СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по основам финансовой грамотности

Автор статьи, опираясь на собственный опыт работы, рассказывает о применении сказки в качестве эффективного инструмента экономического воспитания дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья по финансовой грамотности14.44 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На первый взгляд экономика и дети кажутся совершенно несовместимыми понятиями, но стоит присмотреться, и мы увидим, что современные дети находятся в финансовой среде буквально с пелёнок. Это подтверждается ежедневными встречами с работниками экономической сферы, посещениями магазинов вместе с родителями и другими факторами. Все это наталкивает на мысль, что необходимо учить детей основам элементарной экономики еще в дошкольном возрасте.

В современном мире, где экономические процессы являются неотъемлемой частью нашей жизни, важно обеспечить детей необходимыми инструментами для понимания и управления финансовыми аспектами. Безусловно, самые поверхностные знания дети могут получить в ходе повседневной деятельности (общаясь с родителями и другими детьми, когда посещают магазины, банки, смотрят телепередачи и пр.), но навыки экономической грамотности становятся непременным условием для успешного существования и профессионального развития в долгосрочной перспективе.

С учетом вышеизложенного, можно говорить об эффективной и организованной систематической работе с дошкольниками в части формирования финансовой грамотности как об актуальном и востребованном аспекте дошкольного образования. По своему опыту работы в этой области могу уверенно сказать, что сказка является одним из эффективных инструментов экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Сказки способствуют активизации познавательного интереса к экономике, формируют предпосылки экономической грамотности, благодаря сказочным персонажам и их действиям дети входят в мир финансов без особых усилий.

Народные сказки – это настоящая кладезь векового экономического опыта нашего народа. Они воспитывают хозяйственность, трудолюбие, старание и бережливость, знакомят с понятиями труда, производства, распределения, обмена и другими, являясь важным звеном в экономическом воспитании детей с самого раннего детства.

Обычно детям даётся экономический смысл сказок через различные проблемные ситуации, которые они «решают» совместно с героями, что помогает развитию их логического и креативного мышления, самостоятельности и коммуникативно-познавательных навыков. В сказочном мире дети сталкиваются с реальными проблемами, такими как несправедливость, потеря или защита имущества, необходимость принятия важных решений и даже умение управлять финансами. На примере главных героев и их приключений дети постепенно осознают ценность труда, экономические принципы и важность практических навыков. Экономическая составляющая сказок помогает детям получить представление о реальном мире и готовит их к преодолению жизненных трудностей. Это не только позволяет детям развиться, но и помогает им взглянуть на мир с новой стороны.

Приведу пример сказок, которые целесообразно применять в педагогической практике для экономического воспитания у старших дошкольников: «Золушка» и «Мальчик с пальчик» Шарля Перро, «Маленький Мук» В. Гауфа, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Лягушка-путешественница» В.М. Гаршина, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого, «Журавль и Цапля» В.И. Даля,  «Бременские музыканты» Гримм, «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена и др.

Резюмируя, хочу отметить, что ФГОС и ФОП дошкольного образования преследуют главную цель - формировать всестороннюю культуру личности детей, включающую в себя и экономическую культуру. Благодаря опыту работы со сказкой в части финансового воспитания детей, я убедилась в эффективности использования сказочных сюжетов для экономического воспитания и знакомства с основными финансовыми понятиями, поэтому настоятельно рекомендую использовать этот инструмент коллегам.

Список информационных ресурсов:

1.        Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику / А. А. Смоленцева. – СПб.: Детство – Пресс, 2001.

2.        Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста."

Нравственное воспитание- одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного во...

Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

«Дитятко – что тесто: как  замесил, так и выросло».    (Народная мудрость)....

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности....

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в...

«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

      В данной статье раскрывается актуальность использования сказок с применением различных методов. Показаны методы, формы работы со сказкой  с учетом возрастных особеннос...

Консультация для педагогов "Сказка, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентирова...

Проект на тему «Игровые технологии как средство экономического воспитания детей дошкольного возраста».

Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с 5 – 6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями. Вед...