Выступление на 2 межрегиональной ярмарке по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С.В.Баннова, воспитатель
МБОУ «Усть-Канский детский сад»
Добрый день, я Баннова С.В, хочу поделиться своим опытом работы по ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современном мире в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут для них личностными.
Когда мои воспитанники перешли в старшую группу, я стала искать пути реализации данного направления и обратилась к авторской программе Анны Демьяновны Шатовой «Дошкольник и экономика». Из данного пособия в свою работу взяла блоки по ознакомлению детей с азами экономики:
Блок «Труд и продукт (товар)»
Блок «Деньги. Цена. (стоимость)»
Блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
Блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме, а организация занятий проводятся в различных формах: соревнование, путешествие, экскурсия, викторина, аукцион, проект и т.д.
Знакомство с блоками идёт поэтапно и реализуется с помощью таких методов и приёмов, которые вы видите на слайде:
- Игровые: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и игровые упражнения, интерактивные мини-спектакли (на основе обучающих сказок); викторины и т.д.
- Словесные: объяснения, чтение художественных произведений и обсуждение, рассказ взрослого и рассказы из личного опыта детей, проблемные ситуации, пояснения и др.
- Наглядные: наблюдение, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание плакатов, зарисовок, сюжетных картин, иллюстраций и т.д.;
- Практические: продуктивная деятельность, исследование, экспериментирование, решение арифметических задач, задач-шуток, проекты, лэпбуки и т.д.
В блоке «Труд и продукт (товар)» мои воспитанники получили знания и представления о том, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. Уточнили с детьми, что такое товар и что такое услуги
Дети узнали люди каких профессий производят товары и профессии, представители которых предоставляют услуги.
Для того, чтобы закрепить данные знания, с детьми отправились на экскурсию в пекарню и продуктовый магазин. И на примере профессии пекарь и продавец наглядно увидели, кто производит товар, а кто предоставляет услугу.
С детьми в группе создали стенд с дидактической игрой «Услуги и Товары», которая помогает закрепить знания о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках.
На доске расположили две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:
- Мама печет пирожки бабушке. Пирожки — это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.
Следующий блок - «Деньги. Цена (стоимость)»
Задачами блока являются: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи).
Поучительными были игры «Доходы семьи», «Какие бывают расходы», «Важные покупки», которые познакомили детей с понятиями: бюджет, доход, расход, из чего складывается семейный бюджет. Решая проблемные ситуации «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», «Богатство – что это?» дети узнают, что труд должен оплачиваться по результатам, что в разных странах разные деньги. Прошло занятие-экскурсия «Дом, в котором «живут» деньги?», на котором познакомились с понятием «банк» и узнали, почему это удобно и выгодно, когда деньги хранят в банке.
Следующее понятие для знакомство стало цена. Необходимо было подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Это мы узнали при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Автозаправка», «Парикмахерская», во время которых дети производят и покупают товары и предоставляют услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами».
Мальчик Семён из нашей группы увлекается легоконструированием и после посещения банка, он изготовил из конструктора аппарат. Если в специальное отверстие положить монетку, он открывался и выдавал конфетку. Так в нашей группе зародилось индивидуальное предпринимательство.
Для закрепления понятий цена и деньги мы отправились на экскурсию на хлебопекарню. После экскурсии каждый ребёнок на свои деньги приобрёл хлебобулочные изделия (в пекарне можно купить готовые продукты). В группе мы рассматривали покупки детей, провели анализ и выяснили: кто-то из детей бездумно купил, что понравилось. Но большая часть детей просчитали свой бюджет и купили домой только то, что необходимо для всей семьи, а после покупки тщательно посчитали сдачу. Несколько детей посчитав сдачу, поняли, что денег на товар каждому по отдельности у них не хватает, они объединили свои финансы и купили товар, поделив его между собой.
Очень интересно прошла работа над третьим блоком «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности».
Первоначально объяснила детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; необходимо научить отличать реальные потребности от навязанных.
