«Квест –игра «Что? Где? Почем?»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования
Институт общего образования
Кафедра дошкольного образования
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации:
«Формирование основ финансовой грамотности в ДОУ»
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯРАБОТА
НА ТЕМУ:
«Квест –игра «Что? Где? Почем?»
Автор работы:
Козырева Анна Александровна
Воспитатель ГБДОУ № 53
Адмиралтейского района С-Пб
Куратор группы:
Бурова Екатерина Анатольевна,
старший преподаватель
кафедры дошкольного образования
Санкт-Петербург - 2022
Актуальность.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать в дальнейшем.
Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Как мы, взрослые, можем помочь дошкольникам получить полезные сведения о науке экономике, развить их экономическое мышление, речь, воображение в соответствии с их возрастными особенностями?
Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, необходимо дать детям элементарное экономическое образование. Ведь с самого раннего детства дети, вместе с родителями, заходят в банки, в магазины, видят акции, по которым один товар можно приобрести за меньшую стоимость, знают, что такое пластиковые карты, так они приобретают первичные экономические знания.
Область экономической действительности - одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях. Ведь человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы стать успешными, активными и финансово - образованными во взрослой самостоятельной жизни.
Игра-квест «Что? Где? Почем?»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о деньгах, банках, продажах, обмене, бюджете. - Закрепить названия основных потребностей человека и что к ним относится. Продолжать учить решать проблемные ситуации; подвести к пониманию того, что человек не может иметь всё, что захочет.
Развивающие: Стимулировать познавательную активность, способствовать формированию коммуникативных навыков, социальных компетентностей.
Развивать память, логическое мышление, усидчивость.
Речевые: Учить аргументированно выражать своё мнение и уважать мнение товарищей. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
Воспитательные: Способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально – личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Материалы к игре: Лепбук «Финансовая грамотность «Банк»», макеты «Банк», «Магазин игрушек», мяч, мешочек с бочонками.
Время игровой деятельности: 30- 40 мин.
Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое бюджет,
доходы, расходы, элементарные понятия экономии, посещение с родителями
магазинов, рынка, сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара
(овощей), д/и «Совместные покупки», разработка сценария коллективной игры, атрибуты, раздаточный материал. Оформление игрового места.
Методические рекомендации организаторам игры:
Участники делятся на 2 команды по 7-8 человек (участники- дети одного
возраста). Команды располагаются за рабочими столами.
Цель для команд – за определённый промежуток времени (30 мин.) набрать
как можно больше игровых баллов (денег) и пройти все этапы игрового сюжета.
Игра состоит из 5 этапов :
1.«Размен» (Заработай умом!)
2.« Хочу и надо» (Правильно планируй!)
3. «Банк» (Выгодно вложи!)
4. «Счастливый случай» (Выигрыш в лотерею)
5. «Бюджет» (Потрать с умом!)
В завершении конкурсной программы, обе команды отправляются в магазин
и сами распоряжаются своими денежными средствами (участники сами решают, приобрести командную покупку, либо разделить заработанную сумму между участниками команды и купить какой- либо товар каждым игроком). Каждую команду сопровождает взрослый.
Ожидаемый результат: в результате квест - игры, дети закрепляют полученные ранее знания в области финансов, приобретают умения зарабатывания денег, рационального распределения своих доходов, навыки
командной игры в условиях соревнования.
Ход игры:
Ведущий: Ребята, я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру - «Что? Где? Почем?», она напоминает веселые и увлекательные телевизионные игры КВН и «Что? Где? Когда?». Для игры нужно разбиться на две команды, выбрать капитана и назвать свои команды. Помните: капитан должен быть самым внимательным, находчивым и сообразительным.
Дети разбиваются на две команды (подбрасывают монетку и делятся по
принципу «орел» или «решка»), выбирают капитана и название.
Ведущий: Команды, поприветствуйте друг друга и гостей.
Ведущий: Представляю вам жюри, которое будет «платить» вам за
выполненные вами задания.
Сегодня я предлагаю вам самим заработать деньги. А как можно их
заработать?
