Картотека игр по финансовой грамотности
картотека по основам финансовой грамотности

Формирование навыков эффективного управления личными финансами, умения экономить денежные средства, закрепление знания детей о последовательности процесса покупки товара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

по финансовои грамотности

для детеи 5-7 лет

Подготовила: Девяткина Любовь Владимировна

Цель: формировать навыки эффективного управления личными финансами, формировать умение экономить денежные средства, закреплять знания детей о последовательности процесса покупки товара.


 

Игра «Груша-

яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Суть игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда

рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа

яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите

вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что,

конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы

изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее

спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

 Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Суть игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе

оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-

соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную

вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем

суммы выигрышей.

Игра « Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о

профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий,

уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных

профессий и сказочных героев.

Суть игры:

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий.

Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих

близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит

отгадать их профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а

мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу

колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое

садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего

выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и

других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему.

Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто

производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими

понятиями).

 Игра «Кто как работает?»

Цель: Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному

приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой

неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и

привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.

Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка,

Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли,

Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-

сестричка и др.

Суть игры

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться,

каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите

каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением

сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на

верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре

приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их

нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность

своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки

подходят тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».


Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После

окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым

героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

 

Игра « Услуги и товары»

Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они

встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать

уважение к любой работе.

Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда -

изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная

Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины,

Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом

рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит

письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Ход игры :

Из-за театральной ширмы голос героя: «Ребята, я решил печь

пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу

товар или предоставляю услугу?»


Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы,

которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно

предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь,

земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают

профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель,

учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни.

Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам

соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила

мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет

услугу .

-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры

 Дидактические игры :

«Кто что делает?»

 Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать

интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир,

художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит

соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о

них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для

работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

«Назови профессии»

 Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами

трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям

разных профессий.

Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены

результаты труда людей разных профессий.

Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию,

связанную с удовлетворением определенной потребности.

 «Кто трудится, кто играет»

 Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой

деятельности (трудовой – нетрудовой).

Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая

деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик

чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.).

Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

«Товарный поезд»

 Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение

товарного поезда с вагонами.

Содержание. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом

оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.

Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель –

мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.

 

 «Маршруты товаров»

 Цель. Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к

определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель,

сельхозпродукты и др.)

Материал. Картинки с изображением товаров или реальные предметы и

игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая

техника», «Сельхозпродукты» и т. д.

Содержание. Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на

ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар.

Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием

магазина.

«Угадай, где продаются»

 Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.

Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей,

фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной

картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др.

Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

 «Магазин игрушек»

 Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-

продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства,

цену (стоимость).

Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет

материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и

т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки.

Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере

того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

 «Что быстрее купят?»

 Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров

(платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-

игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых

товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят

быстрее, и объясняет причину своего выбора.

 

«Что и когда лучше продавать?»

 Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности

(времени года) на реальный спрос.

Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в

разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением

сезонных товаров.

Содержание. Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном.

Например: панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. - в «летний»

магазин. Шубу, шапки, варежки – в «зимний».

«Что дешевле»

 Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать

ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе

решения.

Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание. Сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды)

от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

«Наоборот»

 Цель. Научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по

смыслу слова.

Материал. Подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д.)

Содержание. Воспитатель называет слово, а ребята называют

противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное

слово. Затем ведущим становится ребенок.

 

 

 

 

 


 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Картотека игр "Финансовая грамотность"

Картотека игр "Финансовая грамотность"...

Картотека по финансовой грамотности, Художественное слово "Занимательная экономика"

Картотека с содержанием художественного слова по финансовой грамотности дошкольников...

Выступление на педагогическом часе На тему: «Составление картотек по финансовой грамотности: «Со сказочными героями в мир экономики»

quot;Три поросенка».Английская сказкаСитуация 1. Цель. Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала.Содержание:Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Ну...

Картотека по финансовой грамотности

картотека по финансовой грамотности...

Картотека по финансовой грамотности 5-7 лет

Картотека игр  по финансовой грамотности для детей 5-7 лет Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!...

картотека по финансовой грамотности

примерный перечень дидактических игр...