Проект по развитию основ финансовой грамотности детей 3-4 лет.
проект по основам финансовой грамотности (младшая группа)

Кузнецова Екатерина Владимировна
Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, очень актуально дать детям элементарное экономическое образование, для финансового благополучия дошкольников, когда они станут взрослыми. Ведь с самого раннего детства родители ходят в магазины, в банки, читают детям сказки, не подозревая, что в них есть своя специфика, именно сказки формируют у детей начальные представления о важнейших связях мира и человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 г. Вязьмы Смоленской области

Проект

по развитию основ финансовой грамотности детей 3-4 лет

На тему: «Сказки читаем, экономику изучаем!»

Артемьева Ольга Евгеньевна

Кузнецова Екатерина Владимировна

2023 год

Хороша та сказка, где есть взрослые мысли

Дарий (философ)

Дошкольное  детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно с дошкольного возраста необходимо внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного  развития дошкольников.

Актуальность: Учитывая проникновение экономики во все сферы жизнедеятельности людей, очень актуально дать детям элементарное экономическое образование, для финансового благополучия дошкольников, когда они станут взрослыми. Ведь с самого раннего детства родители ходят в магазины, в банки, читают детям сказки, не подозревая, что в них есть  своя специфика, именно сказки формируют у детей начальные представления о важнейших связях мира и человека. С младшего возраста дети знакомятся с социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, который создает богатые возможности для развития творческого воображения и познавательной активности ребенка.

Как мы, взрослые, можем помочь дошкольникам получить полезные сведения о науке экономике, развить их экономическое мышление, речь, воображение? Конечно в процессе игры и чтения художественной литературы, ведь в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а источником знаний – книга, которая имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Используя  сказки, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их, а погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринужденно освоить необходимые знания и умения. Область экономической действительности – одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях.

Цель: формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  • познакомить и активизировать речь детей младшего дошкольного возраста, первичными экономическими понятиями (бедный – богатый, расточительный, щедрый – жадный, трудолюбивый – ленивый, бартер и др.);
  • способствовать воспитанию нравственных качеств (бережливость, рачительность, трудолюбие, умение  планировать дела);
  • создать условия для развития творческих способностей детей, в ходе организации совместных мероприятий с родителями, посредством театрализованной деятельности;
  • формировать социально-коммуникативные навыки в ходе совместной деятельности (умение договариваться, уступать и др.);
  • обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы дидактическими материалами и атрибутами по разделу «финансовая грамотность»;
  • повысить интерес родителей к педагогическому процессу и вопросам финансовой грамотности;
  • укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатели, дети.

Срок реализации проекта: ноябрь 2023 г. – апрель 2024г.

Тип проекта: познавательный

Участники: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Формы и методы работы:

Сюжетно-ролевые игры, беседы, фотоальбомы, эксперименты, дидактические игры, игры экономического содержания, инсценировка сказки, праздники, экскурсии, досуги, выставки, чтение художественных произведений, потешки и поговорки, традиции «Наши гости».

Регулярность: 1 раз в месяц.

Стратегия, механизмы реализации:

Вся работа над организацией построена в 3 этапа: (организационно-подготовительный, этап реализации проекта, обобщающий).

№ п/п

Мероприятия

Срок

Результат

1 этап:

организационно - подготовительный

1.Родительское собрание «Квест по сказкам».

2.Анкетирование родителей «Чему учат сказки?».

3.Создание методической базы

Ноябрь 2023 г.

2 этап:

реализации проекта

1.Чтение сказок, организация и проведение   инсценировок с родителями и детьми по финансовой грамотности (приложение:

перспективный план).

2. Промежуточный мониторинг знаний и навыков детей по финансовой грамотности.

3.Серия встреч для детей с родителями «Наши гости».

4.Педагогическая гостиная «Мы изучаем финансовую грамотность!»

