Конспект занятия НОД по финансовой грамотности "Весенняя благотворительная ярмарка" в подготовительной группе (6-7 лет)
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Занятие НОД «Весенняя ярмарка» направлено на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей общества, организации материальной стороны окружающего пространства на примере благотворительной ярмарки в сказочном фиолетовом лесу. Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие НОД по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Малоенисейская СОШ»- структурное подразделение
Конспект занятия НОД по финансовой грамотности
«Весенняя ярмарка»
в подготовительной группе (6-7 лет)
Выполнила: Чеботарёва Людмила Михайловна,
воспитатель подготовительной группы
МБОУ «Малоенисейская СОШ»-
структурное подразделение
с.Малоенисейское, 2023г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………………………………............3
Структура занятия ………………………………………………………………………………………………………………6
1.Огранизационно- мотивационный этап ………………………….........................................................................................6
2. Основной этап………………………………………………………………………………………………………………...7
2.1. Этап постановки проблемы………………………………………………………………………………………….….7
2.2. Этап ознакомления с материалом……………………………………………………………………………………....8
2.3. Этап практического решения проблемы…………………………………………………………………………….....9
3. Заключительный этап. Рефлексия………………………………………………………………………………………….11
Выводы ………………………………………………………………………………………………………………………….12
Список литературы …………………………………………………………………………………………………………….13
Приложение………………………………………………………………………………………………………………….....14
Аннотация занятия НОД: Занятие проходит в экологической комнате ДОУ. Занятие НОД «Весенняя ярмарка» направлено на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей общества, организации материальной стороны окружающего пространства на примере благотворительной ярмарки в сказочном фиолетовом лесу.
Введение
Занятие по экономическому воспитанию «Весенняя ярмарка» включает следующую информацию:
• актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,
• цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного мероприятия,
• этапы реализации занятия НОД,
• управление и обеспечение занятия,
• ожидаемые результаты после реализации игровых упражнений, задач и показатели эффективности занятия,
• планируемые задания в рамках занятия.
Занятие предусматривает тесный контакт между воспитанниками, воспитателем, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Образовательная область: познавательное развитие
Тема занятия: «Ярмарка в фиолетовом лесу»
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).
Цель: формирование представлений детей о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей при использовании развивающей предметно- пространственной среды В.В. Воскобовича «Фиолетовый лес». Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и размером; познакомить с монетами достоинством в 1 коп., 5 коп., 10 коп. и 50 копеек.
- продолжать учить считать по заданной мере в пределах 10, 20;
- развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом;
- развивать умение воссоздать предметы- картинки из отдельных частей.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, через игровое упражнение «Успей вовремя»;
- развитие умения считать, составлять и решать задачи;
- умение представлять число разными цифрами.
Воспитательные:
- воспитывать желание участвовать в благотворительности;
- оказание помощи сказочным героям фиолетового леса.
Постановка проблемы: Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: потребности, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Игровая задача: помочь жителям фиолетового леса собрать деньги на доброе дело: на покупку Золотого плода для зверят- цифрят.
Планируемые результаты занятия:
- Воспитанники знают монеты достоинством 1, 2, 5, 10 рублей.
- Воспитанники вовремя закончили упражнение «Успей вовремя».
- Воспитанники сосчитали по заданной мере в пределах 20, решили задачу.
- Воспитанники создали предмет из отдельных частей- собрали паззл.
Подготовительная работа: ознакомление детей со сказочными персонажами (героями) фиолетового леса, монетами достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 кореек, 1, 2, 5,10 рублей. Беседа «ярмарка», «благотворительная ярмарка».
Материалы и оборудование: набор настоящих монет на каждого ребёнка (1,2,5,10), песочные часы с интервалом в 2 минуты; деревянные игрушки для продажи- покупки, разноцветные рыбки, ценники (по кол-ву деревянных игрушек и цветных рыбок); билеты на паром и аттракцион «карусель» по количеству воспитанников; паззлы «5 рублей», «10 рублей»; картинки монет для показа; счетные палочки на каждого воспитанника; набор монет 1, 2, 5, 10 руб. Сказочные персонажи: Долька, китенок Тимошка. Картинка парома. Песочные часы.
