Методическая разработка «Основы финансовой грамотности» в старшей группе детского сада
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Султанбекова Любовь Анатольевна

Методическая разработка

«Основы финансовой грамотности» в старшей группе детского сада.

 

Сейчас в России на наших глазах осуществляются серьезные изменения  в образовательных процессах: содержание образования становится все сложнее и разнообразнее, и на передний план выходят не только творческие и интеллектуальные способности, но и необходимость развивать социальные компетентности детей, формируя базу для успешности в дальнейшей жизни.

Задача дошкольного образования – это формирование общей культуры личности детей, и начальная экономическая грамотность является неотъемлемой ее частью в современном мире. Поэтому сейчас для ДОУ становится, как никогда, актуальным внедрение и реализация программ, связанных с развитием предпосылок финансовой грамотности дошкольников, потому что сейчас ребенок  встречается с экономикой на каждом шагу. Дети  рано сталкиваются с такими понятиями, как  «деньги», «цена», «товар» и т.д.   

 В возрасте 5-7лет под финансовой грамотностью мы понимаем следующие понятия: уважение к труду, бережливость, деловитость, грамотное поведение при осуществлении различных обменных операций. Главной задачей может считаться: формирование у ребенка корректного представления о финансовом мире, в результате которого он сможет стать успешным и самостоятельным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения, на основе полученных знаний, потому что очень часто люди думают, если они много зарабатывают, они будут жить богато в достатке и счастливо, но это не совсем так. Важно не только заработать много, но и уметь правильно распорядиться деньгами. Для этого надо научиться правильно, управлять деньгами, а это и есть финансовая грамотность.

Таким образом мы понимаем, что экономика является неотъемлемой частью современной жизни и именно в старшем дошкольном возрасте необходимо начинать знакомить детей с миром финансов, для того, чтобы в дальнейшем, ребенок стал всесторонне развитой личностью, так как экономическое воспитание может обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Основы финансовой грамотности» в старшей группе детского сада.

Сейчас в России на наших глазах осуществляются серьезные изменения  в образовательных процессах: содержание образования становится все сложнее и разнообразнее, и на передний план выходят не только творческие и интеллектуальные способности, но и необходимость развивать социальные компетентности детей, формируя базу для успешности в дальнейшей жизни.

Задача дошкольного образования – это формирование общей культуры личности детей, и начальная экономическая грамотность является неотъемлемой ее частью в современном мире. Поэтому сейчас для ДОУ становится, как никогда, актуальным внедрение и реализация программ, связанных с развитием предпосылок финансовой грамотности дошкольников, потому что сейчас ребенок  встречается с экономикой на каждом шагу. Дети  рано сталкиваются с такими понятиями, как  «деньги», «цена», «товар» и т.д.   

 В возрасте 5-7лет под финансовой грамотностью мы понимаем следующие понятия: уважение к труду, бережливость, деловитость, грамотное поведение при осуществлении различных обменных операций. Главной задачей может считаться: формирование у ребенка корректного представления о финансовом мире, в результате которого он сможет стать успешным и самостоятельным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения, на основе полученных знаний, потому что очень часто люди думают, если они много зарабатывают, они будут жить богато в достатке и счастливо, но это не совсем так. Важно не только заработать много, но и уметь правильно распорядиться деньгами. Для этого надо научиться правильно, управлять деньгами, а это и есть финансовая грамотность.

Таким образом мы понимаем, что экономика является неотъемлемой частью современной жизни и именно в старшем дошкольном возрасте необходимо начинать знакомить детей с миром финансов, для того, чтобы в дальнейшем, ребенок стал всесторонне развитой личностью, так как экономическое воспитание может обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие воспитанников.

А главное, грамотно организованное экономическое воспитание может помочь нравственному развитию ребенка, а это в наш век «потребления» очень важно.

Цель Программы — создание условий для формирования элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности  и первичных понятий экономической культуры. 

Задачи Программы: 

Сформировать у детей первичные понятия экономической культуры и умение применять их на практике: труд, деньги, цена, товар, бюджет и т.д.

Способствовать развитию правильного отношения к деньгам, способам их получения, рационального подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями;

Воспитать уважение к труду, к различным профессиям;

Воспитывать такие качества, как честность и трудолюбие,  бережливость

Планируемые результаты.

-дети грамотно пользуются в играх, занятиях, общении друг с другом и взрослыми знакомыми экономическими понятиями

-интересуются экономической деятельностью взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

-разбираются в профессиях, знают содержание некоторых из них;

-знают и называют различные  места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

-знают российские деньги, несколько названий иностранных валют;

-знают что такое реклама, цель рекламы;

-любят трудиться;

-ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

-понимают различие понятий благополучия, счастья и достатка;

-помогают взрослым и испытывают при этом удовольствие;

рационально, бережно и экономно используют расходные материалы;

-знают о необходимости экономии природных ресурсов.

Для того, чтобы информация усваивалась с легкостью, целесообразным было разбить материал на блоки, подавая его в разных, интересных для детей формах, используя как можно больше игровых технологий.

