Путешествие в страну экономики
консультация по основам финансовой грамотности
Мастер – класс: «Путешествие в страну Экономики».
Цель мастер класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в использовании современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДО.
Задачи:
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДО;
- побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДО.
Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Оборудование: экран, презентация, кейс первые уроки царицы Экономики, картотека игр, предметные картинки с изображением профессий, видами работ дидактические игры «Супермаркет», «Сигнальщики», «Что дороже?», «Какие бывают доходы?»
Ожидаемые результаты: участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДО.
Разминка слайд 2
Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.
- Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
6.Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)
7.Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)
8.И врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату).
ЗАДАНИЕ №1
Назовите профессии, в которых встречается финансовая грамотность.
Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д.)
С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)
Слайд № 5
На экране изображена схема, дайте характеристику профессиям продавец, кассир, банкир, по схеме познавательной гусеницы.
Вывод по разминке: Эту разминку вы можете использовать в совместной образовательной деятельности с детьми, только вместо слов использовать картинки с изображением профессий. С использованием предложенной схемы, более ярко запоминаются и усваиваются образы профессий.
Слайд № 6
ЗАДАНИЕ №2
Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы.
1. Кто, согласно пословице, платит дважды?
Скупой
2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя».
Хвалит
3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?
Двигатель
4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?
Блоха.
Слайд №7
ЗАДАНИЕ №3
Уважаемые коллеги! Следующее наше задание «Угадай пословицу или поговорку». На экране будут появляться цепочки картинок. Вам необходимо прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.
«Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережет», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Вывод:
Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, их ценности и экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.
Слайд №8-21
Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
ЗАДАНИЕ №4
- Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т.д.
На столе картинки с изображением иллюстраций из детских книг.
Я буду задавать вопросы, а вы должны найти иллюстрацию с изображением сказки, которая соответствует описанию и показать нам.
- В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
- Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? ( «Колосок»)
- В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? ( «Кот в сапогах»)
- В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? ( «Как старик корову продавал»)
- В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? ( «Колобок»)
- В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой)
- Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? ( «Теремок»)
- В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? ( «Вершки корешки»)
- В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? ( «Морозко», «Крошечка-хаврошечка», «Царевна-лягушка».)
- В какой сказке сказочный персонаж потерял свой капитал из-за мошенничества и своей глупости? ( «Приключения Буратино»)
- В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? «Колобок»
- В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»
- Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? Золотая антилопа
- В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? «Курочка Ряба», золото
Вывод: Практически в любой сказке есть экономическая составляющая и при помощи сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. Таким образом, при ознакомлении с художественной литературой мы формируем у детей представление о финансовой грамотности.
Слайд 22
ЗАДАНИЕ №5
Какие, сюжетно- ролевые игры, могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей?
(магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов и т. д.)
Назовите два финансовых действия, с которыми мы знакомим детей в сюжетно-ролевых играх «Магазин». «Театр», «Заправка»?
Ответы: (это покупка и продажа)
С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).
В какой игре с детьми можем еще использовать понятие обмена? ( «Ярмарка», «Рынок»).
Слайд № 23
ЗАДАНИЕ №6
Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.
1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?
4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
Слайд №24
ЗАДАНИЕ №7
Уважаемые коллеги! Для детей основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем.
Игра «Что можно купить, а что нельзя»
Цель: познакомить детей с понятием «Ценности», духовные и материальные, воспитывать нравственные качества.
Слайд №25-26
Игра «Математическая пицца» сюжетной логико-математической игры «Пиццерия»
Цель: Развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе сюжетной логико-математической игры, развитие интеллектуальной и экономической культуры. «Математическую пиццу» можно использовать и для сюжетно - ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Пиццерия», «Семья», «День Рождения» и др.
«Сигнальщики» (товар или услуга)
Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».
Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.
Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. ( парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).
Слайд №27
ЗАДАНИЕ №8
Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.
(«Семья», «Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк». «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии»)
Спасибо. Все ответы верны.
Слайд №28-30
Эффективность:
Для детей:
- приобретение новых знаний социально-экономического характера;
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
Для родителей:
-Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
-Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
-Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
-Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Рефлексия.
Солнышко.
Закончи предложение:
«Моё настроение похоже на:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку.
Играйте с детьми в экономику!
Уважаемые коллеги, ваши вопросы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие в страну экономики | 23.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс: «Путешествие в страну Экономики».
Цель мастер класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в использовании современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДО.
Задачи:
- познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
- способствовать развитию интереса к играм экономического содержания и введению их в практическую деятельность педагогов ДО;
- побудить участников мастер-класса к широкому использованию современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДО.
Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Оборудование: экран, презентация, кейс первые уроки царицы Экономики, картотека игр, предметные картинки с изображением профессий, видами работ дидактические игры «Супермаркет», «Сигнальщики», «Что дороже?», «Какие бывают доходы?»
Ожидаемые результаты: участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях ДО.
Разминка слайд 2
Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.
- Дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки.
1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)
2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)
3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)
4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)
#1051;юди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)
#1055;риносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)
#1048; врачу и акробату. Выдают за труд…….. (зарплату).
