Программа «Мой казачий край родной».
рабочая программа (старшая группа)
История, образ жизни предковпродолжают отзываться в человек через несколько поколений. Очень важно знать культурные особенности того места, где мы живем.Велика наша страна и каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. И чем лучше дети будут знать их, тем быстрее поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее будет представляться им будущее. Благотворное влияние культуры, созданной народом, позволяет ребенку войти в мир народного искусства, по-новому взглянуть на традиции и обычаи родного края. Дорога к мировой культуре лежит только через культуру своего региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_kazachiy_kray_rodnoy.docx | 424.91 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 5 |
1.3 | Условия реализации программы | 5 |
1.4 | Сроки реализации программы | 6 |
1.5 | Планируемые результаты освоения программы | 8 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 10 |
2.1 | Содержание образовательной деятельности | 10 |
2.2 | Примерное планирование образовательной деятельности | 12 |
2.3 | Особенности взаимодействие педагогов с семьями воспитанников | 23 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 24 |
3.1 | Методическое обеспечение программы, средства обучения и воспитания | 24 |
3.2 | Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды | 26 |
4 | Список литературы | 27 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
«Казачество – это часть нашей культуры, причем не просто часть культуры, а очень яркая часть нашей культуры. Я имею в виду сейчас даже не только песни и танцы казаков, а я имею в виду в том числе и их хорошо известный традиционный патриотизм. И он как раз не носит архаического характера. Патриотизм сегодняшний очень важен для продвижения идей государственности в сознание нашего народа вообще. В этом смысле казаки играют уникальную и весьма позитивную роль».
Президент РФ В.В. Путин
Будущее любой страны всегда зависит от того, как будет расти и развиваться ее культурный, нравственный, интеллектуальный потенциал – дети. А будущее детей находится в прямой зависимости от социальной и экономической структуры общества.
Реализация Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года предполагает качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.
Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края.
В рамках реализации регионального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (Оренбургская область)», разработки рабочей программы воспитания дошкольного образования МДОБУ №6 «Малыш» г.Соль-Илецка, изучения опыта работы педагогов России и региона по формированию положительного, заинтересованного отношения дошкольников к казачьей культуре, была разработана парциальная программа «Мой казачий край родной».
Парциальная образовательная программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истории родного края «Мой казачий край родной» (далее Программа) разработана с учетом специфики региональных особенностей и является частью образовательной программы дошкольного образования МДОБУ № 6 «Малыш» г.Соль-Илецка» Оренбургской области, формируемой участниками образовательных отношений.
Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе реализации данной работы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его.
Новизна программы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди основных принципов значится «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». В настоящее время на федеральном и региональном уровнях актуализовались вопросы духовно-нравственного воспитания.
В рамках реализации Программы, его образовательных областей, в самом режиме дня и различных видах детской деятельности (прежде всего, игровой) воспитанники осваивают казачью культуру.
Программа включает примерное тематическое планирование, которое педагоги могут изменить или дополнить информацией о своем крае, городе (селе). Главное – сохранить взаимосвязь с жизнью всей страны.
Актуальность программы
История, образ жизни предков продолжают отзываться в человеке через несколько поколений. В каждом районе, в каждой станице существуют свои особые традиции в песенном, декоративно - прикладном искусстве, манере речи. Очень важно знать культурные особенности именно того места, где мы живем. Велика наша страна и каждый ее уголок имеет свою судьбу, свою историю. А из них складывается история всего нашего государства. И чем лучше дети будут знать их, тем быстрее поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее будет представляться им будущее. Благотворное влияние культуры, созданной народом, позволяет ребенку войти в мир народного искусства, по-новому взглянуть на традиции и обычаи родного края. Дорога к мировой культуре лежит только через культуру своего региона.
Программа знакомит дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом оренбургских казаков; охватывает литературный, фольклорный, исторический материал; помогает формировать личность, способную к успешной социализации; создаѐт обогащѐнную духовную среду.
1.2. Цель и задачи реализации образовательной программы
Цель программы: Повысить интерес детей к истории своего края.
Задачи:
- развитие представления детей об истории развития Оренбургского казачества.
- обогатить знания детей об образе жизни людей в старину, их трудовой деятельности.
- формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и
традициям казачества, культуре родного края;
- знакомство с традициями казачества, направленных на совершенствование
физического и психологического здоровья;
- воспитание чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.
1.3. Основные принципы реализации программы
- принцип целенаправленности – воспитание и обучение детей в соответствии с целями и задачами ФГОС ДО;
- принцип общественной направленности воспитания и обучения – обеспечение готовности ребенка к принятию активной жизненной позиции в рамках соблюдения нравственных норм и правил, принятых у казаков;
- принцип личностно-ориентированного подхода – создание условий для формирования личного опыта ребенка, поддержки, развития его индивидуальности в традициях казачества;
- принцип культуросообразности – освоение богатейшего опыта казачества как системы культурных ценностей, воспитывающих и развивающих личностную культуру ребенка;
- принцип природосообразности – учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, его национально-специфических склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями казачества;
- принцип последовательности – последовательное планирование изучаемого материала о казачестве (от простого к сложному);
- принцип гуманистической ориентации на общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы, социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботу о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств;
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, мотивируя выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
- принцип интеграции – комплексное включение содержания программы в сферы жизнедеятельности, образовательного процесса ДОУ;
- принцип народности (К.Д. Ушинский) – система воспитания соответствует интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Ребенок с детства приобщается к истокам народной культуры своей малой родины, региона, страны. Для него более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с фольклором русского народа и казачества в частности;
- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений – построение равноправных позитивных взаимоотношений, развивающих дружеские связи детей с казачьим сообществом.
