Дидактическая игра: Супермаркет «Покупочка»
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Супермаркет «Покупочка»
Методическая ценность: Универсальное развивающее пособие для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и детей.
Возможность использования: Подобранный материал привлекает внимание яркостью, интересным содержанием и помогает ребенку самостоятельно по своему желанию использовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. Дидактическое пособие хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками различных продуктов, а другим детям – задания, для применения знаний по математике, конструированию, рисованию.
Многофункциональность представленного дидактического пособия предполагает использования его в работе с детьми от 5 до 7 лет с возможностью импровизации по ходу образовательной деятельности, смешивания и варьирования, усложнения или упрощения заданий.
Преимущества данного пособия:
- Возможно, использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- Просто в изготовлении, удобно в использовании, легко перемещается.
- Пособие по экономике может сделать не только воспитатель, но и родители для домашних занятий с ребёнком
- Помогает решить сразу несколько задач, направленные на познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие.
- Способствует развитию таких психических процессов, как память, мышление, воображение, восприятие.
- Развивает познавательный интерес и познавательную активность.
Цель: Развитие предпосылок финансовой грамотности у детей старшего возраста на доступном уровне с помощью игры супермаркет «Покупочка».
Задачи: (общеигровые)
- расширять представление детей о том, что такое магазин;
- дать новое понятия «товар», продовольственные товары, цена;
- закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;
- воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем;
- воспитывать культуру бережного использования семейного бюджета.
Материал:
1.Карточки «Продукты» (фото1)
- овощи, фрукты, хлебобулочные изделия, молочные продукты, мясные изделия, кондитерские изделия (добавляются по мере изучения лексических тем)
- полезные – вредные
- непродовольственные товары (например: мыло, зубная паста, расчёска,
карандаши, альбом и прочее – на усмотрение педагога или детей).
- чистые карточки для «товара», которые заполняются по инициативе детей
На каждой карточке товаров с обратной стороны должна быть указана стоимость:
для детей старшей группы - от 1 до 10 (цифрой и точками), для детей подготовительной к школе группы - от 1 до 20 (цифрами).
2. Карточки «Деньги» (фото 2)
Карточки «Деньги» сделать трёх видов:
- фишки: с лицевой стороны цифрами, с обратной стороны точками от 1 до 10 для детей старшей группы
- банкноты деньги (для счёта десятками) и монеты для счёта до 20
- пластиковые карты (для счёта в уме) для подготовительной группы.
3.Витрина – ширма для товара (фото 3)
С цветными метками для категории товара.
4. Корзинки для покупок
5.Касса, чеки, ценники (фото 4)
6. Бумага для поделки кошельков и схема поделки (фото 5, 6)
Дидактические игры на основе данного пособия
1. «Что продается в магазине?»
Задачи:
1) Познакомить детей с понятием «товар».
2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.
3) Воспитывать в детях бережное отношение к денежным средствам.
Ход игры:
Разложить перед детьми карточки «товар». Обратить внимание на его разнообразие. Каждый товар находится на определённой полке и имеет свою цену. Спросить, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность, это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара). Раздать детям карточки «деньги». Произвести покупку.
2. «Разложите товар» (фото 7)
Задачи:
- Учить детей классифицировать предметы по общим признакам.
- Закреплять знания о разновидности торговых объектов.
Ход игры:
Предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара: «Молоко», «Хлеб», «Овощи», «Фрукты» и т. д.
Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в «магазине» и отбирает нужные карточки. Дополняет (рисует новый) товар по своей инициативе.
3. «Путаница» (фото 8)
Задачи:
1) Закрепить понятие «категория товара».
2) Формировать умение определять «категорию товара».
Ход игры:
Пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.
4. «Не ошибись» (фото 9)
Задачи:
- Закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара.
- Формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.
Ход игры:
Детям предлагаются совершить покупку в магазине по алгоритму действий: мама дает ребенку деньги и задание, что купить: - продукты для завтрака, - подарок на день рождения другу, - продукты для супа и т.п. Ребенок идет с пустой корзинкой, выбирает нужный товар, расплачивается на кассе, получает сдачу и чек, приносит маме.
5. «Что дешевле»
Задачи:
- Сформировать умение ориентироваться в цене товаров.
- Устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене.
- Развить самостоятельность в выборе решения.
Ход игры:
Сначала дети подбирают предметы товаров (секционные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.
6. «Что угодно для души» (фото 10)
Задачи:
1) Помочь детям понять, что такое «потребность» и «полезность» товара.