Сегодня я предлагаю вам 4 варианта для вашего заработка - это 4 станции:
1.«Размен» (Заработай умом!)
2.« Хочу и надо» (Правильно планируй!)
3. «Банк» (Выгодно вложи!)
4. «Счастливый случай» (Выигрыш в лотерею)
5. «Бюджет» (Потрать с умом!)
Вы должны пройти эти 4 этапа по заданному маршруту, а на 5 этапе -
«Бюджет» вы сможете потратить ваши заработанные деньги.
Сейчас вы будете работать командой и поэтому сейчас капитаны команд
получат путевые листы. Вы должны успеть пройти все задания в течение 30 минут и заработать максимальную сумму денег. На каждой станции вы будете зарабатывать деньги. По истечении времени,30 мин., обе команды должны прибыть на станцию «Бюджет» (Потрать с умом!), где вы сами распорядитесь своими заработанными денежными средствами.
Итак, начинаем нашу игру!
Дети следуют по своим путевым листам в сопровождении взрослого.
Задания по станциям:
1 станция «Размен». (Вопросы на закрепление изученного материала). За каждый правильный ответ команда получает 5руб.
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Правила игры:
Ведущий выдает детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставляет несколько банкнот разного номинала. Это игра – соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную ведущим банкноту мелочью, той команде банкнота и достается. В конце игры жюри считает суммы выигрышей.
Ведущий: А пока жюри считает ваш заработок, мы отгадаем «Экономические загадки» (см. Лепбук). Правильный ответ – 1 руб.
2 станция - «Хочу и надо»
Ход игры: Ребята, перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки. Которые обозначают, сколько монет нужно потратить , чтобы удовлетворить данную потребность. Выполнение задания детьми, объяснение своего выбора. (Сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты, купить одежду – 1 монета, на продукты – 1 монета.. Воспитатель: когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Жюри оценивает каждого игрока по 5- бальной системе.
Ведущий: Пока жюри подсчитывает результат, дети играют в игру: «Доходы
и расходы». Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.
- Папа получил зарплату – доход
- Заболела бабушка – расход
- Мама выиграла приз – доход
- Сестра потеряла кошелек – расход
- Заплатили за квартиру – расход
- Сын получил стипендию – доход
- Купили телевизор – расход
- Бабушка продала пирожки – доход
- Брат порвал куртку – расход
- Купили путевку на море – расход
Ведущий: Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или
расходов? Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно)
Жюри объявляет, сколько «заработала денег» команда и капитану
выдаются выигранные «деньги»
3. Этап - «Банк» (Выгодно вложи).
Ведущий: Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? (Ответы детей).
Оказывается, что можно деньги не просто копить в копилке, но и преумножать. Для этого деньги можно положить в банк. Для вас там создают специальный депозитный счет, на котором будут находиться ваши деньги. Депозит – это банковский вклад, то есть сумма денег, которую вы храните в банке с целью получения дохода в виде процентов. И за то, что вы принесли свои сбережения, через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё какую-то сумму денег, то есть начисляет проценты.
Я вам предлагаю вложить в банк ваши заработанные деньги, чтобы через
какое-то время вы смогли получить небольшую прибыль. Я вам предлагаю 3
варианта: если вы положите деньги на 1 минуту, то к вашей сумме добавится 1руб., на 2 мин. - добавится 2 руб., на 3 мин.-3 рубля.
Но, за выбранное вами время вы будете решать задачки, и можете еще
подзаработать. За каждую правильно решенную задачку вы получите по 1 баллу, т.е. 1 рублю. (Задачи в приложении)
4 этап - «Счастливый случай»
Ведущий. Если вы хотите испытать себя на удачу, то предлагаю вам сыграть
в лотерею. Для этого каждый из вас с закрытыми глазами должен достать из
мешочка один бочонок (из киндер-сюрприза). В мешочке лежат 20 бочонков и только в одном из них находится приз - 10 руб. Если этот бочонок достанет один из участников команды, то ваш заработок увеличится на 10 рублей!
Дети по одному достают бочонки из мешочка
Ведущий. А сейчас я предлагаю вам поиграть: я буду называть слова – если
это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.