Ход занятия НОД:
№ | Структура занятия: Этапы НОД | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность воспитанников | Планируемые результаты. Примечание |
1. | Организационно-мотивационный этап | Песенка- приветствие «Здравствуй небо голубое…» -Ребята, сегодня в фиолетовом лесу происходит что-то интересное. -Как вы думаете, что же здесь происходит? -Ребята сегодня сказочная девочка Долька устроила в фиолетовом лесу «Благотворительную ярмарку» ко Дню Пробуждения природы. В какое время года происходит пробуждение природы от зимнего сна? Ответы воспитанников. -Как вы думаете, что значит «Ярмарка»? (ответы детей) - Молодцы! Правильно! А еще на ярмарке можно поиграть, поучаствовать в аттракционах. - А что значит «Благотворительная ярмарка»? - Верно, на благотворительной ярмарке, люди покупают какие-то вещи, а деньги, которые они отдают за вещь, идут на доброе дело. В нашем случае доброе дело- помощь зверятам- цифрятам. Чтобы они смогли приобрести на вырученные деньги Золотые плоды, для укрепления и восстановления организма после длительного зимнего сна. | Словесные: беседа. Наглядные: демонстрация «Фиолетового леса» | Здороваются. Коммуникативная деятельность. (Дети стоят полукругом напротив развивающего пособия «Фиолетовый лес», беседуют с воспитателем, высказывают свои предположения) - Весной - Можно что-то купить. Например, игрушки, посуду, вещи, сувениры. Предположительные ответы детей | Дети заинтересованы в предстоящей деятельности. |
2. | Основной этап | ||||
2.1 | Этап постановки проблемы Поставить перед воспитанниками проблему, ввести их в ситуацию затруднения. | -Ребята хотели бы вы совершить доброе дело? -А как мы можем это сделать? (предположения детей) -Правильно, мы можем купить у Дольки игрушки на ярмарке или прокатиться на аттракционе! | Словесные: беседа. | Коммуникативная деятельность: - Да! Предположительные ответы | Перед воспитанниками поставлена проблема, они введены в ситуацию затруднения и ищут пути решения данной проблемы |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | -Сейчас я раздам каждому из вас монетки (воспитатель раздаёт каждому ребёнку монетки достоинством 1,2,5,10 рублей) -И мы с вами пойдём на «Ярмарку в Фиолетовый лес». Вот беда, чтобы попасть на ярмарку, нужно переправиться через озеро Айс! Как это можно сделать? - Китенок Тимошка предлагает вам переправиться на его пароме. Проезд на пароме стоит 9 рублей. Приготовьте все по 9 руб. Продажа билетов. - Вот мы и попали на весеннюю благотворительную ярмарку Дольки. -Что можно купить на Ярмарке? - Молодцы! Правильно! Вы заметили, что игрушки на ярмарке деревянные. Мы в фиолетовом лесу и игрушки сделаны из природного материала. -Как мы узнаем стоимость игрушки? (на ценнике 8, 7 и 3 рублей и т.д.) -Ребята посмотрите, как мы будем покупать игрушки у Дольки. | Словесные: беседа. Наглядные: демонстрация показа действий. Умение пользоваться, распоряжаться деньгами, на примере монет. Беседа «что такое паром». Показ выполнения действий при покупке игрушки | Познавательно-исследовательская деятельность: Предположительные ответы детей- перелететь на самолете, переплыть на корабле и т.д. Ребята из имеющихся монет выбирают те, достоинством которые при сложении получится число 9 (руб). - Складывают, считают монеты. Покупают билет на паром через оз.Айс. Рассматривают какие игрушки представлены на столах - Игрушки - Посмотрим на ценник возле каждой игрушки | Переправляемся на пароме через озеро Айс. Картинка парома выведена на экран телевизора. Воспитанники знают, что находится в фиолетовом лесу. Садятся за столы. Рассматриваем картинку парома на телевизоре. Рассмотрим из монет какого достоинства можно получить ту или иную цифру на ценнике. Деревянные игрушки из природного материала воспитатель «покупает» у Дольки одну игрушку, объясняя, сколько монет какого достоинства она взяла |
