КАРТОТЕКА «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Короткова Дина Ивановна

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_formirovaniyu.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

   В качестве средства формирования основ экономической культуры мы использовали дидактические игры.

   Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

   В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность

и осознанность усвоения знаний.

В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции  купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками   сложных экономических знаний.

Картотека дидактических финансовых игр создана с целью оказания методической помощи в организации дидактических игр с экономической направленностью с детьми старшего дошкольного возраста. В картотеке представлены дидактические игры для детей и педагогов, которые включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. Инновационным для данных дидактических игр является моделирование реальных жизненных ситуаций: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Может использоваться педагогами.

1. Настольная игра «Маленький покупатель»

Цель: дать детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже; сформировать

умение ориентироваться в цене товаров, осуществлять покупки; развивать умение «видеть» товар: материал, цену; развивать самостоятельность в выборе решения.

Возраст: 6-7 лет.

Участники: дети, взрослый – ведущий. Взрослый объясняет правила игры.

Количество участников: от 3 до 5 детей.

Оборудование: игровое поле 54/37 с изображенными отделами: «игрушки», «кондитерский», «фруктовый», «сладости», «школьно – письменные товары»; кубик, жетоны,«деньги».

Правила игры: У каждого участника на руках по 20 карточек – «деньги» разного   номинала. На игровом поле выделены 5 зон – отделов магазина: «игрушки», «кондитерский», «фруктовый», «сладости», «школьно – письменные товары». Взрослый поначалу берет ведущую роль, потом может эту роль выполнять ребенок. Участникам предлагается по очереди бросить кубик, количество точек на кубике определяет номер отдела, в котором ребенок совершит покупку. Если на кубике выпадает число 6, то участник пропускает ход. Затем участник выбирает товар, называет его, описывает его качества (сделано из молока – мороженое), расплачивается «деньгами» и получает жетон.

Ведущий прикрывает купюрами купленный товар на игровом поле – его уже нельзя купить другому участнику.

Победителем считается тот участник, который набрал большее количество жетонов.

Методика проведения: Взрослый: «Добро пожаловать в наш магазин. Посмотрите   внимательно на прилавки – и чего только здесь нет. У нас вы можете сделать множество покупок. Кто больше купит товара, тот и победит в игре. Однако не все так просто! Товары продаются в разных отделах и у каждого своя цена. Сначала кидаешь кубик и определяешь, в каком отделе ты будешь покупать товар. Затем выбираешь товар

в этом отделе. Называешь материал, из чего сделан товар. Расплачиваешься – отсчитываешь деньги. Участник получает жетон. Выигрывает тот, у кого больше жетонов –куплено больше товара.

Указания: Внимательно пересчитывайте «деньги» и сравнивайте цену товара  и количество денег на руках.

2. Игра «Груша-яблоко».

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и, если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:

их нужно планировать заранее.

3. Игра «Размен»

Цель: научить считать деньги.

Необходимые материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5.

Ход игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько

банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет

выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

4. Игра «Кто кем работает?»

Цель: На примере сказочных героев закрепить и расширить представление

о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал: Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий  и сказочных героев.

Ход игры:

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети,

ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.

Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их  профессии.

Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам -с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки  и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди

\доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью  движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.

Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно  провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

5. Игра «Кто как работает?»

Цель: Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают

богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получит большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым  героям сказок.

Материал: Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька

Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичка-сестричка и др.

Ход игры:

Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых?

С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому

ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя.

Затем знакомьте с правилами игры:

Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние  ступени. Дети доказывают правильность своего выбора.

Воспитатель помогает детям определить, какие пословицы и поговорки подходят  тем или иным сказочным героям:

«Так работает, что даже весь день на солнышке лежит».

«Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».

Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать  трудолюбивыми и как это сделать.

6. Игра Услуги и товары

Цель: Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.

Материал: Предметные, сюжетные картинки с изображением труда – изготовление  товаров или предоставления услуг - в сказках: Красная Шапочка несет корзину

с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину,  почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.

Ход игры:

Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю  услугу?

Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.

В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две  таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:

-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки - это товар, который изготовила мама.

А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу.

-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.

По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.

7. «Мини-банк»

Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала  зарабатываем – потом тратим».

Ход игры:

Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор

и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.

Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть  что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.

Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.

8. «Совместные покупки»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Ход игры:

Регулярно совершайте совместные походы в магазин. Дайте ребенку возможность самому выбирать товар из вашего списка. Предложите ребенку подсчитывать на калькуляторе стоимость всех товаров, которые вы складываете в корзину, а также проверять срок хранения продуктов на упаковках. Обсудите, почему стоимость похожих товаров отличается: из-за величины упаковки, например, или она разная у каждого из производителей.

На первом этапе предлагайте ему найти конкретный товар на полке и довезти его до  кассы, затем выгрузить на ленту, после чего сложить в пакет.

