Проект по развитию основ финансовой грамотности детей 3-4 лет.
проект по основам финансовой грамотности (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Финансовая грамотность в младшем дошкольном возрасте. | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 г. Вязьмы Смоленской области
Проект
по развитию основ финансовой грамотности детей 3-4 лет
На тему: «Сказки читаем, экономику изучаем!»
Артемьева Ольга Евгеньевна
Кузнецова Екатерина Владимировна
2023 год
Хороша та сказка, где есть взрослые мысли
Дарий (философ)
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно с дошкольного возраста необходимо внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного развития дошкольников.
Актуальность: Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, очень актуально дать детям элементарное экономическое образование, для финансового благополучия дошкольников, когда они станут взрослыми. Ведь с самого раннего детства родители ходят в магазины, в банки, читают детям сказки, не подозревая, что в них есть своя специфика, именно сказки формируют у детей начальные представления о важнейших связях мира и человека. С младшего возраста дети знакомятся с социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, который создает богатые возможности для развития творческого воображения и познавательной активности ребенка.
Как мы, взрослые, можем помочь дошкольникам получить полезные сведения о науке экономике, развить их экономическое мышление, речь, воображение? Конечно в процессе игры и чтения художественной литературы, ведь в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а источником знаний – книга, которая имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
Используя сказки, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их, а погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринужденно освоить необходимые знания и умения. Область экономической действительности – одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях.
Цель: формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- познакомить и активизировать речь детей младшего дошкольного возраста, первичными экономическими понятиями (бедный – богатый, расточительный, щедрый – жадный, трудолюбивый – ленивый, бартер и др.);
- способствовать воспитанию нравственных качеств (бережливость, рачительность, трудолюбие, умение планировать дела);
- создать условия для развития творческих способностей детей, в ходе организации совместных мероприятий с родителями, посредством театрализованной деятельности;
- формировать социально-коммуникативные навыки в ходе совместной деятельности (умение договариваться, уступать и др.);
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы дидактическими материалами и атрибутами по разделу «финансовая грамотность»;
- повысить интерес родителей к педагогическому процессу и вопросам финансовой грамотности;
- укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Участники: родители, воспитатели, дети.
Срок реализации проекта: ноябрь 2023 г. – апрель 2024г.
Тип проекта: познавательный
Участники: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Формы и методы работы:
Сюжетно-ролевые игры, беседы, фотоальбомы, эксперименты, дидактические игры, игры экономического содержания, инсценировка сказки, праздники, экскурсии, досуги, выставки, чтение художественных произведений, потешки и поговорки, традиции «Наши гости».
Регулярность: 1 раз в месяц.
Стратегия, механизмы реализации:
Вся работа над организацией построена в 3 этапа: (организационно-подготовительный, этап реализации проекта, обобщающий).
№ п/п | Мероприятия | Срок | Результат |
1 этап: организационно - подготовительный | 1.Родительское собрание «Квест по сказкам». 2.Анкетирование родителей «Чему учат сказки?». 3.Создание методической базы | Ноябрь 2023 г. | |
2 этап: реализации проекта | 1.Чтение сказок, организация и проведение инсценировок с родителями и детьми по финансовой грамотности (приложение: перспективный план). 2. Промежуточный мониторинг знаний и навыков детей по финансовой грамотности. 3.Серия встреч для детей с родителями «Наши гости». 4.Педагогическая гостиная «Мы изучаем финансовую грамотность!» 5. Подбор и изготовление дидактических и методических материалов, костюмов, атрибутов для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых. | Ноябрь 2023г.- апрель 2024г. В течение года. Апрель 2024 г. В течение года. | |
3 этап: обобщающий. | 1.Праздник для детей и родителей «Юный финансист». 2.Итоговое тестирование детей. 3. Анкетирование родителей. 4.Создание презентации «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» 5.Выставка дидактических и методических материалов для педагогов и родителей « Сказка и финансовая грамотность!» 6. Участие в конкурсе «Лучше всех!» 7.Анализ результатов реализации проекта. | Апрель 2024 г. |
Тематический план
Месяц | Понятие | Художественная литература | Совместная деятельность с детьми | Взаимодействие с семьей | Атрибуты к сказкам |
Ноябрь | Дорогой - дешевый | Чтение художественной литературы: потешки «Курочка – рябушечка», «Петушок, петушок» стих для развития дикции «Курица и цыплята», «Детский сад для цыплят» русской народной сказки «Курочка Ряба» | Пальчиковая гимнастика «Курочка» Подвижная игра «Наседка и цыплята» Этюды на мимику и жесты «Огорчение», «радость» Инсценировка сказки «Курочка ряба» Аппликация по сказке «Курочка Ряба» Беседа по экономическим понятиям «дорогой, дешевый» Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» Игры экономического содержания «Дешевле - дороже», «Купим подарок» | Изготовление элементов костюмов, атрибутов к сказке «Курочка Ряба» Традиция «Наши гости» Бережных. А.И.(беседа об экономических понятиях) | Яйца (золотое, простое), маски. |