5. Подбор и изготовление дидактических и методических материалов, костюмов, атрибутов  для  совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Ноябрь 2023г.- апрель 2024г.

В течение года.

Апрель 2024 г.

В течение года.

3 этап: обобщающий. 

1.Праздник для детей и родителей «Юный финансист».

2.Итоговое тестирование детей.

3. Анкетирование родителей.

4.Создание презентации

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

5.Выставка дидактических и методических материалов для педагогов и родителей  « Сказка и финансовая грамотность!»

6. Участие в конкурсе «Лучше всех!»

7.Анализ результатов реализации проекта.

Апрель 2024 г.

Тематический план

Месяц

Понятие

Художественная литература

Совместная деятельность с детьми

Взаимодействие с семьей

Атрибуты к сказкам

Ноябрь

Дорогой - дешевый

Чтение художественной литературы:

потешки «Курочка – рябушечка», «Петушок, петушок»

стих для развития дикции «Курица и цыплята», «Детский сад для цыплят»

русской народной сказки «Курочка Ряба»

Пальчиковая гимнастика «Курочка»

Подвижная игра «Наседка и цыплята»

Этюды на мимику и жесты «Огорчение», «радость»

Инсценировка сказки «Курочка ряба»

Аппликация по сказке «Курочка Ряба»

Беседа по экономическим понятиям «дорогой, дешевый»

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Игры экономического содержания «Дешевле - дороже», «Купим подарок»

Изготовление элементов костюмов, атрибутов к сказке «Курочка Ряба»

Традиция «Наши гости»

Бережных. А.И.(беседа об экономических понятиях)

Яйца (золотое, простое), маски.

Декабрь

Щедрый - жадный

Чтение: потешка «Пошел котик на торжок»

Пословицы о щедрости и жадности Сказка «Лиса и журавль»

Стих для развития дикции «Хрюша – поросенок»

Русская народная сказка «Три поросенка».

«Яблоко» Сутеев В.Г.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Изготовление приглашений к сказке «Три поросенка»

Беседа по экономическим понятиям «щедрый,  жадный»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек День открытых дверей»

Цель: создание атмосферы взаимного доверия между родителями и воспитателями в воспитании и развитии

Традиция « Наши

гости» - встреча с мамой Стефании. Б(советы мамы об экономических понятиях)

Изготовление атрибутов, декораций, костюмов к сказке «Три поросенка»

Театральная пятница: инсценировка сказки «Три поросенка»

Декорации, атрибуты по сказке.

Январь

Бережливый расточительный (купля - продажа)

Чтение:

пословицы о бережливости и расточительности потешки, стихи Русская народная сказка «Сказка о рыбаке и рыбке»

Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Все, что только захотим»

Игры – упражнения с театральными куклами перчаточного театра.

Сюжетно-ролевая игра «Семья», настольно-печатные игры «Дом», «Мои первые ассоциации»

Игры экономического содержания «Что сегодня я куплю?»

Выставка выходного дня:  «Папа, мама, я -

художников семья» - сказка «О рыбаке и о рыбке»

Традиция «Наши

гости» - встреча с мамой Артема (советы мамы об экономических  понятиях)

Изготовление атрибутов, кукол перчаточного театра, декораций к сказке «Сказка о рыбаке и о рыбке»

Костюмы, атрибуты по сказке.

Февраль

Трудолюбивый - ленивый

(труд) 

Чтение:

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы» Стихи, потешки, пословицы про лень и труд.

Русская народная сказка «Морозко», «Мужик и медведь», сказка «Мешок яблок»

Сутеев Подвижные игры «Зайка», «Мишка в берлоге»

Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Поликлиника»

Беседа по экономическим понятиям «трудолюбивый – ленивый»

Коллективная работа по аппликации по сказке «Морозко»

Эксперимент «Почему снег проваливается?»

