Методическая разработка квест-игры по основам финансовой грамотности в подготовительной группе на тему «День рождения Буратино»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Данная разработка может применяться педагогами в конце учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Кехтер Татьяна Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Берёзка» Полтавского района
Омской области
Номинация: финансовая грамотность
Методическая разработка квест-игры
по основам финансовой грамотности
в подготовительной группе
на тему «День рождения Буратино»
Технологическая карта квест-игры
по основам финансовой грамотности
в подготовительной группе
на тему: «День рождения Буратино»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция ОО: «Социально – коммуникативное развитие».
Вид деятельности: познавательно-исследовательская
Формы организации деятельности: квест-игра
Цель: закрепление умения детей применять в практической деятельности имеющиеся основы финансовой грамотности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с понятием Банк и сберегательный вклад;
- упражнять в умении решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 (на основе денежных монет и купюр);
- закрепить знания детей о составе числа в пределах 10 из 2 меньших (на основе монет);
- закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, видеть и называть фигуры;
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.
Развивающие:
- продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве опираясь на схематическую карту;
- развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, помогать друг другу.
Планируемый результат:
- знают элементарные основы грамотного отношения к финансам;
- знают роль Банка и понятия Вклад в денежных отношениях;
- дети взаимодействуют со сверстниками и педагогом в процессе выполнения работы;
- умеют внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта;
- делятся с педагогом и детьми своими впечатлениями и эмоциями;
Методические приёмы
Наглядные (картинки, демонстрация презентации, показ способа действия во время разминки и физминутки).
Игровые (дидактические математические игры, игра-коммуникация).
Практические (выполнение заданий, индивидуальная и коллективная деятельность).
Словесные (вопросы, объяснение, хоровые и индивидуальные ответы детей, мотивация проблемной ситуацией, мотивация самостоятельного выбора, поощрение).
Наблюдение
Музыкальное сопровождение
Физминутка
Подготовительная работа: Подготовка мультимедийной презентации; подбор тематических картинок, карточек, математических задач; создание карты-путеводителя по квесту.
Подготовка кошелечков, монеток, купюр, картинок для приготовления пиццы.
Оборудование:
- проектор, ноутбук, экран,
- геометрические фигуры по количеству детей;
- импровизированные бумажные кошелечки, монеты и купюры;
- цифры, карточки с изображением продуктов и чисел в пределах 10;
- основы для игры «Пицца» карточки с математическими рецептами приготовления;
- крупные изображения пиктограмм эмоций в виде смайлов;
- шоколадные монетки.
Этапы ОД | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивация детей к деятельности
| Воспитатель: Здравствуй, правая рука, Здравствуй, левая рука, Здравствуй, друг, Здравствуй, друг, Здравствуй, здравствуй, дружный круг!
Демонстрация презентации: «Для чего нам деньги и как научиться их правильно тратить». - Скажите, ребята, кто вас приводит в детский сад? - Верно, мамы и папы (бабушки). - А потом куда они спешат? - Верно, им нужно на работу. - А для чего нужно работать? - Именно так, чтобы получать зарплату - то есть деньги. - А как вы думаете, легко ли работать? - Конечно, нет, но это необходимость в нашем мире. Деньги достаются человеку трудом, это всегда нелегко. - Как вы думаете, полезно трудиться? - Верно! Любой труд несет пользу. - Ребята, а на что, по-вашему мнению, взрослые тратят свои заработки? На сладости и разные игрушки, может быть?! - Конечно, не только на это. - Важно уметь тратить деньги правильно. Денежными средствами очень важно правильно распоряжаться и этому нужно учиться. - Ребята, а вы знаете, как правильно распоряжаться деньгами? - Все вы знаете такого персонажа - Буратино. Предлагаю вам послушать его обращение. - Как нам быть? - Будем учиться зарабатывать монетки и распределять их на необходимые покупки к празднику. | Дети становятся в круг. Приветствуют друг друга.
Делятся своими размышлениями о том для чего взрослых ходят на работу и как необходимо распоряжаться заработанными средствами. Высказывают свои мысли о том, как зарабатывают деньги взрослые. Легко ли это? Есть ли в труде польза?
Отвечают на вопросы педагога хором и индивидуально.
