Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме "Путешествие в страну Финансов"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме "Путешествие в страну Финансов"


Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

Задачи:

  • Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
  • Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
  • Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
  • Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
  • Развивать познавательную активность.
  • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического задания.
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию, бережливость, честность, взаимовыручка, щедрость.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и банкнот, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок.

Оборудование: мультимедийное оборудование, денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, листы бумаги А-4 на каждого ребенка, шаблоны платья и машинки (простые карандаши, ножницы), картинки для игры «Варим борщ».

Ход образовательной деятельности

Организационная игра

В нашей группе яркое

Солнышко сияет!

Здесь ребята дружные,

Это каждый знает!

Ты – мой друг и я – твой друг!

Как прекрасен мир вокруг,

Мы друг другу улыбнёмся,

Дружно за руки возьмёмся.

Стоя в кругу – ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель: Ребята, на почту детского сада пришло письмо. Без обратного адреса, от кого не известно. Но зато есть загадки, отгадав которые мы узнаем автора этого письма.

Загадки

На товаре быть должна
Обязательна ... (цена)

Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются… (товар).

И врачу, и акробату
Выдают за труд ... (зарплату)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в…(банке)

Воспитатель: Ребята, где используют эти термины? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, это финансовые термины. И я вам предлагаю отправиться в путешествие в Страну Финансов. Закрывайте глаза и повторяйте за мной: "Вокруг себя повернись и в стране финансов очутись".

Воспитатель: Вот мы и в стране Финансов, в которой нас ожидают различные испытания, выполнив которые, мы узнаем великую тайну финансов и все, что с ними связано.

(На экране изображение реки).

- Что мы здесь видим? Ребята, это не просто река, Это Река Времени. Сейчас мы с вами отправимся в разные эпохи, посмотрим и определим, какие деньги существовали в разное время.

*У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки.

Воспитатель: А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Были ли деньги у древнего человека?

С течением времени на Руси появились первые монеты, которые люди подвязывали на веревочку и носили на шее. Первые бумажные деньги появились во время правления императрицы Екатерины 2. Мы живем с вами в современном мире, и наши деньги изменились по отношению к прошлому веку.

Испытание 1. Дидактическая игра "Найди современные деньги" 

(дети раскладывают деньги в 2 коробочки "современные деньги" и "старинные деньги".)

Воспитатель: А для чего людям нужны деньги? (ответы детей)

  • для покупки продуктов питания; одежды;
  • для оплаты бытовых услуг;
  • для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);
  • для оплаты услуг (уточнить, каких именно);
  • для оплаты проезда на транспорте;
  • для покупки подарков;
  • на благотворительность.

Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Что из себя представляют современные деньги? (монеты, банкноты).

Воспитатель: Правильно. Давайте рассмотрим монеты. Какие они? (ответы детей)

Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).

Воспитатель: Какие монеты вы знаете? (показ на экране дети называют монеты разного достоинства).

Давайте рассмотрим бумажные деньги - банкноты. Какие они?

Дети: Бумажные, прямоугольные, шуршат.

(можно продемонстрировать шуршание банкнотой).

Воспитатель: Какие банкноты вы знаете?

(Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям на экране).

Испытание 2. Денежное дерево»

Воспитатель: Здесь вопрос! «Что получает взрослый за свой труд?»

(Ответы детей).

Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход – это денежные средства полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени.

А для чего людям нужны деньги? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).

Испытание 3. Игра «Дополни»

Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

  • Монета круглая, а банкнота …
  • Банкнота бумажная, а монета …
  • Монета звенит, а банкнота …
  • Монета металлическая, а банкнота…

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают "безналичные деньги". Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

Воспитатель: А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей)

Совершенно, верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда. Может ли человек за свой труд получать больше денег или не может? (Ответы детей)

Воспитатель: Внимание на экран.

(На экране изображена автомастерская и ателье)

А что получает взрослый за свой труд? (Ответы детей).

Да, он получает зарплату - деньги. Это будет его доход. Доход - это денежные средства, полученные лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени

Когда вы приобретаете что - то на свои деньги, вы их тратите или не тратите? Ваши затраты - это расход.

Физкультурная минутка.

А теперь еще игра.

Помогайте мне, друзья.

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – покушать купить, (отгибаем средний палец)
Четвертая – одежду и обувь купить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

Испытание 4. Игра "Выполни работу качественно"

Воспитатель: Мы с вами будем работать, кто хочет работать в ателье - проходят за эти столы, кто в автомастерской - садятся за эти столы. (Садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, которые работают в ателье, у вас у каждого имеется ткань (лист бумаги) и выкройка платья. Вам нужно выкроить как можно больше платьев.

Ребята, которые работают в мастерской по изготовлению автомобилей Вам нужно изготовить как можно больше автомобилей. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: - Давайте посчитаем, сколько платьев у вас получилось. (Дети считают)

- Кто экономнее раскроил ткань? Кто больше заработает денег? (Ответы детей)

- А теперь давайте посмотрим, сколько машин изготовили в автомастерской? (Дети считают)

Воспитатель: Ребята, а когда мы зарабатываем деньги, это как называется? А когда тратим?

  • Доход - это деньги полученные в результате работы.
  • Расход - это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
  • Бюджет - это подсчет доходов и расходов.

Воспитатель: а теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Воспитатель: а теперь давайте представим, что ваши родители попросили вас купить продукты для покупки борща. Куда мы с вами можем отправиться за покупками? (на рынок, супермаркет)

Испытание 4. «Профессии»)

Воспитатель:Дети, здесь снова вопрос. « Где люди берут деньги?» (Ответы детей).

Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда.

Игра « Угадай профессии людей и сказочных героев»

Суть игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. А вот и награда (воспитатель достаёт из конверта купюру достоинством 1000 рублей, с обратной стороны написано окончание загадки).

Домашнее задание: Рассмотреть вместе с родителями деньги: монеты, купюры, пластиковые карты. Узнать у родителей, как они зарабатывают деньги (профессия их и продукт труда).

Выход из деятельности

Полчаса мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме "Путешествие в страну Финансов"

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме "Путешествие в страну Финансов" Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного воз...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме "Путешествие в страну Финансов"

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме "Путешествие в страну Финансов" Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного воз...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Финансов вместе с фиксиками»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Путешествие в страну Финансов вместе с фиксиками»...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе " Путешествие в страну Финансов"

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе " Путешествие в страну Финансов"...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме "Путешествие в страну Финансов"

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластик...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме "Путешествие в страну Финансов"

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластик...

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе по теме "Путешествие в страну Финансов"

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластик...