил на занятиях с воспитателем.

Программа может включать ряд дополнительных занятий, направленных на вовлечение детей в образовательную деятельность, и рассказать о тех понятиях, которые изучают воспитанники.

6. «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Программа по изучению детьми основ финансовой грамотности, включенная в образовательную деятельность ДОО, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и воспитателей и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретной ДОО. Одной из форм организации приобщения к финансовому миру могут стать экскурсии в финансовые и иные учреждения, на предприятия малого бизнеса и пр.

Например, дети создают макет окрестностей. Во время занятия они знакомятся с разными местами, которые являются частью их окрестностей, узнают, какое значение имеют разные места в окрестности, определяют свое любимое место в окрестности.

Примером также может служить знакомство дошкольников с ярмаркой и ее атрибутами: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска, кулачные бои .

Необходимо способствовать тому, чтобы ребенок умел делать выводы и отвечал на такие вопросы, как «подумай», «отгадай», «ответь на вопрос» и пр.

7. При реализации принципа «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» следует учитывать, что изучение детьми основ финансовой грамотности имеют выраженный прикладной характер. Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности – активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии вопросам. Педагог обязательно должен подводить итоги с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.

        Образовательную деятельность рекомендуется строить на доступных и увлекательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Занятия должны включать специфическую детскую активность, специально организованную воспитателем, подразумевающую деловое взаимодействие и общение детей, накопление интересной информации в сфере личных и семейных финансов, формирование базовых первичных знаний, умений и навыков рационального финансового поведения. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность дошкольников.

8. «Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)».

Это один из основных принципов организации образовательной деятельности с дошкольниками. Рекомендуется осуществлять выбор тех парциальных образовательных программ или отдельных модулей и тем, а также форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей. Кроме того, следует учитывать возможности педагогического коллектива, сложившиеся традиции ДОО и детской группы.

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Введение региональной составляющей дает возможность организовать в ДОО работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству.

Перечень базовых финансово-экономических понятий, используемых в образовательной деятельности (Таблица 1).

Таблица 1. Перечень базовых финансово-экономических понятий

6-7 лет

1.

План, экономия

Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

2.

Потребность, капризы, желание, возможность

Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

3.

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.

4.

Подарок, реклама

Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.

5.

Богатство, бедность, жадность, щедрость

Ребенок узнает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

        Данный перечень базовых понятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольников.

При использовании различных программ по основам финансовой грамотности воспитателю необходимо исходить из тех понятий, которые представлены в данных рекомендациях, а также из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Следует отметить, что независимо от возраста дошкольников включение в образовательную деятельность основ финансовой грамотности следует начинать с понятия «труд».

Тематический план обучения:

Тема 1. Труд и продукты труда.

Тема 2. Деньги и цена (стоимость).

Тема 3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.

Тема 4. Полезные экономические навыки и привычки в быту.

1.4. Интеграция экономического воспитания с образовательными областями

Ведущим принципом включения экономического воспитания в образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной. Деятельность ребенка дошкольного возраста, являясь основой интеграции, способна объединять разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта (новое знание, рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др.), в создание которого включены воспитатели, дети и родители (законные представители).

В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность в ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Экономическое воспитание целесообразно включать в следующие образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.

Практические занятия по программе экономического воспитания должны способствовать активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.

2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.).

3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.

4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.

5. В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы по основам финансовой грамотности и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка). В процессе интеграции всех указанных выше направлений рекомендуется использовать дидактические формы, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника. Следует учитывать, что игра, общение и исследовательская познавательная деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми.

ФГОС ДО рекомендует для детей дошкольного возраста такие виды деятельности, как: игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы, методы в единую систему, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательной деятельности, основной формой которого становятся не занятия, а деятельность детей (как совместная, так и самостоятельная) по освоению первичных социальных компетенций в сфере личных и семейных финансов.

Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста по освоению основ финансовой грамотности, должны обладать необходимыми знаниями, умениями в области поведенческой экономики и методикой преподавания базовых знаний в сфере управления личными финансами.

II. Содержательный раздел.

2.1. Технологии экономического воспитания дошкольников.

