НОД по финансовой грамотности «Юные экономисты»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Скворцова Анастасия Александровна

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_skvortsova_a.a.docx61.58 КБ

Предварительный просмотр:

ММО воспитателей подготовительных к школе групп

с приглашением молодых специалистов

НОД по финансовой грамотности

«Юные экономисты»

;n=13

Выполнила:

воспитатель Скворцова А.А.

Зарайск 2023г.

Цель: Формировать представления дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

- Совершенствовать умение понимать и моделировать предметно-пространственные отношения, ориентироваться в ближайшем пространстве и на микро-плоскости по схемам развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание. (Робот - пчелки)
Развивающие:
-
Закреплять умение выполнять математические вычисления.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

- развивать у детей способности ориентироваться в информационном потоке окружающего мира, овладевать навыками работы с информацией, развивать всесторонние умения (интерактивный стол)

Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в коллективе, дружелюбное отношение друг к другу;

- Воспитывать уважение к людям, зарабатывающим деньги;

- Воспитывать социально-личностные качества необходимые для рационального поведения в сфере финансов;

- Воспитывать умение экономно и рационально распределять денежный доход.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность.
Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.

Предварительная работа: беседы, рассматривание коллекций монет и банкнот, просмотр презентаций: «История возникновения денег», чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, сказок.

Оборудование: Костюм Королева Финансия, интерактивная доска, интерактивный стол, мини-робот Bee-bot, (или Умная Пчелка), игровое поле, планшеты ЛОГИКО-Малыш, карточки для планшета «Супермаркет». Для эксперимента: стол, магниты, доска, тарелка с водой, железная монета, бумажная купюра (не настоящая), планшет куда будут дети вносить результаты опытов. Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 10 рублей). Конверты с заданиями, магазин с товарами. Медали, монетки-шоколадки, столы и стулья –по количеству детей.

Ход – ООД.

Приветствие.
Воспитатель: Посмотрите дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Девочки и мальчики, какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей: Хорошее
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Как хорошо на свете жить!
(руки вверх)
Как хорошо уметь дружить!
(руки в центр)
Как хорошо, что есть друзья!
(качаем руками)
Как хорошо, что есть и я!
(руки к себе)

Воспитатель: Молодцы ребята! Соня, а что у тебя такое интересное в руках? (монетка)

Соня: Я знаю один стих и очень хочу вам его рассказать. Послушайте меня внимательно.

Соня рассказывает стих.
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»

Воспиататель- Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?
Ответы детей
Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?
Ответы детей

Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое Экономика? — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.
- А что значит быть экономным?
Ответы детей
Воспитатель: Я хочу вас пригласить в путешествие по стране «ЭКОНОМИКИ». Там мы станем настоящими экономистами, научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим экономические задачи. А отправимся мы с вами на самом быстром транспорте -Ракета

экипаж команду ждёт,
Не теряя ни минуты, отправляемся в полёт.
Вы скафандры надевайте, 5 минут осталось нам,
Я ракету запускаю. Экипажи, по местам!
К запуску ракеты приготовиться! Начать обратный отсчёт:
Все хором: 10-0

Звучит музыка. Дети имитируют взлёт ракеты.

Воспитатель переодевается в костюм королевы Финансов

Выходит под музыку

Королева Финансия. Здравствуйте, мои друзья! Я королева Финансия . Как же долго я вас ждала в своей экономической стране. Здесь вас ожидают различные испытания, выполнив которые вы получите настоящую медаль экономиста и кое -что еще, приятное и интересное. Вы готовы проходить испытания?

Королева Финансия- Где же находится 1 задание? Давайте отгадаем згадку «Синяя сестрица, быстрая, как птица, вдоль дружков-бережков в океан стремится»(Река) На экране доски появляется картинка реки и картинки история денег.

Королева Финансия – Значит, где находится 1 задание? (У реки). Ищем реку! Что мы здесь видим (древние люди, старина, современные люди и разные деньги, предметы). Это Река Времени. Ребята, в 1 задании нам нужно внимательно посмотреть на картинки, вспомнить историю возникновения денег и обьяснить , что значит эта картинка. Готовы?

