Картотека по финансовой грамотности
картотека (старшая, подготовительная группа)
картотека по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedorova_e.l._kartoteka_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 610.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Игры на решение логических задач
«Как лиса выгоду искала»
Автор: Федорова Елена Леонидовна
Воспитатель 1 кв. категории
НРМДОБУ «Детский сад «Солнышко»
I. Методический блок
Цель | Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. | |
Задачи | Ввести в речь новые слова (бартер, доход, расход, стоимость, выбор, услуги, товары, потребности). - развивать мыслительные операции, внимание, речь, вариативность мышления, творческие способности. - воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, навыки взаимодействия с окружающим миром, основы финансовых отношений. | |
Форма | Игровая программа | |
Время | 25 мин | |
Материал | Оформление группы для игры, карточки с играми, картинки с изображением товаров сказочных персонажей, экран, игрушки. | |
Предварительная работа | Решение математических задач, дидактические игры: «Что продается в магазине», «Какой товар лишний», «Путаница» | |
Формы контроля | Устный опрос при подведении итогов игры. | |
Методические рекомендации организаторам игры | Целевая группа: группы старшего дошкольного возраста (5-7 лет) |
II. Практический блок
Оглавление
Анализ сказки с точки зрения экономики и финансов 2
Игра «Потребность-возможность» 5
Анализ сказки «Мужик и медведь» с точки зрения экономики и финансов
В сказке рассказывается о мужике и медведе. Главный герой сказки «Мужик и медведь» – простой русский крестьянин, который решил посеять в лесу репу. Но ему стал угрожать хозяин леса, медведь. Тогда мужик пошел на хитрость. Он предложил медведю заключить сделку: мужик выращивает репу и отдает медведю вершки от репы, а себе берет корешки. Медведь и согласился.
Созрел урожай и, как договаривались, медведю достались вершки, а мужик свои корешки, то есть саму репу загрузил в телегу. Но тут медведь решил попробовать, каковы корешки у репы на вкус. Попробовал и понял, что мужик его обманул. Рассердился медведь на хитрого мужика.
На следующий год мужик посеял рожь. Когда урожай созрел, медведь его уже дожидался и потребовал себе корешки. Мужик не стал возражать, отдал медведю корешки ржи, а колосья с собой увез. Медведь, как ни старался, корешки съесть так и не смог. И теперь они с мужиком во вражде состоят.
Главная мысль сказки заключается в том, что нужно трудится и заботиться о своем конечном продукте. Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем репы и ржи, получил товар и прибыль, а медведь трудиться не любил и в итоге остался с невкусными вершками и корешками.
Экономические понятия: труд, выгода, товар, договор (уговор), прибыль.
В сказке «Мужик и медведь», мы можем увидеть трудовой договор и оплату труда наёмного работника. Мужик и Медведь заключили договор, и мужик оплачивает труд медведя, отдавая ему вершки либо корешки (50% своего урожая). Сказка учит трудолюбию, умению хорошо работать. Учит отстаивать свое добро, свое имущество от нахлебников и дармоедов. Учит проявлять смекалку, учит хитрости.
Социально-нравственные качества героев:
В сказке "Мужик и медведь" всего два главных героя.
Мужик обладает положительными качествами, такими как: трудолюбие, расчётливость, смекалка, чувство справедливости, честность, упорство, хитрость.
У медведя же преобладают отрицательные качества, такие как: лень, жадность, глупость, простота, злость. Сказка «Мужик и медведь» учит не бояться опасности, а искать решение проблемы, проявлять смекалку и сообразительность.
Вопросы к сказке с экономической точки зрения:
-Зачем мужик повёз репу в город?
Он поехал её продать и получить деньги.
-Каким образом он поделил урожай?
По 50 процентов себе и медведю, но с выгодой для себя.
-Как мужик сохранил урожай?
Он нанял медведя охранять урожай, обещая ему половину урожая.
-Какое качество помогло мужику обмануть медведя?
Хитрость и смекалка.
Пословицы:
Кто не работает, тот не ест.
На чужой каравай рта не разевай.
Сила есть, ума не надо.
Хитрый всегда лазейку найдет.
Что потрудился, то и поел.
Игра «Давай поменяемся».
Цель: познакомить детей с понятием «обмен». «бартер». Закрепить представление о цене товара. Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.
Материал. Монеты номиналом 1,2,5 и 10 рублей., корзинки, игрушки, игрушечные товары из магазина.
Содержание игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.
Игра «Кто кем работает?»
Цель: на примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Содержание игры
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым играм на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
Игра «Кто как работает?»
Цель: расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героям сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, Мужик, медведь, Кот в сапогах, Маугли, Маленький Мук, Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.
Содержание игры
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.
Затем знакомьте с правилами игры: если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит». «Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.
Игра «Потребность – возможность».
Цель: дать представление детям о понятии «ресурсы», об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Сформировать представления детей о понятии «возможности». Закреплять умение детей делать покупки на заданную сумму денег.
Материалы. Игрушечные продукты, копии бумажных денег, игрушки.
Содержание игры: перед детьми разложены товары с категории «продукты». У детей определенные суммы «денег» на руках. Задание: ждем гостей. Что мы можем купить для угощения на имеющиеся деньги. Разложены товары с категории «игрушки». Задание: Света нас пригласила на день рождение. Какой подарок мы сможем купить на имеющиеся деньги. Задания можно придумывать по своему усмотрению и исходя из интересов детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4. Картотека игр "Финансовая грамотность"
Картотека игр "Финансовая грамотность"...
Картотека по финансовой грамотности, Художественное слово "Занимательная экономика"
Картотека с содержанием художественного слова по финансовой грамотности дошкольников...
Выступление на педагогическом часе На тему: «Составление картотек по финансовой грамотности: «Со сказочными героями в мир экономики»
quot;Три поросенка».Английская сказкаСитуация 1. Цель. Сформировать у детей представление о рациональности выбора материала.Содержание:Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Ну...
Картотека по финансовой грамотности 5-7 лет
Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!...
картотека по финансовой грамотности
примерный перечень дидактических игр...
Картотека по финансовой грамотности
Финансовая грамотность для дошкольников - это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления, ...