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Краткая характеристика традиционных технологий

1. Игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Что нельзя купить?», «Сделал дело – гуляй смело», «Наши цели», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Копим и сберегаем», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом», игра-соревнование «Мои домашние обязанности»4, «Супермаркет», «Кому что нужно для работы» и пр.

2. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы), художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение – является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам. Примерные темы:

труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.

3. Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.

4. Для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения.

5. Анкетирование, опрос дошкольников и родителей позволяют воспитателю получить необходимую информацию для размышления.

Примерное анкетирование для родителей «Трудовое воспитание дошкольников»

1. Рассказываете ли Вы детям о своей работе, о труде других?

Да

Нет

Иногда

2. Наблюдаете ли Вы вместе с детьми за трудом людей (строитель, продавец, дворник, шофер, парикмахер и др.)?

Да

Нет

В чем, с Вашей точки зрения, польза таких наблюдений?

Ответ:_______________________________________________

3. В какой работе вместе со взрослыми участвует Ваш ребенок?

Ответ:_______________________________________________

Систематически

От случая к случаю

4. Есть ли у Вашего ребенка какие-либо постоянные небольшие обязанности (например, уборка игрушек, помощь младшему в одевании)?

Да

Нет

5. Какая работа и почему больше всего привлекает Вашего ребенка (по Вашему мнению, со слов ребенка)?

Ответ:_______________________________________________

6. Какие черты, по Вашему мнению, могут воспитываться у ребенка в процессе посильного труда?

Ответ:_______________________________________________

7. В чем Вы испытываете наибольшие затруднения, осуществляя трудовое воспитание ребенка:

Ребенок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослого;

Забывает;

Не доводит дело до конца;

Не проявляет старания при выполнении работы;

Готов бросить дело при затруднении (не знает, как выполнять, сомневается, теряется);

Нет затруднений.

8. Ваш ребенок скорее трудолюбив или скорее ленив?

Трудолюбив

Ленив

Краткая характеристика современных технологий

1. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».

2. Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.

Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

3. Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Мой дом – детский сад», «Таинственный остров», «Я живу в Москве», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.

4. Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

5. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

6. Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

7. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Педагог, получая инструмент по конкретному практическому формированию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы, должен идти от его природы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

8. Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

2.2. Тематическое планирование к программе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Месяц

Неделя

Содержание деятельности

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

I блок - «Труд и продукт труда (товар)»

СЕНТЯБРЬ

1

Беседа о труде (стр. 8)

1. Работа в книжном уголке:  просмотр альбомов, карточек по темам «Труд»,  «Профессии».

2. Труд в уголке природы.

3.Помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи.

4.Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек.

5. Работа на участке ДОО.

2

Обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга» (стр. 6)

Загадки о труде и профессиях (стр. 10)

3

Художественно-эстетическое развитие:

аппликация или поделка «Мой товар на ярмарку»

4

Игра «Какие ошибки допустил художник?» (стр. 11)

Подвижная игра «Выбор профессии» (стр. 5)

II блок – «Деньги и цена (стоимость)»

ОКТЯБРЬ

1

Предварительная работа: знакомство детей со сказками.

Викторина для детей «О какой  сказке идет речь?»

 (стр. 13)

1. Работа в книжном  уголке: просмотр альбомов, картотек по темам «Деньги», «Бюджет семьи», «Покупки в магазине»

2. Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».

2

Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключение монетки» (стр. 14)

3

Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик» (стр. 18)

4

Художественно – эстетическое развитие:

Поделки, оригами, аппликация, конструирование: (стр.13)

Рисование на тему: (стр. 13)

НОЯБРЬ

1

Обсуждение сказки Т.В.Грекова «Клад» (стр. 21)

Пословицы и поговорки о деньгах (стр.17)

2

Обсуждение сказки Б.В. Минина «Муравьи и старый горшочек» (стр.22)

3

Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили» (стр. 23).

4

Беседа «В общем о деньгах» (стр. 27)

ДЕКАБРЬ

1

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

(стр. 30)

2

Беседа «История денег в России» (стр. 33)

3

Решение арифметических задач (стр. 37)

4

Каникулярное время

III блок – «Реклама: правила и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

ЯНВАРЬ

1-2

Каникулярное время

1. Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».

