Дидактическое пособие – лэпбук «Юные экономисты»
учебно-методическое пособие по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Дидактическое пособие – лэпбук «Юные экономисты»
Финансовое просвещение детей - это одно из современных направлений в дошкольной педагогике. Задача воспитателя детского сада — преподнести дошкольникам элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. С миром экономики дети знакомятся в детском саду преимущественно в старшем дошкольном возрасте. На занятиях по познавательному развитию дети получают элементарные понятия о потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах, узнают, что представляют собой деньги, реклама. Между тем, намного раньше финансовая сторона жизни затрагивается в детских сюжетно-ролевых играх: ведь ещё в младшей группе все дети играют в магазин, парикмахерскую, то есть примеряют на себя роли продавца и покупателя. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, сталкиваются с рекламой, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Для систематизации знаний, повышения уровня финансовой грамотности воспитанников, формирования ответственного отношения к личным финансам и эффективного финансового поведения, создания условий для формирования и расширения экономического кругозора детей мной было создано дидактическое пособие - лэпбук «Юные экономисты». Лэпбук – относительно новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Это интерактивная тематическая папка для детей на заданную тему, то есть самодельная книжка – копилка. Возможность использования: совместная деятельность, самостоятельная деятельность, ОД, прогулка, индивидуальная работа.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию. Это дидактическое пособие хорошо подходит для занятий в подгруппах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие рассмотреть картинки и ответить на вопросы воспитателя и т. д).
Цель: способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и введение их в социально-экономическую сферу жизни.
Задачи:
Образовательные: формировать первоначальные представления об основах финансовой грамотности; знакомить с экономическими понятиями и терминами; выполнять необходимые операции с купюрами и монетами; знакомить с профессиями и условиями труда в сфере финансов.
Развивающие: развивать умение рассуждать и делать выводы; развивать сообразительность, мышление, речь; развивать умение детей использовать игры лэпбука в разных видах деятельности;
Воспитательные: воспитывать желание детей повышать финансовую грамотность и использовать знания в жизни; воспитывать бережное отношение к деньгам и дружеские взаимоотношения в детском коллективе;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dok.ekon-ka.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие – лэпбук «Юные экономисты»
Финансовое просвещение детей - это одно из современных направлений в дошкольной педагогике. Задача воспитателя детского сада — преподнести дошкольникам элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. С миром экономики дети знакомятся в детском саду преимущественно в старшем дошкольном возрасте. На занятиях по познавательному развитию дети получают элементарные понятия о потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах, узнают, что представляют собой деньги, реклама. Между тем, намного раньше финансовая сторона жизни затрагивается в детских сюжетно-ролевых играх: ведь ещё в младшей группе все дети играют в магазин, парикмахерскую, то есть примеряют на себя роли продавца и покупателя. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, сталкиваются с рекламой, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Для систематизации знаний, повышения уровня финансовой грамотности воспитанников, формирования ответственного отношения к личным финансам и эффективного финансового поведения, создания условий для формирования и расширения экономического кругозора детей мной было создано дидактическое пособие - лэпбук «Юные экономисты». Лэпбук – относительно новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности. Это интерактивная тематическая папка для детей на заданную тему, то есть самодельная книжка – копилка. Возможность использования: совместная деятельность, самостоятельная деятельность, ОД, прогулка, индивидуальная работа.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию. Это дидактическое пособие хорошо подходит для занятий в подгруппах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие рассмотреть картинки и ответить на вопросы воспитателя и т. д).
Цель: способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и введение их в социально-экономическую сферу жизни.
Задачи:
Образовательные: формировать первоначальные представления об основах финансовой грамотности; знакомить с экономическими понятиями и терминами; выполнять необходимые операции с купюрами и монетами; знакомить с профессиями и условиями труда в сфере финансов.