2.3 | Этап практического решения проблемы Игровое упражнение «Успей вовремя» Игровая задача со счетными палочками | -Ребята, сейчас каждый из вас выберет у Дольки, какую игрушку будет покупать, объясняя, какие монеты вы используете при покупки и почему? (Каждый ребенок по очереди совершает покупку и объясняет свои действия) - Ребята, кроме покупок, чем еще можно заняться на ярмарке? Предположительные ответы ребят. - Молодцы! Правильно, можно поиграть! - Долька предлагает поиграть в рыбалку на озере Айс. У каждой рыбки своя цена. Определяете какую рыбку хотите купить, отсчитываете столько монет, какая цена написана на данной рыбке (ценник на каждой рыбке свой- индивидуальный). - Итак, все большие молодцы! Остались при покупках. Кто-то купил игрушку, кто- то порыбачил. Предлагаю немного отдохнуть. - Давайте прокатимся на каруселях. Но, чтобы прокатиться на каруселях, необходимо купить билет. Билет стоит 6 рублей. Физминутка «Карусель» (Приложение 1). - Вам понравилось кататься на каруселях? -Ребята мы с вами сегодня совершили доброе дело. -Но зверята- цифрята не прощаются с нами, они просят нас о помощи. -Поможем им? (дети отвечают) -А сейчас зверята- цифрята предлагают вам разделиться на 2 команды и собрать денежную картинку, но есть одно условие, эту картинку вы должны собрать на время, а, чтобы вы могли отследить время, зверята- цифрята поставят песочные часы. Пока часы осыпаются, вы можете собирать картинку, как только часы осыпятся, вы должны остановиться. -Ребята, все успели собрать картинку по времени? - А еще, зверята- цифрята, просят помочь купить им Золотой плод. Посчитать, хватит ли им денег? И сколько денег у них останется при покупке Золотого плода? - Итак, у зверят- цифрят было 14 рублей. Золотой плод стоит 9 рублей. Сколько останется монет у зверят- цифрят после покупки Золотого плода? Хватит ли им 14 рублей для покупки Золотого плода? | Словесные: беседа. Практические: игровое упражнение. Подходят к столу, открывают конверт и собирают картинку на время, пока сыпятся часы | Познавательно-исследовательская деятельность. (Дети совершают покупки на «Ярмарке») Покататься на каруселях, поиграть в игры и т.д. Ребята, отсчитывают столько монет, какое число написано на рыбке и покупают свою рыбку (1 рыбку) Ребята отсчитывают 6 рублей (из имеющихся монет составляют число 6 (6 руб.) - Да! Поможем! Познавательно-исследовательская деятельность. (Дети составляют картинку на время и определяют, монеты какого достоинства изображены на картинке) 14 счетных палочек- 9 счетных палочек= 5 счетных палочек. Итого, останется 5 руб. Зверятам- цифрятам хватит 14 руб. Решают задачу, используя счетные палочки и решая методом вычитания | Воспитанники знают монеты достоинством 1,5,10 рублей. Сосчитали по заданной мере в пределах 10. Воспитанники сосчитали по заданной мере в пределах 20. На оз. Айс крепятся разноцветные рыбки с названием и ценниками Ребята покупают билет, кладут его в коробочку и садятся на карусель, согласно купленным билетам. Карусель с лентами, каждый ребенок берется за ленту. Воспитанники поиграли на ковре. -Каждая команда проходит к столу и ждет старта (на столе лежат конверты с картинками- паззлами монет. Создали предмет из отдельных частей - Решение задачи с применением счетных палочек. - Выполнили предложенные задания. |
3. | Заключительный этап: обобщить полученный опыт. Рефлексия. Итог: | - Ребята, где мы побывали? Кому мы сегодня помогали? Какое доброе дело мы с вами сегодня совершили? - Как вы думаете, получилось у нас помочь Дольке и зверятам- цифрятам? - Ребята, вы большие молодцы! Так, здорово поиграли с Долькой и помогли ей с благотворительной ярмаркой. - Дольке и зверятам- цифрятам пора возвращаться в сказку, давайте попрощаемся с ними. | Словесные: беседа | Приняли участие в благотворительной ярмарке. Помогли зверятам- цифрятам купить Золотой плод для укрепления сил и здоровья после зимнего сна. Прощаются с героями фиолетового леса | Итог подведен. Воспитанники отвечают на вопросы и прощаются со сказочным персонажем |