1.3. Условия реализации программы
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. Участниками реализации программы являются: дети, родители (законные представители) и педагоги ДОО.
Формы реализации программы: подгрупповая, фронтальная.
Реализация регионального компонента проходит через знакомство с национально-культурными особенностями Оренбургского края (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Оренбуржья, азами казачьей культуры и казачьего быта). Вся образовательная деятельность по реализации регионального компонента строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды. Реализация регионального компонента осуществляется в тесной взаимосвязи с социумом, в совместной деятельности педагога и детей и в самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями через адекватные формы работы.
1.4. Срок реализации программы
Срок реализации Программы – 2 года. Программа предназначена для системного взаимодействия взрослого с детьми дошкольного возраста в ходе образовательных мероприятий, начиная со старшей группы.
Продолжительность образовательной деятельности:
В старшей группе - не более 25 минут.
В подготовительной к школе группе - не более 30 минут.
Программа состоит из 4-х блоков:
1. «Мой родной казачий край»
2. «История казачества»
3. «Жизнь и быт казаков»
4. «Культура оренбургских казаков»
Материал в данной программе планируется по темам, на ознакомление с которым отводится месяц по всем образовательным областям. Индивидуальная работа проводится по необходимости, она направлена на решение конкретной проблемы и затруднении детей в ходе реализации программы.
1.5 Планируемые результаты освоения программы
Ребенок:
- сформированы чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своей малой Родине;
- сформировано желание беречь и охранять родную природу, любовь к родному краю;
- дети знают особенности жизни и быта казачества; о том, как ведется хозяйство, знания предметов деревенского быта, домашней утвари, кухни;
- дети знают об обычаях, праздниках, обрядах, традициях кубанского народа, о народном календаре;
- дети знают особенности народного костюма, музыкальный фольклор, народные праздники и традиции;
-в течение года активно участвуют в календарно-обрядовых праздниках, где демонстрируют свои способности;
-умеют давать оценку, высказывать свое мнение по поводу мировоззрения Оренбургских казаков в прошлом;
- самостоятельно организуют казачьи игры;
-знают жизнь казачества в городе и деревне, их особенности;
- имеют элементарные представления об архитектуре, живописи, народном творчестве казачества.
Педагоги:
- самообразовываются по вопросам этнопедагогики, этнографии, народоведения;
- демонстрируют свои знания и умения в рамках сетевого взаимодействия среди ДОО района, распространяют свой опыт работы на районом и федеральном уровне;
- укрепление детско-родительских отношений, общаются с родителями воспитанников на основе уважения и поддержки.
Родители:
-укрепление детско-родительских отношений, общаются с коллективом детского сада на основе взаимного уважения и поддержки;
- активно участвуют в образовательном процессе.
Содержание блока «Мой родной казачий край».
Цель: Познакомить детей с историей возникновения Оренбуржья, дать понятия о традиционных качествах характера человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте, знакомить детей с природой родного края; знакомить с трудом взрослых в прошлом и настоящем; углубить представления о родной станице, о видах труда в промышленности и сельском хозяйстве; рассказать о людях, прославивших своим трудом нашу станицу, край.
Старшая группа
- Развит интерес к изучению родного края, фольклора, способность делать выводы.
- Имеет представления о родственных отношениях в семье, знает имена и отчества родителей.
- Развиты нравственные качества на примере литературных образов сказок.
- Развиты сильные качества человека: смелость, ловкость, быстрота реакции, чувство патриотизма
Подготовительная к школе группа
- Сформированы представления о географическом положении нашего края, о тружениках сельского хозяйства Оренбуржья.
- Сформированы представления об экологии родного края.
- Сформированы представления об экологии родного края.
- Имеет представление о значимости коня для казака как в сельском хозяйстве, так и в службе.
- Имеет представления об обычаях правления среди казаков, о значении сбора в круг, о военной жизни казаков: походы, дружина, охрана границы.
- Сформированы представления детей о хлебе как о ценном продукте Оренбургской земли.
- Сформированы представления детей о долгом пути хлеба от поля до стола в прошлом и настоящем времени.
Содержание блока «История казачества».
Цель: Формировать представления об истории казачества; содействовать развитию у детей начал исторического и гражданского самосознания, ощущения причастности к историческому прошлому. Воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Старшая группа
- Интересуется и называет символы казачьей доблести: бунчук, булава, насека.
- Сформированы представления о нравственных понятиях: друг, дружба, честность, справедливость.