На следующем этапе можно дать более сложное поручение, например, выбрать все для собственного завтрака.

Со временем вы увидите, когда ребенок готов выполнять самостоятельные несложные покупки.

9. «Самостоятельная покупка»

Цель: показать принципы финансового планирования и разумных покупок, объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности.

Ход игры:

Когда вы поймете, что ребенок хорошо ориентируется в магазине, уверенно чувствует себя возле кассы и внимателен к ценам на товар и получению сдачи, предложите  ему первый самостоятельный поход в магазин.

Обязательно составьте список покупок. В первый раз он должен быть несложным, не более трех товаров: например, хлеб, молоко и печенье. Обсудите, каких именно покупок вы ждете: если молоко – то какое; в какой упаковке; с каким сроком хранения, по какой цене. Дайте сумму, предполагающую получение сдачи. Обсудите, какой должна быть сдача.

Похвалите ребенка за покупку!

10. «Таблица расходов»

Цель: научить считать деньги, показать принципы финансового планирования.

Ход игры:

Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Эти действия должны войти в привычку.

Договоритесь о времени в расписании дня, когда ребенок будет уделять этому занятию 10 минут.

11. «Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Материал: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Ход игры:

Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где, и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

12. «Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его  ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для   куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

Ход игры:

Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

13. «Какие бывают расходы»

Цель: Показать детям, что расходы бывают обязательные (основные)

и необязательные (не основные)

Материал:

Модель «Расходы», карточки с изображением предметов, символизирующих основные и не основные расходы (мебель, одежда, продукты, питания, свет, газ, игрушки, книги, карточки белого и красного цвета).

Ход игры:

Вариант № 1

Ведущий показывает картинку с изображением какого-либо предмета, дети поднимают карточку того цвета каким он считает предмет по степени необходимости

Вариант № 2

Детям раздаются предметные картинки, карточки раздаются двум детям. По сигналу  воспитателя дети становятся вокруг ребенка необходимого, по их мнению, цвета

14. Игра «Маленькие покупки»

Цель: Показать, что каждая вещь стоит денег, сопоставлять цену товара

с имеющимися наличными деньгами.

Материал: Картинки с изображением различных предметов (товаров), ценники, деньги

Ход игры: Дети выбирают товар, соотносят цену с имеющимися у них деньгами, делают покупки по заданию ведущего:

- Покупка только одного предмета (товара).

- Покупает сразу несколько товаров (спрос не превышает предложение).

- Покупатель сравнивает товары по стоимости (дороже, дешевле, одинаковые по

цене)

15. Игра «Интересные покупки»

Цель: открыть детям покупательную силу денежных знаков.

Материал:

Товары разной стоимости, монеты (купюры) разного достоинства.

Ход игры: Ведущий дает задания «покупателям» с постепенным усложнением:

- купить вещь (предмет), которая стоит…рублей;

- назвать, что можно купить за…рублей;

- самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие определенную сумму денег.

15. Игра: «Какие бывают расходы»

Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал:

Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату, и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Ход игры:

Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют дополнительные и основные доходы.

Библиографический список

1. Киреева Л. Г. / Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

2. Кларина, Л.М. Экономика и экология для малышей. / Л.М. Кларина. // Обруч. –1997. – №10. – С. 27.

3. Кузнецова, Е.Н. Игра как средство экономического воспитания детей старшего  дошкольного возраста / Е.Н. Кузнецова // Молодой ученый. – 2019. – № 24 (262). – С.  429-432.

4. Сидякина Е.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о деньгах как экономической категории. – Тольятти: Наука Полис, 2017. – 41 с.

5. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику /А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство-пресс. 2001. – 176 с.

6. Шатова, А.Д. Предпосылки экономического воспитания дошкольников / А. Д. Шатова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – № 5. – 2013. – С. 4-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»

Картотека дидактических финансовых игр создана с целью оказания методической помощи в организации дидактических игр с экономической направленностью с детьми старшего дошкольного возраста. В картотеке ...

«Дидактические игры по формированию финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте»

laquo;Дидактические игры по формированию финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте»...

Сюжетно - ролевые игры по формированию финансовой грамотности для старших дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников(картотека игр).                                       ...

Консультация для педагогов "Дидактические игры по формированию финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте".

    Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основ...

«Дидактические игры по формированию финансовой грамотности в старшей группе»

Картотека дидактических финансовых игр создана с целью оказания методической помощи в организации дидактических игр с экономической направленностью с детьми старшего дошкольного возраста. В картотеке ...

КАРТОТЕКА «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»

КАРТОТЕКА «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»...

КАРТОТЕКА «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»

Настольная игра «Маленький покупатель»Цель: дать детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже; сформировать умение ориентироваться в цене товаров, осуществлять покупки; развивать...