Методическая разработка «Комплекс интерактивных дидактических игр для эмоционального развития старших дошкольников»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
методическая разработка "Комплекс интерактивных игр для эмоционального развития старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 427.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 4
Методическая разработка
«Комплекс интерактивных дидактических игр
для эмоционального развития старших дошкольников»
Разработчик:
Анголенко Оксана Владимировна, педагог-психолог
станица Кущевская
2022 г.
Предисловие
Данная методическая разработка содержит описание комплекса интерактивных дидактических игр, направленного на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников, рассматривается методика применения данного материала в работе педагога-психолога, а также прилагаются презентации к этим играм.
Представленный материал может быть полезен психологам дошкольных образовательных учреждений в целях развития эмоциональной сферы детей 6–7 лет.
Оглавление
1. Введение ………………………………………………………………………4
2. Основная часть
2.1. Описание методической разработки ……………………………………….5
2.2. Методика применения комплекса интерактивных дидактических
игр в работе педагога-психолога ………………………………………...……10
3. Заключение ……………………………………………………………………11
4. Список использованных источников ………………………………………..12
5. Приложение …………………………………………………………………...13
- Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения является частью коррекционно-образовательного процесса с детьми.
В соответствии с федеральным государственным стандартом педагог должен применять в своей работе инновационные методы, приемы и технологии, позволяющие эффективно решать поставленные задачи. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к организации коррекционно-развивающей работы с детьми.
Основная идея методической разработки состоит в создании интересного, привлекательного, интерактивного образовательного пространства, которое будет способствовать эмоциональному развитию старших дошкольников, в соответствии с ведущим видом деятельности дошкольного возраста – игрой.
С появлением в дошкольных образовательных организациях современного оборудования (мультимедиа проекторы, интерактивные доски) педагоги-практики находятся в поиске эллектронных обучающих комплексов. В настоящее время для развития познавательных психических процессов детей создаются отдельные электронные дидактические игры, а для эмоционального развития воспитанников недостаточно широкий выбор обучающих электронных ресурсов.
Автором был разработан и апробирован комплекс интерактивных дидактических игр, направленный на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Дидактические интерактивные игры позволяют решить задачу обучения старших дошкольников языку эмоций в игровой форме, у детей развиваются навыки эмоциональной компетентности: осознания собственных эмоций, распознавания и понимания эмоций других людей, использования словаря эмоций.
Представленный комплекс игр может быть рекомендован для применения педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений.
2. Основная часть
2.1. Описание методической разработки
Методическая разработка, представляет собой комлекс из четырех интерактивных компьютерных игр, направленный на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Авторские интерактивные дидактические игры представлены в ярком, красочном оформлении, изображения игры необходимого размера, что обеспечивает прекрасную наглядность при использовании педагогом на занятии. Все игры учитывают возрастные особенности детей, доступны для понимания.
В состав комплекса включены следующие игры:
- «Волшебная раскраска»,
- «Посылка для гномов»,
- «Загадки-ситуации от Оли и Коли»,
- «Запусти воздушного змея».
Данные игры предназначены для детей 6–7 лет.
Цель игр: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи: способствовать эмоциональному развитию детей; помогать детям закрепить знания об эмоциях радости, удивления, страха, гнева, печали; развивать умение различать эмоции по схемам-пиктограммам.
Для создания интерактивных дидактических игр использовалась программа Microsoft Power Point.
В соответствии с усложнением уровней понимания детьми эмоций все представленные игры условно можно разделить:
1) дидактические игры на распознавание и воспроизведение эмоций: «Волшебная раскраска», «Запусти воздушного змея», «Посылка для гномов»;
2) дидактические игры на соотнесение эмоциональных ситуаций и эмоций человека: «Загадки-ситуации от Оли и Коли».
Подробное описание и назначение интерактивных дидактических игр приводятся ниже.
Интерактивная дидактическая игра «Волшебная раскраска»
Материал: авторская презентация (приложение).
Возраст: дети 6–7 лет.
Дидактическая задача: упражнять детей в распознавании и словесном обозначении эмоций по схематическому изображению.
Игровая задача: угадать, что чувствует герой-цветок; найти пару для каждого настроения.
Игровое правило: правильно называть настроение героя-цветка и найти краску со схематичным изображением такого же настроения.