2) Закрепить понятие «категория товара».
3) Формировать умения соотносить «товар» и качество «товара».
Ход игры:
Предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:
- сам ребенок, когда он голоден;
- семья, которая ждет гостей;
- мама, выбирающая продукты для завтрака;
- папа, для поездки на дачу и т. д.
7. «Что сколько стоит».
Задачи:
1) Дать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость (или цену).
2) Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
3) Формировать умения классифицировать «товар»
Ход игры:
Отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).
Вариант: - выложить на полки товар с одинаковой стоимостью;
- выложить на полки одинаковый товар с разной стоимостью.
Порассуждать почему так бывает (цена зависит от производителя, сезона, качества)
8. «Деньги» (фото 11)
Задачи:
1) Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
2) Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
3) Закреплять понятие «потребность» и «полезность».
Ход игры:
Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.
1 вариант: Дети, не знающие цифр, используют фишки и ценники с точками.
2 вариант: Дети, знающие цифры, используют монеты и банкноты (5-6 лет – счёт до 10, а 6-7 лет - счет до 20 и счёт десятками).
3 вариант: Дети, которые хорошо считаю (без опоры на наглядность) используют банковскую карту.
9. «Дорого – дешево»
Задачи:
1) Дать представление детям о том, что товары имеют разную стоимость.
2) Учить выделять характеристики товаров и выбирать то, что ему нужно.
3) Закреплять умение классифицировать товары по стоимости (самые дешевые, самые дорогие).
4) Закрепить умение находить товары дешевле (дороже).
Ход игры:
Предлагая ребенку пары карточек, определить, какой товар дешевле, какой дороже. Предложить детям выбрать карточки с самыми дешевыми товарами, с самыми дорогими товарами. Предложить выложить ряд товаров по возрастанию стоимости, от самого дешевого до самого дорогого.
10. «Бюджет» (фото 12)
Задачи:
1) Сформировать представление о том, что такое «бюджет», что такое «доход», что такое «расход».
2) Закреплять умение составлять «список покупок» и следовать ему.
3) Закреплять умение использовать для покупок заданную сумму денег.
Ход игры:
Выдать каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные – продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.
11. «Сдача» (фото 13)
Задачи:
1) Учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму покупки.
2) Формировать умение давать сдачу.
3) Закреплять умение формировать «список покупок», не превышающий возможностей.
Ход игры:
У каждого ребенка определенная сумма «денег». Каждый ребенок составляет «список покупок» и отправляется в магазин. При покупке товаров определяет общую сумму. Ребенок-продавец дает сдачу, ребенок-покупатель проверяет ее.
Усложнение: когда дети освоят первичные экономические расчеты, предложить вариант выдачи чека. Ребенок-продавец, обозначая символами или начальными буквами купленный товар и его стоимость, а потом и общую сумму, прописывает чек.
В игре супермаркет «Покупочка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. В игре моделируются реальные жизненные ситуации: классификация товара, операции купли-продажи, сопоставление товар – деньги. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития», способствует проявлению инициативы и самостоятельности. В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. (фото 14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра «Супермаркет»
Дидактическая игра «Супермаркет»Цель: закрепить представление о здоровой пище, воспитывать осознанное отношение к выбору продуктов для здорового питания. Расширять словарный запас, развивать вним...
Дидактическая игра "Супермаркет"
Это игра поможет подготовить ребенка звуковому анализу и диффиринциации гласных и согласных звуков на слух....
Дидактическая игра "Супермаркет".
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Супермаркет»Игра развивает познавательные процессы: память, мышление, воображение,а также творчество, мелкую моторику, координацию движений глаз и рук. Есть семь тележе...
Дидактическая игра "Супермаркет"
Правила игры:Детям раздаются карточки с пустыми полями для заполнения, также перед ними раскладываются изображения продуктов питания. Задача детей заполнить пустые поля только теми продукта...
Дидактическая игра "Супермаркет"
Цель: формировать у дошкольников представление о товаре...
Дидактическая игра "Супермаркет"
Игра для детей среднего возраста. В игре дети знакомятся с понятием "товар", формируется представления о том, что каждый товар имеет свою стоимость. Развивавается способность группиров...
Дидактическая игра "Супермаркет "Покупочка"
Игра расширяет представление детей о том, что такое магазин; знакомит с новыми понятиями «товар», продовольственные товары, цена; закрепляет знания детей о том, для чего нужны деньги; восп...