- Сформированы представления о русском народном костюме и костюмах казака и казачки.
- Сформированы представления о жизни и труде взрослых в Оренбуржье, бережное отношение к природе.
Подготовительная к школе группа
- Сформировано осознание принадлежности к своему роду, семье, ее традициям и обычаям. Развито чувство гордость за это.
- Сформированы умения передавать особенности природы края в рисунках и других продуктах детской деятельности.
- Развит интерес детей к изучению истории казачества.
- Сформированы представления о казачьей символике.
- Интересуется и знает особенности казачьего творчества: вышивка, плетение кружев.
- Сформированы представления об истории женской и мужской одежды казаков.
Содержание блока «Жизнь и быт казаков».
Цель: Знакомить детей с жизнью, бытом казачества. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
Старшая группа
- Сформированы представления о жизни и обычаях казаков, о предметах казачьего быта, традициях кухни, народных промыслах.
- Интересуется и называет изделия женских и мужских ремесел казаков.
- Развито творчество, эстетический вкус, интерес к народному искусству.
- Сформированы способности лепить и расписывать посуду и другую утварь казаков.
- Развито чувство уважения к предметам старины своих предков.
Подготовительная к школе группа
- Сформированы представления о традиционной казачьей кухне, о посуде, предметах быта и творчества.
- Имеет представление о ведении домашнего хозяйства казаками, о казачьей утвари.
- Сформированы представления об орудиях обработки земли, о старинных казачьих профессиях.
- Имеет представления о значимости колодца в жизни казаков.
Содержание блока «Культура казаков».
Цель: Воспитывать духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутри культурных, исторических корней и связей. Знакомство и формирование представлений об основных видах народно-прикладного творчества (гончарное ремесло, ковка, плетение из рогоза, плетение из бисера).
Старшая группа
- Сформированы представления о казачьих обрядах, фольклоре, народных праздниках, играх. Развито чувство гордости за это.
- Интересуется историей рождения казачьей песни.
- Передает особенности художественного образа в инсценировках по мотивам казачьего фольклора.
- Сформирована социально-личностная мотивация на сохранение своего здоровья. Сформировано понятие «правила игры».
- Воспринимает музыкальное наследие людей, живущих в Оренбуржье.
Подготовительная к школе группа
- Сформировано осознание принадлежности к своему роду, семье, ее традициям и обычаям. Развито чувство гордость за это.
- Имеет позитивные контакты с окружающим миром и людьми.
Знает сказки, пословицы, загадки.
Развита интонационная выразительность речи.
- Понимает что, Оренбуржье– наш общий дом и всем вместе надо заботиться о его природе, истории, культуре, жить в мире друг с другом.
4. Сформировано представление о православных праздниках, о Храме, его атрибутах, реликвиях.
5. Воспринимает музыкальное наследие людей, живущих в Оренбургском крае. Развит интерес к народной музыке.
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, где образовательные области пересекаются, обогащая друг друга – это одна из основных идей ФГОС ДО.
Социально – коммуникативное развитие
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой Родины; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Речевое развитие
Включает владение речью как средством общения и культуры; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров устного народного творчества.
Художественно – эстетическое развитие
Приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности, развитие потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Физическое развитие
Предполагает становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.); владение подвижными играми с правилами; развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через народные игры.
Реализация каждого направления предполагает решение специфических задач во всех видах детской деятельности, имеющих место в режиме дня дошкольного учреждения: режимные моменты, игровая деятельность; специально организованные традиционные и интегрированные занятия; индивидуальная и подгрупповая работа; самостоятельная деятельность; опыты и экспериментирование.
2.2 Примерное планирование образовательной деятельности
1 Блок «Мой родной казачий край »
Познакомить детей с историей возникновения Оренбуржья, дать понятия о традиционных качествах характера казака: гостеприимстве, трудолюбии, доброте, знакомить детей с природой родного края; знакомить с трудом взрослых в прошлом и настоящем; углубить представления о родном крае, о видах труда в промышленности и сельском хозяйстве; рассказать о людях, прославивших своим трудом наш край.
2 Блок «История казачества»
Формировать представления об истории казачества; содействовать развитию у детей начал исторического и гражданского самосознания, ощущения причастности к историческому прошлому. Воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
3 Блок «Жизнь и быт казаков»
Знакомить детей с жизнью, бытом казачества. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (Рождество, Пасха и т.д.). Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь. Познакомить детей с традиционной кухней Православных праздников (блины, куличи, творожная пасха, яйца, пироги на именины). Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали, различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
4 Блок «Культура казаков»
Воспитывать духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутри культурных, исторических корней и связей. знакомство и формирование представлений об основных видах народно-прикладного творчества (гончарное ремесло, ковка, плетение из рогозы, плетение из бисера). Сообщение сведений о бытовых традициях, обрядах казаков. Знакомство детей с музыкальным фольклорным народным творчеством казаков: разучивание казачьих песен, плясок, прибауток, потешек.