Игровые действия: рассматривание эмоций героев; называние эмоций; поиск пиктограмм (красок со схематичным изображением настроения); воссоздание эмоций в собственной мимике.
Ход игры. Игра может проводится как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях с использование интерактивной доски. Педагог-психолог предлагает ребенку раскрасить цветочки, для этого нужно определить и назвать настроение, а затем выбрать краску со схематичным изображением такого же настроения. Если ребенок осуществляет верный выбор, при нажатии на нужную краску пчелка окрашивает цветок.
Интерактивная дидактическая игра «Посылка для гномов»
Материал: авторская презентация (приложение).
Возраст: дети 6–7 лет.
Дидактическая задача: упражнять детей в умении сопоставлять пиктограммы эмоций и изображения героев-гномов с различными выражениями лица.
Игровая задача: найти подарок для гномов, для этого угадать, что чувствует герой-гном; найти пиктограмму такого же настроения.
Игровое правило: правильно назвать настроение героя-гнома и найти для него подарок, ориентируясь на пиктограмму с изображением такого же настроения, обосновать свой выбор.
Игровые действия: поиск подарков для гномов, сопоставление пиктограмм и изображений лиц героев-гномов с различными эмоциональными выражениями.
Ход игры. Игра может проводится как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях с использование интерактивной доски. Педагог-психолог предлагает ребенку отгадать, какому гному какой предмет отправила бабушка в посылке, для этого нужно определить и назвать настроение гномов, а затем выбрать подарок ориентируясь на пиктограмму со схематичным изображением такого же настроения. Если ребенок осуществляет верный выбор, то при нажатии на предмет гномик получает этот подарок, выполняет с ним какие-то действия, радуется подарку.
Интерактивная дидактическая игра «Загадки-ситуации от Оли и Коли»
Материал: авторская презентация (приложение).
Возраст: дети 6–7 лет.
Дидактическая задача: упражнять детей в умении определять эмоциональное состояние человека по ситуации и соотносить пиктограммы и эмоциогенные ситуации различной модальности.
Игровая задача: угадать, что чувствует герой (герои) в данной ситуации.
Игровое правило: подобрать пиктограмму с изображением такого же настроения, как у героя (героев) в данной ситуации, обосновать выбор.
Игровые действия: идентификация эмоциональных ситуаций; поиск и сопоставление пиктограмм и сюжетных картинок с непрорисованной лицевой экспрессией героев.
Ход игры. Игра может проводится как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях с использование интерактивной доски. Педагог-психолог предлагает ребенку рассмотреть загадки (сюжетные картинки с изображением героев-детей Оли и Коли с непрорисованной лицевой экспрессией) и подобрать пиктограмму, соответствующую настроению героя (героев) в данной ситуации. Если ребенок осуществляет верный выбор, при нажатии на нужную пиктограмму появляется прорисованная лицевая экспрессия.
Интерактивная дидактическая игра «Запусти воздушного змея»
Материал: авторская презентация (приложение).
Возраст: дети 6–7 лет.
Дидактическая задача: упражнять детей в распознавании и словесном обозначении эмоций по схематическому изображению.
Игровая задача: угадать, что чувствует герой-воздушный змей; найти пиктограмму такого же настроения.
Игровое правило: правильно называть настроение воздушного змея и найти пиктограмму со схематичным изображением такого же настроения.
Игровые действия: рассматривание эмоций героев; называние эмоций; поиск пиктограмм со схематичным изображением настроения; воссоздание эмоций в собственной мимике.
Ход игры. Игра может проводится как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях с использование интерактивной доски. Педагог-психолог предлагает ребенку помочь воздушному змею отправиться в полет, для этого нужно выбрать пиктограмму с таким же настроением, как у воздушного змея. Если ребенок осуществляет верный выбор, при нажатии на нужную пиктограмму появляется ветерок и воздушный змей взлетает.
2.1. Методика применения комплекса интерактивных дидактических игр в работе педагога-психолога
Представленный комплекс интерактивных игр используется в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога при реализации программ эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Для применения интерактивных игр в форме подгрупповых занятий необходимо наличие в образовательной организации системы специального технического оснащения (мультимедийный проектор, интерактивная доска и ноутбук с соответствующим программным обеспечением). Для индивидуальной формы проведения игр нужен ноутбук.
Предварительно проводится работа по формированию у воспитанников первоначальных навыков работы с интерактивным оборудованием.
