Обобщение и закрепление основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы посредством проекта «Путешествие по городу Рублёвск»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Актуальность проекта обусловлена тем, что ФГОС ДО ставит главной целью и результатом образования формирование общей культуры личности детей. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и развивает умение рассказать о них, в результате обогащается детский словарь, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания и осознанного бережного отношения к ним, что позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
Таким образом, введение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь гражданского, нравственного, трудового и экономического воспитания, что способствует становлению ценностных жизненных ориентиров в дошкольном возрасте.
Поэтому не случайно мы поставили задачу реализовать проект «Путешествие по городу Рублёвск».
Реализация данного проекта будет способствовать разностороннему развитию детей. Однако акцент мы сделали именно на познавательно-речевом развитии. Это обосновано тем, что у детей с ЗПР речь и познавательные процессы значительно отстают от возрастной нормы. Вовлечение детей с ЗПР в проект наряду с нормально развивающимися детьми поможет их речевому, социально-коммуникативному развитию, становлению норм и правил поведения в обществе и природе, развитию познавательных интересов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщение и закрепление основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы посредством проекта
«Путешествие по городу Рублёвск»
Авторы: учитель-дефектолог Троицкая Т.С.
воспитатель Блинова О.Н.
АВТОРЫ ПРОЕКТА: учитель- дефектолог, учитель-логопед Троицкая Т.С., воспитатели Блинова О.Н.
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: учитель-дефектолог, учитель-логопед Троицкая Т.С.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТА: познавательно-речевой.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: среднесрочный, 2 месяца
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной группы комбинированной направленности (нормально развивающиеся дети и дети с ЗПР), родители, учитель-дефектолог, учитель-логопед Троицкая Т.С., воспитатель Блинова О.Н.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Актуальность проекта обусловлена тем, что ФГОС ДО ставит главной целью и результатом образования формирование общей культуры личности детей. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и развивает умение рассказать о них, в результате обогащается детский словарь, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания и осознанного бережного отношения к ним, что позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
Таким образом, введение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь гражданского, нравственного, трудового и экономического воспитания, что способствует становлению ценностных жизненных ориентиров в дошкольном возрасте.
Поэтому не случайно мы поставили задачу реализовать проект «Путешествие по городу Рублёвск».
Реализация данного проекта будет способствовать разностороннему развитию детей. Однако акцент мы сделали именно на познавательно-речевом развитии. Это обосновано тем, что у детей с ЗПР речь и познавательные процессы значительно отстают от возрастной нормы. Вовлечение детей с ЗПР в проект наряду с нормально развивающимися детьми поможет их речевому, социально-коммуникативному развитию, становлению норм и правил поведения в обществе и природе, развитию познавательных интересов.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
1. Познавательно-речевое развитие детей, в том числе с ЗПР, через участие в проекте «Путешествие по городу Рублёвск».
2. Обогащение и закрепление основ финансовой грамотности .
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- продолжать расширять представления детей о труде взрослых, его необходимости, общественной значимости;
- продолжать развивать уважительное отношение к труду, к людям труда, деньгам;
- закреплять понятия, связанные с денежной сферой жизни: «деньги», «товар», «доход-расход», и др.;
- обогащать начальные навыки обращения с деньгами;
- продолжать развивать правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- обогащать словарный запас финансово-экономическими понятиями, продолжать развивать связную, грамматически правильную речь детей;
- способствовать познавательному развитию детей, их любознательности, активности;
- развивать социально-коммуникативные навыки (умение работать в коллективе, сотрудничать, взаимодействовать, слушать друг друга, поддерживать диалог, оказывать необходимую помощь);
- развивать внимание, память, словесно-логическое мышление, зрительное, слуховое, пространственное восприятие, фантазию, творчество;
- способствовать проявлению бережливости, экономичности, рациональности, деловитости и трудолюбия.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1. Подготовительный.
2. Основной (познавательно-речевой).
3. Творческий.
4. Итоговый.
ПЛАН ПРОЕКТА:
1 этап - подготовительный
- Составление плана реализации проекта.
- Обогащение развивающей предметно пространственной среды в группе, необходимой для реализации проекта (видеоматериалами, книжками-сборниками литературных произведений и речевых игр по фин. грамотности, мнемотаблицами, схемами для составления рассказов о профессиях).
- Формирование основ финансовой грамотности в рамках проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром и ФЭМП.
- Родительское собрание в форме круглого стола «Роль детской проектной деятельности «Путешествие по городу Рублёвск» для познавательно-речевого развития детей».
- этап- основной (познавательно-речевой)
- Серия занятий по финансовой грамотности : «Почему взрослые работают?», «Кто как работает?», «Что такое деньги?», «Как появились деньги?», «Откуда берутся деньги и на что они тратятся?», «Семейный бюджет: доходы и расходы», «Труд родителей берегу-помогаю как могу», «Экономим вместе с родителями» (в сопровождении озвученных презентаций, в том числе авторских).
- Чтение детской художественной литературы, обогащающей финансово-экономические представления детей (А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха-Цокотуха, Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка», Ш. Перро «Кот в сапогах», А.С. Пушкин «Сказка о попе, и о его работнике Балде», А.С. Пушкин « Сказка о золотом петушке», Ганс Христиан Андерсен «Огниво», В.П. Катаев «Цветик-семицветик» и др.).
