Консультация по финансовой грамотности
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

"Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_finansovoy_gramotnosti.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5»

 

Консультация для педагогов

«Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

         Подготовила:

Завьялова Юлия Сергеевна

     Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.

     Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

     Процесс финансового воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

     Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно – тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.

     Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

     Сделать финансовое воспитание понятным помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

     В сюжетно – дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных финансовых знаний.

     Одной из форм познавательно – игровой деятельности является комплексно – тематическое занятие. Так, финансовым содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром.

     Это даёт возможность интегрировать задачи финансового воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно – тематических занятий новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

     Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, весёлые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), разыгрывание «финансовых» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты.

     Особый интерес вызывают развлечения («Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», «Бизнес-клуб», «Аукцион»), включающие финансовые, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.

     Для усвоения финансовых знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение финансовым содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с финансовым содержанием, народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

     Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой финансовый опыт народа, используются для воспитания таких «финансовых» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.

     В них финансовое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешения которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.    Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – финансовую грамотность.

     Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребёнка к финансовым знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.

     Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.

     В игротеках должен быть представлен весь необходимый комплекс дидактических материалов, игр и пособий, используемый в воспитании финансовой грамотности дошкольников.

     Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

     Работа по воспитанию финансовой грамотности дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.

     Однако это в настоящее время представляет собой определённую проблему. Результаты анкетирования показывают, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность финансового воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру финансов.

     Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по воспитанию финансовой грамотности у старших дошкольников.

К ним относятся:

информирование родителей о задачах и содержании воспитания финансовой грамотности у детей в детском саду и в семье;

участие родителей в работе по воспитанию финансовой грамотности детей в дошкольном учреждении (ярмарки, праздники, конкурсы);

создание обогащённой развивающей среды в домашних условиях;

организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьёй.

     Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты, и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к воспитанию у детей финансовой грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по финансовой грамотности "Карманные деньги"

Советы  о воспитании финансовой грамотности у детей...

Консультация по финансовой грамотности

Консультация для родителей об актуальности развития финансовой грамотности у детей и практическими советами....

Консультация по финансовой грамотности

quot;Как обучить ребенка финансовой грамотности"...

консультация по финансовой грамотности

консультация по финансовой грамотности...

Консультация "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов ДОУ по основам финансовой грамотности....

Консультация "Формирование финансовой грамотности у детей"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими упра...