Блок «Потребности»

- знакомим детей с понятием «потребность»: уточняем, что потребности бывают различными «жизненно важные потребности», и мнимые, как их можно различить?;

- вводим понятие «возможность»

- актуализировать знания детей о различных потребностях, о товарах и услугах, необходимых людям;

-учить соотносить потребности и возможности

Конечно знания преподносятся не в виде сухих лекций, а в виде интересных бесед, игровых упражнений, игр, например: мама отправляет детей в магазин за продуктами к ужину, что же необходимо купить, как Вы думаете? ( Перед ребенком стоит сразу несколько задач: купить нужные продукты для определенных блюд, постараться, чтобы они были полезными и вкусными, и, конечно уложиться в ту сумму, которую дала мама).

2. Блок «Труд - продукт (товар)»

• расширяем знания детей о некоторых новых и известных профессиях, стараемся опираться на профессии родителей воспитанников;

• учим уважению к  людям, которые трудятся и честно зарабатывают деньги;

• формируем желание и стремление у детей заниматься полезной деятельностью, особенно, помогать взрослым;

• поощрять проявление творчества и изобретательности.

Труд взрослых людей оценивается в денежном эквиваленте. Деньги определяют материальное благополучие семьи, взрослые могут удовлетворять потребности, и свои, и детей. Товары можно приобрести за деньги. Как и где это можно сделать в современном мире.

Подробно рассказываем о различных  местах и учреждениях торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин, стараемся рассмотреть то, что находится в нашем городе.

На данном этапе мы играем в профессии, получаем зарплату, ходим по магазинам, делаем заказы в интернет магазинах.

Блок «Деньги, цена (стоимость)»

- знакомим воспитанников с российской валютой и основными зарубежными валютами;

-  даем предпосылки для формирования разумного финансового поведения;

- формируем представление о том, что результаты труда оплачивают деньгами;

   

Понятие «деньги» 

• Краткая история денег: какие деньги были в древние времена и когда появились первые современные деньги;

• Какие бывают деньги: монеты, бумажные купюры(банкноты), электронные деньги: банковские карты;

• Как появляются деньги: изготовление;

• Деньги в России: рубль, копейка;

• Зарплата;

Как и где можно хранить денежные средства: банк

Цена (стоимость) 

• Из чего складывается цена

Бюджет (на примере бюджета семьи)

• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».

• Планируем расходы;

• Богатство и бедность.

 Экономия: что это такое, как мы можем экономить, например природные ресурсы

На данном этапе мы сначала смотрели презентации: история денег, изготовление монет и т. д. затем рассматривали валюты разных стран, изучали банковские карты, банкоматы, узнали, что такое банк. Затем закрепляли полученные знания в игровой деятельности: обменные операции( меняли камешки на ракушки), ходили в магазин, в кафе, т.е. дети понимали, что оплачивать можно не только товар , но и услугу, в банк, учились пользоваться банкоматом и терминалом, распределяли семейный бюджет, учились экономить и копить деньги, поняли почему одинаковые на первый взгляд вещи могут стоить по разному. Для закрепления знаний была проведена викторина «Верю-не верю», в которой использовались образы из сказок и мультфильмов, например всем нам знакомые персонажи: кот Матроскин, Буратино, Скрудж Мак Дак , Золотая Антилопа.

4. Блок: «Реклама» 

 Вводим понятие «реклама», ее функции;

 Прививать критическое отношение к рекламе;

 Рекламные трюки;

 Потребности собственные и навязанные рекламой;

 Оценивать свои финансовые возможности верно

Что такое реклама 

- зачем она нужна,

- формы рекламы (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.),

- где мы можем ее увидеть.

Сочиняем рекламу 

 Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.)

5. Блок: Благотворительность

В этой части мы вводим понятие «благотворительность», рассказываем о том, что это помощь кому-то(например бездомным животным, пожилым людям), рассуждаем о том, что мы можем сделать для них.

Сейчас, подводя итоги, видно, что дети очень живо интересуются данной темой, так как они сталкиваются с этими понятиями каждый день, информация усваивается очень хорошо, потому что дети сами в процессе занятия, генерируют вопросы, порой неожиданные, находят выходы из каверзных ситуаций, могут поступить нестандартно, предлагают сами игровые ситуации, интересные им.

Несомненно обучение детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности является очень нужным, должно быть своевременно начато, поддерживаться в семье и на дальнейших образовательных ступенях.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе детского сада "Монетный двор"

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ(ЭКОНОМИКА)...

Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе детского сада "Что мне нужно?"

Цель: Закрепление понятия «потребность», виды потребностей по признакам «материальные» и «духовные».Задачи:Познакомить детей с понятием «потребность», в...

Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе детского сада: «Труд – основа жизни»

Данный материал способствует формированию первоначальных представлений о труде; обеспечивает усвоение детьми понятий «труд», «заработная плата», расширяет представления детей о...

НОД по финансовой грамотности в старшей группе детского сада "Путешествие в страну профессий"

Данный конспект НОД по финансовой грамотности в игровой форме закрепляет и обощает знания детей по темам " Труд. Профессия" и "Товар. Услуги"...

НОД по финансовой грамотности в старшей группе детского сада "Рекламное агентство"

В данном занятии по экономике дети знакомятся с понятиями «рекламодатель», «рекламное агентство», «рекламист». У детей формируется   представление, как и ...

Конспект ООД по финансовой грамотности в старшей группе детского сада "Что такое цена?"

Познакомить детей с понятиями «цена», «ценник», «дорогой», «дешёвый». Закрепить понятия «товар», «качество товара». Сформировать...