Традиция « Наши

гости» - встреча с мамой Влады.С (беседа с детьми «Первичные экономические  понятия»)

Изготовление атрибутов, кукол перчаточного театра, декораций к сказке «Морозко»

Инсценировка русской народной сказки «Морозко»

Атрибуты, костюмы по сказке.

Март

Бедный – богатый (деньги, товар)

Чтение: потешка «Пошел котик на торжок»

К.И.Чуковский «Муха-цокотуха»

Пальчиковая гимнастика «Пчелы», «Насекомые», «Муха»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Беседа по экономическим понятиям «бедный-богатый»

Сюжетно-ролевая игра «Банк».

Рассматривание иллюстраций по сказке «Муха-цокотуха»

Инсценировка сказки «Муха-цокотуха»

Традиция «Наши

гости» - встреча с мамой Таисии.С (советы мамы об экономических  понятиях)

Изготовление атрибутов к сказке «Муха-цокотуха»

Экономическая игра с родителями «Работать это здорово!»

Атрибуты, костюмы по сказке.

Апрель

Реклама

Чтение: русская народная сказка «Лиса и козел»

Мультфильм «Как старик корову продавал»

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики в лесу»

Оформление рекламок

(рисование карандашами)

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство»

Беседа «Что такое реклама?»

Эксперимент « Как влияет реклама на продажу?»

Изготовление атрибутов к сказке «Лиса и козел» Традиция « Наши

гости» - встреча с мамой Миши. С (советы мамы об экономических  понятиях)

Мастер-класс родители – детям

«Реклама детского сада»

Выставка работ родителей на тему «Реклама детского сада»

Атрибуты, костюмы по сказке.

Предполагаемый результат:

  • 70% детей овладели первичными экономическими понятиями и используют их в повседневной жизни;
  • активизировали речь детей в вопросах финансовой грамотности посредством театрализованной деятельности с участием родителей;
  • 70% детей проявляют в общении с взрослыми  и сверстниками  нравственные качества;
  • созданы условия для развития творческих способностей детей, обогащена предметно-пространственная среда атрибутами и пособиями по финансовой грамотности;
  • 75% детей контролируют свое поведение на основе первичных представлений в мире финансов;
  • 50 % родителей проявляют интерес к вопросам финансовой грамотности и являются активными участниками образовательной деятельности.

Долгосрочные результаты:

  • развитие у детей творческого воображения, познавательной активности, экономического мышления, речи;
  • дети ориентируются в происходящих экономических явлениях;
  • сформированы социально-коммуникативные навыки;
  • развитие познавательного интереса к экономике;
  • успешность во взрослой жизни.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска:

  • не у всех детей развита речь;
  • младший возраст не даст возможности сформировать социально-коммуникативные навыки, творческие способности, нравственные качества детей;
  • не заинтересованность, страх, занятость родителей к участию в совместных мероприятиях по изучению экономических понятий в детском саду;
  • не желание родителей участвовать в работе по обогащению предметно-пространственной среды группы.

Методы по снижению отрицательных последствий рисковых событий:

практические: совместные мероприятия нетрадиционной формы, игры на коммуникативное, творческое, нравственное развитие детей, создание фильмов, презентаций, этюды,

словесные: чтение художественной литературы, стихи, потешки, пальчиковые игры,

наглядные: памятки для родителей, иллюстрации по сказкам, картинки с разными сюжетами на развитие нравственных качеств детей.

Используемая литература:

1.Епанешникова Т.П. «Дошкольник в мире экономики» - СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшей группы

Материал подобран с учетом физиологических особенностей детей 5-ти летнего возраста; методических требований к образовательному процессу в ДОУ, зоны ближайшего развития и образовательной программы....

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста "Юные финансисты"

Грамотное отношение к собственным деньгам  и  опыт  пользования  финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благопо...

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет "Юные финанситсты"

Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данно...

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет "Юные финанситсты"

Данный проект разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относите...

Проект по формированию ОСНОВ финансовой грамотности детей подготовительной группы

ull;Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные пр...