Дети выполняют задания, смотрят на картинку и рассказывают, что она означает.

Королева Финансия - Ну вот, мы справились с 1 заданием.

Королева Финансия - Итак, давайте возьмемся за второе задание. А где будет второе задание, отгадайте.

( найди лишнее среди картинок: стул, стол, ковер, диван, шкаф) - Что тут лишнее и почему? - Значит, где находится следующая подсказка? (на ковре).

Работа с робот-пчелками

Королева Финансия Ребята посмотрите у нас на ковре игровое поле с загадками, вы должны будете отгадать загадку и найти отгадки на нашем поле, а помогать вам будет помощница пчелка.

. Вам нужно запрограммировать пчелку так, что бы он дошёл до отгадки. Прежде чем начать, вспомним, что обозначают кнопки на «УМНОЙ ПЧЁЛКЕ».

Дети: Оранжевые стрелки обозначают движение (повороты влево и вправо, шаг вперед и назад, зеленая кнопка в центре отправляет пчёлку в путь, кнопка с двумя палочками обозначает паузу, кнопка с крестиком очищает память.

Воспитатель: Все верно. Вы можете приступать к выполнению задания.

А вот и загадки....

. На товаре быть должна,

обязательна …

(цена)

И врачу, и акробату

Выдают за труд …

(зарплату

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата?

(банкомат)

Если хочешь в магазине, Ты купить, к примеру, сок. Отправляясь за покупкой, Возьми с деньгами… (Кошелек)

Королева Финансия - Ну молодцы ребята, все загадки отгадали, какие вы умные,видно что много знаете про деньги . А я вот например не знаю одно, какие деньги удобные- монеты или банкноты. (Дети выдвигают свои версии.)

Королева Финансия-Я вам предлагаю не спорить, а проверить наши догадки научным способом. Для этого нам необходимо пройти в мини-лабораторию. Это и будет нашим следующим заданием.

(Дети рассаживаются за столы.)

Королева Финансия – Посмотрите, перед вами планшеты, на нем табличка разделенная на две часть, первая колонка монеты, вторая банкноты . Наши колонки будут пополняться плюсами, и в конце мы сделаем вывод, какие деньги лучше бумажные или металлические.

Начинаем проводить первый эксперимент.

Королева Финансия- Попробуйте сжать в одной руке монетку, а в другой банкноту. Что происходит?

Дети: Купюра помялась, а монетка нет.

Королева Финансия- Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Мы делаем вывод, что монета в этом эксперименте проявила себя лучше. Она сохранила свой внешний вид. В колонке с монеткой ставим плюс.

Королева Финансия- Для следующего эксперимента попробуем порвать сначала монету, а затем банкноту. Что происходит?

Дети: Банкнота рвётся, а монетку невозможно порвать.

Королева Финансия- Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Мы делаем вывод, что монета удобнее, потому что она не рвётся.

Королева Финансия- Верно. В карточке напротив монетки ставим плюс. В этом эксперименте она показала лучшие качества.

Королева Финансия- А теперь в одну руку возьмем монетку, а в другую бумажную банкноту. Попробуем определить, что тяжелее монета или банкнота. Для этого подуем на них. Что происходит?

Дети: Банкнота падает с ладони, значит она легче.

Королева Финансия- Какой вывод можем сделать?

Дети: Делаем вывод, что банкнота легче. Если в кошельке носить много монет, то будет тяжело и неудобно.

Королева Финансия- Правильно. Кто стал лучшим в этом эксперименте? Поставим в карточке напротив банкноты плюс.

Королева Финансия- Для следующего эксперимента возьмите банкноту в 10 рублей, а теперь наберите 10 рублей по рублю.

(Дети набирают 10 рублей монетами.)

Королева Финансия- Скажите, какие деньги вы взяли быстрее?

Дети: Быстрее взяли бумажную банкноту. Чтобы её взять в руки нам потребовалось меньше времени.

Королева Финансия - Кто в этом эксперименте стал лучшим?