На экране картинка грустного Буратино. Активно слушают рассказ воспитателя, выражают интерес и согласие помочь герою.
|
Постановка детьми цели предстоящей деятельности
| Воспитатель: - Буратино, мы с ребятами очень хотим тебе помочь только вот беда – денег у нас нет. Что будем делать? - Хотели бы вы попробовать сегодня самим зарабатывать на покупки, используя ваши знания, сообразительность и взаимовыручку. Согласны так поработать?
| Дети размышляют о том, как можно помочь Буратино. Выражают согласие. |
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности | Воспитатель: - Итак, для того чтобы получить деньги нам нужно выполнять задания и непростые математические испытания. Вам понадобятся знания о цифрах и счете. - У меня есть инструкция по нахождению карты. Давайте рассмотрим ёё и будем искать карту вместе. Будьте внимательны! Педагог диктует инструкцию. 5 шагов вперед, повернуться налево 5 шагов вперед, поворот направо, 6 шагов вперёд. Нашли? Молодцы! | Дети ищут карту-путеводитель. Находят, рассматривают, делятся эмоциями и предположениями. |
Игра «Сравни фигуры» Итак, посмотрим, что в нашей карте-путеводителе. Первый пункт называется «Геометрический». Скажите, какие геометрические фигуры вы знаете. - Все верно: круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат. Молодцы. А как называется вот эта фигура (демонстрирует кубик, дети отвечают), а как вот эта (демонстрирует пирамидку)- она похожа на треугольник. Верно! Это пирамидка. А вот эта (показывает шарик)- верно это маленький шар. - Все эти фигуры рассыпались, и вам, ребята, нужно их собрать. Начинайте! (Инструкция: дети собирают фигурки, считают сколько и каких фигур получилось. Каких больше или меньше. Это задание служит для разделения детей на три команды для последующего испытания. Дети делятся соответственно выбранным фигуркам: шар, пирамидка, кубик, их количество должно быть равным по одной фигуре на каждого ребенка.) | Перемещаются согласно карты на пункт под названием «Геометрический». Собирают и называют геометрические фигуры. определяют, что количество фигур равно (либо каких и на сколько больше, каких меньше). Делятся на три команды в соответствии с выбранной фигурой.
| |
-Давайте посмотрим дальше на нашу карту. Следующий пункт – «Сбербанк». Дидактическая игра «Сберегательный банк». Воспитатель: - Смотрите, ребята следующий пункт в нашей карте - «Сберегательный банк» (на экране появляется изображение Банка). - Кто знает, что это за здание такое - Сберегательный банк? - В Банке люди хранят свои сбережения. Для этого необходимо открыть сберегательный вклад. Пока сбережения находятся на вкладе Банк платит их владельцу дополнительные средства. Таким образом, сумма сбережений возрастает. - Но для этого нужно соблюдать правила Банка, например, не забирать сбережения раньше оговоренного срока. Все правила закреплены специальным документом, его называют - договор. - Здесь мы попробуем заработать деньги, выполнив задание. Для каждой команды я буду зачитывать по одной математической задаче. Чтобы получить монетку, нужно решить правильно задачу. Готовы? Задание выполняется тремя командами в том же составе. - Каждая команда получает по одному кошельку определённого цвета и разноцветные «бумажные купюры». - Необходимо положить в них «бумажные купюры», соответствующие цвету кошелька. А для того, чтобы понять сколько «купюр» класть в каждый кошелек, потребуется решить пример. Примеры написаны на карточках, решив их, вы легко справитесь! Например: в красный кошелек нужно положить столько красных «бумажных купюр» 7+2=?. Итак, карточки с примерами и «деньги» перед вами. Можете начинать! -Давайте проверим, как вы выполнили задание. - Молодцы вы справились! Вместе нам удалось заработать «деньги» на праздник для Буратино. | Продвигаются по указателям карты к «Сберегательному банку». Занимают свои места по командам. Высказывают свои предположения о том, что такое Банк. Слушают сообщение педагога.
Продолжают игру тремя командами. Решают пример на карточке вместе, кладут в кошелек соответствующие количество «купюр» по цвету кошелька. Каждая команда по очереди рассказывает каких «купюр» и сколько они решили положить в свои кошелечки- вклады. Смотрят карту, продолжают игру.