- Просмотр мультипликационных фильмов по финансовой грамотности ( «Уроки тетушки Совы», Фиксики - серии: «История вещей – деньги», «Как делают деньги», «Деньги», «Трое из Простоквашино», «Приключения Буратино», «Золотая антилопа» и др.).
3 этап- творческий
1. Изготовление педагогами авторского дидактического пособия «Путешествие по городу Рублёвск».
2. Создание выставки книжек-малышек по финансовой грамотности (дети совместно с родителями).
3. Выставка рисунков по финансовой грамотности (дети совместно с родителями).
4. Посещение магазинов, банка, почты, аптеки, на пункт выдачи заказов и подготовка рассказов об увиденном (дети совместно с родителями).
5. Инсценировка сказки детьми подготовительной группы для детей средней группы.
6. Раскрашивание, вырезание, лепка предметов, имеющих отношение к денежной сфере.
4 этап - итоговый
1.Итоговая игра-путешествие «Путешествие по городу Рублёвск».
2. Подведение итогов проекта.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:
1. Авторское дидактическое пособие «Путешествие по городу Рублёвск».
2. Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, ноутбук).
3. Выставка рисунков «Финансовая грамотность».
5. Книжки-малышки по финансовой грамотности.
6. Диски с авторскими интерактивными играми, видеороликами, мультфильмами по финансовой грамотности.
9. Маски для инсценировки.
10. Памятные брелоки для детей.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА:
Список детской художественной литературы:
1.Н.Носов «Незнайка на Луне»
2. А. Толстой «Приключения Буратино»
3.К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
4.Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»
5.Ш. Перро «Кот в сапогах»
6.А.С. Пушкин «Сказка о попе, и о его работнике Балде»
7.А.С. Пушкин « Сказка о золотом петушке»
8. Ганс Христиан Андерсен «Огниво»
9.В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
10.Народная сказка « 3 поросенка»
11. Народная сказка «Заюшкина избушка»
12. Народная сказка «Вершки-корешки»
13. «Волшебный банкомат» Попова Т., Булавкина А.
14. «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги» Д. Бейли
15. Энид Блайтон «Приключения Нодди в игрушечном городе»
16. Елена Ульева «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»
17.Б.В Минин сказка «Доверчивый зайчик»
18. Сергей Федин «Финансовая грамотность»
19. Тимур Мазаев и Елизавета Филоненко «Дети и деньги»
20. Сергей Биденко и Ирина Золотаревич «Как рассказать детям о деньгах»
21.Белорусская сказка «Один заработанный рубль»
Список методической литературы:
1. Бичева И.Б., Десятова С.В. Теоретико-методологические подходы к содержанию понятия «образовательная среда» // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2017 - С. 130-134.
2. Бичева И.Б., Степаненкова А.В. Формирование элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста как научно-методическая проблема // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования.
3.Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста:учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун- та, 2015 - 89 с.
4.Горная Т.И. Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в семье // Современные наукоемкие технологии. 2016 - № 10-1. - С. 128-131.
5. Горяев А. Е. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам/авт.-сост. А. Е. Горяев, В. В. Чумаченко. - М.: Финансы, 2010 - 90 с.
6.Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников). Калининград, 2013 - 26 с.
7.Морозова И.А., Пушкарева М.А. «КРО. Развитие элементарных математических представлений», М., Из - во: Мозаика-Синтез, 2009.
8. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «КРО. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7лет с ЗПР, М., Из - во: Мозаика-Синтез, 2009.
9. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 1. - М. : Школьная пресса, 2005.
10. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С. Г. Шевченко. - Кн. 2. - М. : Школьная пресса, 2005.
11. Сидякина Е.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о деньгах как экономической категории. Тольятти: Наука Полис, 2017 - 41 с.
12. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2003 - №4. - С. 60-63.
13.Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
14. Ханова Т.Г., Прокофьева Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. - 2018 - № 1 (21). С. 25-31.
15. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д.
Шатова. – М., 2005 – 254 с.
Список интернет-ресурсов:
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
Минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Дети:
- имеют представления о труде взрослых, его необходимости, общественной значимости;
- уважительно относятся к труду, к людям труда, деньгам;
- имеют представления связанные с денежной сферой жизни: «деньги», «товар», «доход-расход», и др.;
- имеют начальные навыки обращения с деньгами;
- демонстрируют правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- умеют составлять описательные рассказы о животных, пользуются грамотной выразительной литературной речью. Дети с ЗПР умеют составлять рассказы и описания по опорным схемам;
- проявляют бережливость, экономичность, рациональность, деловитость и трудолюбие.
приобрели опыт продуктивной деятельности, в том числе совместной.
Педагоги:
- приобрели опыт проведения проектной деятельности;
- пополнили предметно-пространственную среду группы;
- повысили свой имидж среди педагогов ДОУ и родителей.
Родители:
- приобрели опыт сотворчества с детьми и педагогами;
- расширяют представления детей о мире финансов и экономики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания"
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Консультация для педогогов ДОУ "Основы финансовой грамотности"...
Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
В качестве средств формирования основ экономической культуры целесообразно использоание дидактических игр. Главной особенностью игр является то, что заданияя предлагаются в игровой форме....
Консультация на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Зачем и как заниматься с детьми экономикой. Консультация полезна для работников дошкольных учреждения и для родителей вопитанников....
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Авторы приводят примеры из собственного опыта по использованию сюжетно-ролевых игр к...
Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».
Цель: Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности...
Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы «Товароведы»
Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности у детей подготовительной группы «Товароведы» Подготовила: воспитательI квалификационной кат...