ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну денег»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В связи с этим в качестве одного из компонентов общей культуры личности особое значение занимает формирование элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_stranu_deneg.docx | 44.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№1 «Сказка»
ДОЛГОСРОЧНЫЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Путешествие в страну денег»
среди воспитанников старшего дошкольного возраста групп
Составитель проекта:
Валеева Надежда Константиновна
воспитатель, I кв. кат.
Г. Мегион 2022г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Этапы работы над проектом……………………………………………………6
I.Подготовительный этап
II. Основной этап
III. Заключительный этап
Оценка результатов и отчетность проекта………………………………………8
Перспективы дальнейшей деятельности………………………………………...9
Список источников………………………………………………………………10
ВВЕДЕНИЕ
«Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют
воспитывать у детей честность, доброту, великодушие
к близким людям, желание поделиться, способность
к самоограничению и привычку тратить их разумно»
А. С. Макаренко
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В связи с этим в качестве одного из компонентов общей культуры личности особое значение занимает формирование элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста.
На жизнь многих малышей деньги начинают оказывать влияние до того, как те научаться их считать. Ребенок подвластен своим потребностям и фантазиям, а рекламные акции, широко пропагандирующие индустрию развлечений, целенаправленно формируют моду и спрос у маленьких потребителей на отдельные товары. Отсюда, как утверждает психолог Игорь Павлов, и капризы перед магазином игрушек, попытки выманить, любой ценой желаемый объект… Этого можно было бы избежать, если бы с детства ребенок получал элементарные представления о доходах и расходах семьи, о зарплате родителей. Следовательно, необходимо уже с дошкольного возраста начать работу, как в семье, так и в детском саду по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача взрослых не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.
С чем и связана актуальность разработки познавательного проекта «Путешествие в страну денег».
Проблема: дети старшей, подготовительной групп понимают,
что деньги нужны для того, чтоб что-то купить, но реальную природу денег
они недопонимают, а именно, связи между работой и заработком,
затратами и сбережениями; понятие цена денег и умение
правильно принимать финансовые решения.
Пути решения проблемы:
Что мы знаем о деньгах? | Что мы хотели бы узнать? | Где мы можем узнать? |
-Деньги зарабатывают родители. -Деньги бывают разные (металлические и бумажные). -Деньгами расплачиваются в магазине. | -Что такое деньги? -Какие раньше были деньги? -Откуда ещё берутся деньги? -Зачем деньги ещё нужны? -Как можно накопить деньги? -Интересные факты о деньгах | -Рассказ родителей и других взрослых. -В библиотеке (научно-популярная, энциклопедическая литература). -В музее. -В интернете. -Просмотр телепередач и обучающих мультфильмов. |
Гипотеза: Если в детском саду будут созданы условия для изучения финансовой грамотности дошкольников, то дети научатся понимать смысл денег и бережно к ним относиться.
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи.
Задачи:
1) познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит»;
2) познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой;
3) закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, умение находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой;
4) помочь детям осознать роль денег в жизни людей и семьи;
5) научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
6) научить детей сравнивать и анализировать цены на товар;
7) сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
8) способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
9) формировать разумное отношение к расходованию денег семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения
10) формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
11) воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
Задачи для детской исследовательской деятельности:
- На что люди тратят деньги?
- Из чего складывается бюджет семьи?
- На чём можно сэкономить?
- Всё ли можно купить за деньги?
- Провести благотворительную акцию «Творим добро».
Методы и формы работы над проектом:
- чтение произведений, пословиц и поговорок;
- просмотр мультфильмов;
- беседы и НОД;
- викторина;
- решение арифметических задач;
- творческое составление и рассказывание о семейном бюджете;
- игровая деятельность;
- кукольный спектакль;
- квест-игра;
- изобразительная деятельность;
- выставка творческих работ и фото выставки.
Ресурсное обеспечение:
- Компьютерное оборудование и электронные презентационные материалы;
- Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.;
- Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха», сказки Б.В. Минина «Доверчевый зайчик», «Муравей и старый горшочек , отрывок из сказки «Приключение Буратино», «Али-баба и сорок разбойников» ,Т.В. Грековой «Клад»;
- Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад », «Уроки тетушки совы», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»;
- Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»;
- Настольные игры «Мы идем в магазин», «Товарный поезд», «Денежный поезд», «Семейный бюджет»;
- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Сберегательный банк»;
- Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1месяц).
Тип проекта: познавательный.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты.
В конце реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Продукт проекта:
- выставка рисунков «Сказочные деньги», «Банк будущего», «Копилка для монет», «Ярмарка», Кошелек»;
- коллаж «Семейный бюджет»;
- мини-музей «В мире денежных знаков», «Наши копилки».
Работа с родителями:
- Оформление мини-музея «В мире денежных знаков», «Наши копилки»;
- Лепбук «Семейный бюджет»;
- Благотворительная акция «Творим добро»;
- Деловая игра «Мы и деньги».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1 этап: Подготовительный:
- изучить и подобрать литературу;
- вызвать интерес у детей и родителей к реализации проекта;
- определить форму и вид проекта;
- составить план работы с детьми и родителями по реализации проекта;
- сбор информации и материала (видеоматериал, презентации);
- подготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
2 этап: Основной:
- пополнить центры развития: художественными произведениями, иллюстрациями, дидактическими играми;
- организация образовательной, игровой и самостоятельной деятельности:
План деятельности
Образовательная область проекта | Содержание реализации этапа проекта |
Познавательное развитие | НОД « Как появились деньги» Интерактивная беседа «История денег в России» НОД «Приключение Монетки» Беседа «Деньги. Монета. Банкомат. Пластиковая карта» НОД «Дом, где живут деньги» НОД «Откуда деньги берутся и на что тратятся» Решение арифметических задач: «Выбор подарка», «В магазин за продуктами» Беседа «Что такое стоимость товара» |
Речевое развитие | Викторина «О какой сказке идет речь?» Чтение сказки Б.В. Минина «Доверчевый зайчик», отрывок из сказки «Приключение Буратино», Б.В. Минина «Муравей и старый горшочек , «Али-баба и сорок разбойников» ,Т.В. Грековой «Клад», Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке» Обсуждение пословиц: Копейка к копейке – проживет семейка, Денежки труд любят, По работе деньги, Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Деньги счет любят, Бережливость не скупость, Считай деньги в своем кармане. Кто долго спит, то денег не скопит. Составление рассказов «Мы ходили в магазин» |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование на тему «Сказочные деньги», «Банк будущего», «Места торговли: ярмарки, магазин, рынок» «Копилка для монет» Конструирование из бумаги «Кошелек» |
Социально-личностное развитие | Игра «Как проверить и посчитать деньги» Командная игра «Как потратить деньги с пользой» Квест-игра «Путешествие в страну Финансов» Д/и «Что можно купить на деньги», «Выбери товар», «Хочу и надо», «Доходы», «Мы идем в магазин», «Обмен и покупка», «Бартер» Коллаж «Семейный бюджет» (дети и родители) – составление рассказов доходы и расходы моей семьи С/и «Ярмарка» Благотворительная акция «Творим добро» Просмотр мультфильма по мотивам С.В Михалкова «Как старик корову продавал», «Простоквашино. Клад », «Уроки тетушки совы», «Азбука финансовой грамотности со смешариками» Беседа «Что значит быть бережливым?» Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили» |
Физическое развитие | Подвижная игра «Зарабатываем, потом тратим» |
3 этап. Итоговый:
- проведение итогового мероприятия: Квест-игра «Путешествие в страну Финансов»;
- деловая игра для родителей «Мы и деньги»;
- презентация проекта на муниципальном фестивале проектов «Азбука финансов».
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОТЧЕТНОСТЬ
Финансовая грамотность формируется с малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, родители и мы педагоги должны объяснить детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?