Развивающие: развивать умение рассуждать и делать выводы; развивать сообразительность, мышление, речь; развивать умение детей использовать игры лэпбука в разных видах деятельности;
Воспитательные: воспитывать желание детей повышать финансовую грамотность и использовать знания в жизни; воспитывать бережное отношение к деньгам и дружеские взаимоотношения в детском коллективе;
Составляющие лэпбука:
Дидактическое пособие лэпбук «Юные экономисты» представляет собой папку – раскладушку из 2 листов формата А4 и 2 листов формата А3. На страницах папки имеются клапаны с зажимами для игр, вращающиеся диски, распашной клапан с секретом, книжки - блокноты загадок, за ламинированные карточки – картинки, конверты, в которых собрана вся информация по теме.
На каждой странице лэпбука располагаются кармашки с различными развивающими заданиями.
1.«Как появились деньги»
Цель: познакомить детей с историей возникновения денег и их значении в жизни человека.
Информация представлена в виде мини-книжки, сопровождающаяся картинками с поэтапным появлением денег.
Дошкольникам будет интересно узнать, что когда - то давно люди обходились без денег. Но со временем возникло разделение труда: одни занимались только разведением скота, другие выращивали зерно и у каждого народа были свои предметы обмена. Возникла проблема бартера, поэтому было трудно решать, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.
2.Экономический словарик
Цель: пополнить словарь детей новыми словами, обозначающими экономические явления и использовать их в повседневной жизни
Кармашек с книжечкой с экономическими терминами.
3. Игра «Доход-расход»
Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Кармашек с сюжетными картинками на тему «Доход-расход».
Педагог предлагает детям поиграть в игру. В каждой семье есть и доходы и расходы. На картинке изображена семья, которая купила телевизор. Это доход или расход? Да, расход, так как потрачены деньги на покупку.
4. Распашной клапан с секретом «Как экономить деньги?»
Цель: познакомить детей со способами экономии денег.
Здесь находятся картинки с наглядной информацией. Что нужно делать чтобы сэкономить деньги. Например, выключаем свет, ходим пешком и т.д.
5. Загадки
Цель: учить отгадывать загадками на финансовую тематику.
Конверт в виде кошелька, тексты загадок.
Педагог читает загадки, дети отгадывают.
6. Игра «Профессии»
Цель: расширение представлений о профессиях, связанных с миром финансов
Конверт с предметными картинками.
- Вариант. Игрок берет карточку и должен назвать профессию, род занятий (ответить на вопрос, что делает). Если не смог ответить, карточка убирается. Если отвечает, берет себе. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек.
- Ведущий начинает перечислять предметы, необходимые для профессии, изображенной на карточке. Задача игроков угадать и назвать профессию.
7.Игра «Магазин»
Цель: учить делать первичные экономические расчеты, определять общую сумму покупки; умение считать сдачу.
Ламинированный лист А4 с изображением витрины с продуктами, монетами и ячейками «что ты хочешь купить», «сколько денег ты дал», «сколько денег должны сдать» на липучках.
Игровая ситуация состоит в следующем: ребенок пришел в продуктовый магазин. Педагог предлагает совершить покупку. Он выбирает товар с витрины, который прикреплён на липучках и помещает его с левой стороны в первую ячейку – Что ты хочешь купить. Затем ребенку нужно расплатиться за приобретенный товар монетами (на липучках), которые располагаются под витриной с продуктами. Монеты нужно прикрепить во вторую ячейку слева-Сколько денег ты дал. В третьей пустой ячейке ребенок должен сосчитать сдачу, которую ему должны дать. Возможно, ячейка останется пустой, если ребенок рассчитается полностью, то есть без сдачи
8. «Чему учат сказки»
Цель: познакомить детей с элементарными экономическими понятиями через художественное слово; учить детей анализировать сюжет сказки.
Конверт с мини-книжкой со сказками « Приключения Буратино», «Дюймовочка»
9. Картотека стихов
Цель: знакомить детей с художественной литературой на финансовую тему в стихотворной форме
Карточка в виде книжки-малышки со стихами.
