Финансовый квест
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Светлана Валерьевна Булатова
Цель: формировать  основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 
Обучающие задачи:
  • формировать у детей элементарные представления о денежной системе России и других стран;
  • закрепить полученные ранее знания о понятиях «товар», «покупка», «зарплата»;
  •  познакомить с понятием  «пластиковая банковская карта» и «подарочный сертификат»;
  • развивать умения определять пространственные направления от себя, выкладывать в заданном направлении.
Воспитательные:
  • формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • воспитывать любовь к близким и родным людям, заботливое отношение к ним;
  • понимать и ценить окружающий предметный мир: мир вещей как результат труда людей.
Развивающие:
  • развивать у детей интерес к совместной деятельности;
  • развивать любознательность, наглядно-образное мышление и речь.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_finansovyy_kvest.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АЛАПАЕВСКОЕ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лёвушка» общеразвивающего вида

c приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников

Проект педагогического мероприятия (занятия)

 с детьми 7-го года жизни

в рамках социально-коммуникативного развития

Тема:   «Финансовый квест»

Выполнил автор:

Булатова Светлана Валерьевна,

воспитатель высшая кк;

Адрес ДОУ: р.п. В. Синячиха

ул. Октябрьская, 27

Телефон автора: 89193894321,

e-mail автора: svetlana.25101975@yandex.ru

р.п. В. Синячиха, октябрь 2022 год

Форма организации: Квест-игра

Цель: формировать  основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Обучающие задачи:

  • формировать у детей элементарные представления о денежной системе России и других стран;
  • закрепить полученные ранее знания о понятиях «товар», «покупка», «зарплата»;
  •  познакомить с понятием  «пластиковая банковская карта» и «подарочный сертификат»;
  • развивать умения определять пространственные направления от себя, выкладывать в заданном направлении.

Воспитательные:  

  • формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • воспитывать любовь к близким и родным людям, заботливое отношение к ним;
  • понимать и ценить окружающий предметный мир: мир вещей как результат труда людей.

Развивающие:  

  • развивать у детей интерес к совместной  деятельности;
  • развивать любознательность, наглядно-образное мышление и речь.  

Планируемый результат, выраженный в целевых ориентирах:

  • задают вопросы, любознательны, с интересом воспринимают проблемные ситуации, которые предлагает взрослый;
  • могут аргументировать свои суждения, устанавливать причину и следствие;
  • могут использовать знаковые средства;
  • готовы помогать друг другу, договариваться, могут взаимодействовать в команде;
  • осознают главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье, любовь близких людей – за деньги не купишь.

Средства:

зрительный ряд: мягкие игрушки Мудрое Семя, Фея Копеечка, Прозрачная Капелька, Фея Секундочка, сейф с тремя замками, 3 ключа, конверт с письмом, конверт с подарочным сертификатом,  игрушка-сердце; знаковые картинки и печатные слова для игры «Покупки».

мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: ноутбук или телевизор, флеш-карта.

раздаточный материал: разрезной пазл «Стол», набор картинок  с изображением денежных единиц разных стран.

Этапы (последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия,

деятельность педагога

Действия воспитанников, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

 I.Знакомство 

Цель: формирование добрых взаимоотношений с детьми.

Привлечь внимание детей, заложить основу доверительных отношений.

Узнать, есть ли среди детей читающие, владеющие грамотой.

- Ребята, здравствуйте, я рада вас видеть! Давайте знакомиться? Я уже знаю, как вас зовут … (педагог называет  их по именам, выдерживает  паузу)

- Как думаете, откуда?

- А как меня зовут, хотите узнать?  Можете спросить меня об этом.

- Вот мы и познакомились.

 Cвободно располагаются в группе, слушают, высказывают предположения, знакомятся с педагогом.

II.Мотивация к деятельности

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Показать детям принесённый с собой предмет – сейф,  не называя его.

Обратить внимание детей на конверт, приклеенный к сейфу

Создать игровую, проблемную мотивационную ситуацию

-На входе в вашу группу я нашла вот этот предмет. Вы знаете, что это такое?

- Да, это сейф. А для чего он нужен?

- Мне интересно, что в нём находится. А вам?

- Посмотрите, сейф закрыт. Сколько на нём замков? Что нужно, чтобы его открыть?

- Вы не видите поблизости ключей?

-Как же нам быть? Какие будут предложения?