Декабрь | Щедрый - жадный | Чтение: потешка «Пошел котик на торжок» Пословицы о щедрости и жадности Сказка «Лиса и журавль» Стих для развития дикции «Хрюша – поросенок» Русская народная сказка «Три поросенка». «Яблоко» Сутеев В.Г. | Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» Изготовление приглашений к сказке «Три поросенка» Беседа по экономическим понятиям «щедрый, жадный» Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек День открытых дверей» Цель: создание атмосферы взаимного доверия между родителями и воспитателями в воспитании и развитии | Традиция « Наши гости» - встреча с мамой Стефании. Б(советы мамы об экономических понятиях) Изготовление атрибутов, декораций, костюмов к сказке «Три поросенка» Театральная пятница: инсценировка сказки «Три поросенка» | Декорации, атрибуты по сказке. |
Январь | Бережливый расточительный (купля - продажа) | Чтение: пословицы о бережливости и расточительности потешки, стихи Русская народная сказка «Сказка о рыбаке и рыбке» | Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Все, что только захотим» Игры – упражнения с театральными куклами перчаточного театра. Сюжетно-ролевая игра «Семья», настольно-печатные игры «Дом», «Мои первые ассоциации» Игры экономического содержания «Что сегодня я куплю?» | Выставка выходного дня: «Папа, мама, я - художников семья» - сказка «О рыбаке и о рыбке» Традиция «Наши гости» - встреча с мамой Артема (советы мамы об экономических понятиях) Изготовление атрибутов, кукол перчаточного театра, декораций к сказке «Сказка о рыбаке и о рыбке» | Костюмы, атрибуты по сказке. |
Февраль | Трудолюбивый - ленивый (труд) | Чтение: | Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы» Стихи, потешки, пословицы про лень и труд. Русская народная сказка «Морозко», «Мужик и медведь», сказка «Мешок яблок» Сутеев Подвижные игры «Зайка», «Мишка в берлоге» Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Поликлиника» Беседа по экономическим понятиям «трудолюбивый – ленивый» Коллективная работа по аппликации по сказке «Морозко» Эксперимент «Почему снег проваливается?» | Традиция « Наши гости» - встреча с мамой Влады.С (беседа с детьми «Первичные экономические понятия») Изготовление атрибутов, кукол перчаточного театра, декораций к сказке «Морозко» Инсценировка русской народной сказки «Морозко» | Атрибуты, костюмы по сказке. |
Март | Бедный – богатый (деньги, товар) | Чтение: потешка «Пошел котик на торжок» К.И.Чуковский «Муха-цокотуха» | Пальчиковая гимнастика «Пчелы», «Насекомые», «Муха» Дидактическая игра «Скажи наоборот» Беседа по экономическим понятиям «бедный-богатый» Сюжетно-ролевая игра «Банк». Рассматривание иллюстраций по сказке «Муха-цокотуха» Инсценировка сказки «Муха-цокотуха» | Традиция «Наши гости» - встреча с мамой Таисии.С (советы мамы об экономических понятиях) Изготовление атрибутов к сказке «Муха-цокотуха» Экономическая игра с родителями «Работать это здорово!» | Атрибуты, костюмы по сказке. |
Апрель | Реклама | Чтение: русская народная сказка «Лиса и козел» Мультфильм «Как старик корову продавал» | Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу» Оформление рекламок (рисование карандашами) Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство» Беседа «Что такое реклама?» Эксперимент « Как влияет реклама на продажу?» | Изготовление атрибутов к сказке «Лиса и козел» Традиция « Наши гости» - встреча с мамой Миши. С (советы мамы об экономических понятиях) Мастер-класс родители – детям «Реклама детского сада» Выставка работ родителей на тему «Реклама детского сада» | Атрибуты, костюмы по сказке. |
Предполагаемый результат:
- 70% детей овладели первичными экономическими понятиями и используют их в повседневной жизни;
- активизировали речь детей в вопросах финансовой грамотности посредством театрализованной деятельности с участием родителей;
- 70% детей проявляют в общении с взрослыми и сверстниками нравственные качества;
- созданы условия для развития творческих способностей детей, обогащена предметно-пространственная среда атрибутами и пособиями по финансовой грамотности;
- 75% детей контролируют свое поведение на основе первичных представлений в мире финансов;
- 50 % родителей проявляют интерес к вопросам финансовой грамотности и являются активными участниками образовательной деятельности.
Долгосрочные результаты:
- развитие у детей творческого воображения, познавательной активности, экономического мышления, речи;
- дети ориентируются в происходящих экономических явлениях;
- сформированы социально-коммуникативные навыки;
- развитие познавательного интереса к экономике;
- успешность во взрослой жизни.
Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска:
- не у всех детей развита речь;
- младший возраст не даст возможности сформировать социально-коммуникативные навыки, творческие способности, нравственные качества детей;
- не заинтересованность, страх, занятость родителей к участию в совместных мероприятиях по изучению экономических понятий в детском саду;
- не желание родителей участвовать в работе по обогащению предметно-пространственной среды группы.
Методы по снижению отрицательных последствий рисковых событий:
практические: совместные мероприятия нетрадиционной формы, игры на коммуникативное, творческое, нравственное развитие детей, создание фильмов, презентаций, этюды,
словесные: чтение художественной литературы, стихи, потешки, пальчиковые игры,
наглядные: памятки для родителей, иллюстрации по сказкам, картинки с разными сюжетами на развитие нравственных качеств детей.
Используемая литература:
1.Епанешникова Т.П. «Дошкольник в мире экономики» - СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшей группы
Материал подобран с учетом физиологических особенностей детей 5-ти летнего возраста; методических требований к образовательному процессу в ДОУ, зоны ближайшего развития и образовательной программы....
Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»
В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста "Юные финансисты"
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благопо...
Проект по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет "Юные финанситсты"
Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данно...
Проект по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет "Юные финанситсты"
Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относите...
Проект по формированию ОСНОВ финансовой грамотности детей подготовительной группы
ull;Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные пр...