ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
статья по основам финансовой грамотности
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Авторы приводят примеры из собственного опыта по использованию сюжетно-ролевых игр как эффективного педагогического средства формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Аннотация
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Авторы приводят примеры из собственного опыта по использованию сюжетно-ролевых игр как эффективного педагогического средства формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова
Финансовое образование, финансовая грамотность, дошкольный возраст, игра, сюжетно-ролевая игра.
В настоящее время ребенок достаточно рано включается в экономический мир взрослых. Так как дошкольный этап является сензитивным периодом развития и социализации личности, развитие таких качеств как инициативность, ответственность, трудолюбие, способность к взаимодействию, восприятие происходящих экономических преобразований, умение принимать решения является актуальной проблемой. Это обусловливает необходимость формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Финансовая грамотность является совокупностью знаний о финансовом секторе, особенностях его функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах и умения их применять с полным осознанием итогов своих действий и готовностью нести ответственность за осуществляемые решения [1].
Финансовая грамотность дошкольника представляет собой умение ребенка распоряжаться своими доходами и расходами, принятие верного решения при распределении денежных средств, т.е. уметь не только тратить, но и сохранять и увеличивать свои финансовые средства [2].
Перед педагогами дошкольного образования ставятся задачи по формированию у детей финансовых представлений [3] (рис. 1):
Рис. 1. Задачи по формированию у детей финансовых представлений
Для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста рекомендуем использовать возможности сюжетно-ролевых игр.
Например, можно организовать сюжетно-ролевую игру «Торговый центр», цель которой состоит в обучении дошкольников рациональному использованию денежных средства при приобретении товара. Решаются следующие задачи: совершенствование умения к распределению между собой роли покупателей и продавцов; закрепление количественного счета; закрепление правил поведения в общественных местах; воспитание бережного отношения к вещам. Может участвовать вся группа.
Воспитатель говорит: Ребята, вы были в торговом центре? Какие магазины там есть? Какие есть развлечения? Кто работает в магазине? А в магазине сотовой связи? Аптеке? Кафе? Сегодня я предлагают побывать нам вместе в торговом центре и взять на себя роль работников, которые там трудятся.
Дети распределяют между собой роли и занимают соответствующие места: магазин «Продукты», «Одежда для всей семьи», «Евросеть», аптека, «Кафе», игровая комната. Остальные дети будут выполнять роли покупателей. Некоторых детей можно разделить на семьи.
Воспитатель: У вас есть деньги. Ваша задача купить нужный товар, постараться не потратить все деньги. А в конце игры мы посчитаем, кто и сколько потратил. Воспитатель знакомим детей с термином «шоппинг». Шоппинг – это посещение магазинов в торговых центрах и комплексах, покупка разных товаров – одежды, обуви, аксессуаров, подарков, косметики и др.
Воспитатель: Желаю удачной продажи, а покупателям приятных покупок! Идет игры по сюжету. После покупок воспитатель приглашает участников игры в мини-кинотеатр для просмотра сказки «Жадный бай». После просмотра сказка осуществляется анализ ее содержания. И в конце воспитатель вместе с детьми подсчитывает оставшийся бюджет, анализируют вместе потраченные деньги: нужно ли было покупать данный товар или нет?
Список использованной литературы
1. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О.В. Морозова. Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. 50 с.
2. Синицына В.Н. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность / // Молодой ученый. 2021. № 13 (355). С. 282-284.
3. Ханова Т.Г., Прокофьева Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. 2018. № 1(21). С. 25-31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания"
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Консультация для педогогов ДОУ "Основы финансовой грамотности"...
Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
В качестве средств формирования основ экономической культуры целесообразно использоание дидактических игр. Главной особенностью игр является то, что заданияя предлагаются в игровой форме....
Консультация на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Зачем и как заниматься с детьми экономикой. Консультация полезна для работников дошкольных учреждения и для родителей вопитанников....
«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр»
Цель: Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР....
Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».
Цель: Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности...
Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игры».
Отчёт по самообразованию на тему«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игры».В 2022-2023 учебном году я работала над темой самообразовани...
- Мне нравится (1)