10. Лото «Экономические сказки»
Цель: заполнить игровое поле с различными видами сделок, экономических ситуаций, дать оценку потребностей и качеств сказочным героям.
Конверт с игровыми полями и сюжетными картинками, с последующим развитием сюжета.
Ведущий раздает игровые поля. Перемешивает карточки, поднимает их по одной. Называет ситуацию, изображенную на карточке. Игроки ищут пару к озвученной карточке на своем поле. Карточку забирает игрок к своей парной иллюстрации сказки, но он должен назвать какая экономическая ситуация описана, как она называется. Выигрывает игрок, первый закрывший игровое поле.
11. Дидактическая игра «Семейный бюджет. Доходы и расходы»
Цель: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей; развитие экономического мышления, интереса к материально-предметному окружению.
2 круга с условным обозначением доходов и расходов, набор карточек для составления и планирования бюджета.
Проводится вводная беседа с детьми. Например: Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? (дети отвечают - семья) А что такое, с вашей точки зрения «семейный бюджет»? Семейный бюджет - это доходы и расходы семьи за определенный промежуток времени. Доходы семьи - это поступления денежных средств в семью из различных источников (зарплата, пенсия и т.д.). Расходы семьи - затраты денежных средств на товары и услуги (питание, образование и т.д.). Перед детьми раскладываются два круга с обозначением доходов и расходов, а также соответствующие карточки. Необходимо, распределить семейный бюджет правильно. Что мы отнесем к доходам? Что к расходам?
12. «Картотека проблемных ситуаций»
Цель: поиск и пути решения различных видов экономических ситуаций.
Конверт с карточками проблемных ситуаций.
Педагог озвучивает проблемную ситуацию с карточки, а дети должны подумать и найти решение данной ситуации.
13. Игра «Собери купюру»
Цель: закреплять умение складывать из частей денежные купюры России.
Кармашек с разрезными изображениями купюр России разного номинала.
Игроки собирают купюры из частей, рассказывают, чем они отличаются друг от друга (номиналом и достопримечательностями).
14. Комплект игр «Финансовая грамотность»
Цель: учить детей объяснять различные экономические ситуации, находить решение, формировать основы экономической культуры личности ребенка.
На вращающихся кругах с вырезанным сектором, изображены экономические ситуации, понятия. Воспитатель дает на выбор детям круги. Ребенок соответственно, объясняет, дает оценку той или иной ситуации, либо знакомится с терминами, понятиями, закрепляет их в разговорной речи.
Дидактическое пособие рекомендуется использовать воспитателям дошкольных учреждений в индивидуальной работе с детьми, детям в самостоятельной деятельности. Благодаря этой форме работы дети узнают новое и закрепляют полученные ранее знания в сфере финансовой грамотности, стимулирует познавательный интерес дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
лэпбук "Юные экономисты"
Цель: заложить основы экономического образа мышления; совершенствовать формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы, их применение в практич...
Видеоролик: лэпбук "Юные экономисты"
Дидактическое пособие лэпбук «Юные экономисты»...
Приложение №4 Лэпбук "Юные экономисты"
фото материал по лэпбуку " Юные экономисты"...
Дидактическое пособие «Лэпбук – юные финансисты»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...
Дидактическое пособие лэпбук «Юный экономист» по формированию финансовой грамотности
Цель создания лэпбука: формирование у детей азов финансовой культуры....
Методическое пособие Лэпбук "Юный пешеход"
Актуальность данного пособия обусловлена тревожной ситуацией в связи с ростом детского дорожно- транспортного травматизма. Исследования показывают, что все ДТП с участием дошкольников во многом связан...
Паспорт дидактического пособия – ЛЭПБУК Название пособия: «ПОЗНАЮ МИР»
В лэпбуке представлены игры и речевой материал по развитию речи посредством ознакомления с окружающим миром. Пособие способствует развитию зрительного внимания, логического мышления, мелкой моторики, ...