Старшая группа
1 Блок «Мой родной казачий край»
СЕНТЯБРЬ – «МОЙ КРАЙ»
Форма работы:
Беседа «Люблю тебя, мой край родной»
-Просмотр видео презентации «Богатство нашего родного края»
-Фильм – презентация «Мой родной казачий край»
-Рассматривание альбома о родном крае
-Разучивание казачьих игр «Утица», «Три бабки»
-П. Воронко «Лучше нет родного края
-Рисование «Мой край»
-Аппликация «Край будущего»
-Коллективна работа «Родина»
-Дидактическая игра «Собери флаг и герб края»
-Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живёшь?».
Содержание работы:
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.
Заинтересовать детей подвижными кубанскими народными играми. Воспитывать у детей патриотические чувства, чувства сопереживания и взаимовыручки.
Воспитывать нравственные качества дошкольников на примере
литературных образов сказки.
Воспитывать уважение к старшему поколению.
Развивать творческие способности у детей в рисовании.
ОКТЯБРЬ - «МОЯ СЕМЬЯ»
Форма работы:
-Беседа «Моя большая семья»
-Рассматривание репродукцию картины И. Батюков «Семья за столом»
-Игровые упражнения «Скажи быстро», «Кто больше назовет»
-Чтение Д. Габе «Моя семья»
-Л. Толстой «Старый дед и внучек» немецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров
-Разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о семье
-Рассматривание семейных фотографий.
-Казачьи подвижные игры «Ручеек», « Лапта»
-Спортивное развлечение «Зарница»
-Сюжетно – ролевая игра «Дочки – матери», «Семья», «В гости к бабушке»
-Игры драматизации по сказкам:
В. Осеева «Обычная старушка», «Сказка для мамочки»
- Рисование «Моя семья»
-Аппликация «Дом для большой семьи»
-Выставка рисунков «Мы одна дружная семья»
Содержание работы:
Расширять представления детей о родственных отношениях в семье. Обратить внимание на многонациональность родственных отношений. Закрепить имя, отчество родителей, закрепить родственные связи.
Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным.
Формировать представление у детей о семье на примере людей и героев сказок, используя их заместители.
Вызывать радость от совместной деятельности.
Развивать и реализовывать сильные качества человека: смелость, ловкость, быстрота реакции, истоки высоких чувств патриотизма, верности, боевых начал.
Поддерживать инициативу детей создавать аппликации из геометрических фигур, оформлять работы по образцу.
Обогащение социально-игрового опыта между детьми, развитие игровых умений по сюжету «Семья».
2 блок «История казачества»
НОЯБРЬ – «КТО ТАКИЕ КАЗАКИ?»
Форма и тема работы:
-Рассматривание символов казачества
-Беседа «Кто такие казаки»
-Беседа «Казачьи заповеди и поговорки»
-Видео ролик «История казачества»
-Встреча с атаманом городского поселения.
-Чтение Л. Толстой «Стихи про казаков», Мицкевич Адам «Друзьям»
-Посещение мини музея «История наших предков»
-Слушание казачьих песен
-Создание в группе мини – музея казачества
-Подвижные игры: «Как у дядюшки у Трифона», «Иголка, нитка, узелок»
-Рассматривание иллюстраций, репродукций, старых фотографий о казаках
-Подбор пословиц, поговорок о казаках.
-Рисование «Украшаем праздничные костюмы казака и казачки»
-Лепка «Конь для казака»
Содержание работы:
Вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков.
Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека.
Воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.
Воспитывать у детей познавательный интерес к художественной литературе.
Обобщить и расширить представления детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость».
Познакомить с традиционными костюмами казака и казачки, обратив внимание на украшение вышивкой женской и мужской одежды.
Передавать характерную форму частей животного. Воспитывать эстетический вкус ребёнка, трудолюбие, аккуратность, желание довести начатое дело до конца.
3 Блок «Жизнь и быт казаков»
ЯНВАРЬ – «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ– КАЗАЧИЙ БЫТ»
Форма работы:
-Беседа «В казачьей хате»
-Беседа «Труд казака и казачки»
-Беседа «Казачья кухня»
-Дидактическая игра «Что нужно казаку и казачке для труда»
-Рассматривание альбомов «Предметы быта казаков»
-Экскурсия в мини музей «Подворье казака»
-Рассматривание репродукцию картины С. И. Васильковский «Казачий двор»
-Беседа «Зимние казачьи игры»
-Подвижная казачья игра «Конники»
-Рисование «Раскрашивание казачьего куреня»
-Лепка из соленного теста «Посуда казака (кувшин, ложка)»
-Плетение из газетных трубочек – казачий плетень.
-Просмотр мультфильма «Как казаки» серии «Как казаки кулеш варили», «Как казаки соль покупали»
Содержание работы:
Формировать представления детей о жизни, традициях и обычаях казаков.
Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)
Развивать эстетические чувства, любознательность.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства. Обогащать словарь народными пословицами и поговорками, загадками.
Поддерживать инициативу детей красиво расписывать посуду казаков (кувшин, ложки).
Знакомить детей с традициями казачьей кухни, с правильным и рациональным питанием.