Далее мы познакомились с понятием реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует и где она размещается. Детям понравилась использование рекламы в повседневной жизни: младший воспитатель «рекламирует» кашу: «Ешьте, она такая вкусная полезная, сварена на чистом коровьем молоке!»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю о профессии военного, спросите меня!»).
Умение рекламировать свой товар помогло в участие в общесадовской благотворительной ярмарке «Помощь солдату».
Четвёртый блок «Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика» был значим тем, что воспитывал у детей полезные привычки в детском саду и дома: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря. Примером служит поведение взрослых в детском саду и дома. Например, уходя надолго из помещения или, если светло днем в группе, надо всегда выключать свет. Выключать – значит, экономить.
Работа по формированию финансовой грамотности у нас велась два года (в старшем и подготовительном к школе возрасте) и получилось два интересных проекта.
Первый проект провели к концу старшей группы. В тот год в нашем селе Усть –Кан было много бродячих собак, и мы эту проблему начали обсуждать с детьми: куда можно устроить бездомных собак? У нас родился масштабный проект «Питомник для собак». Мы с детьми составили план работы по реализации проекта, записали все ресурсы, которые нам необходимы и приступили к работе. Провели экскурсию в земельный, финансовый, архитектурный отделы МО «Усть-Канский район», специалисты рассказали о особенностях строительства такого объекта и сделали расчёт проектно-смектной документации. Проведена большая работа по изучению профессий работников питомника, по закупке корма и оборудования для питомника. На итоговом занятии провели презентацию проекта «Питомник для собак», на нём присутствовал Начальник по образованию и молодёжной политики Усть-Канского района А.П.Садучин. Наш проект он одобрил и должен был передать дальше для реализации.
Ребята сделали выводы, что данный проект достаточно сложный, требует специальных знаний, подготовки, желания двести его до конца и зависит от многих людей.
Следующий проект для воспитанников уже подготовительной к школе группе был проще, но не менее увлекательным.
В детском саду была объявлена общесадовская благотворительная ярмарка «Помощь солдату». Мы с ребятами обсудили, что необходимо для участие в ярмарке: товар для продажи; реклама для привлечения покупателей; деньги для купли-продажи товара. Для участия в торговле мы решили изготовить и продавать значки к дню Победы (ярмарка была в конце апреля). Цену на товар установили из расчёта затрат на материалы и учёт проделанной работы.
На ярмарке каждый воспитанник проявил свои знания в финансовой грамотности: кто-то очень хорошо рекламировал товар, привлекая покупателей, многие сделали удачные покупки, торгуясь за понравившийся товар, умело считая сдачу, продумывая каждую денежную операцию. А один мальчик не попал в число продавцов, но ему очень хотелось что-то продать. Он предложил воспитателю выход из такой ситуации: купить дешёвый товар, перейти в другой ряд и продать подороже, тем самым заработать деньги. Но в итоге он купил банку варенья для всей семьи.
Вся работа по формированию финансовой грамотности невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома в семье. Работа с семьей реализуется через:
- информационные формы взаимодействия: памятки, стендовая информация, буклеты, консультации и рекомендации («Как обучить детей финансовой грамотности», «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность «Ребенок и финансы» и др.).
Тесный контакт между семьей и педагогами помогает выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности.
Таким образом можно сделать вывод, что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" на 2021-2022 учебный год Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24441206","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста через проектную деятельность.
План по самообразованию предназначен для воспитателей детей старшего дошкольного возраста. Материал разработан на год. и содержит в себе разные формы и методы работы с детьми и родителями ...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Родительское собрание в старшей группе «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста через разные виды деятельности»
Родительское собрание способствует укреплению союза семьи и детского сада как равноправных субъектов процесса обучения и воспитания детей; содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, по...
Выступление из опыта работы по теме: "Воспитание основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста" в рамках муниципальной "Школы молодого воспитателя".
Материал к слайдам презентации....
Выступление на педсовете Представление опыта работы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....
- Мне нравится (1)