ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

МАРИНА ВИКТОРОВНА КОЛЕСНИКОВА

«Деньги – это средство воспитания,

И с ними необходимо знакомить

Уже в дошкольном возрасте»

                                           А.С. Макаренко

Ранее в дошкольных образовательных учреждениях не  акцентировалось внимание  на формировании у детей финансовой грамотности. Нами было принято решение разработать и внедрить в практическую деятельность проект «Финики», направленный  на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_finansovoy_gramotnosti_.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Колесникова Марина Викторовна (г. Новокузнецк)

Ильина Марина Владимировна (г. Новокузнецк)

«Деньги – это средство воспитания,

И с ними необходимо знакомить

Уже в дошкольном возрасте»

А.С. Макаренко.

Сегодня каждый понимает, что судьба Государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому, удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, что каждый человек должен рационально и правильно управлять своими финансами. Детям необходимо знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Ранее в дошкольных образовательных учреждениях не  акцентировалось внимание  на формировании у детей финансовой грамотности. Нами было принято решение разработать и внедрить в практическую деятельность проект «Финики», направленный  на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Целью нашего проекта является формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Исходя из цели, выделили задачи:

Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.);

Знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой, учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт- деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества;

Учить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

Воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Для реализации проекта применялись такие формы работы с воспитанниками: просмотр мультфильмов «Как старик корову продавал», «Муха – цокотуха»; чтение художественной и познавательной литературы: «История возникновения денег», «В общем, о деньгах», «Полезные экономические навыки и привычки в быту», Б.В. Минин «Доверчивый зайчик», Т.В. Грекова «Клад», и др.; дидактические игры: «Доходы и расходы», «Что где продается?», «Свинка копилка» и др.; тематические альбомы; сюжетно – ролевая игра «Магазин продуктов»; НОД; ЛЭПБУК «Юные финансисты»; заучивание пословиц и поговорок; драматизация сказки «Муха – Цокотуха».

К проекту были привлечены родители воспитанников. Для родителей были изготовлены папки передвижки: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность», «Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве»; ЛЭПБУК «Финансовая грамотность дошкольников», анкета «Мой ребенок и финансовая грамота»; буклеты. Вместе с детьми изготовили  копилку своей семьи из разнообразных природных материалов.

В процессе работы над проектом дети познакомились с профессиями, связанными с экономикой, с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата), что деньги не «растут» на деревьях, а зарабатываются своим трудом; правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Проект способствовал саморазвитию личности каждого ребенка, воспитывал в них целеустремленность, индивидуальность и инициативность. Проектная деятельность необходима в воспитательно – образовательном процессе, так как это позволит обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка, обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности, реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений, обеспечить эмоционально – личностное и социально – нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Воспитанники за время реализации проекта получили необходимые знания, а родители заинтересовались вопросами финансовой грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «К копейке копейка – проживет семейка!»

В данной статье мы рассматриваем один из приоритетных национальных проектов в сфере образования - проблему формирования основ финансовой культуры посредством освоения дошкольниками правил и норм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Азбука финансов»

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Цель: знакомство воспитанников старших и подготовительных групп с основами финансовой грамотности на доступном уровне с помощью игры...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 5-7 ЛЕТ) «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ УЛЫБКА»

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС), парциальной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников&r...