Картотека игр по финансовой грамотности
картотека по основам финансовой грамотности
Формирование навыков эффективного управления личными финансами, умения экономить денежные средства, закрепление знания детей о последовательности процесса покупки товара.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр
по финансовои грамотности
для детеи 5-7 лет
Подготовила: Девяткина Любовь Владимировна
Цель: формировать навыки эффективного управления личными финансами, формировать умение экономить денежные средства, закреплять знания детей о последовательности процесса покупки товара.
Игра «Груша-
яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда
рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа
яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите
вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что,
конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы
изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее
спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами:
их нужно планировать заранее.
Игра «Размен»
Цель: научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.
Количество участников: 1-5.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе
оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-
соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную
вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем
суммы выигрышей.
Игра « Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о
профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий,
уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных
профессий и сказочных героев.
Суть игры:
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий.
Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих
близких, всех тех, с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит
отгадать их профессии.
Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а
мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу
колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое
садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего
выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и
других образных действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему.
Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто
производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими
понятиями).
Игра «Кто как работает?»
Цель: Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному
приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой
неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и
привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка,
Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли,
Котигорошко, Кривенька Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-
сестричка и др.
Суть игры
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться,
каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?
С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите
каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением
сказочного героя.
Затем знакомьте с правилами игры:
Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на
верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре
приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их
нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность
своего выбора.
Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки
подходят тем или иным сказочным героям:
«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».
«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После
окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым
героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Игра « Услуги и товары»
Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они
встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать
уважение к любой работе.
Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда -
изготовление товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная
Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины,
Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом
рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит
письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.
Ход игры :
Из-за театральной ширмы голос героя: «Ребята, я решил печь
пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу
товар или предоставляю услугу?»
Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы,
которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно
предоставить другому).
Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь,
земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают
профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель,
учитель, парикмахер, врач, продавец.
В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни.
Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам
соответствующие рисунки, объясняя свои действия:
-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила
мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет
услугу .
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.
По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры
Дидактические игры :
«Кто что делает?»
Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать
интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир,
художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит
соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о
них.
Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для
работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
«Назови профессии»
Цель. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами
трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям
разных профессий.
Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены
результаты труда людей разных профессий.
Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию,
связанную с удовлетворением определенной потребности.
«Кто трудится, кто играет»
Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой
деятельности (трудовой – нетрудовой).
Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание. У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая
деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик
чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.).
Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
«Товарный поезд»
Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение
товарного поезда с вагонами.
Содержание. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом
оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.
Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель –
мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.
«Маршруты товаров»
Цель. Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к
определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель,
сельхозпродукты и др.)
Материал. Картинки с изображением товаров или реальные предметы и
игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая
техника», «Сельхозпродукты» и т. д.
Содержание. Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на
ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар.
Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием
магазина.
«Угадай, где продаются»
Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.
Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей,
фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной
картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др.
Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
«Магазин игрушек»
Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-
продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства,
цену (стоимость).
Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет
материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и
т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки.
Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере
того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
«Что быстрее купят?»
Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров
(платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-
игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).
Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых
товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят
быстрее, и объясняет причину своего выбора.
«Что и когда лучше продавать?»
Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности
(времени года) на реальный спрос.
Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в
разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением
сезонных товаров.
Содержание. Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном.
Например: панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. - в «летний»
магазин. Шубу, шапки, варежки – в «зимний».
«Что дешевле»
Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать
ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе
решения.
Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.
Содержание. Сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды)
от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.
«Наоборот»
Цель. Научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по
смыслу слова.
Материал. Подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д.)
Содержание. Воспитатель называет слово, а ребята называют
противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное
слово. Затем ведущим становится ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4. Картотека игр "Финансовая грамотность"
Картотека игр "Финансовая грамотность"...
Картотека по финансовой грамотности, Художественное слово "Занимательная экономика"
Картотека с содержанием художественного слова по финансовой грамотности дошкольников...
Выступление на педагогическом часе На тему: «Составление картотек по финансовой грамотности: «Со сказочными героями в мир экономики»
quot;Три поросенка».Английская сказкаСитуация 1. Цель. Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала.Содержание:Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Ну...
Картотека по финансовой грамотности
картотека по финансовой грамотности...
Картотека по финансовой грамотности 5-7 лет
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!...
картотека по финансовой грамотности
примерный перечень дидактических игр...