Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой форме
материал по основам финансовой грамотности
Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой форме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_finansovoy_gramotnosti_doshkolnikov_v_igrovoy_forme.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДСОВЕТ
Тема: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой форме»
Воспитателя МДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 131»
Глаголевской Л.А.
Дата: 28.02. 2024 года.
Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой форме
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. В качестве средства формирования основ финансовой грамотности необходимо использовать дидактические игры. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Грамотное отношение к собственным деньгам в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
- Объяснять, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
- Сначала зарабатываем - потом тратим.
- Рассказать, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
- Объяснять, что цена - это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине - это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги - это посредник.
- Деньги любят счет.
- Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
- Финансы нужно планировать. Приучать вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
- Договариваться о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
- Не все покупается.
- Прививать понимание того, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь.
- Финансы - это интересно и увлекательно.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились в них. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Ненавязчиво привлекая детей к участию в планировании семейного бюджета, учим их грамотно распоряжаться карманными деньгами. В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. Наблюдения за играми детей показывает, что их интересует жизнь взрослых. Они с удовольствием играют в игры: «Семья и семейный бюджет», «Магнат», «Супермаркет», «Профессия и товар» и другие.
С помощью игр и практик необходимо объяснить детям:
- как люди зарабатывают деньги и, как заработок зависит от вида деятельности.
- сначала заработать – потом тратить. Чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
- цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
-деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
-приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
- деньги могут стать объектом чужого интереса. Проговариваем ключевые правила финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
- не все покупается. Главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
Материалы семинара для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"...
"Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
презентация на тему: "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"...
Семинар для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"
Семинар Финансовая грамотность через игру...
Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...
«Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
Автором разработана консультация для педагогов для работы с детьми по финансовой грамотности дошкольников....
Семинар - практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности».
Данный семинар прошел в рамках решения годовой задачи, поставленной перед педагогами детского сада – это приобщение дошкольников к миру экономики через проведение образовательной деятельности по...
Семинар для педагогов: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»
Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...