Конспект ОД "Формирование финансовой грамотности"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Лучникова Ольга Вячеславовна

Конспект образовательной деятельности позволяет в игровой форме формировать финансовую грамотность дошкольников старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekd_od.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по финансовой грамотности

с детьми старшего дошкольного возраста

«Юные финансисты»

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи: 
Образовательные:
- закреплять знания детей о профессиях.

- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
Развивающие:
- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
- Закреплять умение выполнять математические вычисления.
Воспитательные:
- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике. 
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.
Форма работы: подгрупповая.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: ребята, послушайте отрывок из стихотворения Виталия Тунникова :

Профессий много есть на свете,

Это знают даже дети.

И профессий нет неважных –

Вам об этом скажет каждый.

     скажите, какое слово в этом стихотворении повторяется чаще других?

Правильно ( слово - профессий) 

А что такое профессия? – это главная работа человека, которой он обучен.

Профессия – это труд, который люди выбирают себе чаще всего на всю жизнь.

Профессия – это труд, который требует определенной подготовки.

Сейчас мы проведем блиц опрос по профессиям - я читаю вам вопрос, а вы отвечая называете профессию

1.Какая врачебная специальность была у доктора Айболита? (ветеринар)

2. Кто главный на корабле? (Капитан)

3. Кем был старик из сказки о золотой рыбке (рыбак)

4. Кто первым узнает все новости, берет интервью и относит их в редакцию? (Журналист)

5. Какой профессией овладели поросята, когда строили свои домики в сказке «Три поросёнка»? (строитель)

6. Профессия коротышки Тюбика из цветочного города в сказке «Незнайка на луне» (художник)

7. Кто спас Красную шапочку и её бабушку? (охотник, дровосек)

8.Кто варит кроме повара? (сварщик)

9. За порядком кто следит, и хулиганить не велит? (Полицейский)

10. Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус? (Космонавт)

Молодцы ребята. Перечислить все профессии просто невозможно. Сейчас на Земле их существует очень много (более 30 000)

Для чего человеку профессия? (для того чтобы устроится на работу).

Для чего человеку работать? (что бы обеспечить (прокормить) себя и свою семью)

Значить человек получает за свою работу что? (зарплату, деньги)

Как называется профессия человека, который имеет дело с денежными средствами, с денежными операциями? (финансист)

Сегодня, я предлагаю вам стать командой финансистов, для этого вы наденете жетон финансиста. А я буду ваш главный финансовый директор, который будет проверять вашу финансовую грамотность. Для этого я приготовила вам задания.

Все готовы? (да)         

Очень хорошо. И вот вам вопрос: «Что такое деньги?» (деньги это средство обмена. Люди меняют деньги на товар.

 Деньги это средство для оплаты потребностей человека.)

А что такое потребности?( это то, без чего человек не может жить и все то, что он хочет иметь.)

Да ребята, правильно. Потребности бывают разные. Скажите, в чем заключаются наши потребности? Что же нужно нам для жизни? (вода, еда, одежда, дом, образование, путешествия….)

Вы назвали много потребностей человека, я вам предлагаю игру «назови одним словом» Я демонстрирую вам картинку, на которой изображены предметы жизненных потребностей человека, а вы объединяете эти предметы и называете потребности одним словом.         

1- батарея, лампочка, газ, вода (бытовые услуги)

2-  пальто, кофта, сапоги, тапочки, (промышленные товары)

3- хлеб, молоко, яйца, мясо (продуктовые товары)

4- машина, отдых на море, драгоценности  (предметы роскоши)

Молодцы, ребята

.

Теперь давайте разделим наши потребности  на желаемые и  необходимые.

Подходите к мольберту. Перед вами лежат карточки, каждый по очереди выберет карточку, разместит  её справа от корзины, если этот предмет нам необходим  или от корзины слева, если этот предмет  желаемый,  но без которого мы можем обойтись. (хлеб, молоко, растительное масло, чипсы, конфеты, лимонад, шоколад, сосиски, рыба)

Молодцы, мои юные финансисты, вы справились с заданием.

Ребята, скажите всё можно купить за деньги? (нет)

Конечно, нет. Какие есть потребности человека в которых он нуждается, но приобрести ни за какие деньги их не возможно? (дружба, любовь, сон, здоровье, время, семья, явления природы: снег, радуга, солнце и т.д.).

Игра «Что можно и нельзя купить за деньги»

Предлагаю вашему вниманию карточки. Я буду показывать их, а вы  говорить, что изображено на них и можно это  купить за деньги или нельзя (улыбку бабушки купить за деньги нельзя, солнце купить нельзя, велосипед можно купить за деньги и т.д.)

