Методическая разработка по финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Юлубаева Инна Варламовна

Формирование у дошкольников  экономического мышления и культуры обращения с деньгами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по обучению основам финансовой грамотности «Дети и экономика»

(старшая группа)

Цель: способствовать формированию у дошкольников  экономического мышления и культуры обращения с деньгами.

Задачи:

Образовательные:

- знакомство с экономическими категориями: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия. Дать понять детям, что единая семья – единый бюджет; учить принимать правильное решение в планировании семейного бюджета;

- расскрыть сущность понятия доход и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный);

 - уточнить знания детей о некоторых составляющих семейного бюджета;

сформировать у обучающихся представление о роли денег в нашей жизни. Продемонстрировать детям современные деньги, дать понятия «купюры» (бумажные деньги), «монеты» (металлические деньги);

- способствовать формированию культуры обращения с деньгами.

Воспитательные:

- содействовать интересу к экономии семейного бюджета, воспитывать такие качества как экономность, рациональность;

в игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания: деньги, товар, покупатель, продавать, стоимость.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, воображение.

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет, наличная, (безналичная) форма расплаты.

Активизации словаря: экономика, доход, расход, реклама.

Ход занятия:

Воспитатель собирает вокруг себя детей и  достает шкатулку, загадывает загадку:

       а) Маленькая, кругленькая

           Из кармана в карман скачет (Монета).

        (выкладывает из шкатулки)                                                  

 б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

  У одних нас много, а у других нас нет (Деньги).

( выкладывает из шкатулки)                                                     

Воспитатель:  Ребята, давайте выясним, что мы знаем о них. Мы с вами отправимся в информационный центр и  посмотрим видео материал про деньги.                        

(Показ слайдов) 

Воспитатель: Как называются деньги, которыми мы пользуемся?

Дети: Рубли.

Воспитатель :

1 слайд: Деньги бываю разные - купюры, монеты.

2 слайд: Бумажные деньги называются купюрами.

3 слайд: Купюры бывают разного достоинства: 10,50, 100, 500, 1000, 5000 рублей (дети рассматривают купюры).

4 слайд: Металлические деньги. Эти деньги называются монетами.

5 слайд: У каждого государства свои денежные купюры и монеты.  Какие деньги вы знаете? (рассматривают  «Доллар», «Евро»). 

6 слайд: Форма расплаты деньгами бывает разная - наличная и безналичная.

Наличная  - это расплата купюрами и монетами.

Безналичная – с помощью банковской карты.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо».

Много денег – хорошо (почему?)

Много денег – плохо?

Быть богатым – хорошо?

Быть богатым – плохо?

 Воспитатель: Ребята, а каким образом в семье появляются деньги?
Дети: Зарабатывают родители.
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Дети: Зарплата.
Воспитатель поясняет, что зарплата — это деньги, получаемые за работу, за месяц, за неделю, за один день.
Воспитатель: Кроме родителей, кто является членом семьи?
Дети: Дедушки и бабушки.
Воспитатель: Вносят ли дедушка с бабушкой в семейный бюджет деньги?

Дети: Да.
Воспитатель:  Какой?

Дети: Бабушка и дедушка получают пенсию. 

Воспитатель:   Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет.
Воспитатель:  Кто ещё живёт в семье?
Дети:  Сестра, брат.
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?
(обобщить ответы детей).

 Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
Воспитатель: Стипендия – это плата за хорошую учёбу.
Зарплата, пенсия, стипендия  - это все семейный бюджет.

Так из чего же состоит наш семейный бюджет?
Дети:  Зарплата, пенсия, стипендия.

Воспитатель: Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются доход  (складывает деньги   в шкатулку), а то, что мы тратим на определённые нужды, называется расход (вынимает часть денег).

  Куда же расходуются наши семейные деньги? (на доске карточки)
Дети выходят к доске и выбирают нужную карточку и поясняют: человек не может жить без еды, одежды, жилья (схематичные карточки – символы: еда, одежда, дом, лекарства).

Под музыку в группу влетает Карлсон.

Карлсон:

Прилетел я! Всем привет!

Новость вы слыхали ? Нет?
На крыше скучно стало жить,
Учиться в школу стал ходить.
«Учение - свет, а не учение – тьма»
Гласят пословицы слова.

Я в школе - первый ученик,
Всегда в пятерках мой дневник.
И в ногу с жизнью я живу, все потому
Что с экономикой дружу!

(показывает детский экономический словарь).

Воспитатель: Наши ребята тоже дружат с экономикой.

Карлсон: Как? Ведь они даже в школу не ходят.

Воспитатель: Ну и что? Вот они. Познакомься с ними.                                                

Карлсон: Тогда я хочу поиграть с вами, ребята, в игру «Наоборот».  Хорошо?  Я буду говорить слова, а вы называйте противоположные (дешево - дорого, продавец - покупатель, доход - расход, много - мало, трудолюбивый - ленивый, прибыль - убыток).

