Проект на тему: «Финансовая азбука»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Усынина Марина Викторовна

Проект на тему: «Финансовая азбука» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Проект на тему: «Финансовая азбука»

Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)

Методист: М.В. Усынина

г. Шадринск

Паспорт проекта

Тема  проекта

Финансовая азбука

Название

учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №10 «Умка» г. Шадринска

Тип проекта

информационно-практико-ориентированный

Вид проекта

групповой

Участники

проекта

дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников

Продолжительность проекта

долгосрочный

Актуальность

темы проекта

Необходимость формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни.

Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. 

Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни

Цель проекта

Формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Задачи проекта

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:

• трудиться, работать и зарабатывать;

• деньги, доходы;

• покупать, тратить, расходовать, транжирить;

• откладывать, копить, сберегать;

• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;

• планировать, экономить.

- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка;

- развивать интерес к изучению мира финансов;

- воспитывать нравственно-экономические качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере, уважение к труду, людям труда

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое  развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Формы реализации проекта

- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);

- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

- практические (исследование, экспериментирование и др.).

Базовой формой и методом реализации проекта является игра.

- взаимодействие с родителями воспитанников: проведение семинаров, практикумов, бесед, тренингов, педагогическая поддержка, папки-передвижки, семейные конкурсы.

- совместные мероприятия: встречи с интересными людьми, мероприятия в рамках проектной деятельности, открытые занятия, выставки, ярмарки

Итоговый продукт

- Лепбук «Юный финансист» 

- Экскурсия в магазин

Предполагаемый

результат

Воспитанники смогут:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий;

- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

 - понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Родители:

- повысят уровень компетентности в вопросах финансового воспитания  дошкольников;  

- получат опыт совместной деятельности с детьми;

- примут активное участие в процессе воспитания и обучения ребенка в ДОУ.

 Педагоги:

- повысят уровень знаний в рамках данной проблемы;

- пополнят предметно – пространственную развивающую среду группы пособиями и дидактическими играми по данной теме

Рабочий план реализации Проекта

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

реализации

Ответственные

1.

Подготовительный этап

- Определение цели и задач проекта

- Изучение познавательной, художественной и методической литературы, информации в интернет - ресурсах

- Составление перспективного плана мероприятий с детьми

- Разработка плана взаимодействия с родителями по данной теме

- Разработка конспектов занятий, бесед, развлечений, экскурсий

- Подбор художественной и познавательной литературы для детей

- Пополнение центра дидактическими играми, тематическими альбомами

Воспитатели

2.

 Основной этап

- Реализация плана проектной деятельности

Воспитатели,

родители

3.

Завершающий этап

- Подведение итогов реализации проекта

- Представление опыта работы для педагогов ДОУ

Воспитатели

Перспективное планирование проектной деятельности

М

Е

С

Я

Ц

Н

Е

Д

Е

Л

Я

Тема/содержание

Содержание

совместной

деятельности

педагога с детьми

Взаимодействие

с родителями

1. Без труда нет жизни на земле

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Труд - основа жизни. 

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо. Виды домашнего труда

Беседа,

игра-соревнование «Мои домашние обязанности»

Сюжетно-ролевая игра

«Семья»

Папка-передвижка «Наша семья трудится»,

тематический стенд о труде

2

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.)

Образовательное событие «Почему взрослые работают?» (1, с. 6)

Дидактическая игра «Вот так заработали!»

Фотовыставка «Трудиться полезно и почётно»

3

Все работы хороши, выбирай на вкус

Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар)

Станционная игра «Удачная покупка»

(1, с. 29)

Дидактические игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается», «Угадай профессию по продукту труда»

Викторины: «Угадай профессию», «Услуга или товар?»

Встречи с интересными людьми: с парикмахером (мамой Дианы А.)

2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

4

Как придумали деньги

Деньги - мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг)

Образовательное событие «Азбука денег»

(1, с. 4)

Н

О

Я

Б

Р

Ь

1

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся

Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка

Образовательное событие «Приключение девочки Настеньки»

(1, с.14)

игра «Нарисуем деньги для нашей группы», тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)»

Придумываем деньги для группы

2

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек.

