Программа по формированию Финансовой грамотности у старших дошкольников
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Программа расчитана на деией старшего дошкольного возраста. Представлено поурочное тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fg_2020e.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад компенсирующего вида № 112 «Гвоздичка»
Дополнительная образовательная программа
«Введение дошкольников в мир экономики»
Старший дошкольный возраст, 5-7 лет
Срок реализации 2 года
Автор: Белозерова Лариса Викторовна
воспитатель,
высшая квалификационная категория
г. Архангельск
- Пояснительная записка
- Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы:
Что же такое «экономика»? Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов «эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон», так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Часто возникает вопрос, а нужны ли экономические знания дошкольникам?
С какого возраста человек должен узнавать о мире экономических отношений? Я считаю, что в изменившихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно в дошкольном возрасте, когда дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок дошкольник, не освоит эту область самостоятельно, но вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Работая с дошкольниками на протяжении нескольких лет по данной тем, я пришла к выводу, что работа должна строится не в плане организации специального обучения экономике, что потребует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей, а в обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием: математической, художественно творческой, познавательной и др.
Экономическое воспитание способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире. Дети приобщаются к труду, начинают осознавать окружающий природный мир как основной источник жизнедеятельности людей.
Ребёнок познаёт мир предметов, узнает об их назначении, строении, материале, из которого они изготовлены. Он постепенно осваивает экономическую природу окружающих человека вещей, выступающих как имеющий цену товар, как предмет, изготовленный для удовлетворения потребности людей, который можно заказать и изготовить, купить или продать, обменять или подарить.
Всю работу, по ознакомлению с экономикой можно разделить на пять больших блоков, 1- Семья (семейная экономика), 2 - Деньги (деньги и цена), 3 - Мой город (производство товаров в Архангельской области, их значение.) 4 - Мир товара (маркетинговые отношения), 5 - Моя страна (полезные ископаемые, ресурсы).
Дети знакомятся с новыми профессиями. Родители рассказывают детям о своей профессии, как оплачивается их труд. Дошкольники начинают понимать, что родители получают деньги за свой труд, а не просто достают их из кошелька. У дошкольников формируется понятие о семейном бюджете, о его составляющих, о «доходах» и «расходах». Позже, дети начинают понимать, что многое из того, с чем они сталкиваются в жизни, создается людьми разных профессий. Есть традиционные ремёсла и народные промыслы. Дети учатся находить связь между профессиями и результатами труда, выстраивать производственные цепочки. Производственные цепочки могут быть довольно длинными, например: вспахать поле – посеять зерно – вырастить урожай – собрать – смолотить – перевезти в пекарню – сделать тесто, испечь хлеб – отвести в магазин.
Большие воспитательные возможности содержат произведения детской художественной литературы. Сказки авторские и народные, способствуют воспитанию уважения к труду, трудолюбия, бережливости, расчетливости и т.д. Практически в любой сказке можно найти экономическое содержание. Сказка расширяет представлений о мире людей, о человеческих отношениях, пробуждает фантазию, творческую активность, учит мысленно действовать в воображаемых ситуациях. Необходимо использовать сказку не только как средство «обучения» экономике, но и как средство развития личности. В сказках отражается быт людей, традиции, особенности ведения хозяйства, товарно-денежные отношения. Через сказку дети знакомят с такими понятиями как «деньги», «обмен», «доходы», «расходы», и т.д.
Организация сотрудничества с родителями занимает в работе одно из приоритетных мест, так как семья для ребенка является эталоном деятельности, общения, правил, норм и социальных форм поведения. Для поддержания активной позиции родителей используются разнообразные методы и формы организации. Особое внимание уделяется активным формам взаимодействия, так как показывает практика, именно они помогают установлению сотрудничества с семьями воспитанников. Большое значение в работе имеет изучение запроса родителей на экономическое воспитание детей. С этой целью, проводится анкетирование родителей. По результатам анкетирования – большинство родителей заинтересованы в организации работы по формированию элементарных экономических представлений у детей группы и готовы оказать помощь. Исходя из полученных данных, планируется работа с родителями. Работа с родителями строится по нескольким направлениям:
1. Просвещение родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. (Темы: «Деньги и дошкольник», «Как развивать произвольность», «Растим самостоятельную личность»)
2. Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по экономике, сюжетно-ролевым играм.
3. Привлечение родителей к организации и участию в праздниках, развлечениях и открытых мероприятиях в рамках «Родительского клуба».
4. Проведение практических занятий с родителями: «Поиграем в экономику», «Гном Эконом – друг и советчик», с целью знакомства их с разнообразными приёмами запоминания и усвоения экономических понятий.