Общая игра «Не все продается»
Книга, конфеты, ум, машина, планшет, вежливость, компьютер, семья,
здоровье, дружба.
То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое
богатство человека, которое мы должны беречь.
5 этап- «Бюджет» (Потрать с умом).
Ведущий: Мы с вами заработали за свой труд деньги, мы их приумножили и
настала пора их потратить. Надо рассчитать бюджет. Вспомните, что такое
бюджет? (Ответы детей).
Ведущий: Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Перед вами магазин «Детский мир», в котором вы можете на заработанную
командой сумму купить предложенный товар (это могут быть настольные игры, канцтовары, игрушки и сладости)
Ведущий предлагает командам решить, как бы они поступили с деньгами:
поделят их поровну, или дети примут какое – либо другое решение. Ведущий
поощряет детей за самостоятельное, справедливое решение.
Проводится сюжетно- ролевая игра «Магазин» ( в роли продавца- ведущий)
Дети на заработанные деньги приобретают товар
Заключительная часть.
Ведущий. Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями! Сегодня
вы были одной сплоченной командой, и мне очень понравилось, что вы вместе принимали решения, были дружными, умели договариваться между собой, и выполнили все задания в условиях соревнования.
Использованные источники:
https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-semenova/konspekt-kvest-igry-puteshestvie-
v-stranu-finansov.html
https://www.maam.ru/detskijsad/zanimatelnye-zadachi-shutki-na-razvitie-
logicheskogo-myshlenija-u-detei-starshego-i-podgotovitelnogo-k-shkole-vozrasta.html
Приложение
Занимательные задачи-шутки на развитие логического мышления у детей старшего и подготовительного к школе возраста
1. Заяц приготовил к ужину 23 морковки. Все морковки съели, кроме пяти.
Сколько морковок осталось? (5)
2. На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4. Кот подкрался и
схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Нисколько,
остальные улетели).
3. Плавали 6 уток на пруду. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько
уток осталось на пруду? (1, остальные улетели).
4. Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись.
И вместе все в него впряглись. Сколько героев в басне? Сколько в басне рыб? Тронулся ли воз с места? Почему?
5. Когда цапля стоит на одной ноге, она весит 6 кг. Сколько будет
она весить, если встанет на обе ноги? (Ее вес не изменится).
6. Росли 2 вербы; на каждой вербе по три ветки. На каждой ветке по 2 груши.
Сколько всего груш? (На вербе груши не растут).
7. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у
бабушки внуков? (Одна – Маша).
8. На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш на иве? (на
иве груши не растут).
9. На столе лежало 7 яблок. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок
на столе? (7).
10. На столе стояло 3 стакана сока. Костя выпил один стакан сока. Сколько
стаканов осталось? (3).
11. Горело 9 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2,
остальные свечи сгорели).
12. Что произошло 30 февраля 2015 года в Москве? (30 февраля не бывает).
Загадки на сообразительность.
1. Какой самый короткий день в году? (По количеству дней- февраль, по
количеству букв – май).
2. Какой год продолжается один год? (Новый год).
3. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Нет, дни разделяет ночь).
4. Какое время года бывает 2 раза в год? (зима).
5. Кто говорит на всех языках? (эхо).
6. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)
7. Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько варятся 2 яйца? (3 минуты, они
варятся одновременно).
8. 4 ушка, 2 брюшка Что это? (подушка)
9. Может ли петух назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить).
10. У кого шапка без головы, а нога без сапога? (у гриба).
11. Когда автомобиль едет, какое колесо у него не вертится? (запасное)
12. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
13. Под каким деревом прячется заяц во время дождя? (под мокрым) .
14. Каких камней нет в море? (сухих).
15. Кто становится выше, когда садится? (собака).
16. Что становится легче, когда его наполняют? (шар)
17. Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги? (стол)
18. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам)
19. Если белый платок опустить в Черное море, каким он будет? (мокрым)
20. 3, 3, 3, 3. Что будет? (дырка)
21. Женщина несла в корзине 5 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в
корзине? (0, дно упало- все разбились).
22. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг, овал)
23. Что идет не двигаясь с места? (время)
24. По чему девушки в лес ходят? (по дороге).
25. Маленький, серенький, на слона похож. Кто это? (слоненок).
26. Сидит на окошке, но не кошка. Кто сидит на окошке? (кот)
27. Как разделить 4 сваренные картофелины на 5 человек? (пюре).
Задачи – смекалки.
1. Волк, Лиса, Еж участвовали в соревнованиях по бегу. Какое место занял
каждый, если Волк был одним из первых, а Лиса пришла предпоследней? (1 Волк, 2 Лиса, 3 Еж).
2. Две девочки, Маша и Даша, договорились сесть в пятый вагон электрички.
Даша села в пятый вагон от начала, а Маша в пятый вагон от конца. Встретились ли девочки, если в электричке 10 вагонов? (нет)
3. Среди всех мячей, красный мяч тяжелее синего. Синий тяжелее зеленого.
Какой мяч самый тяжелый, а какой самый легкий?
4. Лестница состоит из 9 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы
быт на середине лестницы? (5).
5. На столе стояло 3 бочонка с медом. Винни – Пух съел 1 бочонок и
поставил его на стол. Сколько бочонков на столе? (3).
6. Шел человек в город. Навстречу ему 3 знакомых. Сколько человек шло в
город? (1).
7.Принесла ежиха в корзинке 5 яблок и говорит ежатам: «Вас пятеро.
Разделите эти яблоки между собой так, чтобы каждый получил по яблоку, и одно осталось в корзинке». Как ежатам разделить яблоки? (одному дать вместе с корзинкой).
8. Три девочки, Варя, Галя, Оля, пришли на праздник в платьях белого,
красного, желтого цвета. Оля была не в красном и не в желтом платье, Варя – не в красном. Какого цвета было платье на каждой девочке.
9. Маша живет на 3 этаже. Когда она идет на улицу, то спускается по
лестнице с этажа на этаж за одну минуту. Сколько времени надо Маше, чтобы спуститься вниз? (2)
10. Карлсон разрезал батон на три части. Сколько разрезов он сделал? (2)
11. У 7 братьев - гномов по одной сестре. Сколько всего сестер? (1)
Сколько детей в семье? (8).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мини-квест игры для дошкольников подготовительной группы «Логический мини-квест. ARTEC BLOCKS». Открытое мероприятие в рамках зимней педагогической сессии в сетевой образовательной команде «Кванториум»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие, речевое развитие.Цель: развитие логического мышления и воображения дошкольников поср...
Квест-игра для родителей и детей ДОУ «Ты откуда, Дед Мороз?» (квест–технология, как форма взаимодействия с родителями)
Данная игра проводилась в рамках годового проекта ДОУ «Применение квест-технологии в практике ДОУ». Игра разработана в соавторстве с педагогами: Дорошиной М.В., Каравайчик Н.Ю.Цель: в...
Конспект спортивного квеста с детьми и родителями в старшей и подготовительной группах. Квест-игра «Следопыты»
Конспект спортивного квеста с детьми и родителями в старшей и подготовительной группах....
Консультация для воспитателей «Полевая кухня, штаб и квест-игра в «Полевая кухня, штаб и квест-игра в детском саду, или Как по-новому организовать День Победы с дошкольниками» март 2021 г.
Проведите в этом году праздник в честь Дня Победы в детском саду по-новому. Предложите педагогам организовать мероприятие в форме интерактивной военно-полевой игры с элементам...
Конспект НОД по квест-игре «Прогулка Квест-игра «В поисках рябины»
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...
Квест игра ко дню Матери «Цветик - семицветик». Старшая - подготовительная группа. Сценарий квест игры ко Дню матери «В поисках праздничной открытки»
Квест игра ко дню Матери «Цветик - семицветик».Старшая - подготовительная группа.Сценарий квест игры ко Дню матери «В поисках праздничной открытки»...
Квест-игра «Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги». Квест игра по развитию речи для детей средней группы
Квест игра для дошкольников средней группы...