     Очень хорошо. Вы отлично справляетесь с заданиями.  Идём с вами дальше (переходим к следующему заданию)

Мы с вами сказали, что самое главное и ценное в нашей жизни, где мы получаем любовь, дружбу, общение  это – семья. Чтобы удовлетворить потребности своей семьи взрослым необходимо трудиться.

Как называются денежные средства поступающие в вашу семью? ( семейный бюджет) Скажите  откуда в вашей семье появляются  деньги?(родители получают зарплату на работе) 

А что такое зарплата? Зарплата — это деньги, полученные за работу, за определенный промежуток времени.

 Кроме родителей, кто ещё может является членом семьи и вкладывать свои денежные средства в семейный бюджет? (бабушка и дедушка получают пенсию) 

Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет.

Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги ? (могут. Дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию и приносят доход в семейный бюджет. На маленьких детей мама получает пособие)

Вспомните, что такое бюджет?( Бюджет – это подсчет доходов и расходов)

Предлагаю «подсчитать семейный бюджет» (работа за столом со счетными палочками или с цифрами. Дети выполняют математическое вычисления)

Игра «Подсчитайте семейный бюджет»

- папа работает строителем и получает 4 рубля. Мама работает медсестрой и получает за свой труд 3 рубля. Сколько составляет их общий доход. (7 руб)

 - бабушка с дедушкой получили пенсию 8 рублей. Внучка  стипендию 2 рубля. Сколько у них денег в семейном бюджете? ( 10 руб.)

- мама и папа решили потратить семейный бюджет на подарки к празднику «Новый год»,они взяли денежные средства в размере 20  рублей и пошли в магазин. Купили сыну настольную игру стоимостью 5 рублей, дочке куклу  тоже за 5 рубля, бабушке теплый платок за 3 рубля и дедушке шарф за 2 рубля. Сколько денег осталось в семейном бюджете?

Молодцы бюджет вы подсчитать смогли.

На что в первую очередь нужно тратить  семейный бюджет? (оплата коммунальных услуг, покупка еды), оплата за детский сад, оплата телефона, покупка необходимой одежды, обуви) 

Предлагаю вам картинки с изображением доходов и расходов, попробуйте правильно их разместить. Слева от кошелька размещаем доходы, справа расходы.

Молодцы справились и с этим заданием. Прежде чем мы перейдем к следующему заданию, давайте выполним разминку.

 физкультминутка.

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, маршировать)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки

Ряженка, сметана, сыр, поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Чай, конфеты, шоколад, (приседать)

Яблоки и виноград. (запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)

Детский мячик в магазине (прыгать)

Продают в большой корзине. (пальцы в замок и вытянуть перед собой) Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

Отлично. Мы получили заряд бодрости и отправляемся с вами в магазин.

Ой ребята, посмотрите в магазине все товары перепутаны , как же нам теперь быть? (разложить все товары по категории)

Игра «Путаница».

Правильно ребята. Предлагаю исправить ошибки и разложить товары по категориям. 

Умницы. вы все сделали правильно.

Обратите внимание, в нашем магазине каждый товар имеет свою цену.

 Выберите себе один товар, который вы хотели бы купить и объясниете почему вы выбрали именно его. (товар имеет скидку, он дешевле) покупая товар дешевле, вы сэкономили бюджет. Какой еще вклад мы можем внести в экономику бюджета?  (не покупать предметы и продукты без необходимости)

Молоды ребята.

Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?

 (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).

Правильно, а как это сделать?

 (Выключать свет, когда он не нужен, не включать быстро воду, не ломать игрушки, не рвать книги). 

Итог. Рефлексия.

Вам понравилось быть финансистами?

Ребята, а сейчас я вас приглашаю встать в круг. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…».

Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями! Сегодня вы были одной сплоченной командой  и выполнили все задания. Поэтому ваш труд сегодня тоже оценен и вы получаете за свою работу по шоколадной монете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключения Умника и Торопыжки»

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

Конспект по финансовой грамотности "Путешествие в сказку"

Ход занятияВоспитатель. Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказочный лес  и помочь нашим героям. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные с...

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД финансовая грамотность "Какая она, страна "Экономика"?

Будущее поколение должно быть финансово грамотными для успешной жизни......

План-конспект по финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Приключения Фунтика и Чуни»

План-конспект по финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Приключения Фунтика и Чуни»...