Вывод:
Основной идеей данного занятия НОД является то, что основы финансовой грамотности, полученные в детстве, дадут больше шансов воспитать преуспевающего в жизни человека, человека, который будет обладать не только материальными, но и духовными ценностями. Одним из ведущих методов обучения является – игра. Игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А. Н. Леонтьев).
Игровая форма занятия, в форме благотворительной ярмарки в сказочном фиолетовом лесу, способствует приобщению ребенка к миру финансово- экономической действительности, что является одной из сложных и в то же время важных проблем. Раннее разумное финансово- экономическое образование служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, его социализации.
Созданные условия для финансово-экономического образования детей, направленное на воспитание у ребенка бережливости, сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
Таким образом, процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в ходе занятия НОД различными методами, средствами и приемами, а также их сочетанием.
Список литературы:
1. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2020г.- 169 с.
2. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2020. № 11. с.75.
3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Витапресс, 2021.
4. Стахович Л.В. Обучающий комплект «Азы финансовой культуры».- М. ВИТА-ПРЕСС, 2019.
5. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф». 2022г.
6. Интернет- ресурсы
Приложение 1
Физминутка «Карусели»
Мы на карусели сели
Еле- еле-еле- еле
Закружились карусели (начинаем медленно двигаться)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом (темп речи и движения ускоряется)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали,
Тише, тише, не спешите. (темп замедляется)
Карусель ос-та-но-ви-те. (все остановились)
Пересели на качели:вверх качели, вниз качели
Вверх качели, вниз качели. (тянемся на носочках вверх- приседаем, тянемся на носочках- приседаем)
Раз- два, раз- два,
Вот и кончилась игра (все кланяются друг другу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей подготовительной группы
Формирование у детей представлейний о пользе и вреде рекламы....
План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей подготовительной группы.
Тема: «Денежное царство».Продолжительность занятия: 30- 35 минут. Возраст детей: дети 6-7 лет подготовительная группа. Цели занятия:- сформировать представления у ...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей подготовительной группы Тема: "Реклама. Отличие реальных потребностей от навязанных".
Тема: "Реклама. Отличие реальных потребностей от навязанных".Цель: продолжать детей знакомить с понятием "реклама", учить правильно воспринимать рекламу, различать ловушки "ре...
Конспект СОД по формированию финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Экономика»
Цель: формирование и создание необходимой мотивации для повышения знаний о финансовой грамотности, навыков сбережения и трат денежных средств; формировать умение правильно распоряжаться деньгами...
Конспект игры по развитию финансовой грамотности для детей подготовительной группы «Путешествие по сказкам»
В игровой форме формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета...
Конспект занятия на тему: «Финансовая грамотность» (для детей подготовительной группы)
Конспект был составлен и проведено занятие к конкурсу "Кем быть" в качестве предварительной работы....
конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей подготовительной группы. Тема: «Денежное царство».
План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей подготовительной группы.Тема: «Денежное царство»....