Карлсон: Молодцы! Вы хорошо потрудились! А теперь давайте отдохнем

(Проводится физминутка)

Мы нашли богатый клад, (изображают как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу).

Стали думать как нам быть, (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в сторону)

Чтоб хватило всем друзьям,

Делим ровно пополам.

Воспитатель: Клад ребята - это тоже доход. Как бы вы распорядились кладом? С кем поделились?  (ответы детей)

Карлсон: Ребята, я хотите попутешествовать по стране экономики?

Дети:  Да.

Карлсон: Тогда держитесь за меня, закрывайте глаза и полетели…

(Звучит шум пропеллера) 

Карлсон:  Вот мы и прилетели в эту чудесную страну. В этой стране много разных остановок. Эта называется «Бюджетная».

Что такое бюджет?

Скажите, из чего состоит бюджет вашей семьи?

Откуда появляются доходы, и какие бывают расходы (дети отвечают).

Карлсон:  Поехали дальше! (Звучит шум пропеллера).

Карлсон:  Остановка «Денежная».

На этой остановке решаются экономические задачи. Нужно подумать, как разумно распорядится деньгами в разных случаях:

1. «Мальчик просит маму купить ему игрушку, но деньги нужны на покупку лекарства для бабушки »
- Как вы думаете, что важнее, лекарство или игрушки?
(Дети поясняют: бабушка может умереть без лекарств, значит, покупка лекарств важнее.)

2. «Кот Матроскин решил накопить денег и купить все, что захочет, но пес Шарик утверждает, что не все продается и покупается. Разрешите наш спор»

( Дети отвечают)

Карлсон:  Ребята, как вы думаете, что можно купить за деньги? Подойдите к столу и выберите нужную карточку (на столах лежат наборы карточек: корова, посуда, дружба, солнце, дрова, здоровье, шапочка, тучка, конфеты, радуга. Дети поднимают руку с ответом – карточкой).

Карлсон:  А сейчас садитесь за столы, будем с вами решать сложные задачи:

 (На столах монеты)
1.Подсчитайте семейный бюджет.
Папа зарабатывает 4 монеты, мама зарабатывает 2 монеты, бабушка с дедушкой  пенсию - 3 монеты, сестра стипендию - 1 монету.
Выложите нужное число (10).

2. Маша купила шоколадку за 3 монеты, брату машинку за  2 монеты

Сколько монет потратила Маша? Выложите нужное число (5).

Молодцы, справились и с этим заданием!

Карлсон: Поехали дальше (Звучит шум пропеллера).

Остановка «Рекламная».

Для чего нужна реклама? Какая бывает реклама?

Послушайте  рекламу про мягкую игрушку:

«Покупайте кота,  без усов он и хвоста. С длинным желтым языком и оранжевым зонтом. Любит он сидеть в углу и кричать: « Ку-ка-ре-ку». Купят ли игрушку кота после такой рекламы? Почему?

Карлсон:  Поехали дальше (Звучит шум пропеллера).

Остановка «Прибыльная».

У вас появится прибыль, если вы знаете  поговорки про деньги.

Я буду читать поговорки, а вы должны их дополнить.

Копейка рубль… (бережет).

Без копейки… (рубля нет).

Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

Деньги любят… (счет).

Чем богаты,… (тем и рады).

Карлсон: Молодцы ребята! Вижу, хорошо дружите с экономикой. И на память я  хочу подарить свой экономический словарик, чтобы вы еще больше узнали об этой интересной и полезной науке.

Нам пора возвращаться. Держитесь за меня, закрывайте глаза и полетели. (звучит шум мотора)

Вот мы снова в саду. Но мне пора домой. До свидания, ребята!

Воспитатель: Понравилось вам путешествие?

Дети:  Да.

Воспитатель:  А что значит быть экономным?

Дети:  Не тратить деньги по  пустякам.                                                                

Воспитатель:   Мне хочется, чтобы вы полюбили интересную и всем нужную науку – экономику.

Источники информации:

1. «Экономическое воспитание дошкольников» Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. Е.А.Курака .-М.:ТЦ «Сфера», 2002 . стр.35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развиваю...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

laquo;Всякая инвестиция должна иметь смысл и сегодня и завтра».Р. КийосакиФинансовая грамотность дошкольника ‑ новая ветвь в дошкольной педагогике, является  социальной проблемой с самых р...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста  ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...

Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста ЛЭПБУК «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Перед дошкольной образовательной организацией стоит цель достичь того, что бы ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и самостоятельным, успешным, с сформированным представлением о финансовой г...

«Методическая разработка по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Чемоданчик успеха»

Финансовая грамотность дошкольника - новая ветвь в дошкольной педагогике. Невозможно воспитать гармонично развитого человека, не подготовив его к товарно - денежным отношениям. Дети дошкольн...

Методическая разработка Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультипликационного фильма

Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Выбираем хорошую школу и учителей, помогаем поступить в институт, направляем ...