ЗАДАНИЕ №1
Назовите профессии, в которых встречается финансовая грамотность.
Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д.)
С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)
Слайд № 5
На экране изображена схема, дайте характеристику профессиям продавец, кассир, банкир, по схеме познавательной гусеницы.
Вывод по разминке: Эту разминку вы можете использовать в совместной образовательной деятельности с детьми, только вместо слов использовать картинки с изображением профессий. С использованием предложенной схемы, более ярко запоминаются и усваиваются образы профессий.
Слайд № 6
ЗАДАНИЕ №2
Уважаемые коллеги, следующая форма, которую можно использовать – пословицы.
1. Кто, согласно пословице, платит дважды?
Скупой
2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя».
Хвалит
3. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?
Двигатель
4. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?
Блоха.
Слайд №7
ЗАДАНИЕ №3
Уважаемые коллеги! Следующее наше задание «Угадай пословицу или поговорку». На экране будут появляться цепочки картинок. Вам необходимо прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.
«Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережет», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Вывод:
Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, их ценности и экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.
Слайд №8-21
Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
ЗАДАНИЕ №4
- Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т.д.
На столе картинки с изображением иллюстраций из детских книг.
Я буду задавать вопросы, а вы должны найти иллюстрацию с изображением сказки, которая соответствует описанию и показать нам.
- В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
- Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? ( «Колосок»)
- В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? ( «Кот в сапогах»)
- В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? ( «Как старик корову продавал»)
- В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? ( «Колобок»)
- В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (Лисичка со скалочкой)
- Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? ( «Теремок»)
- В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход? ( «Вершки корешки»)
- В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? ( «Морозко», «Крошечка-хаврошечка», «Царевна-лягушка».)
- В какой сказке сказочный персонаж потерял свой капитал из-за мошенничества и своей глупости? ( «Приключения Буратино»)
- В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя? «Колобок»
- В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? «Репка»
- Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? Золотая антилопа
- В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл? «Курочка Ряба», золото
Вывод: Практически в любой сказке есть экономическая составляющая и при помощи сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность. Таким образом, при ознакомлении с художественной литературой мы формируем у детей представление о финансовой грамотности.
Слайд 22
ЗАДАНИЕ №5
Какие, сюжетно- ролевые игры, могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей?
(магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов и т. д.)
Назовите два финансовых действия, с которыми мы знакомим детей в сюжетно-ролевых играх «Магазин». «Театр», «Заправка»?
Ответы: (это покупка и продажа)
С каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).
В какой игре с детьми можем еще использовать понятие обмена? ( «Ярмарка», «Рынок»).
Слайд № 23
ЗАДАНИЕ №6
Уважаемые коллеги! Один из путей повышения интереса к финансовой грамотности – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.
1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?
4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
Слайд №24
ЗАДАНИЕ №7
Уважаемые коллеги! Для детей основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем.
Игра «Что можно купить, а что нельзя»
Цель: познакомить детей с понятием «Ценности», духовные и материальные, воспитывать нравственные качества.
Слайд №25-26
Игра «Математическая пицца» сюжетной логико-математической игры «Пиццерия»
Цель: Развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе сюжетной логико-математической игры, развитие интеллектуальной и экономической культуры. «Математическую пиццу» можно использовать и для сюжетно - ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Пиццерия», «Семья», «День Рождения» и др.
«Сигнальщики» (товар или услуга)
Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».
Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.
Правила игры: Если я называет товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. ( парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).
Слайд №27
ЗАДАНИЕ №8
Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.
(«Семья», «Семья», «Дочки-матери», «Столовая», «Кафе» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход», «Зоопарк». «Аптека», «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин», «Гости», «День рождения», «Почта», «Ателье», «Монополии»)
Спасибо. Все ответы верны.
Слайд №28-30
Эффективность:
Для детей:
- приобретение новых знаний социально-экономического характера;
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
Для родителей:
-Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
-Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
-Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
-Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Рефлексия.
Солнышко.
Закончи предложение:
«Моё настроение похоже на:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку.
Играйте с детьми в экономику!
Уважаемые коллеги, ваши вопросы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Путешествие в страну-Экономика!"
Цель: познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказкой и её героями. Программные задачи: 1. Образов...
Примерный конспект интегрированного занятия: "Путешествие в страну Экономика" Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»
Задачи: Учить детей действовать согласно предложенной ситуации общения, делать обобщения и выводы, решая экономические задачи; понимать значение экономических пословиц, поговорок; да...
Путешествие в страну экономика
Программное содержание Дать детям элементарные экономические представления о современной жизни.Раскрыть сущность понятия доход и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (о...
Полезное путешествие по стране Экономика
Сформировать экономическое мышление через сюжетно-ролевую игру «Магазин-Супермаркет»; добиваться правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости, воспитывать начала разумного пове...
Путешествие в страну Экономика
Формирование зачатков экономического мышления детей старшего дошкольного возраста через игровые методы для воспитания социально - адаптированной личности....
Проект "Путешествие в страну Экономика"
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней....
Конспект занятия " Путешествие в страну Экономика!"
Конспект занятия " Путешествие в страну Экономика!"...