Влияние дидактических игр на экономическое развитие ребенка
презентация к уроку по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Актуальность

В настоящее время финансовое образование дошкольников является новым направлением в дошкольной педагогике. Связано это с тем, что финансовая грамотность выступает как глобальная социальная проблема, которая неотделима от ребенка с раннего возраста.

Для формирования финансовой грамотности у дошкольников можно использовать различные дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой такую целенаправленную деятельность, когда каждый участник решает главную задачу и ориентирует свое поведение на положительный результат или выигрыш.

 

Цель: ознакомить с одним из средств формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. 

Задачи

1.Сформировать первичные экономические понятия; 

2. Показать правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей. ​

3. Сформировать правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Использование дидактической игры для развития финансовой грамотности у дошкольников является эффективным педагогическим средством, обеспечивающим формирование представлений об основных экономических категориях, а также делающим данный процесс интересным и увлекательным. Воспитатель должен подбирать дидактические игры в соответствии с возрастными особенностями, потребностями, возможностями детей дошкольного возраста.

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

Современные дети принимают активное участие в покупках, ежедневно слышат от взрослых и сверстников такие понятия, как деньги, продукты, дорого, дёшево, услуги, экономить и т. д. Именно дошкольный возраст становится самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам. 

У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет. 
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.

     Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри , занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей

Основная форма обучения — играИменно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

 В дидактических играх  уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Сделать экономику доступной, понятной и интересной помогают дидактические игры. Дидактическая игра «Профессии» позволяет закреплять представления о содержании деятельности людей различных профессий и орудиях труда, развивать логическое мышление. В процессе игры дошкольники составляют логические пары (профессия и орудие труда), рассказывают об особенностях данной профессии, назначении предметов труда. Игру можно усложнить и предложить дошкольникам определить, людям каких профессий необходимо данное орудие труда. Дидактическая игра «Профессиональная одежда» помогает закрепить представления дошкольников о спецодежде людей различных профессий, развивать мышление, воображение и связную речь. Игрок должен назвать одежду, изображённую на выбранной им карточке, определить, людям какой профессии может она принадлежать, описать её назначение. При различных вариантах, кому может принадлежать данная спецодежда, назвать возможные профессии, объяснив своё мнение. Например, белый халат может быть профессиональной одеждой не только врачей, ветеринаров, но и продавцов, пекарей, лаборантов, инженеров, исследователей в области науки и техники. Дидактическая игра «Кому необходима данная профессия». Не каждый из нас задумывается, как взаимосвязан труд людей. Данная игра позволяет расширить представления дошкольников о необходимости и важности профессий, развивает логическое мышление и творческое воображение. Игрок должен определить, людям каких других профессий необходимы результаты (продукты) труда данного работника. Например, профессия метеоролога необходима фермеру (для определения времени посадки сельскохозяйственных культур, полива растений и т. д.), сотрудникам авиации (безопасность полётов зависит от силы и направления ветра, осадков, условий видимости (туман) и речного/морского порта (для безопасного движения кораблей (уровень волнения моря или реки, силы ветра), работникам МЧС (при возможных стихийных бедствиях) и т. д. Лото «Магазины» закрепляет представления воспитанников о разновидности торговых объектов, развивает умение классифицировать предметы по общим признакам. Игроки выбирают одну или две карточки с изображением любого магазина. Ведущий описывает товар, не называя его, участники должны догадаться и определить, в каком магазине он продаётся. Игрок, угадавший предмет, продающийся в его магазине, кладёт его на свою карточку. Дидактическая игра «Предметы труда» способствует расширению представлений дошкольников об основных предметах труда людей различных профессий. Игрок должен назвать предметы труда, изображённые на карточке, рассказать о назначении данных предметов, определить, в какой профессии их используют. Дополнительные баллы игрок может получить, если назовёт продукт (результат труда) людей данной профессии. Например, ножницы для стрижки волос, фен для сушки и укладки, расческа для стрижки и укладки, — все эти предметы труда парикмахера. Результат труда парикмахера — красивая причёска, укладка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_1.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние дидактических игр на экономическое развитие ребенка Подготовила: воспитатель Абдрахманова Э.Л.

Слайд 2

Актуальность В настоящее время финансовое образование дошкольников является новым направлением в дошкольной педагогике. Связано это с тем, что финансовая грамотность выступает как глобальная социальная проблема, которая неотделима от ребенка с раннего возраста. Для формирования финансовой грамотности у дошкольников можно использовать различные дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой такую целенаправленную деятельность, когда каждый участник решает главную задачу и ориентирует свое поведение на положительный результат или выигрыш

Слайд 3

Цель работы : ознакомить с одним из средств формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста Задачи : 1.Сформировать первичные экономические понятия; 2. Показать правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей. 3. Сформировать правильное поведение себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

Слайд 4

Игра «Хочу и надо» Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Слайд 5

Игра «Кто кем работает?» Цель: закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику

Слайд 6

Математические пазлы Цель: систематизировать знания детей чисел от 1 до 10; закреплять навыки счета в пределах 10; развивать память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности.

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 5 – 6 ЛЕТ.

Дидактическая игра для детей 5-6 лет помогает осваивать материал в игровой форме, делая акцент на эмоционально-волевой фон. Учебный процесс в дидактической игре помогает ребенку учиться в  более ...

Доклад на педсовет: Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобал...

Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников

Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников...

Консультация для педагогов ДОУ "Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников"

В статье говорится о важности обучения дошкольников основам финансовой грамотности. Приведены примеры методов и приемов по знакомству детей с миром финансов....

Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников

Дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Именно формирование экономического...

Выступление на заседание районного методического объединения воспитателей по теме: «Влияние дидактических игр на экономическое развитие ребенка»

Выступление на заседание районного методического объединения воспитателей по теме: «Влияние дидактических игр на экономическое развитие ребенка»...