ФЕВРАЛЬ – «БАБУШКИН СУНДУК»
Форма работы:
Дидактическая игра «Эволюция вещей»
-Беседа «Сердце матери лучше солнца греет»
-Красна изба. Экскурсия в мини- музей детского сада.
-Дидактическая игра «Составь узор».
-Рассматривание альбомов «Одежда к казаков»
-Видео фильм «Атамань»
-Подвижные казачьи игры «Каши», «Тише едешь, дальше будешь»
-Чтение сказки «Папаха»
-Аппликация «Узор для бабушкиного сундука»
-Лепка «Чудесные горшочки»
-Сюжетно- ролевая игра «Гостям мы рады»
Содержание работы:
Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить представления о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.
Упражнять в лепке горшка из столбика, скручивая его «улиткой», украшать «налепом», развивать творчество, эстетический вкус, воспитывать интерес к народному искусству
4 блок «Культура и традиции казаков»
МАРТ – «ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ»
Форма работы:
-Беседа «Игры и забавы казаков»
-Беседа «Как песня родится»
-Видео фильм «Русские напевы»
-Видео фильм «Весенние заклички»
-Беседа «Традиции и обычаи казаков»
-Просмотр мультфильма «Как казаки» серия «Как казаки на свадьбе гуляли»
- Просмотр мультфильма «Жил был пес»
-Рассматривание альбома «Обычаи и традиции казаков»
-Подвижные казачьи игры
«Пятнашки», «Калачи»
-Праздник «Масленица пришла – радость принесла»
-Пословицы и поговорки казаков
-Разучивание песен «Мы с тобой казаки», «Ой, вы тучки – строевая»
-Частушки на казачью тему
-Декоративное рисование «Расшиваем платок узорчатый»
Содержание работы:
Познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией казаков.
Развивать ловкость, увёртливость, стремление к победе.
Познакомить детей с историей рождения казачьей песни, дать понятие как деятельность донских казаков пересекается с казачьей песней, текстом и мелодией.
Формировать способности детей передавать характеристики определенного образа в инсценировках по мотивам донского казачьего фольклора, пробуждать интерес к казачьей культуре и традициям.
Формировать психологически комфортное эмоциональное состояние ребенка при общении в праздничной атмосфере.
АПРЕЛЬ – «ПАСХАЛЬНЫЙ ЗВОН»
Форма работы:
- Беседа «Вербное воскресенье»
- Рассматривание веточек вербы с использованием в игре «Ручеек»
-Экскурсия в Свято Троицкий храм
- Лепка «Вербная веточка»
- Беседа «Пасха в казачьей семье»
-Чтение «Пасхальные сказки»
- Видео ролик «Пасха - история, традиции, обряды»
-Дидактическая игра «Пасхальные палитры»
- Дидактическая игра «Найди пару»
-Подвижные казачьи игры «Кто быстрее перенесет яичко в ложке». «Радужное лукошко».
-Роспись яиц к празднику
Содержание работы:
Познакомить с обычаями и приметами этого дня. Воспитывать уважение к русским православным традициям.
Формировать представления детей о празднике "Светлая Пасха".
Воспитывать любовь к настольным играм.
Привить интерес к казачьим играм и положительное отношение к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни совместно с родителями.
МАЙ – «КАЗАЧЬЯ КАПУСНАЯ ВЕЧЕРКА»
Форма работы:
Карусель казачьих игр
«Цепи-цепи»
«Тише едешь, дальше будешь»
«Репка»
- Просмотр мультфильма «Как казаки в футбол играли»
- Просмотр мультфильма «Как казаки олимпийцами стали»
Содержание работы:
Формирование социальной личностной мотивации детей дошкольного возраста на сохранение своего здоровья, укрепление и сохранение своего собственного здоровья. Способствовать возрождению народных подвижных игр; изучить старинные подвижные игры казачат
Подготовительная группа
1блок «Мой родной казачий край»
СЕНТЯБРЬ – «КРАЙ РОДНОЙ»
Форма работы:
-Заочное путешествие по родному краю «Мой край на карте нашей страны»
-Просмотр презентации «Хлебные поля – наша гордость»
- Рисование «Оренбургские степи»
-Рассматривание иллюстраций И. Шишкина «Рожь», Г. Мясоедова «Жатва»
-Лепка «Оренбургский каравай»
-Беседа «Наш край в произведениях художников, поэтов и музыкантов»
-Экскурсия в сельскую библиотеку
Содержание работы:
Дать представление о географическом положении нашего края.
Расширять представления о тружениках сельского хозяйства нашего края.
Систематизировать представления детей о долгом пути хлеба от поля до стола в прошлом и настоящем времени.
Закрепить представления детей о хлебе как о ценном продукте Оренбургской земли. Обратить внимание детей как художники изображают в картинах хлеб, воспитывать эстетический вкус.
