«Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством игровых технологий»
статья по основам финансовой грамотности
Проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом и ФГОС дошкольного образования. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedsovet_fin_gramotnost.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №2 городского округа города Райчихинска
Выступление
на педагогическом совете по теме: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
Тема выступления: «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством игровых технологий»
Подготовила Ларюшкина З.В.
2020г.
Проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом и ФГОС дошкольного образования. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду.
Современные дети активно участвуют в делах семьи: планировании отдыха, покупках в магазине, выборе игрушек и одежды. Но как показывает практика, часто дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки. А так как ведущий вид деятельности у дошкольников игра, то решить данную проблему поможет работа с дошкольниками по формированию финансовой грамотности через игру.
Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности.
Поэтому определила для себя цель работы – сформировать основы финансовой грамотности посредством игровых технологий у детей дошкольного возраста.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- сформировать первичные экономические понятия используя игровые технологии;
- научить детей с помощью игр правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.) используя игровые приемы.
-воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.
Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы посредством игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
Предпосылки для формирования финансовой грамотности:
- К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения, что является одной из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности как экономика.
- Другая предпосылка — это активное освоение детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработка ребенком собственного понимания и отношения к ним. Ребенок начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».
- Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне можно знакомить ребенка с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.
Для плодотворной работы изучила методическую литературу и материалы интернет сайтов (обращаю внимание на выставку книг и пособий, краткая презентация для педагогов). В группе создан уголок «Финансист», где размещены игры и пособия.
В качестве средства формирования основ экономической культуры в работе с детьми использую дидактические игры. В группе создана картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста (обращаю внимание на выставочный материал).
Показываю педагогам картотеку и демонстрирую несколько игр с участием педагогов:
Игра «Кто кем работает?»
Цель: на примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику. Материал: Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры: показать детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.
Раздать девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организовать постепенный переход к сюжетно - ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Игра «Услуги и товары»
Цель: закреплять сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.
Материал: Предметные, сюжетные картинки с изображением труда - изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.
Суть игры: из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу? Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.
В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия: -Мама печет пирожки бабушке. Пирожки — это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги. По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.
Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Материалы: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
Игра «Доскажи словечко»
На товаре быть должна, обязательно….. (цена)
Коль трудился целый год, будет кругленький … (доход)
Игра «Загадки»
В фирме прибыль он считает, всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень, все налоги целый день? (Бухгалтер)
Из какого аппарат выдается нам зарплата? (Банкомат)
Игры-головоломки- занимательный, интересный проблемно-игровой материал, который развивает логическое мышление,
Предлагаю поиграть - денежные пословицы по картинкам прочитать их.
Педагоги отгадывают пословицы по картинке и объясняют их смысл.
«Денег куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережёт», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.
Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.
Большую роль играют сюжетно-ролевые игры. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, вживаться в роль и избегать возможных конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу в детском коллективе. С помощью сюжетно – ролевых игр мы имеем возможность формировать у детей знания о мире профессий, а также развивать финансовую грамотность через игру. В группе при создании развивающей предметно-пространственной среды, оформлен центр сюжетно-ролевых игр для первоначального формирования у детей знания о мире профессий. Приведу несколько примеров:
«Магазин» В ходе данной игры дети знакомятся с профессиями и осваивает основные игровые роли: «Продавец - продает товар», «Грузчик - разгружает товар на склад», «Водитель - осуществляет доставку товара в магазин», «Товаровед - следит за качеством товара, продаваемого в магазине», «Кассир - «пробивает» чек и берёт с покупателей деньги за товар».
Сюжетно-ролевая игра «Аптека» знакомит с профессией «Провизор», а также позволяет ребенку сформировать понятие того, что для более эффективного лечения врач выписывает рецепты на покупку лекарств; также дети знакомятся с понятиями «денежные знаки»; «размен».
В группе также есть сюжетно – ролевые игры «Кафе», «Сбербанк», «Почта» и другие.
Через сюжетно - ролевую игру можно не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Именно через игру эффективнее, ненавязчиво, приходит опыт понимания общественной жизни. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка.
Данную работу планирую продолжать т.к. считаю, что приобщение дошкольников к финансовой грамотности через игру поможет детям:
• -Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет и др.).
• -Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
• -Понимать, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
• -Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)
На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...
План работы по самообразованию на тему: «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям дошкольного возраста войти в социально- экономическую жизнь. Создание осн...
Консультация для воспитателей ‹Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Деньги -это средство воспитания и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте...
Консультация «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов "Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста: методы, приёмы и формы обучения»
Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса....
ПРОЕКТ «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Возраст детей: 6-7 года Срок реализации: 1 год
Тема проекта: «Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Тип проекта: информационно-познавательный, групповой.Участники проекта: дети дошкольного возраста 6-7 лет (подгото...