Именно поэтому был разработан познавательный проект «Путешествие в страну денег» для детей старшего дошкольного возраста МАДОУ Детский сад 18.
Реализовать поставленную педагогами цель по формированию первоначальных представлений о деньгах и о семейном бюджете семьи, помогли разнообразные методы и формы работы с детьми, а так же активность родителей групп.
Познавательные мультфильмы «Уроки тетушки Совы - Азбука финансовой грамотности» и «Азбука финансовой грамотности со смешариками» способствовали раскрытию понятий: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «семейный бюджет», «доходы и расходы», «семейные сбережения», «цена товара».
Через интерактивную образовательную деятельность воспитанники познакомились с историей денег (первые в мире виды денег и курьезные
виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.), видами денежных знаков (монеты, бумажные купюры) и производством денег (почему нельзя «напечатать» сколько хочешь денег), с деньгами России (рубль, копейка).
Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры) и как осуществляется обмен денег на товары (любой товар имеет свою цену), одни товары дорогие, другие стоят меньше
(дешевле) детям помогли дидактические и сюжетные игры, решение арифметических и логических задач.
Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики, планирование доходов и расходов и из чего складывается бюджет, родители помоги понять детям наглядно, составив вместе с семьей коллажи «Семейный бюджет».
Чтение сказок Б.В. Минина, Т.В. Грековой, С.В. Михалкова, А. Романова и других, помогли детям узнать о бережливости и доверчивости, о том, что деньги любят счет, понять связь между работой и заработком, затратами и сбережениями; познакомить с понятием цена (стоимость) денег. Также закреплению знаний о бережливости и экономии, о необходимости учится, и зарабатывать деньги, помогли пословицы и поговорки.
Изобразительная деятельность: «Сказочные деньги», «Банк будущего», «Место торговли», «Кошелек – дом для денег», создала творческую атмосферу, развивающую фантазию и воображение. Выставка творческих работ вызвала положительные эмоции, как у родителей, так и у воспитанников ДОУ.
В группе совместно с родителями был создан мини-музей «В мире денежных знаков», в котором были представлены деньги (купюры и монеты) разных стран и эпох: российские рубли, акции и ваучеры, иностранные деньги: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк, деньги некоторых зарубежных стран СНГ.
Потратить деньги с пользой ребята смогли на практическом опыте, посетив магазин «Fix Price». Дети самостоятельно осуществляли выбор товара с учетов своего дохода (наличие денежных средств), проявили творческий подход покупкам и взаимопомощь.
Итоговым мероприятием проекта стала квест-игра, которая способствовала закреплению понятий: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет; содействий повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.
До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневались, смогут ли воспитанники выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Мы убеждены в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ
Организовать проектную деятельность по знакомству с первичными представлением о рекламе: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует и где она размещается (в общественных местах,
в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- А. А. Смоленцева « Введение в мир экономики или как мы играем в экономику». Учебно – методическое пособие «Детство» 2008г.;
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.;
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.;
- Киреева Л.Г. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры «Играем Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» - Волгоград, 2015.-34;
- Методические рекомендации по изучению курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» Волгоград, 2015.-229;
- Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» - Волгоград, 2015.-34;
- Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности, - 76;
- Сборник методических разработок «Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста»- Калининград, 2018. – 47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Мы реализовали проект «Путешествие в страну денег»"
Статья о реализации проекта "Путешествие в страну денег" среди детей старшего дошкольного возраста...
Проект «Путешествие в страну денег»
Долгосрочный проект по финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Путешествие в страну денег»...
Проект «Путешествие в страну денег»
Способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи...
Краткосрочный образовательный проект «Путешествие в страну денег»
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего простра...
Познавательный проект "Путешествие в страну денег. Семейный бюджет"
Проект способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи....
Проект "Путешествие в страну денег"
Способствование формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления и о семейном бюджете и его значимости в экономике семьи....
Проект "Путешествие в страну денег"
Проект "Путешествие в страну денег"...