ОКТЯБРЬ - «ПОЧЕМУ Я ЛЮБЛЮ СВОЙ КРАЙ»
Форма работы:
-Беседа «Чем богат наш край»
-Создание альбома о животном мире нашего края
-Знакомство с Красной книгой Оренбургского края
-Словотворчество – придумывание рассказов о жизни животных
-Викторина «Знатоки животных»
-Беседа «Сам погибай, а коня выручай»
-Рассматривание иллюстраций «Мой конь вороной»
- Рисование «Степь привольная»
- Чтение С. Черный «Жеребенок»
Содержание работы:
Познакомить детей со значимостью коня для казака, рассказать, как казаки ухаживали и заботились о лошадях, воспевали в своих песнях.
Расширять интерес детей к изучению истории казачества
Расширять представление детей об экологии родного края. Передавать в рисунках окружающую природу
2 блок «История Казачества»
НОЯБРЬ – «КАЗАКИ – ГЕРОИ»
Форма работы:
- Встреча наставников и ветеранов казачьего движения.
-Народная казачья игра «Городок»
- Презентация «Сирень 45 года»
-Беседа об участии казаков в ВОВ
- Рассматривание портретов и иллюстраций казаков – героев
- Чтение рассказов о героях – казаках ( Ермак Тимофеевич, Матвей Платов, Семен Дежнев, Кондратий Булавин)
- Рассматривание картинок из серии «Казачье снаряжение»
- Беседа «Казачий круг»
- Беседа «Степные рыцари»
- Лепка «Казачий струг»
-Сюжетно – ролевая игра «Проводы на службу»
-Рассматривание репродукцию картины «Казак в дозоре»
- Подвижные игры- эстафеты «Скачки наперегонки», «Перетяни канат»
- Просмотр мультфильма «Казак Ель»
- Аппликация «Флаг Всевеликого Войска казачества»
Содержание работы:
Познакомить детей с традициями и обычаями правления среди казаков, объяснить смысл сбора в круг, расширять представления о правительстве в казачестве.
Расширять представление детей о передвижении казаков по рекам. Показать приемы лепки лодки из пластилина в сочетании с природным материалом.
Закрепить представления обрядов и обычаев казаков. Знакомить детей с военной жизнью казаков, значимостью казачьих дружин, умением охранять свои границы от врагов, способами ведения боя и организацией военных походов.
Развивать ловкость, смекалку, и смелость.
Познакомить детей с казачьей символикой, расширять представления о значении сочетания цветных полос на флаге.
ДЕКАБРЬ – «КАЗАЧЬЯ ЛАВКА»
Форма и тема работы:
- Видеоклип «Убранство куреня»
-Дидактическая игра «Жилище казака»
-Рассматривание картинок из серии «Предметы быта казаков»
- Беседа «Вышивка»
-Аппликация «Украсим рушник»
- Беседа «История костюма казаков»
- Рассматривание сюжетных картинок из серии «Казачьи ремесла» (гончарное, вышивка - золото плетение, резьба по дереву.
Содержание работы:
Познакомить детей с творчеством казачек, значением рушника в казачьей семье.
Знакомство с вышивкой и плетением кружев, закреплять обобщающего понятия «одежда», «инструменты»- игла, наперсток, ножницы, пяльца.
Формировать представление детей о вышивке, как виде народного искусства, выполнять узор из геометрических фигур, ритмично соблюдая линию орнамента.
Продолжать знакомить детей с историей мужской и женской одежды казаков, пополнить словарь староказачьими словами: юбка – запаска, парочка – юбка и кофта, завеска – фартук, чекмень – папаха, фуражка
3блок «Жизнь и быт кубанских казаков»
ЯНВАРЬ – «РУССКОЙ ПЕЧКИ НЕТ ДОБРЕЕ»
Форма работы:
-Беседа «Старый медный самовар»,«Квасник», «Солонница»
- Лепка «Вареники для казаков»
-Рассматривание репродукций картин Е.Покидченко «Казачье застолье»
- Изготовление «Книга рецептов казачьей кухни» для игры «Семья»
-Сюжетно-ролевая игра «Казачка в курене»
- Подвижная игра «Казачка на базар ходила»
-Дидактическая игра «Вершки и корешки»
-Хороводная игра «Каравай»
-Беседа «Казачья кухня» (повседневная, походная, праздничная и обрядовая пища)
Содержание работы:
Знакомить детей с традициями казачьей кухни.
Обогащать опыт детей о посуде казаков, знакомить с предметами народного творчества, о значении солонницы на обеденном казачьем столе.
В игровой форме закрепить представления детей о назначении казачьей посуды, использовании ее в повседневной жизни.
Закреплять представление детей о растениях, их строении, применении в кулинарии.
ФЕВРАЛЬ – «ЗЕМЛЕДЕЛИЕ КАЗАКОВ»
Форма работы:
-Беседа «Сельское хозяйство казаков»
-Рассматривание инвентаря, применяемого казаками в земледелии.
-Спортивный праздник «Мы ребята – казачата» (23 февраля)
- Экскурсия в музей казачества
-Беседа «Хлеб – всему голова»
- Сюжетно ролевая игра «Несэ Галя воду»
-Подвижная игра «Ручеек»
- Лепка «Колодец, колодец, дай воды напиться»
- Конструирование «Сруб колодца»
Содержание работы:
Расширять представления детей об орудиях обработки земли, используемых казаками (плуг, борона, мотыга, коса, серп). Продолжать знакомить детей со строением хлебных злаков, с условиями, необходимых для выращивания. Люди, каких старинных казачьих профессий занимаются выращиванием хлеба.