Я думаю, что формирование качеств человека-хозяина – основной результат экономического воспитания. И пусть дети не достигнут высоких экономических вершин, хочется верить, что знания, заложенные в детстве, пригодятся им в жизни.
- Цель и задачи программы
Цель программы:
- Повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания
Задачи программы:
- Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей (как результата труда людей), человеческих взаимоотношений;
- дать представления про взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой;
- познакомить с элементарными экономическими понятиями, со способами зарабатывания денег и разумной их трате;
- пробуждать здоровый интерес к деньгам, учить бережному отношению с деньгами;
- учить решать простейшие экономические задачи;
- развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;
- активизировать словарь по данной теме.
- Отличительные особенности
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является то, что ведущей идеей данной программы является создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование экономического сознания детей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.
- Особенности возрастной группы
Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Срок реализации программы -2 года
- Краткое описание основных методов и технологий
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.
В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Сказка — как средство экономического воспитания дошкольников
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы.
Сказка является предметом многих психолого-педагогических исследований, в которых раскрываются различные аспекты: сказка как литературный жанр и ее жанровые признаки; особенности восприятия сказочных произведений детьми дошкольного возраста; возможности использования сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения; специфика и варианты применения разнообразных методических приемов работы со сказкой и др. (В.Я. Пропп, Дж. Родари, Л.А. Вепгер, В. Кудрявцев, Л.М. Гуревич, Н.А. Рыжова, Л.Б. Фесюкова, А.Д. Кошелева, А. Удо- венко, О.Н. Сомкова, О.В. Акулова и др.).
Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
У сказки множество функций:
- сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
- расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество), знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
- способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;
- пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;
- помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;
- помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности и т.д.
- Прогнозируемый результат
- умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, вычитать и т.д.);
- знание о соотношении стоимости вещей (услуг);
- умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.);
- умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты);
- повышение самооценки, чувства собственного достоинства (чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях, механизм здесь таков: поступок – последствия – осознание – понимание – развитие – психологическая зрелость – новый, уже более зрелый поступок);
- познание себя (иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали – все это ведет к рефлексии);
- познание других (чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем);
- радость благотворительности, безвозмездной помощи другим (пожертвовать часть своих средств на добрые дела – хороший тест для родителей – кого же мы вырастили и что нас ждет в старости?);
- возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь – база для становления субъектной ребенка.
- знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. (современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере);
- умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.
- Мониторинг уровня усвоения программы
В качестве инструмента используется рекомендации Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников».
- Учебно-методический план
Продолжительность 1 год обучения | Длительность | Количество часов в месяц | Количество часов в год |
1 раз в неделю | 25 мин. (1 уч. час) | 4 уч. часа | 32 уч. часа |
Продолжительность 2 год обучения | Длительность | Количество часов в месяц | Количество часов в год |
1 раз в неделю | 30 мин. (1 уч. час) | 4 уч. часа | 32 уч. часа |
Содержание программы
Тема | Задачи | Кол.часов | |
Бюджет семьи. Доход. Расход | Умение считать, сравнивать числа, составлять целое из частей, понимать отношение между целым и частью. Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета. Дать представление о сущности расходов, их многообразии. Подвести к пониманию того, что деньги – эта мера труда, позволяющая получить определённые блага. | 3 | |
Деньги и цена | Операции с монетами разного достоинства и разной ценности, размен и замена денег, сравнение числа копеек с количеством монет и т.п. | 4 | |
Покупательная способность денежных знаков | Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от её покупательной способности. Чем больше достоинство монеты , тем выше её покупательная способность. | 3 | |
Знакомство с монетами | Развивать представления о том, когда и зачем пользуются деньгами, какие они бывают (металлические - монеты, бумажные - купюры.) Учить различать термины МОНЕТА, КОПЕЙКА, ДЕНЬГИ, СДАЧА. Знакомство с монетами 1, 5, 10, 50 копеек. 1руб. 2 руб. 5 руб. 10 руб. | 3 | |
ТЕМА Сбережения или накопления | Через действия сложение и вычитание обеспечить понимание детьми сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. И одной из Функций денег - как средства накопления. | 2 | |
