Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности» | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №28 комбинированного вида»
Гатчинского муниципального района
Проект «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
Выполнили воспитатели подготовительной группы:
Викторова Екатерина Евгеньевна
Спивак Ольга Евгеньевна
2020 год
Методический паспорт проекта
Руководители проекта: Спивак О.Е. - воспитатель
Викторова Е.Е. – воспитатель
Участники проекта: дети, их родители.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возраст детей, на который рассчитан проект: подготовительная логопедическая группа 6-7 лет
Состав проектной группы: дети подготовительной логопедической группы.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Цели проекта:
Педагогические: создание благоприятных условий для формирования у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о деньгах, как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
Практические: формирование у детей знаний о деньгах, денежных отношениях, осознание понимания у детей, для чего людям нужны деньги.
Задачи проекта:
- помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
- способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
- развивать диалогическую и связную речь: учить поддерживать беседу, отвечать на вопросы, составлять рассказы;
- способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
- закрепить знания детей о понятии «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
- сформировать первоначальные представления о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
- воспитывать социально – нравственные качества: бережливость, смекалку, трудолюбие, желание учиться.
Вопросы проекта:
Проблемный вопрос:
После просмотра мультфильма «Буратино», дети стали задавать много интересных вопросов:
- Почему мы не можем купить все, что захочется?
- Почему деньги не растут на деревьях?
- Откуда берутся деньги?
- Все ли можно купить за деньги?
- Почему родители часто говорят, что денег нет?
Отсюда и возник проблемный вопрос: "Что такое деньги?"
Учитывая, что в нашей группе возникли трудности с пониманием и умением детей пользоваться деньгами, мы решили начать работу над проектом и предложили родителям принять в нем участие.
Учебные вопросы:
Что такое деньги?
Как нужно пользоваться деньгами?
Сколько может быть денег в семье?
Можем ли тратить все деньги?
На что мы тратим в первую очередь?
Как научиться экономить?
Что нельзя купить за деньги?
Необходимое оборудование:
Подбор материалов для реализации проекта: сюжетные картинки по теме, презентации, художественная литература, мультфильмы, цветные карандаши, альбомные листы, дидактические игры, интерактивная доска.
Актуальность:
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Участие в проекте должно научить детей беречь, экономить и пользоваться деньгами, привить им желание учиться и трудиться. Именно поэтому наш проект направлен на поиск ответа на вопрос "Что такое деньги?"
Предполагаемые продукты проекта:
- выставка работ по теме "Не имей сто рублей, а имей сто друзей";
- конкурс рисунков по теме «Финансовая грамотность;
- создание книги со сказками и рисунками, выполненными детьми и их родителями;
- стенгазета "Миллионер" (рассказы детей по теме: «Если бы я был самым богатым человеком на земле, то на что бы я тратил свои деньги?);
- создание альбома «Музей денег»;
-презентация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности».
График работы над проектом: 4 недели ( – #1075;г)
Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей на тему «деньги», создание проблемной ситуации, выделение проблемных вопросов.
- Постановка цели и задач проекта перед детьми и родителями.
- Перспективное планирование проекта.
- Изготовление буклетов для родителей по теме проекта.
- Сбор и накопление методических материалов по теме.
- Консультация для родителей.
Реализация проекта (основной этап)
Познавательная деятельность
- Расширять знания детей о деньгах, денежных отношениях.
- Воспитывать бережливость, трудолюбие и желание учиться.
- Развивать внимание, мышление, память, речь.
1. Просмотр мультфильмов по теме:
- Буратино
- Цветик-семицветик
- Сказка о рыбаке и рыбке
2. Просмотр презентаций «Как появились деньги?», «Пословицы в картинках»
3. Чтение художественной литературы:
В. Гаршин «Лягушка - путешественница»
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
К. Чуковский «Муха - Цокотуха»
Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Коммуникация
- Закреплять знания детей о денежных отношениях.