Интерактивные игры в данной разработке применяются как альтернатива дидактическим настольно-печатным играм, что помогает разнообразить деятельность, преобразовать игры в увлекательный процесс, когда верный ответ ребенка (правильный выбор при нажатии объекта) подкреплен визуальным изображением с анимацией.
Интерактивные дидактические игры используются в различных формах работы с детьми: подгрупповой, индивидуальной. В рамках коррекционно-развивающего занятия проводится не борее одной интерактивной игры.
Интерактивные дидактические игры как элемент занятия используются на этапе закрепления знаний, отработке навыков у детей. Можно включить часть интерактивной игры, например, если пройдены темы: «Радость», «Грусть», «Гнев» – использовать слайды презентаций игр, только где нужно определить настроение героя в соответствии с изученными темами.
С детьми, испытывающими затруднения в распознавании эмоций, в процессе проведения интерактивных игр в индивидуальной форме закрепляется умение распознавать эмоциональные состояния людей по экспрессивным признакам. Организуя игры в индивидуальной форме учитывается степень дополнительной и обучающей помощи ребенку. Такая работа обеспечивает индивидуально-личностный подход с каждым воспитанником.
При применении компьютерных технологий соблюдаются определенные санитарно-гигиенические требования. Занятия с использованием компьютеров для детей 5–7 лет в соответствии с нормами СанПиН следует проводить не более одного в течение дня и не чаще 3 раз в неделю. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 6–7 лет – 15 минут.
3. Заключение
Разработанные интерактивные игры через доступную, интересную и действенную форму, способствуют реализации задач, игровая мотивация помогает ребенку усвоить те знания, которые несут в себе компьютерные игровые средства.
Практический опыт применения комплекса интерактивных дидактический игр по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога позволяет сделать следующие выводы:
– подача учебного материала в форме интерактивных дидактических игр помогает разнообразить занятие, способствует привлечению и удержанию внимания воспитанников в процессе выполнения задания, активизирует их познавательную активность, повышает мотивацию;
– применение комплекса интерактивных дидактических игр способствует позитивным изменениям в восприятии и понимании детьми эмоций человека, они овладевают умением определять эмоциональные состояния по лицевой экспрессии, демонстрировать эмоции радости, печали, гнева, страха, удивления.
Внедрение современных компьютерных технологий в практику работы педагога-психолога ДОУ позволяет повысить продуктивность и эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми.
4. Список использованной литературы
1. Вербенец А.М. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы. Статья в научно-методическом журнале «Детский сад: теория и практика», № 6, 2011.
2. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4–6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор составитель И.А. Пазухина – СПб.: «Детство-Пресс», 2010.
3. Карелина И.О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации: избранные научные статьи. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017.
4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2006.
Приложение
CD-диск с презентациями к интерактивным дидактическим играм:
- «Волшебная раскраска»;
- «Посылка для гномов»;
- «Загадки-ситуации от Оли и Коли»;
- «Запусти воздушного змея».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия на тему "О дружбе"
Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ (в ходе НОД), для родителей (во время занятий с детьми), а также для самих детей (в процессе их самостоятельной деятельности). Пособие помогает сформи...
Методическая разработка электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия на тему: «О дружбе»
Методическая разработкаэлектронного интерактивного дидактическогомультимедийного пособияна тему: «О дружбе»...
Методическая разработка «Картотека интерактивных дидактических игр, направленных на развитие грамматического строя речи детей 5-7 лет с ОНР».
Данные игры и упражнения предназначены для учителей логопедов, дефектологов, которые могут использовать в своей работе с детьми по коррекции грамматических категорий. Подборка игр и упражнений разраба...
Методическая разработка "Комплекс упражнений по логоритмике с элементами нейрогимнастики для дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи"
Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений у дошкольников....
Методическая разработка. Комплект интерактивных дидактических игр по астрономии для детей старшего дошкольного возраста «В космических просторах»
В пособии представлены рекомендации воспитателям ДОО по применению интерактивных дидактических игр в работе с детьми старшего до...
Методическая разработка " Комплекс упражнений по логоритмике с элементами нейрогимнастики для дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи"
Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:Развивать артикуляционную моторику, дыхание, голосовые связки, корректировать звукопроизношени...
Методическая разработка Эмоциональное развитие старших дошкольников средствами художественной литературы
Эмоциональное развитие старших дошкольников средствами художественной литературыДошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процес...