| |
-Ребята, вы отлично поработали! Теперь настало время отдохнуть! Смотрите куда ведет нас карта? - Именно так! По карте мы должны оказаться на «Математической полянке» - это место отдыха. Вперед! |
Смотрят в карту. Перемещаются по ней на место проведения физминутки. | |
Используются мультимедийные слайды. Физминутка «Математическая полянка». Сколько точек в этом круге, Столько раз поднимем руки. Сколько елочек зеленых, Столько сделаем наклонов. Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас, А прихлопнем столько раз, Сколько ежиков у нас. | Дети обращают внимание на слайды презентации и считают нужные изображения, координируя их с действиями. Возвращаются на свои места. | |
| - Теперь самое время отправиться за покупками к празднику. Каждая команда возьмите с собой кошелёчки. Дидактическая игра «Правильные покупки» - Следуя карте, мы перемещаемся в магазин. Инструкция: на экране появляется изображение магазина, перед детьми располагаются цифры. Каждая команда выбирает цифру по своему желанию. - Здесь необходимо купить продукты для праздника. Каждая команда выбирает себе по одной любой цифре, которые лежат перед вами. Все вы знаете, что в магазине рядом с каждым товаром тоже есть цифра. Эти цифры, как вы думаете, что означают? Правильно - это цена. Вам необходимо купить такие товары, которые в сумме с вашей цифрой образовывают цифру 10. Здесь вам понадобятся знания о составе числа. Давайте потренируемся. К примеру, вы выбрали цифру 5. До 10 вам сколько нужно добавить? Значит, вы покупаете товар на 5 рублей. - Все готовы? Тогда отправляемся за покупками. - Молодцы, ребята! Купили все необходимое для праздничного стола.
| Отправляются за покупками в импровизированный магазин, совершают покупки согласно инструкции. Закрепляют знания о составе числа.
Каждая команда проговаривает, на какую сумму они приобрели товар.
|
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности | Воспитатель: - Ребята, мы с вами успешно выполнили все задания и теперь осталось приготовить угощение для друзей Буратино. Готовить мы с вами будем пиццу! Инструкция. Педагог предлагает ребятам на выбор математический рецепт пиццы и основу для пиццы. Играть будем командами. - Какие аппетитные угощения у вас получились! Так и хочется попробовать! Теперь у Буратино будет настоящий праздник! И всё благодаря вашим знаниям и помощи! - А наша квест-игра подошла к концу.
| Выполняют задание игры по инструкции «готовят пиццу». Дети на выбор выбирают любую инструкцию приготовления «пиццы». На ней схематично изображены продукты и их количество, необходимое для каждого вида «пиццы». |
Подведение итогов | - Вам понравилось игра? - Ребята, а кому мы сегодня помогали? Верно, мы помогли Буратино, он оказался в сложной ситуации и не знал, как ему организовать свой праздник. - Как вы считаете, вы справились со всеми заданиями? (индивидуальные ответы детей). - Что вам помогло выполнить задания? - Скажите, какой момент больше всего вам понравился? - Что для вас показалось самым сложным? - Что нового вы узнали? - С кем вы хотите поделиться тем, что узнали? - Вы сегодня молодцы, помогали друг другу при выполнении заданий. | Дети отвечают, как важно и интересно оказывать помощь другим. И о том, что когда помогаешь другим испытываешь чувство радости. Приходят к выводу о том, что любое дело получается, если взяться за него сообща. Педагог индивидуально отмечает успехи каждого ребёнка и оценивает их. |
Рефлексия «Настроение» | - Ребята, а сейчас я предлагаю вам занять место рядом с тем смайликом, который соответствует вашему настроению. Педагог раздает всем участникам памятные шоколадные монетки. | Соотносят свои чувства и эмоции с изображениями смайликов. Рассказывают о своих чувствах и эмоциональном настрое. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест-игра по формированию предпосылок финансовой грамотности в старшей группе "Поможем Буратино вернуть монеты".
В последнее время всё чаще появляются вопросы - нужно ли обучать детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, не рано ли?Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является форм...
Квест-игра с педагогами по финансовой грамотности "Финансовый ринг"
Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности в рамках МО...
Квест-игра с педагогами по финансовой грамотности: "Вернем Буратино золотые монеты"
В рамках самообразования инструктора по физической культуре Симкало Т.В., была организована выставка игр по «Функциональной грамотности».Педагоги смогли не только посмотреть представленные...
Методическая разработка квест – игры на тему: «Квест к Королеве Математики»
Методическая разработка квест – игры на тему: «Квест к Королеве Математики»...
Квест-игра по познавательному развитию (финансовая грамотность) Тема: «Гуси-Лебеди»
Новизна данной работы состоит в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть г...
Методическая разработка по основам финансовой грамотности старших дошкольников по теме "Что такое деньги?"
Методическая разработка будет полезна педагогическим работникам образовательных организаций, занимающихся фнансовым просвящением детей, и способствуют формированию у детей необходимой мотвации для пов...