(Педагог вместе с детьми находит конверт на сейфе, в нём письмо)

-«Здравствуйте, ребята. Я Мудрое Семя. Это сейф, в котором находится сюрприз для вас. Но добраться до него смогут только самые сообразительные и внимательные ребята, которые найдут все три ключа к этим замкам! Ключи охраняют мои друзья. В конверте находится первая подсказка. Удачи!!!»

- Вы готовы  искать ключи по подсказкам?

Слушают, беседуют, отвечают на вопросы педагога.

Находят первую подсказку.

Слушают текст письма.

Откликаются на поиск ключей.

III.Поиск, решение проблемы

Цель: опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового опыта, умения, выработка навыка

Стимулировать к  самостоятельной  коллективной деятельности, общению, умению договариваться

Создать условия для развития речи детей, умения вести беседу.

Закрепить понятие: товар, покупка, деньги.

Создать ситуацию выбора, умения договариваться.

Закрепить выкладывание предметов по нарастающей (от меньшего к большему).

Развивать умение определять пространственные направления от себя (слева-направо).

Развивать навыки культуры речи

Познакомить со знаковой и печатной системой изображения  слов и понятий

Создать условия для развития воображения, зрительной памяти.

Эмоционально вовлечь в образовательную деятельность

Создать игровую, поисковую ситуацию

Использовать ИКТ технологии в образовательной деятельности

Закрепить понятие «банковская пластиковая карта», «зарплата».

- Тогда слушайте: «Соберите пазл и вы поймёте, где находится первый ключ»

- Где мы будем искать первый ключ?

 (Педагог наблюдает за поиском первого ключа, после того как дети нашли первого персонажа, берёт  его в руки и начинает беседу)

- Это Фея Копеечка. Чтобы получить у неё ключ, нужно ответить на вопросы и выполнить задание. Вы готовы?

- Фея Копеечка говорит, что за ключ нужно заплатить. А чтобы что-то купить, нужно за этот товар …?

- Чем мы платим за товар?

- Какие бывают деньги?

- Как называются железные деньги?

- А бумажные?

- Во всех странах деньги одинаковые? Деньги каких стран как называются?

- Правильно. Каждое государство имеет свои деньги: Америка – доллары, Франция и Германия – евро, Россия – рубли. И вот задание от Феи Копеечки.

Задание1: Найди среди карточек с изображением купюр только те, на которых изображены  российские деньги, выложите  их в порядке возрастания.

Задание 2: Какая из выбранных купюр самая дорогая, что на неё можно купить из предложенных предметов?

- В вашей группе есть телевизор? Покажите, пожалуйста. Но перед этим поблагодарим Фею Копеечку за ключ и за то, что мы с пользой провели время, узнали много интересного о деньгах.

(благодарим и отправляемся на поиски телевизора, в котором спрятан сказочный персонаж и  второй ключ)

- Это Прозрачная Капелька. Чтобы получить у неё ключ, нужно поиграть с ней. Вы готовы?

Двигательная игра «Покупки»

- Хлопните в ладоши и скажите «ДА», если предложенный товар можно купить за деньги. Топните ногой и скажите «НЕТ», если товар купить нельзя. Будьте внимательны.

(педагог показывает  им знаковое изображение товара,  и обязательно напечатанное название)

ТОВАР: дом, конфеты, книги, счастье, мама, цветы, одежда, солнце, молоко, здоровье, самолёт, воздух, планета, смех, стол, мечта, велосипед, любовь.

- Что же мы не можем купить за деньги?

- А любовь можно купить? Как вы сами можете показать родному человеку, что вы любите его, с помощью каких знаков?

( педагог подталкивает на поиск ответа: воздушный поцелуй, сердечко, сложенное из рук и т.д.)

-Один из перечисленных знаков, которые нельзя купить есть в вашей группе, найдите его, пожалуйста. Но перед этим поблагодарим Прозрачную Капельку за ключ и за интересную игру.

(педагог вместе с детьми отправляется на поиски игрушки-сердца, внутри которого ключ и следующий персонаж - Фея Секундочка, в её  руке кошелёк, а в нём пластиковая карта и флешка)

- Это Фея Секундочка. Чтобы получить у неё ключ, нужно ей помочь. Фея хочет посмотреть мультфильм  на флешке, но не знает, как это сделать. Поможем ей?

(возвращаемся к телевизору и смотрим мультфильм «Фиксики. История вещей. Пластиковая карта», затем беседуем)

- Ваши родители с помощью чего расплачиваются за покупки в магазине?

- Откуда на карте у взрослых появляются деньги?

- А как называются деньги, которые родители получают на работе? (зарплата)

- Молодцы, всё верно. Сколько у нас ключей?

