Финансовая грамотность дошкольников
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_doshkolnika_diagnosticheskij_instrumentarij.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Финансовая грамотность дошкольников
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.
I уровень – низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
II уровень – средний. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.
III уровень – высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Все 3 уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав.
Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Ф о р м а проведения диагностики – индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленные вопрос или выполнить задание.
Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:
- знания в области социально-экономической сферы;
- знания в области товарно-денежных отношений;
- знания в области производства и связанных с ним вопросов;
- знания в области информационно-организаторской сферы;
- знания в области нравственно-этической сферы;
- знания в области государственно-юридической сферы.
Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых – выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.
П р и м е р ы з а д а н и й первой серии.
Задание1. Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?»
Задание 2. Вопрос ребенку «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»
Задание 3. Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда и игрушки и др.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.
Задание 4. Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.
Задание 5. Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.
Задание 6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что хочет ребенок для ребят из детского сада.
Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.
П р и м е р ы з а д а н и й второй серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?»
Задание 2. Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?»
Задание 3. Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».
Задание 4. Вопрос ребенку: Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).
Задание 5. Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?»
Задание 6. Вопрос ребенку; «Знаешь ли ты, как появились деньги?».
Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно- денежных отношениях, процессе купли-продажи.
П р и м е р ы з а д а н и й третьей серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?»
Задание 2. Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары?»
Задание 3. Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары?»
Задание 4. Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?»
Задание 5. Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?»
Задание 6. Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».
Четвертая серия включает в себя задания, цель которых – выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, т.е. о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.
П р и м е р ы з а д а н и й четвертой серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать то, что лежит перед тобой»)
Задание 2. Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?».
Задание 3. Вопрос ребенку: «Можно ли из одних материалов изготовить другие?»
Задание 4. Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.
Задание 5. Педагог предлагает ребенку рассказать технологию приготовления пищи.
Задание 6. Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, ка из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).
Пятая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.
П р и м е р ы з а д а н и й пятой серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?».
Задание 2. Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?».
Задание 3. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».
Задание 4. Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?».
Задание 5. Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».
Задание 6. Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать – экономный, а про кого – бережливый?».
Шестая серия включает в себя задания, цель которых – изучить представления детей в области государственно-юридической сферы.
Примеры заданий шестой серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое собственность?»
Задание 2. Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что, принадлежит всем.
Задание 3. Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».
Задание 4. Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?».
Задание 5. Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Федору?».
Задание 6. Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы?».
Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом – каждому признаку – каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:
3 балла – при ярко выраженном признаке;
2 балла – при его устойчивом проявлении;
1 балл – в случае слабого проявления признака;
0 баллов – при его отсутствии.
В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:
I уровень (низкий) – количество баллов от3 до 8;
II уровень (средний) – количество баллов от 9 до 13;
III уровень (высокий) – количество баллов от 14 до 18.
Вариант 1. Диагностика для определения уровней сформированности экономических знаний старших дошкольников.
Диагностический лист
(темы: профессии, Орудия труда, Бюджет семьи, Доход семьи, Расход семьи, Товар и цена, Реклама)
Фамилия, имя ребенка_____________________________
Темы Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
Профессии | |||
Орудия труда | |||
Бюджет семьи | |||
Доход семьи | |||
Расход семьи | |||
Товар и цена | |||
Реклама |
Освоение программы:
Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представления о содержании деятельности людей некоторых профессий; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи;
не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение мира.
Средний – ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях.
Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал.
Диагностический лист
(темы: Деньги, Сбережения, Денежная прибыль,
Валюта, Бартер)
Фамилия, имя ребенка
Темы Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
Деньги | |||
Сбережения | |||
Денежная прибыль | |||
Валюта | |||
Бартер | |||
Освоение программы:
Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает, как правильно потратить деньги; не имеет представление, что деньги оплачивают результат труда; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не ориентируется в экономических понятиях; у него отсутствует системное видение окружающего мира.
Средний – ребенок ориентируется и имеет представление (с помощью педагога), как правильно потратить деньги; имеет представление, что деньгами оплачивается результат труда; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях; пытается подойти к проблемной ситуации творчески; с помощью педагога решает простейшие экономические задачи.
Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями; четко имеет четкое представление; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал; самостоятельно находит выход.
Вариант 2. Диагностика для определения начального уровня финансово-экономических знаний.
Детям предлагается три задания, которые оцениваются по трем уровням. Задания носят проблемно-поисковый характер, раскрывают познавательные навыки и умения ребенка.
Диагностический лист
| 1 балл | 2 балл | 3 балл |
Задание 1 | |||
Задание 2 | |||
Задание3 |
Задание 1 «Выбери верное предложение».
Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)
Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».
- Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.
- Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
- Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама нужна для продажи товаров.
- Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
- Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.
- Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.
1 балл – правильно один или два ответа;
2 балла – правильно четыре ответа;
3 балла – правильно больше пяти ответов.
Задание 2 «Найди лишнее»
Материал: 6 карточек, на которых изображены:
- рубль, доллар, евро, кошелек (категории «деньги»)
- банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5-копеечная монета (категория «деньги»);
- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», производство»);
- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);
- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);
одежда, дом, продукты, книга (категория «потребность»).
Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?».
1 балл – все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;
2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;
3 балла – все карточки отобраны правильно.
Задание 3 «Продолжи предложение».
Материал; предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.
Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».
- Любой труд приносит …. (пользу).
- Моя мама получает за свой труд … , бабушка получает … , а брат учится в институте и получает … (зарплату, пенсию, стипендию).
- Доходы семьи можно увеличить, если… (вести дополнительное хозяйство; кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
- Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это … (профессии).
- Любой товар можно… (продать, купить, изготовить).
- Место хранения и накопления денег называется … (банк).
- Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама).
1 балл – правильно два ответа;
2 балла – правильно четыре-пять ответов;
3 балла – правильно больше пяти ответов.
Вариант 3. Диагностика для определения уровней экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
Каждое из четырех заданий состоит из 3 более мелких заданий: первое – загадки по экономике, разделенные по областям; второе – вопросы определенной области экономических знаний; третье – проблемная ситуация.
С каждым ребенком работа проводится индивидуально, и по мере успешности ответов на задания определяется уровень экономической воспитанности.
Задание 1. Цель; определить уровень знаний о потребности человека, животных, растений.
Задание 2. Цель: определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о о производителях товарах и услуг.
Задание 3 Цель: определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Задание 4. Цель: определить уровень знаний о рекламе.
Диагностический лист
(темы: Потребности, Ресурсы, Деньги, Реклама)
Фамилия, имя ребенка__________________
Темы Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
Потребности | |||
Ресурсы | |||
Деньги | |||
Реклама | |||
|
Задание1.
- Люди ходят на базар:
Там дешевле весь … (товар).
- Мебель купили, одежду купили. У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но месте с желаниями у каждого ребенка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо.)
- Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Потребности есть не только у человека, но и у растений и животных.)
Задание 2.
- Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждет … (банкир)
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет … (бизнесмен).
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (продавцы).
- Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)
- А откуда они появляются в магазине? (Из природы – лес, море, поле)
- Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь.)
- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь.)
- Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимы и для чего?
Задание 3.
- На товаре быть должна
Обязательно …(цена).
Говорят про меня –
Деревянный я.
Но неправда, я – железный,
я – тяжелый, полновесный. (Рубль)
И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату).
- На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)
- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду, красиво одеваться.)
- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).
- Как ты думаешь: чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят.)
Задание 4.
- Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без … (рекламы).
Яркой краской привлекает,
Покупать нас заставляет (Рекламный плакат).
Прохожу мимо витрины,
И стоит там человек,
Говорит он так красиво, Кто же этот человек? (Рекламный агент).
- Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)
- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные.)
- Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали.)
- Представь любой товар. Попытайся его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.
Тесты (Т.А. Шорыгина)
Вы хотите подарить маме на день рождения вышитую салфетку. Работа идет не быстро. Завтра у мамы праздник, а подарок еще не готов. Как Вы поступите?
- Не пойдете гулять с друзьями, отложите книжки, игрушки и весь вечер будете готовить подарок, пока не доведете дело до конца.
- Подарите маме что-нибудь другое. Например, купите подарок в магазине.
- Подарите маме не совсем законченную салфетку. («Закончу после дня рождения, ведь мама поймет»,)
Вас попросили собрать ягоды крыжовника для киселя, но день выдался жарким и душным. Собирать ягоды Вам не хочется. Как вы поступите?
- Несмотря на жару и духоту, соберете полную корзину ягод.
- Отложите дело до завтра, когда, может быть, станет прохладнее.
- Соберете немного ягод.
Если Вам понравилась какая-то вещь, а у вас не хватает денег, то как Вы поступите?
- Пойду и попрошу денег у мамы.
- Буду немного копить карманные деньги, а потом куплю эту вещь.
- Откажусь от покупки этой вещи и куплю что-то другое.
Вы хотите купить подарок другу, но Вам в магазине понравилась игрушка, которую Вы хотели бы иметь сами. Как Вы поступите?
- Куплю подарок другу.
- Куплю игрушку себе.
- Куплю другу другой подарок, подешевле, а на оставшиеся деньги куплю игрушку себе.
Методика использования тестов:
- Педагог проговаривает ребенку или группе детей ситуацию
- Далее дает три варианта решения ситуации.
- Дети отвечают.
- По полученным ответам педагог делает вывод об уровне усвоения детьми экономических знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...
Буклеты "Финансовая грамотность дошкольников", "Безопасный интернет"
Буклет - консультация для родителей о формировании правильного отношения детей к деньгам и материальным ценностям.Буклет - памятка для детей и подростков о безопасном использовании интернет-ресурсов....
Формирование финансовой грамотности дошкольников
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...
Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников
Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...
Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"
Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"...
Финансовая грамотность дошкольников (статья)
Длительная социально-коммуникативная игра на формирование финансовой грамотности дошкольников. Предлагаем всем вам ознакомиться с нашим опытом работы....
Выступление на форумах, конференциях по финансовой грамотности дошкольников
Сообщения из опыта работы по финансовой грамотности...