- Отрабатывать умение отвечать на вопросы педагога полным предложением.
- Отрабатывать умение составлять задачи.
1. Сюжетно - ролевые игры.
- «Магазин»;
- «На стадионе».
- «В музее»
- «В кинотеатре»
Инсценировка проблемных ситуаций:
- «У меня не хватает денег оплатить товар»;
- «Что делать, если у меня нет монеты такой стоимости, сколько написано на цене».
2. Дидактические игры.
- «Конфетки - монетки»;
- "Придумай загадку" (придумывание загадок по теме).
- «Семейный бюджет»
- «Доходы и расходы семьи»
- Пазлы «День мира»
- «Продукты питания»
- «Что перепутал художник?»
3. Прослушивание музыкальных композиций
- «Магазин» (синий трактор);
- «Деньги лепесточки» (три котенка);
- О деньгах (Фиксики)
Речевое развитие:
- Развивать активный словарь ребенка, связную и диалогическую речь.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на примере составления рассказа о том, куда бы он потратил свои деньги.
1.Объяснение слов: деньги, счастье, хранить, ценить, экономить, банк, бартер, размен, расход, доход, бухгалтер, товар, копейка, рубль, банкнота, монета, зарплата, пенсия, стипендия.
2. Дидактические игры:
- "Что сначала, что потом" (установление последовательности событий и полные ответы детей на вопрос).
- Загадки
-Словарик юного экономиста
- «Размен»
- «Для чего нужны деньги»
- История возникновения денег
- «Учимся экономить»
- «Профессии»
- Стихи
3. Пословицы и поговорки
Обсуждение пословиц и поговорок о деньгах :
Денег куры не клюют.
Копейка рубль бережет.
Бросать деньги на ветер.
Не важно, сколько у нас денег, важно, как мы их расходуем.
Копи и трать грамотно.
Не в деньгах счастье.
Не держи сто рублей, держи сто друзей.
Шевелись, чтобы денежки велись.
Уговор- дороже денег.
4. Развёрнутые ответы детей на вопросы по теме проекта»
5. Рассказы детей о том, куда бы они потратили свой миллион.
Художественно - эстетическое развитие:
- Формировать умение передавать свои впечатления посредством рисунка к прочитанным произведениям.
1. Рисование
-«Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (к пословице)
- Иллюстрации к мультфильму «Буратино»
2. Лепка
- "Золотая рыбка" (по мотивам сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке")
3. Конструирование
- Коллективная работа "Я миллионер" (по мотивам произведения В. Катаева "Цветик-семицветик")
Итоговый этап
- Изготовление стенгазеты "Миллионер";
- Создание книги со сказками и рисунками, выполненными детьми и их родителями;
- Проведение конкурса рисунков по теме «Финансовая грамотность»;
- Создание альбома «Музей денег»;
- Оформление проекта в виде презентации.
Рефлексия
Дети научились пользоваться деньгами, как средством оплаты, узнали много нового о деньгах из детских книг и мультфильмов. Ребята запомнили правила пользования деньгами, научились экономить деньги, беречь вещи, узнали, что не все можно купить за деньги, смогли передать в рисунках свои знания. Проект помог сформировать первоначальные представления детей по теме «Финансовая грамотность». И у нас, как у педагогов, получилось заинтересовать детей и их родителей работой над общим проектом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности
Выступление на региональной конференции «Организация мероприятий по повышению финансовой грамотности у детей: эффективный опыт». 29 ноября 2017...
консультация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности» Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
Цель консультации состоит в том, что она может широко использоваться педагогами дошкольного образования. Использование консультации в образовательной деятельности позволит не только систем...
Родительское собрание в средней группе Тема «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты об...
Проект "Первый шаги по ступенькам финансовой грамотности"
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с эти...
Статья «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»
Научная статья....
Электронный образовательный маршрут "Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности"
Данный маршрут разработан, как помощь родителям в организации финансово-экономического воспитания детей в дошкольном возрасте....