2.Составление рассказов на темы: «Рекламные уловки», «Почему мне нравиться реклама для детей по телевизору», «Почему нельзя верить рекламе».

3. Конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую….»

3

Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

 (стр. 41)

4

Спектакль «Приключения Копеечки» (стр. 42)

ФЕВРАЛЬ

1

Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи»

(стр. 48)

2

Обсуждение сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля» (стр. 51)

3

Беседа о рекламе (стр.54)

4

Конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую….» (д.з. на дом)

IV блок – «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

МАРТ

1

Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка» (стр. 59)

1.Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

2

Обсуждение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе» (стр. 61)

3

Обсуждение смысла пословиц и поговорок (стр. 63)

Игра – эстафета «Хорошо – плохо» (стр. 57)

4

Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и др.).

АПРЕЛЬ

1

Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту» (стр.66)

2

Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки». Принести из дома игрушки, требующие небольшого ремонта, ребята чинят, украшают (например, надевают бант  кукле, поправляют колеса машинке) и обмениваются с ребятами из группы на другие игрушки.

3

Составление рассказов на тему: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин – это тот, кто….», «Почему жадничать -  это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?».

4

Праздник «Мы – бережливые» (стр. 68)

МАЙ

1

Создание мастерской по ремонту книг. Заранее отобранные в группе или принесенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем  ребятам склеить, «отремонтировать».

2

Рисование на тему: «Моя любимая игрушка» или «Моя копилка».

3-4

Педагогическая диагностика

2.3.Средства обучения при реализации экономического воспитания дошкольников

Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.

Общепринято их деление на: демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия); аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.); игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда); коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.); двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

2.4. Целевые ориентиры экономического воспитания дошкольников.

Основные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по итогам изучения основ финансовой грамотности.

Ребенок:

  • овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;
  • осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
  • осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
  • различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями, пытается                    самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

 

  • обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;
  • знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Данные целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации образовательной программы по экономическому воспитанию, а также от ее характера, особенностей развития детей и специфики ДОО, реализующей данную программу.

Очень важно учитывать, что используемые целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Принципиально важно помнить, что экономическое воспитание не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры нужны и для информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей экономического воспитания дошкольников, общих для всего образовательного пространства страны.

Наконец, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования в конкретной дошкольной образовательной организации; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей), а также распределение стимулирующего фонда оплаты труда педагогических работников.

2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам экономического воспитания дошкольников

Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.

Дошкольное образование является первым этапом в образовательном маршруте ребенка. Современная система образования провозгласила родителей субъектами этого процесса и возложила на них солидарную ответственность за качество образования своих детей.

В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.

Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.

На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи:

Кто и как зарабатывает деньги в семье.

Как формируется семейный бюджет.

Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.

Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.

Как научиться экономить деньги.

Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

С этой целью ДОО должна: быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка; предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»; разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ; предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности; по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.

Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.

Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.

Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями) представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Направления и формы взаимодействия с родителями

Направления

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки.

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды,

семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб.

Аналитическое

Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

2.6. Материально-техническое обеспечение для организации изучения основ финансовой грамотности

Материально-техническое обеспечение изучения основ финансовой грамотности должно быть осуществлено в соответствии с требованиями: санитарно-эпидемиологических норм (требования к освещению, воздушно-тепловому режиму, территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию и т.д.); санитарно-бытовых условий (оборудование мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий (оборудование в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося, комнат психологической разгрузки, помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи и т.д.); пожарной и электробезопасности; охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников организаций, осуществляющихобразовательную деятельность; требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Программа предполагает обеспечение групп необходимой мебелью, играми и пособиями, соответствующими возрасту детей. Для занятий театрализованной деятельностью необходимо наличие зала. Все виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.

Предметно-пространственное и информационное окружение должно учитывать потребности и игровые интересы современного дошкольника, быть ориентировано на реализацию программных задач и возможности развернуть игровой сюжет как для нескольких детей, так и для всех детей группы.

Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы должны обеспечивать в том числе вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, в том числе сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности финансовой культуры и безопасного образа жизни.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации образовательной программы должно включать фонд дополнительной литературы, в составе которого должны быть издания по обучению основам финансовой грамотности дошкольников, различных игр, сказок и пр.

2.7. Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений детей в части экономического воспитания.

При реализации программы по экономическому воспитанию дошкольников педагогом может проводиться оценка индивидуального развития детей (текущий мониторинг), а также оценка изменения поведения детей путем проведения обсуждений и анкетирования родителей.

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • педагогическая и психологическая диагностика личностных образовательных результатов детей (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • корректировка форм и методов организации образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий, других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы воспитания и развития ребенка. Оно включает в себя наблюдение занятий, режимных моментов, анкетирование педагогов, родителей, анализ документации, изучение детских работ, диагностика детей по разделам программы. Результаты тематического контроля оформляются в справку или выступление на педагогическом совете по итогам проверки.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный мир стремительно меняется, становится менее прогнозируемым, и качественное образование, которое ценилось в предыдущих поколениях, не гарантирует стабильность в течение всей жизни. Высокий темп изменений, накопление большого объема информации побуждают людей к постоянному обучению и развитию, к необходимости обладать так называемыми компетенциями XXI века, обозначенными в Аналитическом обзоре в рамках проекта подготовки международного доклада «Ключевые компетенции и новая грамотность: от деклараций к реальности». В число востребованных и актуальных компетенций, которые необходимо формировать уже в начале жизненного пути, входят коммуникативность, социально-эмоциональный интеллект, системное и креативное мышление, научная, технологическая, математическая, финансовая, цифровая и ИКТ-грамотность. Таким образом, освоение финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени.

Существует ряд проблем, затрудняющих реализацию элементов финансовой грамотности в ДОО: недостаточная информированность педагогов и родителей о значимости и необходимости освоения детьми дошкольного возраста основ финансовой грамотности; отсутствие системной организационной и профессиональной поддержки педагогов; загруженность воспитанников старшей и подготовительной групп в освоении ООП ДО.

Знание этих проблем дает импульс и направление, в котором следует действовать для их устранения:

  • активнее использовать уже имеющиеся и разрабатывать новые парциальные программы по освоению финансовой грамотности в ДОО с учетом требований времени;
  • интегрировать элементы основ финансовой грамотности в существующие образовательные области ФГОС ДО;
  • разработать методические рекомендации для педагогических работников по использованию социо-игровых технологий проведения занятий; обеспечить для педагогов соответствующее обучение (система повышения квалификации) для последующего проведения занятий по основам финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях;
  • организовать непрерывную профессиональную поддержку педагогов посредством дистанционного образования, обучения и создания онлайн-библиотек методических материалов и наглядных пособий по финансовой грамотности и экономическому воспитанию;
  • стимулировать родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных с финансовой грамотностью и экономическими знаниями, консультировать их в рамках данного направления;
  • развивать социальное партнерство ДОО с образовательными, финансовыми организациями, государственными и некоммерческими организациями, профессиональными сообществами и ассоциациями в целях обеспечения процесса освоения финансовой грамотности практико-ориентированными занятиями.

Таким образом, при формировании образовательных программ и проведении различных мероприятий, включающих финансовое образование и просвещение, целесообразен комплексный подход по схеме «дети-родители-педагоги», который предполагает одновременную деятельность на все три группы одновременно.

IV. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ.

Литература

1) Азбука бережливости для дошкольников / авт.-сост. И.П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.

2) Аксенова Н.И., Левин Ц.М., Луговой Е.А., Павленко Л.А.. «Поиграем в экономику»// Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной техники - 38 с.

3) Барсукова Л.С., Беляева И.А., Гусева М.А. Серия игр «Рубль и Копеечка: поиграем в экономику» - Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovy-ekonomicheskogo-obrazovaniya-starshih-doshkolnikov-v-interaktivnyh-razvivayuschih-igrah

4) Галкина Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск, 2006. – 98 с.

5) Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое пособие, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, 2015 - 89 с.

6) Герасименко С.В., Маркушевская Е.А., Шайкина И.П., Назарова И.В. и др. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», Волгоград, 2015 – Электронный ресурс: http://new.kiro46.ru/docs/BELOBOKA.pdf

7) Глазырина. Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справ. и метод. материалы / Л.Д.Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.

8) Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик вос-питания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцево. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.

9) Годфри Джолайн. Как научить ребенка обращаться с деньгами/ издательство «Добрая книга», 2006 – 224 с.

10) Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «ФИНАНСОВЫЙ ГРАМОТЕЙ. Пособие для воспитания финансовой

грамотности от 5 до 99» / Иркутск: ООО «Альмира», 2012.— с. 28 ил. -Электронный ресурс: http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/Denegnie_skazki_Raskraska.pdf

11) Дополнительная образовательная программа «Клуб маленьких финансистов» от 5 до 7 лет// Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50 «УМКА», г. Домодедово

12) Иванова Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2. – С.12-14.

13) Как знакомить детей с денежными единицами: [Учителя Монтессори – шк. об экономическом образовании дошкольников] // Обруч. – 1999.- №1 – с. 24-25.

14) Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с.

15) Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты» - Электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/materials/materialy-dlya-doshkolnikov/

16) Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997. – 125 с.

17) Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002. – 80 с.

18) Левчук З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы//Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006. – с. 158 – 161.

19) Левчук З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы //Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006. – с. 158 – 161.

20) Нарушева Г. Экономика и дошкольник: актуально ли?: [Программа курса] // Обруч. – 1997. №4.С. 23-24.

21) Полиманская Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной трудовой деятельности / Т.И. Полиманская //

Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р.С. Буре. М.: Просвещение, 1987. 117 с.

22) Прокофьева О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/О. Прокофьева // Пралеска. – 2006. – № 7. – с.17-18.

23) Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019

24) Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019

25) Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.

26) Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

27) Соколова Е.А. Рабочая программа дополнительного образования «Афлатот» -13с.-Электронный ресурс: http://dsosinka.ru/doc/aflatot_socialnoe_i_finansovoe_obrazovanie_detej.pdf

28) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

29) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

30) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.

31) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.

32) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

33) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

34) Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005. 254 с.

35) Экономическая азбука для детей дошкольного возраста / Могилев. обл. институт повышения квалификации и переподготовки рук. работников и специалистов образования; Сост. Солдатенко Г.Л. –Могилев, 2000. – 41 с.

Обучающий видеоконтент

36) Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:

Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0

Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE

Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM

Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc

Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4

Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU

Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs

37) Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ

38) Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977

39) «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)

40) Союзмультфильм «Так сойдет»

41) Союзмультфильм «Пятачок»

42) «Вершки и корешки»

43) Союзмультфильм «Сказка про лень»

44) Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»

Игры и занятия

45) Первые уроки финансовой грамотности для самых маленьких «Я выбираю», издательство «МИФ»

46) Настольная игра «Финансовая экспедиция», издательство «МИФ»

47) Комикс «История о рублике и его друзьях»/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fd1c2069d8a466a78.pdf

48) Книжка-раскраска для дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/44e/44e1e34705398d818ca04628236bef1b.pdf

49) Методические рекомендации к книжке- раскраске для старших дошкольников/ Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс: https://www.fingram39.ru/upload/iblock/cc6/cc62f9ae54cb43a0e6dc2253329144b4.pdf

50) Обучающая игра «Муравьишка» («Признаки подлинности банкноты Банка России номиналом 1000 рублей образца 1997 года модификации 2010 года»), размещенная на сайте Банка России (www.cbr.ru) в разделе «Банкноты и монеты / Обучающая игра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план реализации вариативной программы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «МАГНАТ»

Сформировать экономические представления о современной жизни. Экономическое воспитание проводится по интегрированному принципу в форме специально организованных занятий: в свободном общении воспитател...

Рабочая программа Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

Создавать условия для формирования гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города....

Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет»

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом об...

Методические рекомендации для педагогов по реализации основной образовательной программы в части экономического воспитания детей

Рекомендации для педагогических работников по работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации экономического воспитания...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

рабочая программа "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая кул...

Рабочая программа музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста для групп компенсирующей направленности для детей с ТНР

Программа раскрывает содержание и организацию музыкальной коррекционно-развивающей деятельности с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).Принято считать, что к группе детей с ТНР относятся д...