Расширять представления детей о казачьей утвари.
Познакомить детей со значимостью колодца в степи, дать представление детям о профессиях лозоходцев и копателей колодца.
Обогатить опыт детей о формах колодцев, строящихся казаками (журавль). Познакомить с приемом выкладывания сруба из бревен (веточек)
4 Блок «Культура и традиции казаков»
МАРТ – «ГАЛЕРЕЯ КАЗАЧЬИХ СКАЗОК»
Форма работы:
- Дидактические игры «Из какой сказки», «Соберу фигурку»
- Драматизация театра казачьих сказок детьми и обыгрывание с использованием разных видов театра (Кот и лиса)
- КВН «Затоки казачьих сказок»
- Образовательный проект «Галерея казачьих сказок»
-Просмотр мультфильма «Жихарка-казачья сказка»
- Чтение сказки «Казак и лиса»
-Рисование «Скотный двор казака» Коллективная работа
-Лепка «Лиса-красотка» по мотивам сказки «Казак и лиса»
-Аппликация «Корова, Аннушка» по мотивам сказки «Черная коровушка и Аннушка»
-Просмотр мультфильма «Казак и солнце»
- Знакомство с казачьей сказкой «Тройная благодарность»
- Беседа «Сердце матери сильнее греет»
- Рассматривание «Образ матери в работах местных художников»
- Выставка рисунков «Моя любимая сказка»
Содержание работы:
Отгадать сказку по предметам, действиям, отдельным фразам.
Познакомить детей с казачьими сказками, обобщить представления детей о казачестве, прививать любовь к устному народному творчеству, воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки и поддержки посредством казачьего творчества. Обобщить и активизировать словарь.
Закреплять способности пересказывать сказки, рассказывать пословицы, совершенствовать у детей интонационную выразительность речи. Закрепить способность пользоваться при ответах разными предложениями.
Расширять представления детей об отношении к матери – женщине в казачьей семье.
АПРЕЛЬ – «КАЗАЧЬИ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ»
Форма работы:
-Беседа «Дай верба здоровья»
-Игра с писанками «Носики»
-Экскурсия в Храм Казанской Божьей Матери
- Просмотр презентации «Православные праздники у казаков»
- Беседа «Масленица пришла – радость принесла»
- Изготовление «Масленички» (кукла – девочка)
- Игра – инсценировка «Колядки»
- Рассматривание сюжетных картинок «Покров – праздник казаков»
- Чтение А.В. Бородина «Покров Пресвятой Богородицы»
- Слушание музыкального произведения с колокольным звоном «П.И. Чайковский «В церкви» Пьеса из детского альбома»
- Беседа «Великая Пасха»
- Лепка. Изготовление пасхальных куличей из теста
-Сюжетно ролевая игра «Готовим горницу к Пасхе»
- Беседа «Праздник Троица»
- Встреча с настоятелем Храма Казанской Божьей Матери.
Содержание работы:
Расширять представления детей об обычаях казаков, применением в жизни.
Продолжать знакомить с правилами
игры, развивать меткость и способность контролировать силу удара.
Расширять представление детей о православной церкви, ее оснащении, атрибутах и реликвиях.
Познакомить детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники .
Приобщение детей к православной культуре через слушание музыкальных произведений.
Продолжать знакомить детей со значением расписных яиц, как объект дарения друг другу с пожеланиями здоровья, добра и счастья.
МАЙ – «ЛЮБЛЮ КАЗАЧЬИ, Я НАПЕВЫ»
Форма работы:
- Совместное мероприятие-конкурс «Казачий фольклор» Конкурс лучшего чтеца
- Прослушивание казачьих песен в записи
-Разучивание песни «Пчёлушка златая»
-Хороводная игра «Катя по садочку гуляла»
-Рассматривание альбома «Оренбургский казачий хор»
-Просмотр презентации «Выступление казачьего хора»
Содержание работы:
Воспитывать любовь к народному фольклору.
Развивать способности детей обыгрывать казачьи песни, объяснять смысл текста, воспитывать любовь к предкам.
2.3. Особенности взаимодействие педагогов с семьями воспитанников
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей. Совместная работа помогает формировать нравственно- патриотическое отношение и чувства сопричастности к семье, посёлку, стране, к культурному наследию своего народа.
Программа исходит из того, что предоставляет родителям возможность участия во всех аспектах образовательной деятельности.
Для реализации поставленных задач по программе, используются различные формы взаимодействия с родителями такие как:
- беседы;
- совместные праздники и развлечения;
- выставки совместных работ;
- дни открытых дверей;
- совместные экскурсии и прогулки;
- фотовыставки;
- выставки семейных реликвий;
- семейные проекты;
- конкурсы семейных талантов;
- привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды группы;
- информация на сайте ДОО
Совместная деятельность родителей (законных представителей) и педагогов способствует появлению у ребенка чувства гордости за себя и членов семьи. Он усваивает основы социального поведения, а родители (законные представители) принимают участие в образовательном процессе.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Методическое обеспечение программы, средства обучения и воспитания.
В соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение программы включает в себя:
Методические пособия:
Гордеева А.А. «История казачества» М. Вече, 2006г
Косаева В.Н. «Народная культура и традиции Занятия с детьми 3-7 лет» Учитель 2019г.
Пантелева Н.Г. «Народные праздники в детском саду», «Мозаика – синтез», 2014г.
Тимофеева Л.О., Тимофеева Т.В., Волохова Н.Н. «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» Учитель, 2016г.
Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» 2003г.
Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», «Детство-Пресс», 2008г.
Иванова Т.В. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма», «Корифей», 2005г.
Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается родина?», «ТЦ Сфера», 2005г.
Попова Т.А. «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре», «Мозаика-Синтез», 2010г.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России», «Скрипторий» 2012г.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Нравственное воспитание в детском саду», «Мозаика-Синтез», 2008г.
Видео и мультипликационные фильмы:
«Мы живем в России - казаки»
«Казаки – как казаки»
«История казачества»
«Казачья воля»
«Мульти Россия – все серии»
«Энциклопедия Казачества»
«Мультфильм казак Ель»
«Русские напевы»
«Фольклор. Сказки»
«Весенние заклички»
Список художественной литературы:
Александр Путов «Казачьи былины»
Борис Алмазов «Казачьи сказки»
Валентина Осеева «Просто старушка»
Василий Лебедев Кумач «Мы храбрые люди»
Дора Габе «Моя семья»
Зинаида Александрова «Родина»
Лев Толстой «Старый дед и внучек», «Стихи про казаков»
Платон Воронько «Мальчик Помогай»
Юрий Жуков «Сказки и мифы о казаках»
Демонстрационный материал:
Демонстрационный материал для занятия в детском саду и дома :
«Славянская семья: родство и занятия»
«Защитники Отечества»
«Одежда казаков»
«Предметы быта казаков»
«Обычаи и традиции казаков»
«Станичные ремесла»
«Казачье снаряжение»
Соловьева Елена Викторовна «Наследие» и быль, и сказка» 2011 Линка-Пресс
Экспозиции:
Альбом старинных предметов быта,
Альбом одежды и быта казаков,
Макет «Подворье казака».
Перечень репродукций картин:
С. И. Васильковский «Казак в дозоре», «Казачий двор», «Подарок», «Казаки в степи»
А. Сластион «Проводы на сечь»
А. Бубнов «Тарас Бульба»
Ф. Рубо «Казаки атакуют»
Е. Покидченко «Казачье застолье»
А. Лях «Серия работ о кубанском казачестве»
К. Филиппов «Казаки в походе»
А. Бруно «Охота», «Батя! Да поихалы вже», «Мелодия весны», «Казачий хутор»
В. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин».
3.2 Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания соответствующими материалами, в соответствии со спецификой Программы.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
В группе оборудованы различные пространства: для игр, конструирования, уединения, экспериментирования; используются разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется: вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, что позволяет соблюдать принцип вариативности среды.
Для активизации эстетических впечатлений используется плакатная графика, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства, картины с использованием природного материала.
В группе оборудован центр казачьего искусства (глиняные игрушки, деревянные матрёшки, предметы быта), дидактические материалы для изучения истории казачества. Оформлены тематические альбомы из жизни казаков, росписями, фотоальбомы, подобраны атрибуты к сюжетно-ролевым, театрализованным играм.
Вся созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Губогло М.Н., Цулая Г. В. «Русские народы и культуры», Издательство «Наука», Москва,1999 г
2. Коваленко, А. И. «Культура казачества восточных окраин России (XVII – начало XX вв.)», Благовещенск: «Зея», 2008 г
3. О.Н. Капшук «Русские праздники и обряды» , Издательство «Феникс», Ростов н/Д,2010 год
4. Федосов П.С. «Казачий мир», РИО Филиала МГОПУ им. Шолохова, Ставрополь, 2005 г
6. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
7. Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
8. Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
9. Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Карелия - мой край родной" для детей среднего дошкольного возраста
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.Реализация р...
Программа Бурятия - мой край родной!
Парциальная программа по краеведению "Бурятия - мой край родной!" (Краеведение в пиктограммах)...
Проект "Казачий край родной"
Проект "Казачий край родной"...
Рабочая программа кружка «Мой край родной, Башкортостан» для детей старшего дошкольного возраста (срок реализации 1 год, возраст детей с 5-7 лет).
Программа направлена на приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и истории народов Башкортостана, на воспитание патр...
Дополнительная программа "Югра- мой край родной!"
quot;Югра- мой край родной!"...
парциальная программа "Бурятия, мой край родной"
Рабочая программа «Бурятия, мой край родной», является частью основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения М...
Проект «Дон казачий - край родной!»
Работа организована с учетом регионального компонента и способствует знакомству с особенностями жизни и быта донских казаков, с народным костюмом, с обычаями и праздниками....