Методическая разработка квест-игры по основам финансовой грамотности в подготовительной группе на тему «День рождения Буратино»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Кехтер Татьяна Алексеевна

Данная разработка может применяться педагогами в конце учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Кехтер Татьяна Алексеевна, воспитатель  МБДОУ «Полтавский детский сад «Берёзка»  Полтавского района  

Омской области

tanya.kekhter@mail.ru

          Номинация: финансовая грамотность

Методическая разработка квест-игры

по основам финансовой грамотности

в подготовительной  группе

на тему «День рождения Буратино»

        Технологическая карта квест-игры

по основам финансовой грамотности

в подготовительной  группе

на тему: «День рождения Буратино»

Образовательная  область: «Познавательное развитие»

Интеграция ОО: «Социально – коммуникативное развитие».

Вид деятельности: познавательно-исследовательская

Формы организации деятельности: квест-игра

Цель:  закрепление умения детей применять в практической деятельности имеющиеся основы  финансовой грамотности.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с понятием Банк и сберегательный вклад;
  • упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 (на основе денежных монет и купюр);
  • закрепить знания детей о составе числа в пределах 10 из 2 меньших (на основе монет);
  • закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, видеть и называть фигуры;
  • совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.

Развивающие:

  • продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве опираясь на схематическую карту;
  • развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи,  помогать друг другу.

Планируемый результат:

  • знают элементарные основы грамотного отношения к финансам;
  • знают роль Банка и понятия Вклад в денежных отношениях;
  • дети взаимодействуют со сверстниками и педагогом в процессе выполнения работы;
  • умеют внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
  • делятся с педагогом и детьми своими впечатлениями и эмоциями;

Методические приёмы

Наглядные (картинки, демонстрация презентации, показ способа действия во время разминки и физминутки).

Игровые (дидактические математические игры, игра-коммуникация).

Практические (выполнение заданий, индивидуальная и коллективная деятельность).

Словесные (вопросы, объяснение, хоровые и индивидуальные ответы детей, мотивация проблемной ситуацией, мотивация самостоятельного выбора, поощрение).

Наблюдение

Музыкальное сопровождение

Физминутка

Подготовительная работа: Подготовка мультимедийной презентации; подбор тематических картинок, карточек, математических задач; создание карты-путеводителя по квесту.

Подготовка кошелечков, монеток, купюр, картинок для приготовления пиццы.

Оборудование:

  • проектор, ноутбук, экран,
  • геометрические фигуры по количеству детей;
  • импровизированные бумажные кошелечки, монеты и купюры;
  •  цифры, карточки с изображением продуктов и чисел в пределах 10;
  • основы для игры «Пицца» карточки с математическими рецептами приготовления;
  • крупные изображения пиктограмм эмоций в виде смайлов;
  • шоколадные монетки.

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация детей к деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Воспитатель:

 Здравствуй, правая рука,

 Здравствуй, левая рука,

 Здравствуй, друг,

 Здравствуй, друг,

 Здравствуй, здравствуй, дружный круг!

 

 Демонстрация презентации: «Для чего нам деньги и как научиться их   правильно тратить».

 - Скажите, ребята, кто вас приводит в детский сад?

-   Верно, мамы и папы (бабушки).

 - А потом куда  они  спешат?

- Верно, им нужно на работу.

- А для чего нужно работать?

 - Именно так, чтобы получать зарплату - то есть деньги.

 - А как вы  думаете, легко ли работать?

 - Конечно, нет, но это необходимость в нашем мире. Деньги достаются человеку трудом, это всегда нелегко. 

 - Как вы думаете, полезно трудиться?

 - Верно! Любой труд несет пользу.

- Ребята, а на что, по-вашему мнению,  взрослые тратят свои заработки? На сладости и разные игрушки, может быть?!

 - Конечно, не только на это.

- Важно уметь тратить деньги правильно. Денежными средствами очень важно правильно распоряжаться и этому нужно учиться. 

- Ребята, а вы знаете, как правильно распоряжаться деньгами?

- Все вы знаете такого персонажа - Буратино.  Предлагаю вам послушать его обращение.

- Как нам быть?

-  Будем учиться зарабатывать монетки и распределять их на необходимые покупки к празднику.

Дети становятся  в круг.

Приветствуют друг друга.

 

 

 

 

 

 

Делятся своими размышлениями о том для чего взрослых ходят на работу и как необходимо распоряжаться заработанными средствами.

Высказывают свои мысли о том, как зарабатывают деньги взрослые. Легко ли это? Есть ли в труде польза?

 

Отвечают на вопросы педагога хором и индивидуально.

 

На экране картинка грустного Буратино.

Активно слушают рассказ воспитателя, выражают интерес и согласие помочь герою.