Дети: В этом эксперименте стала лучшей банкнота.

Королева Финансия- В карточке напротив банкноты ставим плюс. А теперь подсчитаем количество плюсов у монеты и банкноты

Дети: Количество плюсов одинаковое.

Королева Финансия- Правильно. Скажите,пожалуйста, можем мы выявить победителя? Можем сказать какие деньги лучше, бумажные или металлические?

Дети: Нет. В нашем споре ничья.

Королева Финансия -Молодцы ребята ! Сейчас нам нужно немного отдохнуть

Физминутка

«Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка - одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак, согнув все пальцы).

Королева Финансия - Следующее задание называется Супермаркет? Что же такое Супермаркет? (ответы детей)

(работа с планшетами, Логико-малыш)

Садимся за столы, на столах у вас планшеты логико - малыш, ваша задача, на карточке изображено шесть предметов, вам нужно эти предметы распределить в нужные магазины. Например, туфли в магазин обуви, игрушки в игрушечный магазин. Всем понятно задание? Если кому то не понятно, поднимите руку, я подойду.

(самостоятельная работа детей с планшетами)

Королева Финансия- А чтобы проверить правильно ли мы сделали задание, переверните страничку, и посмотрите все ли кружки совпадают с цветом на карточке. Ура! Молодцы! Вы все справились с заданием.

Королева Финансия - Но мы не будем сидеть на одном месте, нас ждет новое задание! Ребята это задание самое интересное в нашей стране и будем мы его выполнять на волшебном столе, Помогаторе. Почему Помогатор, потому что это стол, на котором можно, увидеть задание, услышать вопрос, т.е., что нужно сделать в задание и выполнить его с помощью ручек, нажимая на сенсорный экран.

Королева Финансия- Перед тем как начать делать задание, давайте подготовим наши глазки, потому что мы будем смотреть на экран, чтобы глазки хорошо видели, нужно сделать волшебную гимнастику для глазок:

Физкультминутка для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Королева Финансия- Приступим к работе! Задание называется «Профессии». Мы с вами говорили, что профессия это? (ответы детей) Правильно! Чтобы получить денежку наши мамы и папы ходят на работу, профессий бывает множество и многие из них мы сейчас увидим на экране.

Стол будет сам говорить вам задание, а вы должны будете по порядку, с помощью касания пальчиков экрана, выполнить его! Слушайте внимательно!

дети работают с интерактивным столом.

Королева Финансия- Молодцы! Вы успешно прошли все испытания. И я, как Королева страны Экономики, вручаю вам медали за активное участие в разных испытаниях. Вы теперь настоящие юные Экономисты. В дальнейшем, когда вы вырастите ,вам будет легче справится с финансовыми трудностями. (вручение медалей под музыку)

Королева Финансия- А еще я хочу подарить вам сладкий сюрприз нашей страны, Золотые монетки-шоколадки. (вручение монеток)

Королева Финансия- Ну а вам пора возвращаться в детский сад, садимся в ракету :

экипаж команду ждёт,
Не теряя ни минуты, отправляемся в полёт.
Вы скафандры надевайте, 5 минут осталось нам,
Я ракету запускаю. Экипажи, по местам!
К запуску ракеты приготовиться! Начать обратный отсчёт:
Все хором: 10-0
Звучит музыка. Дети имитируют взлёт ракеты.

Королева Финансия переодевается обратно в воспитателя.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в стране Экономики? Что больше всего вам понравилось? Может, что то было сложно? (ответы детей).

Прощание с гостями. (хором)

Все мы дружные ребята

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Цель НОД: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....

Конспект занятия по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Цель: Расширить знания  дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей - Формировать навыки сотрудничества, умения договар...

ООД по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности....

Проект по финансовой грамотности "Юные Экономисты"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими упра...

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать...

Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности Юные экономисты

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.Задачи:Образовательные:- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.- Формировать умени...

Конспект нод по финансовой грамотности "Юные экономисты"

Обучение детей тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине - это результат труда многих людей, поэтому...