Считай деньги в своём кармане, а не в чужом

Беседа, обсуждение, Дидактическая игра «Как потопаешь, так и полопаешь»,

ситуационные задачи, сказка «Трудовые деньги»

Рассказ для родителей «Отец и сын»

3

Где живут деньги. Денежку бережём.

Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр.

Даем первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). Знакомим с профессиями: менеджер, кассир, банкир.

Виртуальная экскурсия в банк,

дидактическая игра «Денежкин домик»,

сказка «Где живут денежки?», обсуждение.

Папка-передвижка «Мы идём в банк»

4

Закрепляем понятие деньги

Образовательное событие «Путешествие в страну Рублика»

(1, с. 17)

3. Покупаем, продаём и обмениваем

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

1

Потребности и желания

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности

Исследование: что необходимо человеку для жизни,

Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы»,

Дидактическая игра «Выбираем самое важное»,

ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма», обсуждение

2

Где покупают и продают разные товары

Что такое товар. Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Образовательное событие «Открываем супермаркет» (1, с. 12)

Папка-передвижка «Мы идём за покупками»

3

Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар-стоимостъ-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену

Беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

Дидактическая игра «Сколько это стоит?»

4

Выгодно-невыгодно

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, что такое реклама и для чего она нужна, о вред и польза рекламы. Научить детей правильно воспринимать рекламу, осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы)

Командная игра «Рекламный бизнес»

(1, с. 21)

Дидактическая игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгодно-невыгодно»

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агенство»

Создание рекламы

Я

Н

В

А

Р

Ь

1

Наша мастерская

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Творческо-трудовая деятельность

Изготовление товаров для яр-марки

2

Русская ярмарка

Ярмарка и её атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска, кулачные бои. Используем деньги группы, придуманные ранее

Игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаём свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся

Участие в ярмарке

4. Тратим разумно, сберегаем и экономим

3

Тратим разумно, экономим

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам

Беседа, чтение,

дидактическая игра «Деньги получил - ерунды накупил»,

викторина «Разумные траты сказочных героев»,

загадки: «Угадай, кто это?»

Сюжетно-ролевая игра «Открываем бутербродную, закупаем товар»

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Бутербродная»

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

1

Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно

Ситуационные задачи, обсуждение,

дидактическая игра «Копим и сберегаем»

Папка-передвижка «Мы копим»

2

Мини-спектакль «Мишкина копилка»

Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами

Интерактивный мини-спектакль

Изготовление атрибутов для спектакля

5. Учимся занимать и отдавать долги

3

Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать. Занять - взять что-то взаймы на время, одолжить - дать что-то взаймы на время

Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить»

Обсуждаем русские по-словицы:

- Умей взять, умей и отдать!

- Бери да помни! Не штука занять, штука отдать.

- В долг брать легко, а отдавать тяжело.

Папка-передвижка «Занимаем и одалживаем»

4

Долги

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания - это тоже долг

Чтение, обсуждение, читаем рассказ Валентины Осеевой «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку

М

А

Р

Т

1

Кредиты и займы

Знакомимся с понятиями: кредит, заём. Осознаём, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг - это серьёзное обязательство

Образовательное собы-тие «Кредиты и займы» (по мотивам книги Е. Блискавки «Дети и деньги») (10, с.37)

6. Учимся планировать

2

Всё по плану!

Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать своё время

Дидактическая игра «План на следующий день»,

беседа

Папка-передвижка «Мы планируем»

3

Семейные доходы и расходы

Знакомим с понятием «Семейный бюджет», с составляющими бюджета, с понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «стипендия». Воспитываем правильное отношение к деньгам

Образовательное событие «Путешествие с Монетной по стране Экономике» (1, с.10)

чтение художественной литературы,

дидактическая игра «Доход–расход»

Рисунки на тему «Доходы моей семьи»

4

Экономим доход семьи

Систематизируем знания детей о способах экономного расходования бюджета. Воспитываем навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами

Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой»

(1, с.27)

Рисунки на тему «Расходы моей семьи»

А

П

Р

Е

Л

Ь

1

Идем в магазин или как делать покупки с умом

Развиваем умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;

Закрепляем понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность»

  1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»,
  2. проблемный диалог,
  3. обсуждение

Беседа с ребенком о покупаемых товарах во время похода в магазин

2

Экономия тепла, света, воды (учимся экономить)

Даем образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

Формируем у детей потребность в их экономии

Проблемный диалог, загадки,

составление обобщающих рассказов,

дидактическая игра

«Учимся экономить»

3

Мини-спектакль «Бережливые друзья»

Осознаём, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовлетворение от того, что сделал что-то самостоятельно.

Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, милосердие - качества человека со здоровым отношением к деньгам

Интерактивный мини-спектакль

Изготовление атрибутов для спектакля

4

Жадность

Разбираемся, что такое жадность и почему это плохо для человека. Жадность бессмысленна, жадному человеку всегда всего мало

Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик»,

ситуационные задачи, обсуждаем поговорки:

- Всех конфет не переешь, всех одежд не переносишь.

- Сам потонет, а воды не даст.

- Щедрый бедности не знает.

- Щедрому весь мир родня

Домашнее чтение: «Жадина» Аким Яков, «Жадина» Татьяна Казырина, «Жадина» Эмма Мошковская

7. Богатство и бедность

М

А

Й

1

Хочу купить всё!

Выясняем, что не всё продаётся и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь

Беседа, ситуационные задачи,

Дидактическая игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала»

2

Наше богатство

Формируем представление о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, которые наряду с денежным благополучием позволяют воспитать целостную гармоничную личность

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка),

беседа, ситуационные задачи

Конкурс рисунков «Наше богатство»

3

Юные финансисты

Закрепляем полученные знания мира финансов

Квест – игра «Финансовая школа»

Список литературы:

  1. Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2018.
  2. Стахович, Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 32 с.
  3. Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  4. Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  5. Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  6. Читаем и обсуждаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  7. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  8. Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  9. Герасименко, С.В. Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей» / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шайкина, И.В. Назарова и др. - Волгоград, 2015. - 34 с.
  10. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: М. О. Еремина [и др.]. – Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с. – 200 экз.

Сказки, рассказы

Два жадных медвежонка (Венгерская сказка)

С. Михалков «Как старик корову продавал»

Х.-К. Андерсен «Новое платье короля»

Х.-К. Андерсен «Огниво»

В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Народная сказка «Мена»

К.И. Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

Народная сказка «Жадная старуха»

Народная сказка «Чудесная рубашка»

«Кем быть и кем не быть?» По Я. Пинясову

«Сами виноваты» По С. Михалкову

П. Дудочкин «Почему хорошо на свете»

В. Сухомлинский «Жадный мальчик»

Сказка «Хранители бюджета»

Аким Яков «Жадина»

Татьяна Казырина «Жадина»

Эмма Мошковская«Жадина»

Рассказ «Как Валюта бабушке сон покупала»

Видео

Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»:

- Азбука денег тётушки Совы. Что такое деньги?

- Азбука денег тётушки Совы. Умение экономить.

- Азбука денег тётушки Совы. Карманные деньги.

 - Азбука денег тётушки Совы. Потребности и возможности.

- Азбука денег тётушки Совы. Домашние питомцы.

 «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей).

Союзмультфильм «Так сойдёт».

Союзмультфильм «Пятачок». «Вершки и корешки».

Союзмультфильм «Сказка про лень».

Мультсериал «Навигатум»:

- Профессия «Ветеринар»

- «Детский стоматолог»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка.Педагогический проект на тему: "Дорожная азбука".

Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отно...

Проект на тему: "Дорожная азбука" с детьми младшей группы.

Формировать в сознании детей правила дорожного движения и практические навыки поведения на дороге в условиях игрового пространства. Воспитывать у детей культуру поведения на улиц....

Проект по теме: "Дорожная азбука"

Проект по ПДД  для детей 5-7 лет.Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма....

Проект на тему "Дорожная азбука"

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно -транспортного происшествия являются сами д...

долгосрочный проект на тему "Финансовая грамотность в ДОУ"

Долгосрочный проект на тему "Финансовая грамотность в ДОУ" расчитан на детей старшего дошкольного возраста. С целью формирования основ финансовой грамотности у дошкольников....

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука финансовой грамотности»

Ребенок, подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда и капризы, попытки получить любой цено...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по финансовой грамотности детей подготовительного дошкольного возраста Тема: «Финансовая азбука»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста,создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Задачи:1. Формировать представления детей о поня...