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка детьми цели предстоящей деятельности 

 

 

 

 

Воспитатель:

- Буратино, мы  с ребятами очень хотим тебе помочь только вот беда – денег у нас нет. Что будем делать?

- Хотели бы вы  попробовать сегодня самим зарабатывать на покупки, используя ваши знания, сообразительность и взаимовыручку. Согласны так поработать?

 

Дети  размышляют о том, как можно помочь Буратино.

Выражают согласие.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Воспитатель:

- Итак, для того чтобы получить деньги нам нужно выполнять задания и непростые математические испытания. Вам понадобятся знания о цифрах и счете.

-  У меня есть инструкция по нахождению карты. Давайте рассмотрим ёё  и будем искать карту вместе. Будьте внимательны!

Педагог диктует инструкцию.

5 шагов вперед,

повернуться налево

5  шагов вперед,

поворот направо,

6 шагов вперёд.

Нашли? Молодцы!

Дети  ищут карту-путеводитель.

Находят, рассматривают, делятся эмоциями и предположениями.

Игра «Сравни фигуры»

Итак, посмотрим, что в нашей карте-путеводителе. Первый пункт называется «Геометрический». Скажите, какие геометрические фигуры вы знаете.

- Все верно: круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат. Молодцы. А как называется вот эта фигура (демонстрирует кубик, дети отвечают), а как вот эта (демонстрирует пирамидку)- она похожа на треугольник. Верно! Это пирамидка. А вот эта (показывает шарик)- верно это маленький шар.

- Все эти фигуры рассыпались, и вам, ребята, нужно их собрать. Начинайте!

(Инструкция: дети собирают фигурки, считают сколько и каких фигур получилось. Каких больше или меньше. Это задание служит для разделения детей на три команды для последующего испытания. Дети делятся соответственно выбранным фигуркам: шар, пирамидка, кубик, их количество должно быть равным по одной фигуре на каждого ребенка.)

Перемещаются согласно карты на пункт под названием «Геометрический». Собирают и называют геометрические фигуры. определяют, что количество фигур равно (либо каких и на сколько больше, каких меньше).

Делятся на три команды в соответствии с выбранной фигурой.

 

-Давайте посмотрим дальше на нашу карту. Следующий пункт – «Сбербанк».

Дидактическая игра «Сберегательный банк».

Воспитатель:

- Смотрите, ребята следующий пункт в нашей карте - «Сберегательный банк» (на экране появляется изображение Банка).

- Кто знает, что это за здание такое - Сберегательный банк?

- В Банке люди хранят свои сбережения. Для этого необходимо открыть сберегательный вклад. Пока сбережения находятся на вкладе Банк платит их владельцу дополнительные средства. Таким образом,  сумма сбережений возрастает.

- Но для этого нужно соблюдать правила Банка, например, не забирать сбережения раньше оговоренного срока. Все правила закреплены специальным документом, его называют - договор.

- Здесь мы попробуем  заработать деньги, выполнив задание.

Для каждой команды я буду зачитывать по одной математической задаче. Чтобы получить монетку, нужно решить правильно задачу. Готовы?

Задание выполняется тремя командами в том же составе.

- Каждая команда получает по одному кошельку  определённого  цвета и разноцветные «бумажные купюры».

- Необходимо положить в них «бумажные купюры», соответствующие цвету кошелька. А для того, чтобы понять сколько «купюр» класть в каждый кошелек, потребуется решить пример. Примеры написаны на карточках, решив их, вы легко справитесь! Например: в красный кошелек нужно положить столько красных «бумажных купюр» 7+2=?.  Итак, карточки с примерами и «деньги» перед вами. Можете начинать!

-Давайте проверим, как вы выполнили задание.

- Молодцы вы справились! Вместе нам удалось заработать «деньги» на праздник для Буратино.

Продвигаются по указателям карты к «Сберегательному банку». Занимают свои места по командам.

Высказывают свои предположения о том, что такое Банк.

Слушают сообщение педагога.

 

Продолжают игру тремя командами. Решают пример на карточке вместе, кладут в кошелек соответствующие количество «купюр» по цвету кошелька.

Каждая команда по очереди рассказывает каких «купюр»

и сколько они решили положить в свои кошелечки- вклады.

Смотрят карту, продолжают игру.

 

-Ребята, вы отлично поработали! Теперь настало время отдохнуть! Смотрите куда ведет нас карта?

- Именно так! По карте мы должны оказаться на «Математической полянке» - это место отдыха. Вперед!

 

Смотрят в карту. Перемещаются по ней на место проведения физминутки.

Используются мультимедийные слайды.

Физминутка  «Математическая полянка».

Сколько точек в этом круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько елочек зеленых,

Столько сделаем наклонов.