ТЕМА Денежная прибыль и долг | Раскрыть детям сущность понятий прибыль и долг. Показать зависимость между качеством товара и получаемой прибылью при его продаже. | 3 | |
ТЕМА Обмен или бартер | Познакомить детей с историей возникновения денег, показать сущность натурального обмена. | 2 | |
ТЕМА Монетный двор | Дать сведения о производстве денежных знаков (монет и купюр). | 2 | |
ТЕМА Валюта | Познакомить с валютой как денежной единицей страны (деньгами других стран.) | 2 | |
ТЕМА Товар | Дать понятия, что каждая вещь — это товар. Товары бывают разные по своему происхождению: промышленные, сельскохозяйственные, товары культурно бытового назначения, строительная продукция и т.д. Расширять представление детей о многообразии товаров, раскрыть процесс их изготовления; развивать познавательный интерес. Учить пользоваться и самостоятельно составлять морфологические таблицы | 3 | |
ТЕМА Производство товара | Сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках города, об их местонахождении, выпускаемой продукции и товарном знаке. (Автобусная экскурсия по городу с посещением наиболее значимых для нашего региона предприятий.) | 3 | |
ТЕМА Товар и цена | Дать представления о том, что товар – продукт труда, имеющий цену. Любой товар имеет цену. | 2 | |
Обмен товаров, купля-продажа | Познакомить детей с бартером как операцией взаимообмена товарами, деньгах как средстве обмена. | 2 | |
Товар и бережное отношение к нему | Показать детям, что любая вещь результат кропотливого труда. Воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, материалам, орудиям труда. | 3 | |
ТЕМА Товар. Продавцы товара. Реклама | Показать роль рекламы в продаже товаров. Познакомить с профессиями связанными с работой рекламного агентства. | 3 | |
Банк | Банк - это место где дают деньги в долг, хранят и выплачивают. Дать элементарные знания о некоторых операциях производимых банком | 2 | |
Орудия труда | Закрепить знания об орудиях труда повара, шофера, пекарь, продавец книг, плотника, художника – оформителя, кассира и др., выделить их роль в изготовлении товара, и использовании результатов других людей для выполнения своей работы. | 2 | |
Материалы (ресурсы). Экономия | Сформировать умение рационально использовать материал; развивать фантазию и воображения. Показать детям, что результат зависит от выбранного способа. | 3 | |
Количество и качество результатов труда | Раскрыть значение качества выпускаемой продукции и её пользы для человека. | 2 | |
Совместный труд | Показать, что совместный труд и использование рациональных способов уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. | 3 | |
Совместная деятельность по изготовлению товара | Показать детям производственный цикл изготовления товара. Хлебобулочных изделий, книг, строительство дома или выпуск телевизоров. | 2 | |
От чего зависит цена товара | Раскрыть детям зависимость цены товара от его качества и количества выпускаемой продукции, и от качества вложенного в него труда | 2 | |
Формы реализации продуктов труда | РЫНОК. Раскрыть специфику купли- продажи на рынке. (свободные цены, торг, количество продавцов и покупателей. | 2 | |
Зависимость цены на товар | Зависимость цены от места продажи, от спроса, от качества продаваемой продукции. | 2 | |
Аукцион | Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении цены товара; пробуждать интерес к игре. | 2 | |
Моя страна | Дать знания о полезных ископаемых, их пользе и значении | 2 | |
Производственные цепочки | Помочь понять зависимость производственных цепочек для производства станков, техники, транспорта и военного оборудования | 1 |
Праздники и развлечения с экономическим содержанием 2 раза в год.
- Перечень оборудования и методическое обеспечение
Создание предметно развивающей среды в группе, игрушки гном - Эконом, кукла царица Экономика, кукла злодейка Инфляция.
Компьютер, игры и презентации с экономические содержанием.
Дидактические и настольно печатные игры, оборудование для СРИ.
- Список литературы
Казакова Н.В. Мы любим рекламу //Обруч. 1999. №1. С. 29-31.
Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
Козлова С.А. Я - человек: Авторская программа. М., 1995.
Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.
Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001.
Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников на основе метода морфологического анализа»
Для воспитателей ДОУ...
Картотека «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»
Картотека дидактических финансовых игр создана с целью оказания методической помощи в организации дидактических игр с экономической направленностью с детьми старшего дошкольного возраста. В картотеке ...
Консультация для родителей (законных представителей) по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников "Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет"
Родитель должен и своим примером, и с помощью игр, рассказов, образовательных программ научить своих детей азам капиталистического устройства. Для этого отцу или матери совсем не нужно иметь докторску...
«Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»
laquo;Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников по экономическому воспитанию с целью формирования финансовой грамотности у старших дошкольников»...
Сюжетно - ролевые игры по формированию финансовой грамотности для старших дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников(картотека игр). ...
Мастер - класс для педагогов "Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников"
Методические рекомендации для педагогов по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет
Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Прав...