Нужно попробовать открыть сейф, потому что Фея Секундочка попросила поторопиться, у нас мало времени.

(педагог вместе с детьми возвращается к сейфу, открывают его)

Находят в конверте пазл, собирают, получают изображение стола.

Отвечают на вопросы.

Приступают к поиску первого ключа и находят игрушку и первый ключ.

Поддерживают педагога, слушают задание, беседуют.

Рассуждают, предполагают.

Слушают задание, учатся договариваться, затем совместно дружно выполнять задание.

Благодарят Фею Копеечку, переходят к телевизору.

Находят вторую игрушку и ключ. Откликаются на предложение поиграть.

Слушают правила игры.

Выполняют действия согласно правилам игры.

Отвечают на вопросы педагога, рассуждают.

Стараются с помощью рук, движений передать понятие любви.

Благодарят Прозрачную Капельку

Находят третью  игрушку и ключ. Откликаются на предложение о помощи.

Смотрят мультфильм.

Беседуют с педагогом, отвечают на вопросы.

Возвращаются к сейфу, подбирают ключи к замкам, открывают сейф.

IV. «Открытие ребёнком нового знания, освоение умения, способа деятельности

Цель: формирование представлений о подарочном сертификате, его отличия от банковской карты.

V.Открытость

Организовать и познакомить детей с понятием «подарочный сертификат», правилами пользования им.

Создать ситуацию коллективного выбора и договорённости для принятия решения.

(Внутри сейфа игрушка - Мудрое Семя, в руках конвертик с подарочным сертификатом )

- Мудрое семя очень радо, что вы такие умные, сообразительные, справились со всеми заданиями и открыли сейф. За ваш труд Мудрое Семя дарит вам подарочный сертификат.  Он какой?  (пластиковый)

- Чем он отличается от карты банка?

- От карты банка подарочный сертификат отличается тем, что им можно воспользоваться в магазине только один раз для покупки. А на какую сумму можно сделать покупку вам подскажет число, напечатанное на сертификате.

-Какое число на вашем сертификате? На какую сумму можно сделать покупку?

- Только сертификат один на всех, как правильно им воспользоваться, вы решите сами потом, все вместе с вашим воспитателем. Хорошо?

Находят Мудрое семя и сюрприз.

Отвечают на вопросы,

Рассматривают подарочный сертификат.

 

Высказывают свои предположения.

Соглашаются на разумное использование подарочного сертификата, учатся договариваться.

VI.Рефлексия

Цель: осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности

Стимулировать детей к оценке своей деятельности.

- Ребята, к чему же мы сегодня стремились на протяжении всего занятия?

- Чтобы что-то купить в магазине, что нужно человеку?

- А всё ли покупается и продаётся за деньги?

- Что не купить?

- Чтобы человек сам выбрал себе подарок, что можно ему подарить на день рождения?

-Сегодня вы стали моими друзьями, мы подружились. Я так рада, что побывала у вас, познакомилась с такими замечательными детьми, что даже не хочется расставаться. Но занятие подошло к концу, спасибо вам за него. До свидания!

Учатся делиться своими впечатлениями с педагогом и сверстниками, понятно и подробно отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект финансовой квест-игры для старших дошкольников «Сказочные приключения с Финграмиком»

Как формировать финансовую грамотность у дошкольников, чтобы эта наука стала для них увлекательной и интересной? Как обобщить, систематизировать материал, полученный детьми в течение года в процессе о...

Квест-игра с педагогами по финансовой грамотности "Финансовый ринг"

Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности в рамках МО...

Квест - игра для педагогов ДОУ по финансовой грамотности «Финансовый гений»

Деловая квест - игра для педагогов «Финансовый гений» была разработана и проведена в целях совершенствования знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В п...

Конспект квест-игры по финансовой грамотности для старших дошкольников: «Азы финансовой грамотности»

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры....

Конспект квест-игры по финансовой грамотности для старших дошкольников: «Азы финансовой грамотности»

Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с элементами финансовой грамотности посредством квест-игры....

Квест-игра по финансовой грамотности в рамках фестиваля по Финансовой грамотности

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.#finfest24.https://vk.com/rcfg24...

Конспект квест-игры по финансовой грамотности "Азы финансовой грамотности" для детей старшей и подготовительной группы.

В данном конспекте представлен материал по новой направленности во всех детских садах - "финансовая грамотность". Сейчас, по моему мнения, дети должны со старшего дошкольного возраста понима...