Приседаем столько раз,

Сколько бабочек у нас,

А прихлопнем столько раз,

Сколько ежиков у нас.

Дети  обращают внимание на слайды презентации и считают нужные изображения, координируя их с действиями.

Возвращаются на свои места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Теперь самое время отправиться за покупками к празднику. Каждая команда возьмите с собой кошелёчки.

Дидактическая игра «Правильные покупки»

- Следуя карте, мы перемещаемся в магазин.

Инструкция: на экране появляется изображение магазина, перед детьми располагаются цифры. Каждая команда  выбирает цифру по своему желанию.

- Здесь необходимо купить продукты для праздника. Каждая команда выбирает себе по одной любой цифре, которые лежат перед вами. Все вы знаете, что в  магазине рядом с каждым товаром тоже есть цифра. Эти цифры, как вы думаете, что означают?  Правильно - это цена. Вам необходимо купить такие товары, которые в сумме с вашей цифрой образовывают цифру 10. Здесь вам понадобятся знания о составе числа. Давайте потренируемся. К примеру, вы выбрали цифру 5. До 10 вам сколько нужно добавить? Значит, вы покупаете товар на 5 рублей.

- Все готовы? Тогда отправляемся за покупками.

- Молодцы,  ребята! Купили все необходимое для праздничного стола.

 

Отправляются за покупками в импровизированный магазин, совершают покупки согласно инструкции.

Закрепляют знания о составе числа.

 

 

 

 

 

 

 

 Каждая команда проговаривает, на какую сумму они приобрели товар.

 

 

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Воспитатель:

- Ребята,  мы с вами успешно выполнили все задания и теперь осталось приготовить угощение для друзей Буратино.

Готовить мы с вами будем пиццу!

Инструкция.

Педагог предлагает ребятам на выбор математический рецепт пиццы и основу для пиццы. Играть будем  командами.

- Какие аппетитные угощения у вас получились! Так и хочется попробовать! Теперь у Буратино будет настоящий праздник! И всё благодаря вашим знаниям и помощи!

- А наша квест-игра подошла к концу.

 

Выполняют задание игры по инструкции «готовят пиццу».

Дети на выбор выбирают любую инструкцию приготовления «пиццы». На ней схематично изображены продукты и их количество, необходимое для каждого вида «пиццы».

Подведение итогов

- Вам понравилось  игра?

- Ребята, а кому мы сегодня помогали?

Верно, мы помогли Буратино, он оказался в сложной ситуации и не знал, как ему организовать свой праздник.

- Как вы считаете, вы справились  со всеми заданиями? (индивидуальные ответы детей).

- Что вам помогло выполнить задания?

- Скажите, какой момент больше всего вам понравился?

- Что для вас показалось самым сложным?

- Что нового вы узнали?

- С кем вы хотите поделиться тем, что узнали?

 - Вы сегодня молодцы, помогали друг другу при выполнении заданий.

Дети отвечают, как важно и интересно оказывать помощь другим. И о том, что когда помогаешь другим испытываешь чувство радости.

Приходят к выводу о том, что любое дело получается, если взяться за него сообща.

Педагог индивидуально отмечает  успехи каждого ребёнка и оценивает их.

Рефлексия

«Настроение»

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам занять место рядом с тем смайликом, который соответствует вашему настроению.

 Педагог раздает всем участникам памятные шоколадные монетки.

Соотносят свои чувства и эмоции с изображениями смайликов. Рассказывают о своих чувствах и эмоциональном настрое.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по формированию предпосылок финансовой грамотности в старшей группе "Поможем Буратино вернуть монеты".

В последнее время всё чаще появляются вопросы - нужно ли обучать детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, не рано ли?Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является форм...

Квест-игра с педагогами по финансовой грамотности "Финансовый ринг"

Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности в рамках МО...

Квест-игра с педагогами по финансовой грамотности: "Вернем Буратино золотые монеты"

В рамках самообразования инструктора по физической культуре Симкало Т.В., была организована выставка игр по «Функциональной грамотности».Педагоги смогли не только посмотреть представленные...

Квест-игра по познавательному развитию (финансовая грамотность) Тема: «Гуси-Лебеди»

Новизна данной работы состоит в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть г...

Методическая разработка по основам финансовой грамотности старших дошкольников по теме "Что такое деньги?"

Методическая разработка будет полезна педагогическим работникам образовательных организаций, занимающихся фнансовым просвящением детей, и способствуют формированию у детей необходимой мотвации для пов...

Досуг по финансовой грамотности во второй младшей группе «День рождения Зайки».

Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности через игровую деятельность.Задачи:Формировать элементарные представления о понятиях деньги, монета, кошелек;Формировать элементар...